За последние два столетия миллионы британцев покинули родные края в поисках работы за границей: в Америке, Канаде, Австралии и других странах. После второй мировой войны в связи большими восстановительными работами и развитием промышленности увеличился приток в Англию рабочих из европейских стран. Сейчас в Великобритании живет около 1 млн. иммигрантов из различных государств Европы (не считая ирландцев). Рост численности иммигрантов из бывших английских колоний послужил причиной для возникновения вопроса о расовых взаимоотношениях на Британских островах. Правительство Великобритании в специальных актах предприняло попытки ограничить иммиграцию из своих бывших колоний. Усиление расовой дискриминации, рост числа конфликтов на расовой основе привели к тому, что с начала 1960 до 1971 г. был принят ряд специальных законов о расовых отношениях.
В 1970-х годах в связи с иммиграционными ограничениями и экономическими трудностями в самой Великобритании число покидающих страну начинает превышать число иммигрантов. В одной Новой Зеландии сейчас живет около 200 тыс. британцев, а для Австралии Великобритания была и остается важнейшим "поставщиком" квалифицированной рабочей силы. Несколько меньше был поток эмигрантов в Северную Америку (Канаду, США) и другие западноевропейские страны. Эмигрировали причем в основном специалисты, и происходила так называемая утечка мозгов.
Эмиграция и иммиграция были и остаются жизненно важным фактором для развития экономики и ежегодно только иностранные студенты тратят более 3 миллиардов фунтов на проживание и питание в Великобритании. Согласно данным министерства финансов, в случае прекращения миграционных процессов в стране экономический рост государства в течение следующих двух лет снизится на 0,5%. Уменьшение государственных доходов означает снижение уровня индивидуального и семейного благосостояния и сокращение средств, выделяемых на социальные нужды.
Количество иммигрантов в стране сегодня достигло 10% от общей численности населения трудоспособного возраста. Аналитики на основании проведенных исследований пришли к выводу о том, что иммигранты не представляют угрозы для британского рынка труда. Вопреки распространенному убеждению, прием на работу "чужестранцев" не провоцирует роста безработицы среди коренного населения, а в некоторых случаях даже способствует повышению уровня заработной платы. Великобритания, в целом, не является страной с высоким уровнем миграции населения. Даже сегодня процент британских подданных иностранного происхождения по отношению к численности всего населения страны гораздо ниже, чем аналогичные показатели во Франции, США или Германии.
На рубеже XX - XXI веков Великобритания ежегодно принимает около 160 тысяч иммигрантов из стран, не входящих в Евросоюз. Британия считает себя многонациональным государством и роль иностранных рабочих и предпринимателей, которым удается вписаться в общество Великобритании, важна не только потому, что они вносят разнообразие в британскую культуру, но и потому, что за счет них не падает уровень рождаемости в стане. Дело в том, что в Великобритании идет процесс старения населения в связи с совершенствованием системы здравоохранения, а из-за того, что молодые пары, в которых оба партнера работают, сталкиваются со все большими экономическими трудностями, уровень рождаемости падает, в результате чего численность населения уменьшается.
Правительство Великобритании по главе с премьер-министром Тони Блэром решило пересмотреть некоторые положения иммиграционной политики таким образом, чтобы поощрять миграцию, если она согласуется с государственными интересами, и ограничивать ее в противном случае.
Великобритания будет продолжать прием иммигрантов, способных инвестировать финансовые средства в экономику страны, внести вклад своими интеллектуальными и профессиональными способностями и навыками в развитие британской экономики. С другой стороны предпринимаются новых мер по ограничению въезда лиц, нежелательных как с экономической, социальной, так и с точки зрения сохранения безопасности страны. Усиливается пограничный и иммиграционный контроль и предусматривается введение идентификационных карт (ID card) иммигрантов. Кроме того, сейчас перекрываются некоторые пути иммиграции в Великобританию, незаконно использовавшиеся в прошлом. Иностранные студенты будут получать разрешение на въезд в страну для прохождения обучения только в тех случаях, если они выбрали аккредитованное учебное заведение. Для предотвращения фиктивных браков будет введено новое требование для жителей стран третьего мира: они должны будут проходить дополнительную регистрацию в специально созданных службах.
Законоположения, касающиеся внутренней политики страны, также претерпевают изменения. Иммигранты будут ограничены в правах пользования социальными льготами: они не будут иметь доступ к социальной программе жилищного строительства до тех пор, пока не получат официального разрешения на пребывание и работу в Великобритании.
Переписи населения Великобритании и Англии* не содержат статистических данных о корейцах, поэтому используются иные источники и материалы, которые не дают возможности детального демографического анализа, связанных, прежде всего с миграционными процессами, однако позволяют понять основной ход истории появления современной корейской общины в Англии.
По данным посольства Республики Корея в Великобритании численность корейцев на май 2003 г. составляла 31 тыс. человек. Получается, что здесь живет самая крупная корейская община, уступающая только числу корейцев в России.
Одними из первых корейцев, оказавшихся в Англии в послевоенный период, были 6 сотрудников посольства Республики Кореи в Великобритании, которое открылось марте 1958 г. Позднее к ним присоединились около 200 корейских студентов, прибывших на учебу в университетах и колледжах. Таким образом, первые корейцы, прибывшие в Англию, не имели намерений остаться в ней и не относились в прямом смысле к иммигрантам. По причине численного преимущества студентов, прежде всего, образовалась "Ассоциация корейских студентов в Англии". Членом ассоциации мог стать любой желающий, проучившийся не менее 3-х месяце в университетах или прошедший научную стажировку в исследовательских институтах Англии.
С ростом численности корейцев в ноябре 1964 г. на общем собрании, организации эта студенческая организация была переименована в "Ассоциации корейцев Англии", членами которой стали кроме корейских студентов, все остальные корейцы, прожившие в Англии более 3-х лет. В ноябре 1965 г. в ассоциации произошли структурные и организационные изменения, а в 1989 г. она переименовалась в "Общество корейцев Англии".
*Административное деление Великобритании: Англия - 47 графств, 36 округов, 29 рафств Лондона, 12 муниципальных графств, 10 районов, 12 городов, 3 королевских графства; Северная Ирландия - 24 района, 2 города, 6 округов; Шотландия - 32 области; Уэльс - 11 графств, 9 округов, 2 городских округа. Основные города: Бирмингем - 934,9 т.ж..(1991), Глазго - 716 т.ж. (1987), Шеффилд - 532 т.ж. (1987), Ливерпуль - 476 т.ж. (1987), Лидс - 445 т.ж. (1981), Манчестер - 450 (1987), Эдинбург - 439 т.ж.(1987), Бристоль - 384 т.ж. (1987).
Опубликовано в газете "Коре ильбо".
Џ Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, директор Центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 050012, ул. Амангельды 61а, каб. 200; тел./ факс раб. 7-327- 2674589, сотовый: 7-701-7551494; e-mail: kazgugnk@yahoo.comgerkim@mail.ru; MSN kazgugnk@hotmail.com
Џ Prof. Dr. Kim German Nikolaevitch, Director of the Center for Korean Studies Faculty at the Kazakh National University. Republic of Kazakhstan Almaty, 050012,Amangeldy str.61a, Room 200;