профессор Каракалпакского
госуниверситета им. Бердаха
ВЫЗОВЫ ЖИЗНИ И ПУТИ ПЕРСПЕКТИВНОГО
РАЗВИТИЯ КОРЕЙЦЕВ КАРАКАЛПАКСТАНА
Демократические преобразования, происходящие в Каракалпакстане - открытость общества, глобализация экономики, принятие, соответствующих международным нормам, национальных законодательных актов, связанных с обеспечением социальных, политических, гражданских прав и свободы человека, создание условии для развития и преумножения каждым народом своей самобытной культуры, истории, языка обусловили переустройство социально-политической системы, модернизацию образования на основе концептуальных документов "Закона об образовании", "Национальной программы по подготовке кадров" (1997г), духовное возрождение всех народов, проживающих в республике, способствовали всемерному развитию дружественных связей с ближним и дальним зарубежьем, росту международного доверия. Важнейшим завоеванием демократического Каракалпакстана является обеспечение гарантии религиозной свободы в соответствие с Конституцией республики Узбекистан (1992 ) и " Закона о свободе совести и религиозных организациях ( 1998 г).
Действенную роль в решении этих задач играют встречи глав государств, деятельность посольств, общественных организации США, Англии, Японии, Южной Кореи, Китая и многих других стран.
Демократизация жизни, всемерная помощь мирового сообщества обусловили коренные перемены в Каракалпакстане. Так, стали возможными выезды граждан республики на учебу и работу в дальнее зарубежье.
В последние 4 года свыше 1000 человек из Каракалпакстана трудятся на разных предприятиях Южной Кореи, более 200 человек совершили деловые поездки, прошли стажировку в США, Англии, ФРГ, Франции, Японии, Южной Корее, Китая, Турции и других государствах. Кроме того, действуют совместные с зарубежными странами фирмы, заводы, различные предприятия. Из года в год увеличивается число мечетей, открываются церкви.
Однако, несмотря на все позитивные перемены, происходящие в Каракалпакстане, исторический поворот к новой жизни обусловил тягчайшие вызовы, связанные с радикальным изменением положения, социального, образовательного статуса национальных меньшинств, в том числе корейцев. Национальное меньшинство в республике на 2002 год составляет 487, 9 тысяч (31, 48 %) от общего населения республики, в том числе корейцев 7,1 тысяч ( 0,5 %). .
Для определения состояния межнациональных отношений, положения национальных меньшинств, в частности корейцев, выявления отношения разных этнических групп, включая представителей титульной нации (каракалпаков, узбеков) к корейцам, мы провели социологическое исследование среди студенческой молодежи Каракалпакского университета имени Бердаха. В опросе участвовало свыше 100 студентов. Им было предложено ответить на такие вопросы:
- --
Хотели ли Вы жить в моноэтническом государстве?
- --
Одобряете ли Вы смешанные браки?
- --
Как живется национальному меньшинству в республике ? Ваше отношение к ним.
- --
Назовите модальные качества корейцев.
Результаты ответов отражают жизненные реалии, а отдельные из них носят обнадеживающий характер, особенно в плане межнациональных отношений. Так, все участники опроса подчеркнули, что не хотели бы жить в моноэтническом государстве. Свыше 96 % из числа опрошенных спокойно относятся к смешанным бракам, но более 4О% из их числа отдают предпочтение бракам, основанным на представителях одной веры. Такой подход, на наш взгляд, обусловлен не национальной неприязнью, а религиозным всплеском, ставшей приметой времени. Большинство респондентов озабочены положением национального меньшинства в республике. Приводим наиболее типичные ответы: "Национальному меньшинству всегда трудно. Им трудно в любом государстве: Я очень трепетно отношусь к ним".
"Я думаю, что у нас национальное меньшинство страдает из-за незнания государственного языка. Им труднее устроиться на работу, поступить в вузы". " Мне жаль, что республику покидают русские, корейцы, казахи и другие народы. Среди них есть и мои друзья. Они уезжают потому, что нет работы" и т.д. Для участников опроса, корейцы, проживающие в республике, не персонифицируют в себе "образ" агрессивного, жестокого человека." В их сознании кореец, прежде всего, отличается - трудолюбием. Ниже мы приводим модальные стереотипы корейцев., названные участниками опроса в порядке их предпочтительности:
1.Трудолюбивый
2. чистоплотный
3. дружелюбный
4. честный
5. умный
Названные респондентами модальные стереотипы корейцев, говорят об изменении общественного мнения о них. Так, до распада Советского Союза, как правило, в числе определяющих черт характера корейцев назывались - трудолюбие, ум, доброта, после распада - ум оказался на 5- месте, что ,несомненно ,связано с понижением их образовательного уровня.
В перечне модальных стереотипов корейцев не названы такие качества как предприимчивость, инициативность, активность.
Эти данные полученные нами, совпали с результатами социологического исследования, проведенного Сикевичем З.В, с его выводом о том, что у народов бывшего Союза еще не сформированы новые стереотипы "Характерно, - пишет Сикевич З.В, что такие рыночные черты, как активность или инициативность вообще не упомянуты ни одним участником опроса"1
..Проведенное нами социологическое исследование говорит о стабильности межнациональных отношений, о неприятии участниками опроса шовинизма, уродливых явлений - взяточничества, стяжательства, одновременно, свидетельствует о тяжелом положении национальных меньшинств, включая корейцев, об их инертности, несформированности у них новых черт, необходимых в условиях демократических преобразований.
Сложность положения корейцев, впрочем, как и национального меньшинства в целом, усугубляется нерешенностью множества острейших проблем современности, связанных с вызовами новой жизни, обусловивших падение их социального, образовательного статуса, во многом, с отсутствием комплексной позитивной программы по обустройству жизни малых этнических групп с учетом социальных изменений, перспективы их судеб в независимом Узбекистане и Каракалпакстане.
В этой связи справедливым представляется утверждение О. Брусина и И.А. Осипова о том, что в странах Центральной Азии "не прослеживается сколько-нибудь определенной государственной политики в отношении людей некоренных национальностей"2
Из-за отсутствия конкретной программы по обустройству национальных меньшинств в условиях рыночной экономики, унификации государственных языков (а их два - каракалпакский, узбекский). значительная часть малых этнических групп вынуждена была мигрировать в другие регионы СНГ.
Cерьезнейшим вызовом для корейцев является сложность получения высшего образования, определяемая рядом факторов, а именно: недостаточным количеством вузов, невозможностью, согласно своему призванию, выбора специальности, из-за их ограниченности и дублирования в учебных заведениях республики.
Каракалпакстан, будучи на задворках страны Советов, получил в наследство весьма ограниченное число высших учебных заведений.
С 1935 года по 1976 г.г. в республике действовал всего один вуз- Педагогический институт имени Т.Г. Шевченко, реорганизованный в 1976 году в Каракалпакский госуниверситет имени Бердаха, который стал прародителем 3-х вузов Нукусского пединститута, Нукусского филиалов Ташкентского педиатрического и аграрного институтов.
В республике нет ни одного технического вуза. Комплекс проблем, связанных с получением образования, обусловлено введением государственного языка, высокой контрактной платы за учебу.
В связи с этим в вузах Каракалпакстана на всех отделениях (очном, заочном) резко сокращен план приема в европейские группы, а по большинству специальностям не предусмотрено вовсе.
К тому же контрактная плата из года в год становится недоступной для большей части выпускников, включая корейцев, вследствие чего ежегодно вузы республики не выполняют план приема по контракту. Так, в 2003 году он составил 45%. Многие юноши и девушки, среди них немало корейцев, успешно сдав экзамены, вынуждены из-за материальных затруднении оставить учебу.
Еще хуже обстоит дело с магистратурой, которая охватывает также незначительное число обучаемых - 155 человек. Подготовка магистров осуществляется лишь на государственном языке и поэтому корейцы фактически лишены возможности обучения в ней. Кроме того, корейцы Каракалпакстана, в большинстве своем, при всем желании из-за материальных трудностей не в состоянии получить образование в ближнем и дальнем зарубежье. За последнее десятилетие лишь 10 корейцев сумели поступить в вузы России и Казахстана, 6 корейцев из числа одаренных учащихся и студентов в 2002-2004 году переведены в США, Китай.
В целом в вузах Каракалпакстана, в силу вышеуказанных причин, учится небольшое число корейцев. См. таблицу 1.
. Таблица 1
КГУ
(годы)
|
Общее кол-во
Поступивших
|
Каракалпаков
|
узбеков
|
русских
|
Казахов
|
туркмено
|
Кореецев
кор! %
|
Дриугие
|
2000
|
1232
|
677
|
277
|
12
|
218
|
24
|
4 - О,3%
|
20
|
2001
|
1309
|
725
|
311
|
23
|
198
|
26
|
6 - О.;4
|
20
|
2002
|
1662
|
933
|
264
|
12
|
284
|
23
|
7 -0,4
|
39
|
2003
|
1754
|
1086
|
394
|
8
|
222
|
18
|
5 -0,5
|
21
|
2004
|
1772
|
1034
|
402
|
11
|
182
|
22
|
2 - 0,1
|
19
|
Из таблицы следует, что среди поступивших в КГУ имени Бердаха по численности последнее место занимают корейцы. Невелико их число и в НГПИ имени Ажинияза (так, из 1540 студентов, поступивших в 2003 году, (лишь 5 корейцев). Еще меньше их в Нукусском медицинском институте из 190 - (2 корейца.). Нет ни одного корейца, среди обучающихся в Нукусском аграрном институте.
Отсюда видно, что проблема получения высшего образования корейцами Каракалпакстана носит серьезнейший характер и требует поиска оптимальных путей ее решения. Тяжелейшим вызовом для корейцев, наряду с получением образования, стала безработица, связанная с унификацией государственных языков, продолжающейся экологической катастрофы (высыханием Аральского моря, дефицитом водных ресурсов, истощением земли).
Названные жизненные реалии обусловили массовый отток корейцев управленческих, инженерно-технологических, сельскохозяйственных отраслей из сферы производства в сферу мелкого бизнеса, активизировали миграционные процессы. Начиная с 1989 года по 2002 год Каракалпакстан покинуло свыше 2 тысяч корейцев.
Из которых значительная часть мигрировала во Владивосток, Волгоградскую, Московскую области, а также в Казахстан, Бишкек. Однако в настоящее время из-за постоянного роста цен на проезд, на землю, усиление паспортного режима, усложнение процедур получения гражданства на всем постсоветском пространстве, корейцы потеряли и эту возможность.
Трудности, связанные с безработицей, обусловлены урбанизацией, сплошным раскрестьяниванием корейцев. Так, если по данным полученным Ким Мен Чир1 в 1989 году в сельской местности проживало 0,4% из 9,2 тысяч каракалпакских корейцев, то в настоящее время практически все корейцы переехали в районы и города республики. При этом многие из них, ссылаясь на сложности, связанные с отсутствием аграрной техники, ее дороговизной, пренебрегают сельским трудом. В итоге основная часть корейцев обречена на жалкое существование, ибо новая система рыночной экономики предоставила возможность тем, кто располагал какими-то средствами развивать предпринимательскую деятельность, а таковых корейцев оказалось единицы.
Сложности жизни, переживаемые сегодня корейцами Каракалпакстана, связаны также с утверждением их религиозности. Известно, что в республике, в соответствии с "Законом о свободе совести и религиозных организациях (от 1 мая 1998 года) были, помимо мечетей, открыты две церкви "Мир" и "Эммануил". Однако, из-за нарушения вышеуказанного закона, церковь "Мир", куда ходили верующие корейцы, была закрыта. В утверждении религиозной свободы сказываются последствия прежней жизни - антирелигиозная, атеистическая политика, основанная на понимании религии как опиума народа. К сожалению, и в наши дни, все еще немало граждан, которые с подозрением относятся к людям иной веры, проявляют недоверие к миссионерам .
Следует отметить, что, несмотря на открытость общества, вопросы религиозной свободы остаются почти закрытыми. Так, за истекшее десятилетие в республиканской печати было очень мало публикации, связанных с состоянием религиозной свободы, деятельностью миссионеров, открытием в республике мечети и церквей.
. Не считая для себя возможным давать какие-то рекомендации, мы попытаемся лишь акцентировать внимание на роли религии в формировании культуры человека.
Известно, что в слове "культура" есть древний латинский корень cultus - "почитание богов". "Религия -, писал Д. Мережковский, - еще не культура, но нет культуры без религии"1
Действенную роль в религиозном воспитании, в духовном возрождении людей может сыграть знакомство с художественной литературой, с жизнью великих писателей, гениальных живописцев, использовавших в своем творчестве библейские источники, раскрытие причин, обусловивших их обращение к религии. Благодатным материалом в этом отношении может быть творчество М. Достоевского, М. Булгакова, И. Шмелева, Б. Зайцева, история создания великих полотен Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта, Н.Крамского, А.Рублева и многих других.
В условиях многоконфессионального Каракалпакстана, активизации религиозно-экстремистских сил, важное значение приобретает религиозное просвещение, воспитание в людях чувства уважения к представителям иной веры.
Нравственным уроком в воспитании чувства уважения к иной вере может служить стихотворение А.С. Пушкина "Подражение Корану", в котором поэт, будучи христианином, призывает относиться с любовью к иноверцам, читать священную книгу:
"Мужайся ж, презирай обман
Стезею правдой бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Приобщение людей к религиозным ценностям, повысит их культуру, обусловит осознанный личностный выбор ими веры.
Тяжести жизни обусловили трансформацию сознания корейцев, породили противоречия между заповедями родителей и детей, между старшим и молодым поколением. Если старшее поколение говорит: "Увидеть историческую родину и умереть" и для них понятие "Родина" - вверх мечты. Они готовы пожертвовать, отдать накопленные деньги для похоронного ритуала на то, чтобы побывать на земле своих предков. Среднее же и молодое поколение на вопрос: "Хотели бы Вы побывать на исторической родине?" - ответили: "Пока мы о ней и не мечтаем. Нам приходится думать о насущном хлебе, о том, как прокормить семью, как дать образование детям". Эти две противоречивые исповеди едины, как едины отец и сын, как едина семья.
Они говорят о необходимости поисков путей преодоления существующих трудностей жизни, об острейших вызовах сегодняшнего времени. Что мы можем сделать для поднятия образовательного, социально-материального, гражданского статуса корейцев? Что мы можем сделать, чтобы не было противоречия в духовном сознании старшего и молодого поколения? Как сохранить добрую репутацию о нас, преумножить славу отцов и матерей?
Решение этих вопросов требует всемерной помощи со стороны государственных структур, местных властей. Справедливости ради следует отметить, что представители государственной власти в первые годы после принятия закона "О государственном языке" (1989 год) во многих предприятиях, учебных заведениях организовали бесплатные курсы по изучению государственных языков (каракалпакского, узбекского), но вскоре эта работа была пущена на самотек.
В настоящее время она активизировала работу бирж труда в столице и в районах республики, благодаря этому сейчас свыше 20 корейцев работают в Южной Корее. Кроме того, вот уже два года, как в пользование Ассоциации корейцев Каракалпакстана безвозмездно передано более 30 гектаров земли, что создает возможности трудоустройства отдельных корейцев.
Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в жизни корейцев, положение большинства из них ухудшается из года в год. Здесь сказывается не только отсутствие комплексной государственной программы по обустройству национальных меньшинств, но, прежде всего, пассивность, инертность самих корейцев. Прошедшее десятилетие свидетельствует, что корейцами мало сделано для выхода из трудного положения. Они не приложили достаточных усилий для изучения государственных языков, овладения компьютерной грамотностью, английским языком, тем самым лишились возможности участия в интеграционных процессах. Так, по этой причине, корейцы не попали в число 650 человек, прошедших обучение предпринимательству, в рамках проекта " Иновационные методы повышения уровня жизни населения в республике Каракалпакстан" разработанного Японским фондом по снижению уровня бедности (ЯФСУБ). К тому же среди 634 рабочих мест, выделенных, согласно этому проекту, все по той же причине, корейцам не досталось ни одного места. Таким образом нынешнее положение корейцев обуславливает необходимость разработки концепции по обустройству национальных меньшинств, включая корейцев, предусматривающей эгалитарность образования, создание равных стартовых условий и равных возможностей в овладении знаниями, в получении высшего образования; разработки языковой и компьютерной стратегии, кредитной системы для вузов, введение льгот для талантливой сельской молодежи (проживание в общежитии, питание в студенческих столовых), снижение контрактной платы для отличившихся в учебе студентов, отмены контрактной платы для одаренных выпускников, выдержавших экзамены в вузах ближнего зарубежья России, Казахстана, Киргизии и т.д., перевода в вузы дальнего зарубежья США. Англию, Южную Корею, ФРГ, Турцию и т.д. лауреатов Президентской стипендии, а также, исходя из острой потребности республики, открытия сельскохозяйственной академии, технического вуза. Насущными проблемами, которые следует не только обозначить, но и решать на государственном уровне - это трудоустройство граждан путем оптимизации работы районных и городских бирж труда, заключение контрактов с развитыми странами мира; приведение работы, связанной с утверждением религиозной свободы в соответствии с демократическими принципами, закрепленными в Конституции Узбекистана, шире используя в этом деле опыт наиболее развитых государств, где религиозные ценности стали неотъемлемой частью духовного самосознания человека, где чтение священописании "Корана", "Библии" и другой религиозной литературы служит средством повышения общей культуры человека. Разумеется, для реализации названных выше задач потребуется высокая степень самоорганизации личности, его предприимчивость и инициативность.
Наряду с этим, несомненно, нужны будут капиталовложения в Каракалпакстан не только на уровне масштабных гигантов (машиностроения, текстильной промышленности), но и на уровне образования, приобщения корейцев к информационным технологиям, к мировым, национальным, духовным и религиозным ценностям, подготовки профессиональных предпринимателей и руководителей.
Необходимость решения указанных проблем связана с тем, что речь идет об полнокровных гражданах республики, о тех национальных меньшинствах, в частности, корейцах, для которых Каракалпакстан является их Родиной и которые не будут мигрировать в другие географические и экономические зоны и потому участие их в демократических, интеграционных процессах во многом обусловит перспективное развитие страны.
Однако перспективы корейцев Каракалпакстана, их имидж, достоинство будет зависеть не только от состояния их жизни в республике, но и в немалой степени от благополучия и процветания исторической родины. Все что связано с землей предков отзывается в душе каждого корейца. Достойный выход Южной Кореи из валютного кризиса, обусловившей именование ее как "страны экономического чуда", успешное проведение Олимпиады 1988 года, чемпионата мира по футболу 2002 года поднял авторитет не только корейцев полуострова, но и имидж многочисленных соотечественников за рубежом. Поражаясь укладу жизни и человеческих взаимоотношений страны, характеризуемой в мире " страной экономического чуда" я невольно задавалась вопросом, благодаря чему стало возможным это чудо, ее успехи? И поняла - духом людей, объединенных целеустремленностью, общностью национальных интересов. Осознание силы этого духа обуславливает всемерную помощь Кореи странам СНГ, в том числе Каракалпакстану, не только корейцам, но и всему населению республики. Присутствие Кореи в Каракалпакстане - открытие Нукусского представительства института Азиатской культуры и развития (Республика Корея), компьютерного и языкового Центра под эгидой КОIСA в Каракалпакском госуниверситете имени Бердаха, деятельность совместных фирм, заводов, систематическая гуманитарная и медицинская помощь и многое другое стало для граждан республики, включая корейцев, спасительной силой, обусловившей их психологическую устойчивость в сложнейших условиях новой жизни.
Каракалпакские корейцы благодарны посольству Республики Корея в Республике Узбекистан, Фонду зарубежных корейцев, KOICИ, Центру Образования Республики Корея в Ташкенте, Международному институту Азиатской культуры и развития, Хангук университету международных языков и многим другим вузам Кореи за помощь и поддержку, которые оказываются ими. Подаренные вузам Каракалпакстана свыше 40 компьютеров, учебная литература служат делу приобщения молодежи к миру информационных технологий. Наши преподаватели и учителя стажируются в учебных заведениях и научных учреждениях Кореи, волонтеры несут знания о корейском языке и корейской культуре, финансирование образовательных, культурных программ и мероприятий сближают и объединяют представителей нации, организуемые для предпринимателей поездки в Корею, способствуют установлению деловых связей.
Вместе с тем разъединенность единой страны, единой нации ослабляет имидж каждого корейца, где бы он не жил. Отсюда проблемы Севера и Юга Кореи выходят за пределы полуострова и, по существу, являются острейшим вызовом для всех корейцев. Я ученый и не могу дать общественно-политическую оценку продолжающейся с эпохи холодной войны национальному противостоянию. Но как представитель нации, я могу констатировать, что от этой разъединенности, прежде всего, больше всех страдают сами корейцы. В этой связи я позволю себе вспомнить судьбоносное событие- встречи разъединенных родственников, устроенных руководителями Севера и Юга Кореи (2000 год), показанные по телевидению. Эти встречи высветили всю тяжесть и пагубность раздела страны - страдания, муки, живую боль, скорбную любовь, невосполнимые утраты человеческих судеб, послужили ярким примером, подтверждающим необходимость объединения страны, глубочайшая возможность которой заложена в неугасимой и преданной любви корейцев Севера и Юга к друг другу. Вот почему проблема объединения Севера и Юга Кореи должны быть основополагающими у многочисленных соотечественников, проживающих за пределами полуострова, включая корейцев СНГ, в том числе Узбекистана и Каракалпакстана. Прав. Хон Хен Ик который утверждает, что "соотечественники могут выступить в качестве решающего покровителя процесса национального единения Севра и Юга".1 С обретением независимости, демократизацией общества корейцы Каракалпакстана получили возможность участвовать в реализации благородных целей и задач по преумножению величия корейцев, чье достоинство, разум, сила духа, осознание принадлежности к единой нации, требует мирного объединения родины в имя общего процветания.
1 Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Издательство В.М.ихайлова .Санкт-Петербург, 1999 г, с.121.
2 Там же, стр.47-48
1 Ким Мен Чир. Демографические особенности корейского населения Узбекистана. В кн..: Брутта Ким. Корейцы Узбекистана. Кто есть кто, Ташкент, 1997, с. 139.
1 Мережковский Д. Акрополь. Москва., Издательство "Книжная палата", 1991г, с.227
1 Хон Хен Ик. Ядерная проблема Севера и политика мира и процветания Правительства РО Мухен.,2004 5. с.34-35 W W W ACDPU. Go. kr
1