Кох Арье: другие произведения.

О Десяти заповедях Моисея в канун еврейского праздника Шавуот - праздника обретения Заповедей

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 10, последний от 07/12/2015.
  • © Copyright Кох Арье (arkoh@yandex.ru)
  • Обновлено: 19/05/2018. 28k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления дилетанта

  •  []

      Десять заповедей - важная часть еврейской священной книги Тора, традиционно называемой по-русски"Пятикнижье Моисеево"  , существуют и обсуждаются уже порядка трех тысяч лет. И если в начале они являлись законом только для одного небольшого народа - евреев, то с появлением и широким распространением христианства, полностью воспринявшего еврейское религиозное учение как базу новой религии, стали моральной нормой и для миллиардов христиан многих национальностей.

         Проверка временем считается главным мерилом ценности произведения. С этой точки зрения 10 заповедей не только не забытых, но и не потерявших актуальности, имеют высший балл в истории     Существует множество комментариев, обсуждений, разъяснений, к 'Заповедям': иудейских, христианских, светских, теологических, исторических и т.д., тем не менее я думаю каждый человек вправе, и даже обязан, поразмышлять о них даже не являясь специалистом-профссионалом, имеющим религиозное или светское образование в данной области  

       В своих размышлениях я буду опираться на канонический текст Торы на иврите (древнееврейском языке) и на перевод Торы на русский язык. При ссылках на Тору, названия глав я буду писать через косую черту: принятые в ивритском оригинале / русском переводе.

            В оригинале Заповеди не разделены, поэтому принятое их разделение является условным. И действительно, в иудаизме и даже в разных течениях христианства деление текста Заповедей сделано по разному. Тем не менее, как в еврейской так и в христианской традиции количество их десять, потому, что в оригинале ( Дварим / Второзаконие 4) сказано, что "десятисловие бог написал на двух скрижалях каменных".

        "Заповеди" - это свод основных духовных законов и законов повседневной жизни, который, по мнению Законодателя, может обеспечить выживание и процветание еврейского народа (я оставляю за скобками вопрос о личности Законодателя: для верующих это бог, для атеистов - мудрый человек или группа людей живших в определенное время). В Торе в разных местах есть много различных правил, установлений, законов регламентирующих жизнь евреев, но важность "Заповедей" подчеркивается их непосредственно божественным происхождением: Моисей пересказывает их народу непосредственно со слов бога.

         Напомню обстановку, при которой евреи получили Заповеди.       После нескольких сот лет пребывания в Египте и попав там в конце в рабское положение, евреи организованно, под предводительством Моисея, выходят оттуда в надежде на свободу. Вспомним, что Египет это довольно узкая плодородная полоса земли - долина Нила. За пределами долины, где начиналась пустыня, люди не жили из-за отсутствия воды и невозможности прокормить себя.   За 50 дней евреи доходят до горы Синай на Синайском полуострове и здесь Моисей решает сплотить народ и укрепить его дух перед лицом тяжелых испытаний уже выпавших на их долю (погоня фараона, тяжелые походные условия) и предстоящих - блуждание по пустыне. В Танахе есть упоминание о недовольстве многих трудностями похода. Они сетуют на то что нечего есть и пить и с ностальгией вспоминают Египет, где все были сыты.

         (Шемот / Исход 17)      "И роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта , чтобы уморить нас и наших детей и скот наш жаждою?"

               Вот перевод отрывка из Торы (Дварим / Второзаконие 5) , называемого 10 заповедей, без деления на отдельные заповеди, как в оригинале:

             ----------------------------------------------------------------------------------

            Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

          да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

         Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,

          не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину

         отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

         и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим   заповеди Мои.

         Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без

         наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

         Соблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;

          шесть дней работай и делай всякие дела твои,

          а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого

          дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни

          осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы      отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты;

          и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел

          тебя оттуда рукою крепкою и простертою, потому и повелел тебе Господь   Бог твой, соблюдать день субботний.

          Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы

         продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую

         Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради.

          Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

          Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его,

         ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у

         ближнего твоего.

      --------------------------------------------------------------------------------------------

         В "Заповедях" можно выделить две группы предписаний: первая - установление основ монотеизма и вторая - основные правила поведения .      Начнем с первой группы. Бог (или Моисей от имени бога, если хотите) обращается к еврейскому народу:

          Я Господь, Бог твой, ...

         В оригинале на иврите буквально написано так

    אנוכי יהוה אלהיך

          Я Иегова , Бог твой...

         Собственное имя бога "Иегова" записанное на иврите, никогда не произносили при чтении, а заменяли другими словами, чаще словом "Адонай" означающим в переводе Господь. Отсюда в русских переводах везде, где в оригинале написано имя бога, стоит "Господь". Имя бога не произносится из-за прямого запрета именно на произношение имени ( но не на написание).

         Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно

            "Иегова" - приблизительное русифицированное произношение звуков, соответствующее тем 4-м ивритским буквам (יהוה ) , которыми это имя записано (иногда еще по- русски пишут "Ягвэ" или "Яхвэ" или "Яго").   В заповеди нет полного запрета на произношение имени бога, тем не менее, так как никто не знает, что подразумевал Законодатель под словом "напрасно", имени не произносят никогда. По преданию первосвященник храма один раз в год , в Йом кипур (Судный день), заходил в Святая Святых Иерусалимского храма и там обращался к богу по имени.

         Продолжим рассмотрение первых строк:

         Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;       да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

            Отметим, что Иегова не говорит: Я единственный бог, а других просто не существует, напротив, он упоминает других богов, только у тебя (еврея с которым я говорю) их не должно быть. Кроме того строка: Я Иегова, Бог твой, а не просто "Я Иегова, Бог", также подтверждает, что Иегова хотел стать единственным богом именно евреев, оставляя других богов другим народам.     Главную свою заслугу и силу Иегова видит не в сотворении мира или всемогуществе, а в несравненно более мелком своем деянии - освобождении евреев из египетского рабства ...., который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства   С другой стороны для людей слушавших Заповеди и только только бежавших из Египта, такой аргумент бога наверное был наиболее актуален и перевешивал все остальные, учитывая, что Египет того времени был, в современной терминологии, сверхдержавой.         Почему же бог обращается к евреям, используя свое имя и в то же время категорически запрещая людям его произносить.   Дело в том, что если бы бог Иегова обратился не назвав своего имени, то евреи просто не поняли бы о каком боге идет речь, кто говорит с ними. Ведь они только 50 дней как вышли из Египта, где были десятки богов, да и у них самих, очевидно, было несколько богов в виде изваяний. На это указывает известный эпизод с золотым тельцом: стоило Моисею отлучится, как народ тут же потребовал от лидера ( Аарона, брата Моисея) сделать идола для поклонения. Поэтому Иегова и требует:

          да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.      Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли

            Запрещает же Иегова произносить свое имя именно потому, что хочет стать единственным Богом евреев - ведь если Бог существует в единственном числе, то в собственном имени, нужным только для отличия от других божеств, он не нуждается.   И наоборот, наличие собственного имени бога предполагает наличие других богов и будет напоминать о временах многобожия.     После запрета на изготовление идолов и изображений, Иегова подкрепляет свое требование посулами кары непослушным и милости верным ему:       не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину      отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,      и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим   заповеди Мои.

         Евреи поняли заповедь Не делай себе идола... буквально и не только не изготовляют статуй или картин (икон) для поклонения другим богам, но и не создают никакого изображения даже своего бога Иеговы. Из-за этого многие считают, что Иегова бог невидимый, не имеющий никакого конкретного облика. Но если обратиться к Танаху и принимать, то что там написано прямо, без всяких " скрытых смыслов" , то ясно, что Иегова имеет антропоморфный вид: в истории о получении Заповедей написано ( Шемот /Исход 24):   "Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,    и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто сработанное из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.    И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили".   Здесь два раза утверждается, что по крайней мере 74 еврея видели Иегову, причем не какой-то туманный образ, а в виде человека, т.к. упоминается, что у него есть руки и ноги. Конечно простому человеку смотреть на бога нельзя - немедленная смерть ( Шемот /Исход 19)   "И сказал Иегова Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Иегове видеть [Его], и чтобы не пали многие из него;"   Очевидно Иегова разрешил, в виде исключения, избранной группе евреев увидеть себя, чтобы укрепить свой культ. То что эти избранные 74 человека остались живы после лицезрения Иеговы и соответственно смогли рассказать потом об этом соплеменникам, следует из слов: "они видели Бога, и ели и пили" т. е. остались живы (покойникам пища не нужна).

      Итак, в первой части "Заповедей" один из богов бывших у евреев до или во время пребывания в Египте, очевидно бог Моисея и его рода, Иегова заявляет о своем желании стать единственным Богом всего еврейского народа. Право на такой статус ему дает победа над фараоном и обеспечение выхода евреев на свободу. Иегова на этом этапе не объявляет себя единственным богом Вселенной, а только единственным богом еврейского народа.

         Сейчас трудно сказать насколько сам Моисей до конца понимал историческое значение проводимой им религиозной реформы - переход к монотеизму.   Как образованный человек (воспитывался при дворе фараона), он наверное знал о попытке фараона Аменхотепа IV- Эхнатона (1375-1325 гг. до н.э. ) ввести во всем Египте культ одного бога Атона, т.е. поднять культ этого бога, известного и раньше, до общегосударственного значения. Знал он возможно и о том, что из этой попытки ничего не вышло - сразу же после смерти Эхнатона все вернулось на свое место: Атон остался одним из сотен местных божеств и наметившийся было курс на переход к своеобразному монотеизму заглох.   (Время исхода евреев из Египта точно не известно, но большинство исследователей относят это событие к эпохе Эхнатона или немного позже).

         Эхнатон в своих реформах не смог (или не нашел возможным в сложившейся обстановке тысячелетнего идолопоклонства) лишить своего бога Атона имени и изображения. Напротив, изображения этого бога (в виде солнечного диска с лучами-руками) тиражировались в большом количестве и более того, Эхнатон объявил богом и самого себя (любимый сын Атона) и везде расставлял свои статуи для поклонения. Так что нет никаких оснований считать Моисея духовным последователем Эхнатона. Идеи Моисея были действительно новыми и революционными, но главное, что ему удалось убедить соплеменников следовать им и создать учение, которому до сего дня следуют миллионы иудеев и миллиарды христиан.

         Первичные установления Моисея также, как мы видели, только намечают путь к тотальному единобожию, в который постепенно превратился иудаизм (окончательно иудаизм сформировался как последовательно монотеистическая религия 5-6 веке до н.э.) и ответвившееся от него христианство и созданный на его основе ислам. Но принятые Моисеем меры, возможно "назло" фараону, оказались действенными: евреи уже более трех тысяч лет придерживаются его законов. Однако в отличие от христианства и ислама, религий интернациональных (любой желающий, независимо от национальности, без всяких ограничений и проволочек может стать христианином или мусульманином и более того, в определенные исторические периоды проводилось насильственное крещение или обращение в ислам иноверцев), иудаизм остается до сего дня религией национальной: еврей по рождению (по материнской линии) автоматически признается принадлежащим к иудейской вере. Человеку же другой национальности или вероисповедания желающему перейти в иудаизм, предлагается длительный и нелегкий путь адаптации (гиюр), при этом ни о каком насильственном обращении в иудаизм не может быть и речи. Гиюр - это изучение Танаха (ветхого завета), еврейских традиций и главное - желание неофита придерживаться этих традиций в своей дальнейшей жизни. После прохождения всей процедуры и утверждения в соответствующих раввинатских инстанциях, такой человек становится, согласно иудейскому праву, не только присоединившимся к вере, но и евреем, что с этой точки зрения одно и то же.

         Отметим, что в исламе - наиболее последовательной из всех монотеистических религий, у бога собственного имени нет вовсе (то что по- русски произносится как "Аллах" не есть имя собственное, а искаженное арабское словосочетание, состоящее из определенного артикля и слова "бог"). Однако слабые отголоски доисламского многобожия присутствуют и здесь: определенный артикль означает "этот" конкретный бог, что предпологает наличие других богов. Мухаммед - основатель ислама жил в 7-м веке н.э., т.е. через 2 тыс. лет после Моисея и очевидно хорошо понял что к чему в монотеистической идеологии.

            Вторая часть "Заповедей" начинается с удивительного, на первый взгляд, требования: Соблюдай день субботний.    Иегова не требует в этот день молитв, жертв, покаяний, постов или других действий для собственного возвеличивания, а требует от еврея обратного - не делать ничего, отдыхать каждый седьмой день недели - субботу.   Насколько важным бог Иегова считает это требование, видно из дальнейших строк, где конкретно указывается, что надо отдыхать не только хозяину - главе семьи, но и всем домочадцам, вплоть до рабочего скота. Кроме того, количество слов посвященных этой одной заповеди (около трети от общего количества во всех десяти), определяет ее как центральную заповедь.   Замечу, что с тех пор суббота стала главным праздником евреев, как единственный праздник установленный Моисеем в Заповедях (другие праздники появились позже, в честь тех или иных важных событий в трехтысячелетней истории народа).

         Семидневная неделя была известна еще в древнем Вавилоне задолго до рассматриваемых событий, но все дни в ней были рабочими, никакого выделенного дня отдыха не предусматривалось. Идея не работать, отдыхать каждый 7-ой день действительно была революционной. Праздники (дни отдыха) были у всех народов, но случались они всего несколько раз в году. Долгое время, "всего" полторы тысячи лет, еженедельный отдых оставался "внутриеврейским" делом. Даже в Древнем Риме, столице богатейшей империи, существовали только отдельные годовые праздники.       Еженедельный выходной, принятый сегодня повсеместно, стал раcпространяться по миру вместе с христианством, многое воспринявшим из иудаизма, в том числе и идею выходного (правда смещенного на один день вперед - воскресенье) и позже исламом (смещен на один день назад - пятница). Причины смещения связаны с межконфессиональным антагонизмом и их рассмотрение выходит за рамки данной работы. Однако в среде христиан и особенно мусульман, нет такого жесткого следования запрету работать в эти дни, как у иудеев.

         Настоятельное требование Законодателя о соблюдении субботы, тем более удивительное, что при низкой производительности труда того времени, когда чтобы прокормиться приходилось работать "от зари до зари", очевидно несло в себе нечто, дающее большие преимущества в выживании. Я думаю, еженедельный отдых при постоянном тяжелом физическом труде, в результате (в годовом исчислении) дает возможность произвести больше, чем беспрерывная работа каждый день (разумеется при определенном уровне экономики, который евреи, очевидно, тогда уже достигли).   Перечисление же в Заповеди, кто конкретно имеет право на отдых в субботу,   очевидно связано с желанием Законодателя противодействовать извечному желанию хозяина выжать как можно больше из работников "здесь и сейчас", не заботясь ни о их здоровье, ни о будущем. (Вспомним хотя-бы субботники и воскресники нашего недавнего прошлого).

             Интересно, что в 1930-е годы в СССР на волне антирелигиозной пропаганды пытались ликвидировать обычную неделю с выходным каждый седьмой день, как библейское установление, а вместо этого ввести пятидневку (пятидневную неделю). Пятидневка вообще не имела определенного общего выходного дня. Работники отдыхали один день в пятидневку, но в разные дни (т. н. беспрерывка). Из этого эксперимента ничего не вышло и вскоре пришлось, по экономическим причинам и из-за больших неудобств для людей, перейти на шестидневку с общим выходным, а затем вернуться к обычной неделе. Так идея Моисея победила даже убежденных атеистов.

      Я думаю, что даже если бы евреи ничего кроме субботы (еженедельного отдыха) не внесли в копилку человеческой цивилизации, то и этого было бы больше чем достаточно для такого небольшого народа.

         Но вернемся к рассмотению следующих заповедей, которые   регламентируют основные правила поведения обеспечивающие внутриобщинный порядок:

          Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы      продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую      Господь, Бог твой, дает тебе.

         Эта заповедь идет сразу после заповеди о субботе. Очевидно Законодатель считает   ее следующей по важности. Заповедь эта остается актуальной на протяжении всей истории человечества. Известно, что первобытные сообщества с очень ограниченными жизненными ресурсами вели себя с точностью до наоборот. Вспомним известный рассказ Джека Лондона "Закон жизни" о племени индейцев, которые оставляют престарелых беспомощных родителей в ледяной пустыне на гибель от мороза или волков. Сын прощается с отцом, оставив ему небольшую вязанку хвороста. "Охапка сухих сучьев была мерой его жизни" пишет автор, и это 19-й век нашей эры!

      Провозглашенный в заповеди гуманистический принцип, как мы видим, не есть нечто само собой разумеющееся. Для обеспечения его выполнения Законодатель еще раз прибегает к авторитету бога: ... как повелел тебе Господь, Бог твой... подчеркивая важность сказанного.    Далее разъясняется для чего нужен этот закон:      ...чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле...      т.е. если ты будешь уважать, почитать и обеспечивать своих родителей в старости, то и сам будешь жить дольше и лучше, когда постареешь.   По большому счету этот закон, кроме несомненных субъективных плюсов: уверенность каждого в обеспеченной старости, объективно должен способствовать процветанию всего народа - передачу старым поколением новому опыта и знаний.   Понятно, что реально такой закон может функционировать только по достижении обществом определенного уровня материального достатка. Однако сам такой достаток только необходимое, но не достаточное условие - традиции большая сила и новое в отношениях между людьми всегда отстает от материального прогресса. Вот тут и нужен мудрый Законодатель, который в подходящее время сформулирует новые правила жизни, объяснит почему это хорошо и, главное, найдет средства воздействия на соплеменников, чтобы народ закон принял и выполнял.

               Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради   Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

           Эти заповеди сформулированы наиболее кратко.   В иврите есть несколько глаголов переводящихся на русский как "убивать". В заповеди использован глагол означающий преднамеренное убийство (другие означают убийство в целях самообороны, случайное и т. п.). Глагола с таким же смысловым оттенком как ивритский , в русском языке нет, поэтому перевод данной заповеди не совсем точен. Законодатель в данном случае запрещает не убийство вообще, а именно преднамеренное злоумышленное убийство, а не, скажем, убийство врагов на войне или приведение в исполнение смертной казни по приговору суда.   Соблюдение этих законов всеми, необходимо для стабильного существования общины. Люди не должны бояться друг друга. Не боятся быть убитыми, обкраденными, обесчещенными или оболганными. Это с одной стороны обеспечивает спокойную жизнь внутри общины и с другой, объединяет в противостоянии внешним врагам. Законодатель видно хорошо понимал, что сплоченный народ всегда сможет успешно противостоять врагам.   И действительно, через 40 лет блужданий по пустыне евреи смогли завоевать обещанную Богом землю: ...чтобы хорошо тебе было на той земле, которую      Господь, Бог твой, дает тебе.      Возможно что Моисей водил народ 40 лет не только для того, чтобы сменилось поколение и в Ханаан вошли люди рожденные свободными, но и для того, чтобы укоренились требования Заповедей.

         И, наконец, последняя Заповедь       Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его,      ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у      ближнего твоего.

      Это фактически превентивная Заповедь, т.е. Законодатель желает помочь людям в исполнении предыдущих. Действительно, большинство преступлений: убийства, воровство, прелюбодеяния, происходят из корысти - желания завладеть чужим имуществом. Таким образом для того, кто выполняет данную заповедь, не будет причин нарушать предыдущие.

         Эти десять Заповедей были написаны на каменных плитах-скрижалях и представляли собой главную святыню еврейского народа: хранились в специальном драгоценном ларце - скинии Завета, который священнослужители оберегали и переносили во времена скитаний по пустыне и который затем стоял в святая святых Первого храма в Иерусалиме. В те времена у всех окружающих евреев народов в храмах стояли изваяния богов в виде людей, животных, растений или фантастических чудовищ.       Конечно египтяне или позже древние греки, а затем и христиане молясь перед статуями понимали, что статуя или икона не есть бог, а только его изображение, но поклонение такому изображению - наиболее верный путь быть услышанным данным божеством. Тем более удивительно, что Моисей решился и смог убедить народ, что бог не должен иметь видимого представления в виде материального предмета, а выражается только через духовное начало, олицетворенное в тексте высеченном на скрижалях - идеях заключенных в Заповедях. Поэтому ни ларцу ни скрижалям не поклонялись - священы сами Заповеди, их смысл, а скрижали - документ подтверждающий подлинность Заповедей и истории их получения.

      С разрушением первого храма вавилонянами, скрижали исчезли и во втором храме в святая святых уже не было ничего.      С момента получения Заповедей прошло более трех тысяч лет. Евреи хранят память об этом событии отмечая каждый год праздник Шавуот, который празднуется на 50-й день после праздника Песах , отмечающего исход из Египта.   В самом названии Шавуот (грамматически множественное число от слова "шавуа", буквально седьмица, "неделя" т. е. - 49) заложено время его празднования.

         Долгая жизнь Заповедей возможно объясняется с одной стороны их универсальностью, а с другой недостижимостью поставленных в них целях. Любая программа действий: этическая, политическая, экономическая остается актуальной до ее выполнения (воплощения в жизнь), после чего прекращает свое существование и заменяется новой. Очевидно, что ни один человек, а тем более большинство людей, не выполняли полностью всю свою жизнь все Заповеди. Именно поэтому они являются вечным недостижимым идеалом к которому можно только стремиться, приближаться, но достигнуть который в обозримой исторической перспективе, увы невозможно.

      

      Шавуот, 6 сивана 5771 г./ 08 июня 2011г.
  • Комментарии: 10, последний от 07/12/2015.
  • © Copyright Кох Арье (arkoh@yandex.ru)
  • Обновлено: 19/05/2018. 28k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка