аспирантка 1 -ого года обучения кафедры корееведения
факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби
Сотрудничество Республики Казахстан и Республики Корея в области образования и науки
За период становления независимого государства приоритеты Республики Казахстан во внешней политике претерпели значительные изменения. Но вот уже на протяжении многих лет неизменным остается тесное сотрудничество с так называемыми новыми индустриальными странами Азии (или “азиатскими тиграми”), в ряду которых Южная Корея занимает одно из ведущих мест.
Данная статья посвящена сотрудничеству Казахстана и Южной Кореи в сфере образования и науки, а именно эта область отношений является одной из наиболее значимых как в развитии казахстанско-корейских отношений, так и в становлении новой, модернизированной казахстанской образовательной системы. Целью настоящей работы является определение основных направлений и результатов сотрудничества, то есть в большей степени она реализуется решением постановочных задач конкретно-исторического исследования.
Источниковую базу составляют несколько блоков источников, прежде всего это официальные документы в виде законов Республик Казахстан, постановлений правительства, во-вторых, это международные договоры и двухсторонние соглашения, заключенные между Казахстаном и Кореей; в-третьих, материалы текущих архивов различных организаций, учреждений и университетов и других высших учебных заведений, в-четвертых, периодические издания: газеты и журналы, также материалы из Интернета. Особый блок источников могут составить интервью с официальными лицами, руководителями учреждений образования и науки, профессорско-преподавательским составом.
Несмотря на достаточное количество источников казахстанско-корейское образовательное сотрудничество как отдельная тема не является широко изученной и в основном рассматривается лишь как неотъемлемая часть отношений между двумя странами. Но, хотя объектом исследований чаще всего становится, например, торгово-экономическое сотрудничество, тема образования все же рассматривается самостоятельно в трудах некоторых ученых Казахстана. /1/
В научных работах д.и.н., профессора Г.Н. Кима тема образовательного сотрудничества рассматривается очень подробно, затрагиваются различные его аспекты: становление и развитие казахстанского корееведения, изучение корейского языка в Казахстане, характер сотрудничества, сильные и слабые его стороны и т.д. /2/
С момента установления дипломатических отношений между Казахстаном и Южной Кореей 28 января 1992 г. расширилась не только сфера торгово-экономического сотрудничества, так как укрепление такого рода взаимоотношений подразумевает под собой развитие культурных и образовательных связей. Вообще, казахстанско-корейское сотрудничество развивается быстрыми темпами. Это происходит как в силу того, что Южную Корею привлекает наш рынок для широкомасштабного сбыта готовой продукции и получения доступа к сырьевым ресурсам, так и в связи с тем, что в Казахстане проживает третья по численности в СНГ ,после Узбекистана и России, корейская диаспора (на 1 января 2006 г. - 101,7 тыс. человек). /3/ Что касается образования, то уже с 1992 г. начинает активно развиваться сотрудничество между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Корейским Агентством международного сотрудничества (KOICA), являющимся одним из структурных подразделений МИД Республики Корея и осуществляющим координацию всех правительственных программ по сотрудничеству с развивающимися странами. Еще до официального открытия своего офиса в Казахстане в 1995 г., начиная с 1992 г. KOICA внесла свой вклад в развитие республики в размере 10,2 млн. долларов./4/ Значительная часть расходов предназначалась на развитие образования и науки Казахстана. За это время более 400 человек в составе правительственных чиновников, исследователей и специалистов были направлены Агентством в Южную Корею на различные семинары и тренинги. В то же время в Казахстан прибыли 108 корейских волонтеров. В настоящее время по программе KOICA в республике работают 4 корейских врача (хирург, терапевт, стоматолог и специалист по восточной медицине) и около 30 волонтеров (в основном преподаватели корейского языка, а также программисты, экологи и т.д.). В апреле 2005 г. различным государственным учреждениям были предоставлены компьютеры, медицинское оборудование и др. на сумму 841 тыс. долларов. Были основаны компьютерный центр под эгидой Академии наук Казахстана и Казахстанско-корейский госпиталь Дружбы. Также по договоренности с Министерством образования и науки РК KOICA поддержало проект создания "Центра подтверждения и присвоения квалификаций" (Республиканский и 16 региональных центров). Укреплению сотрудничества с KOICA способствовало и Соглашение, подписанное 20 сентября 2006 г. между Правительством Республики Казахстан и Посольством Республики Корея о деятельности корейских добровольцев в Республике Казахстан. В соглашении говорится о предоставлении правовых гарантий деятельности корейских добровольцев.
Очень активно все эти годы развиваются отношения между университетами Казахстана и Кореи (только за период с 2002 по 2006 гг. было подписано более 20 соглашений). На сегодняшний день практически все крупнейшие ВУЗы республики сотрудничают в той или иной степени с ВУЗами Кореи, при чем нельзя сказать о том, что подобные взаимоотношения направлены лишь на развитие изучения корейского языка. Так, например, Договоры о взаимном сотрудничестве с южнокорейскими университетами заключили Казахстанский медицинский университет, Алматинский технологический университет (АТУ) (партнер - Андонгский национальный университет), Казахский Экономический Университет им. Т. Рыскулова (КазЭУ) (в октябре 2005 г. были заключены соглашения с Университетами Ёнсэ, Каннам и Хансео), Казахский Национальный Технический Университет им. К.И. Сатпаева (КазНТУ).На региональном уровне можно выделить Кызылординский Государственный Университет им. Коркыт Ата (с 2000 г. сотрудничает с Университетом Кенги, Андонгским Национальным университетом, Университетом Каннам), Карагандинский государственный университет им. ак. Е. А. Букетова (партнер - университет Ёнсэ), Таразский Государственный университет, Жетысуский государственный университет. Условия сотрудничества скорее стандартные - обмен студентами, аспирантами, преподавателями, совместное проведение научно-исследовательских работ и т.п. Разница появляется на стадии реализации - некоторые соглашения так и остаются на бумаге.
Естественно, наиболее тесное сотрудничество осуществляется с университетами, в которых есть корейские отделения. Это, в первую очередь, КазНУ им. аль-Фараби, КазУМОиМЯ им. Абылай хана и КазНПУ им. Абая. Международные связи кафедры корееведения КазНУ имеют многосторонний характер. Сюда входят и языковые стажировки в Южной Корее как студентов, так и преподавателей (гранты на языковую стажировку для преподавателей представляет Korea Foundation), проведение международных конференций по проблемам корееведения, научно-информационный обмен, обмен лекционной деятельностью и т.д. Университеты, с которыми сотрудничал и сотрудничает КазНУ - Университет Кенги, Кенхи, Дэгу, Кангнам, Национальный университет Чунжу, Университет иностранных языков Хангук. На сегодняшний день программы по отправке студентов в Южную Корею на языковую стажировку осуществляются вместе с Университетом мировых языков в Сеуле, куда в феврале 2007 г. было отправлено 6 студентов на срок 6 месяцев, Университетом Дэгу, где сейчас обучаются 2 студента КазНУ и университет Кенхи, который принял по южнокорейской правительственной стипендиальной программе 2 студентов. /5/ КазНПУ им. Абая сотрудничает с Университетами Чонан, Ханъян. В то же время в КазНПУ обучаются студенты из Южной Кореи. Здесь же в 2000г. состоялось открытие Казахстанско-корейского научного центра, задачами которого стали проведение исследовательских работ, конференций, занятий по изучению корейского языка и т.д. /6/ Официальными партнерами КазУМОиМЯ в Южной Корее являются Университеты Чоннам, Чонбук, Кемен, Пэдже и Университет мировых языков.
Нельзя полагать, что сотрудничество осуществляется только между высшими школами. Определенная поддержка оказывается и средним школам, в частности тем, где идет изучение корейского языка. Среди них Международная школа-лицей "Достар", открытая в 2000 г., и СШ 65. В основном эта поддержка заключается в спонсорской помощи, предоставлении учебной и материальной базы, необходимой для изучения корейского языка. Основная работа в этом направлении проводится KOICA и Корейским центром просвещения г. Алматы. Изучение корейского языка в школах дает свои результаты, что доказывает, например, конкурс на лучшее сочинение на корейском языке среди учащихся 7-11 классов. Уровень работ год из года растет.
Необходимость развития отечественной науки и наукоемкого производства, также как и в сфере образования, привела к осознанию необходимости международного сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций для освоения новых информационных технологий и получения конкурентоспособной продукции. Поэтому в ходе южнокорейско-казахстанской встречи на высшем уровне в 2003 г. правительства двух стран приняли решение о развитии совместных исследований и сотрудничества в области информационных технологий, а также научно-технического сотрудничества.
В 2002 г. между Академиями наук Казахстана и Южной Кореи был подписан Меморандум о взаимопонимании, который предусматривает проведение совместных симпозиумов, обмен учеными, направление в Казахстан экспертов для проведения обучения информационным технологиям, а также приглашение в Южную Корею молодых казахстанских специалистов для прохождения научных стажировок. /7/
В области науки для Южной Кореи в Казахстане открывается широкое поле для сотрудничества. В основном это касается информационных, био-, нано-, других новых технологий, в которых заинтересовано казахстанское правительство. К тому же, согласно Программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. государство будет всячески способствовать бизнесу, ориентированному на экспорт науки и высоких технологий. Южная Корея с некоторого времени входит в десятку самых развитых стран мира, и не в последнюю очередь благодаря тому, что приоритетным остается развитие IT-отрасли. Именно поэтому создание IT-структуры в Казахстане имеет большое значение. В начале 2006 г. состоялось официальное открытие Корейско-казахстанского центра технологического сотрудничества (ККТС) на базе Национальной Инженерной академии Казахстана. Одной из главных задач Центра является продвижение южнокорейских IT-технологий на казахстанский рынок, так как сегодня многим производственным компаниям требуется новое современное оборудование. Южная Корея выделила 3 млн. долларов на строительство в Алматы IT-центра, где преподаватели из Южной Кореи будут готовить казахстанских IT-специалистов./8, с.7/ В ближайших планах открытие совместных предприятий, которые будут осваивать технологии на базе работ казахстанской фундаментальной науки. Но говоря о создании Центра нельзя не учитывать нашу, казахстанскую, действительность. Сегодня реализовать IT-технологии в Казахстане очень сложно, постоянно пользуются Интернетом не больше 5% населения (в отличие от Южной Кореи, где почти все семьи имеют прямой доступ к Интернету). Однако, директор Центра, доктор Нам Сук Джу, прогнозирует в ближайшее время неизбежное увеличение спроса на IT-технологии в силу того, что сегодня без них ни одно государство не сможет нормально развиваться.
Поддержка в реализации казахстанской стратегии индустриально-инновационного развития оказывается не только на государственном уровне. Начиная с 2004 г. компания "Samsung Electronics" совместно с КазНТУ им. Сатпаева проводит Олимпиаду инновационных IT-проектов "INTECH". Участие в ней могут принять учащиеся школ, лицеев, студенты средне-специальных и высших учебных заведений, магистранты и аспиранты не старше 30 лет. С 2005 г. Олимпиада является международной (страны-участницы: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). Общий призовой фонд "INTECH-2005" составил 6 млн. тенге. В 2004 г. для участия в конкурсе было получено 93 проекта (главный приз - недельная стажировка в Южной Корее). В 2005 г. количество участников заметно выросло - 138 (главный приз - стажировка в США (Силиконовая Долина). В 2006 г. хотя количество участников снизилось - 107 - но это связано в первую очередь с сокращением сроков проведения, а отнюдь не со снижением интереса к данному проекту (главный приз - прохождение стажировки в Южной Корее).
Большим событием в развитии Казахстанско-корейского образовательного сотрудничества стало подписание в ноябре 2003 года в городе Сеуле Программы между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством образования и развития человеческих ресурсов Республики Корея о сотрудничестве в области образования. Согласно данной программе стороны обязались поощрять обмены студентами, сотрудничество между образовательными учреждениями, обмен информацией, а также сотрудничество в области изучения культуры и истории Казахстана и Южной Кореи в университетах и образовательных центрах и т.п. /9/
Разумеется, несмотря на приведенные факты, нельзя утверждать, что в казахстанско-корейских отношениях в сфере образования нет слабых сторон и проблем. Далека от совершенства система реализации договоров, заключенных между университетами, на практике. Корейские университеты не пользуются такой популярностью, как, например, американские при выборе заведения для обучения за границей. По данным Отдела планирования и развития международного сотрудничества Министерства образования и науки РК из 3 тысяч студентов, выигравших грант по программе "Болашак" в 2005 г. только трое выбрали южнокорейские университеты. В 2006 г. этот показатель немного вырос и составил 8 человек /10/. Дело в том, что обучение в южнокорейских ВУЗах проходит в основном на корейском языке и при подаче заявки также требуется сертификат знания корейского языка, а не на английском. Определенные проблемы есть и в изучении корейского языка. Это, прежде всего, острый дефицит местных преподавателей, обладающих прочными традиционными и инновационными методами обучения и соответствующей квалификацией в случае с южнокорейскими волонтерами.
Несомненно, что за годы независимости Казахстана в реформировании системы образования были достигнуты определенные результаты, но были допущены также ошибки, просчеты, совершены непродуманные действия, попытки слепого копирования зарубежных моделей без учета казахстанских реалий. Изначально Казахстан и Южная Корея имеют в корне отличающиеся друг от друга образовательные традиции. В силу того, что племена, проживавшие на территории Казахстана с самой древности, были по своей сути кочевыми племенами, школьная система отсутствовала примерно до 7-8 вв. н.э., тогда как в Корее система официального образования начала складываться в период Трех государств (57 г. до н.э. - 668 г. н.э.). К тому же в Южной Корее отношение к образованию иное, нежели в Казахстане. Там во все времена состояться и достичь успеха мог только образованный человек. Сегодня, когда образование играет одну из ключевых ролей в нашем обществе, а уровень образования в государстве является индикатором его развития, правительство Республики Корея продолжает уделять первостепенное внимание развитию науки и образования. Результат известен. Согласно данным ОЭРС (Организации экономического сотрудничества и развития), азиатские страны во многом уже опережают европейцев по уровню и качеству образования. Сегодня 97% корейцев в возрасте от 25 до 34 лет имеют законченное среднее образование - это наивысший процент среди индустриально развитых стран. Еще в 2002 году в Южной Корее расходы на образование составили 7,1 % от ВВП. И тогда Южная Корея среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития по этому показателю заняла третье место, пропустив вперед лишь Северную Ирландию и США. Причем тогда Южная Корея в том, что касается одних только частных финансовых вливаний, являлась безоговорочным лидером. В том же 2002 г. статья расходов на образование составила 17,4% всего государственного бюджета. В бюджете Казахстана на 2007 г. запланированные расходы на образование и науку составили 131,5 млрд. тенге, что, в свою очередь, составляет 6,8% всех бюджетных затрат./11/ Конечно же, ни о каких крупных частных вливаниях со стороны казахстанских компаний не может быть и речи.
На данном этапе система образования в Республике Казахстан находится на пути реформирования. В конце 2004 года постановлением правительства Республики Казахстан была принята государственная программа развития образования на 2005 - 2010 года. Согласно данному документу образование Казахстана войдет в систему мировых стандартов образования. Глобализация, растущая международная конкуренция, увеличение масштабов и динамизм происходящих изменений обусловили превращение сферы образования в главный фактор развития. Один из основополагающих образовательных принципов Республики Корея заключается в том, что развитие высшего образования - неотъемлемое условие развития экономики и, соответственно, развития всего государства. Провозглашая одним из главных направлений экономической политики преодоление сырьевой направленности структуры экономики, новая индустриальная политика предполагает интенсивное усвоение современного знания новейших технологий, достижений науки и техники. Именно поэтому сотрудничество с Республикой Корея, как с одним их лидеров в данной отрасли будет немало способствовать грамотному реформированию системы и дальнейшей интеграции Казахстана в мировое образовательное сообщество.
Список использованных источников:
- --
Мен Д.В. Казахстанско-южнокорейские отношения на современном этапе// Известия корееведения в Казахстане, 1998, 4, с. 30-43
- --
Ким Г.Н. Коре сарам: историография и библиография. Алматы:Казак университетi, 2000; Ким Г.Н., Сим Енг Соб. История просвещения корейцев России и Казахстана. Вторая половина XIX в. - 2000. Алматы: Казак университетi, 2000; Ким Г.Н. Корееведение в Казахстане: прошлое, настоящее и будущее. -Вестник КазГУ. Серия Востоковедения. 16, 2001, с.139-156;
- --
По данным Агенства РК по статистике. http:// kaz-esperanto.narod.ru
- --
По данным представительства KOICA в Казахстане, 2006
- --
Сведения предоставлены Отделом международных связей КазНУ им. аль-Фараби
- --
Связи крепнут.// Коре ильбо.- 2000, 24
- --
Академии наук Казахстана и Южной Кореи будут сотрудничать// Коре ильбо.- 2004, 24, 18
- --
П. Грудницкий. Научат на своем примере.// Эксперт Казахстан.- 2006, 12
- --
http:// www.edu.gov.kz
- --
Сведения предоставлены Отделом планирования и развития международного сотрудничества МОН РК
- --
http://www.minfin.kz
The article is about basic directions of cooperation of the Republic of Kazakhstan and the Korean Republic in the field of education and science. Modern educational system of Kazakhstan is analyzed here. In the conclusion the author reasons that can give our educational system cooperation with Southern Korea, what experience we can take from these relations.
Осы ма»алда аза»стан Республикасы мен Корея Республикасыныё арасында"ы бVлVм жыне "ылым саласында"ы »арым-»атынастар келтVрVлген. Ма»ала иесVнVё »орытындысында аза»станды"ы бVлVм талдаулар жасай келVп, бVздVё елVмVздVё бVлVм ОётџстVк Кореямен осы ба"ытта бVрлесVп байланыстажЂмыстар жасай алатында"ы аталып кИрсетVлген.
7