Когай Юрий Петрович: другие произведения.

Корыстная этика

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Когай Юрий Петрович (kojurij@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 12k. Статистика.
  • Статья:
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:


    Юрий Когай

    Корыстная этика

       Позвольте заметить, господа, что всем нам, гомо сапиенсам, чтобы выживать в этом иррациональном мире, крайне необходим духовный стержень в виде каких-то незыблемых, принципиальных истин, оформленных в виде правил или заповедей. Без этого мы никакие не гомо и тем более не сапиенсы, а заурядные лохи. С одной стороны всё это с разными наворотами облекается в набор убеждений и умственных установок, а с другой - такого рода принципы иногда помогают в разных жизненных ситуациях, но иногда, костенея, становятся догмами и вводят в заблуждение. Мы редко подвергаем сомнению свои устоявшиеся взгляды, и потому в наших головах долгие годы могут превалировать стереотипы, предрассудки, ложные мнения.
       Женщины из мещанской слободы порой похожи на кота в мешке, даже если на них умелый макияж и безупречная кожа, не говоря уже о французском парфюме. Это в том смысле, что никогда точно не знаешь, чего от них можно ожидать - чудес или суровой прозы жизни. Однажды, уступив слезным мольбам и просьбам, вы дали на некоторое время почитать редкую книгу М.Наваррской "Гептамерон" вкупе с карикатурами датского коммуниста когда-то хорошей, а теперь нехорошей знакомой. По истечении времени вы позваниваете должнице, и, соблюдая всяческие правила приличия, просите возвратить взятое. Должница тянет время, жалуется на занятость и нехватку времени. Имидж вашей знакомой вместе с макияжем и парфюмом начинает пованивать, но чужой имидж на полку не поставишь и в портфель не положишь. Разъярившись, вы пытаетесь прочистить ей мозги с помощью разных бытовых приборов, грозно пообещав в следующий раз применить бензопилу. И тут нехорошая знакомая выдает, что вообще не помнит чтобы что-то у вас брала, и просит её больше не беспокоить. А если есть какие-то претензии - можете обращаться в суд. После такого элегантного жульнического фокуса, в ваших взглядах на жизнь происходит коррекция и формируется мысль, что делать добро людям, даже хорошо знакомым, в расчете на их порядочность - самый верный способ лохануться и остаться без своих кровных.
       Заполучив еще серию мошеннических подлянок от знакомых и незнакомых, вы начинаете глотать таблетки озверина. Вы больше не склонны к великодушию, любви к ближним и дальним, и вообще демонстрировать деликатность и добропорядочность к кому бы то ни было, потому что можете нарваться на субъекта, испытывающего глухую зависть или даже откровенную ненависть, если вы имеете то, чего нет у него. В переживаемую нами эпоху становления капиталистического рынка идет отчаянная борьба за выживание и благополучие, часто за счет обкрадывания другого. Попрошайками, завистниками, паразитами и обманщиками могут выступать даже близкие родственники и те, кого вы почему-то считаете друзьями или подругами. Вас, как и древних персов-зороастрийцев, живших еще за 500 лет до нашей эры, начинает интересовать - где друзья, а где враги, что считать добром, а что злом, кто должен наказывать обманщиков?
       Чувство всеобщей любви и братства дает глубокую трещину, и вы, в поисках ориентиров в этом меркантильном мире, начинаете дрейфовать в сторону западной (по большей части американской) этики. В отличие от наших ублюдочных учебников по психологии и этике, полных всяческих измов и мудрых изречений, западная этика практична и пытается ответить на конкретные жизненно важные вопросы: в каком мире мы живем, что 'льзя', а что 'нельзя', что такое 'хорошо' и что такое 'плохо', что 'справедливо', а что нет, что такое 'успех' и как бы его, так сказать, заиметь . На ней основана западная цивилизация, к которой мы так стремимся, подражаем и даже корёжим свой великий и могучий.
       Советского социализма нет, но его реликты остались и еще долго будут пудрить наши головы. Открыв учебное пособие по этике и психологии для школы, наш отрок может прочесть об "общечеловеческих нормах нравственности и морали", к которым относятся благородство, великодушие, верность, доверие, сочувствие и т.п.. А откуда берутся невежливость, грубость, цинизм и прочие мерзости?
       "Они формируются прежде всего в результате того, что сами воспитатели не всегда могут показать идеальный пример для подражания, так как зачастую сами обладают рядом отрицательных черт". ("Этика и психология". Учебное пособие для 10 класса)
       Краем уха вы от кого-то слышали, что с другими надо поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; не навреди, не делай другим то, что неприятно тебе. Черта с два! Покажите на карте место, где этот императив действует! Если люди и придерживаются каких-то жизненных правил, то они далеки от библейских заповедей и декларируемых "общечеловеческих норм морали". Парадокс жизни в том, что чаще всего нас предают те, кому больше всего доверяли, кого подняли и взрастили своими руками. Видимо, испытав это на себе, Наполеон и Достоевский считали неблагодарность самым худшим из человеческих пороков.
       Как ни крути, нам приходится жить в мире товарно-денежных отношений. Деньги нужны всем, и это серьезный фактор, выстраивающий человеческие судьбы. Неумолимая истина нашего времени в том, что людей оценивают по их деньгам или по их умению управлять деньгами. Власть и денежная стихия делают жизнь жестокой в отношении отдельного индивида; человек без денег всегда оказывается в услужении у человека с деньгами независимо от качеств, которыми он обладает, от образования или природных способностей.
       Библейского бога, сотворившего мир, зовут, как известно, Иегова. И если этот Иегова создал людей по своему образу и подобию, то некоторым моралистам остается только сожалеть, что он не поступил с точностью до наоборот. Иегова себялюбив, жесток, завистлив, кровожаден, нетерпим к тем, кто может приблизиться к его трону, а от морального облика библейских персонажей нормальному человеку становится не по себе. Адама и Еву он изгнал из рая за то, что, съев запретные плоды, они, подобно богам, познали добро и зло. Он испугался Вавилонской башни и перемешал языки. Сын Адама и Евы Каин из зависти убил родного брата Авеля. Родные братья Иосифа (а их было 11) из зависти решили от него избавиться: сначала его без одежды бросили в ров, а потом продали в рабство египетским купцам за двадцать серебренников. А сколько народа Иегова погубил за их непочтение к нему! Раскаявшись в своих деяниях, подговорил Ноя построить ковчег и организовал всемирный потоп, истребив всякую плоть под небесами. Он уничтожил Содом, Гоморру и еще два города вместе с жителями за их алчность, жестокость и эгоизм. Недаром греческие офиты называли Иегову халтурщиком, ремесленником, злым и бездарным демоном, а змея считали символом знания и свободы.
       Кто бы ни был создателем человеческого рода, но своекорыстный интерес - вот то основное, что заложено в людях и что является доминантой человеческих отношений. Между людьми не может быть прочных отношений, если они не мотивированы или мотивированы недостаточно. Вежливость, учтивость и качественный сервис - это вовсе не от хорошего воспитания, а имеет сугубо корыстную подоплёку.
       "Мы ожидаем получить наш обед не вследствие благотворительности мясника, пивовара или пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах". (Адам Смит "Могущество нации")
       Западная этика утверждает, что своекорыстный интерес - это одна из основополагающих и непреходящих ценностей человека, без которой не может быть прогресса и цивилизации, потому что без него невозможно производство материальных благ, их обмен и распределение. Алчные европейцы открыли Америку по ходу поиска путей для индийских товаров, завоевали и освоили её в погоне за золотом и серебром. Великие географические открытия были следствием не научной любознательности и стремления к познаниям, а развития торгового капитала. В своих "12 правилах обращения с деньгами" Герберт Кессон отмечает:
       "Свой собственный интерес - это не та вещь, которой нужно стыдиться. Своекорыстие называют постыдным паразиты-хищники, живущие за счет чужой щедрости. Философия доверия и бескорыстия - это изобретение попрошаек; ею также постоянно пользуются воры".
       Ключевой принцип человеческих взаимоотношений весьма прост и хорошо известен как дважды два: "я - тебе, ты - мне". Люди отдают, чтобы получить. При этом обмен происходит не обязательно в форме купли-продажи. Когда вы открываете кому-то дверь, вы ожидаете в ответ улыбку или просто "спасибо". Если вы кому-то одалживаете книгу или компакт-диск, то ожидаете, что должник возвратит их вовремя и поблагодарит за помощь. И каждый из нас постоянно на подсознательном уровне оценивает и следит за тем, что он отдает, и что приобретает. Если вклад эквивалентен отдаче, то это справедливо. В противном случае возникают беспокойства, переживания, обиды и стремление "восстановить справедливость". Только так можно понимать смысл справедливости в мире, где каждый "тянет одеяло на себя", и такое толкование было дано еще Аристотелем в "Никомаховой этике", которое впоследствии было использовано в западной философии, экономике и психологии.
       Большинство людей стремится к равновесию между вкладом и отдачей. Но есть немногочисленная категория альтруистов, предпочитающая, чтобы их вклад превышал отдачу. Альтруисты просто хотят сделать что-то для других ради собственного чувства достоинства, и их мало интересует, что они получат взамен. А есть еще эгоисты, которые по каким-то причинам хотят получать больше, чем отдавать. В волчьей или собачьей стае эгоизм невозможен: лучшем случае эгоист изгоняется из стаи, а в худшем - стая незамедлительно разрывает его на части.
       Совковая справедливость - это нечто совсем иное: рваческое, хамоватое, злобное. И сказать откровенно, я не люблю отдельных представителей старшего поколения, именуемых совками. Хочется, чтобы их вовсе не стало, или было как можно меньше. Захожу как-то в магазинчик для братьев меньших чтобы купить корм своему кошаку. Впереди - один такой же кошковладелец и девушка, выбирающая собачий ошейник. Она как бы пропускает нас двоих, потом наконец выбирает нужное и обращается к продавщице. И тут за мной, уже делающим покупку, раздается злобно советское: "В очередь встаньте!". Стоит пожилая тетка, уверенная в своей правоте. Какая очередь, гражданка? Нас всего три человека и здесь не торгуют дефицитом. Но она начинает скандалить - злобно, закомплексованно, напоминая, как они денно и нощно героически трудились на благо страны.
       Я могу кинуть мелочь уличному музыканту или певцу, но не подам любителю халявы, даже знакомому. Попробуйте ради интереса на просьбу уличного попрошайки дать денег "на хлеб" предложить пойти в магазин и купить ему хлеб. Думаю, после этого охота давать дармовые батоны у вас пропадет. Эти попрошайки не столь безобидны, как может показаться. Некоторые методически отрабатывают приемы вымогательства, наглея и требуя "причитающееся" под угрозой поцарапать машину.
       Поскольку многих соплеменников язык не поворачивается называть человеком разумным из-за их дел, поступков и образа жизни вообще, кто-то из находчивых журналистов предложил в научном понятии сохранить только первую часть homo и отбросить вторую - sapiens. Получается короткий, емкий и в принципе не столь обидный термин 'хомик'. Хомики почти такие же как сапиенсы: склонны к прямохождению, потреблению пищи и ношению одежды - часто дорогой и модной. Но у них крайне утилитарное мышление, не оставляющее места для моральных и нравственных ориентиров.
       Нас охватывает потрясение, когда узнаём, что друг, подруга или дети оказываются хомиками. Человек может заниматься незаконными денежными поборами, но при этом считать своим долгом помогать родителям, братьям и сестрам, не требуя ничего взамен. Но хомик способен обворовать свою мать, которая одна его вырастила, отобрать у престарелого отца пенсию и сбережения ради загула, наплодить детей чтобы жить самому на детские пособия, продать собственного ребенка, утащить церковную утварь и даже "заказать" близкого родственника. Не забуду дикий случай, когда в соседнем подъезде пожилую супружесткую пару по решению суда изгоняли из квартиры, в которой прожили большую часть жизни. Их взрослая дочь, приходя в гости, выкрала документы и заложила квартиру, чтобы получить крупную сумму денег и навсегда уехать.
       Хомики, как бы они ни рядилось и маскировалось, - это предвестник беды, от которой надо держаться как можно дальше, принимать меры безопасности при первых же признаках. А если надо - то гнать, не жалея кнута и не стесняясь нецензурщины. Чтобы потом с разинутым ртом и поднятыми бровями не застыть в шоке со словами: "И это после всего, что я для тебя сделал..."
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Когай Юрий Петрович (kojurij@yandex.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 12k. Статистика.
  • Статья:
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка