Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Самара, город, река

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 20/03/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В теологии есть понятие - Всеведение Бога, Всевышний пронизывает своим сознанием всю созданную им Вселенную, как во времени, так и в пространстве. В отличие от ограниченного человеческого сознания, Господь видит и знает всё, что он создал - исключить из Всеведения Бога наименование объектов пространства НЕВОЗМОЖНО, ибо тогда Бог не ВСЕМОГУЩ.

  •   
      Так, если и вы языком произносите невразумительные слова,
      то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер
      Апостол Павел (1-е Коринф. 14:9)
      
      
      
      1) Парадоксы ономастической науки
      
      Факт, что наше языкознание не в состоянии объяснить имена древних русских (и не русских) городов очевиден, его не надо доказывать. Проверьте в Интернете имена десятка городов, и убедитесь, что Вам предлагают несколько версий топонима, истолкованных на разных языках, даже на тех которые давно исчезли. На популярных сайтах, в "ученых" спорах выстраиваются гипотезы происхождения имен, которым приписывается скифское, сарматское, аланское, финно-угорское, тюркское и славянского содержания, хотя науке достоверно известно, что никто не знает этих архаических языков. Все работы на этот счет носят гадательный характер, эти племенные группы были БЕЗПИСЬМЕННЫМИ, или обладали примитивной письменной культурой, не получившей развития.
      
      В регионе восточнее Карпат в конце IX веке появился письменный Церковноболгарский (он же древнерусский) язык, созданный на основе еврейской грамматики, еврейского и греческого алфавита и возможно какого-то неизвестного нам иврит-тюрко-хазарского диалекта Крыма и Тамани. Лексикон древнеболгарского языка был составлен искусственно, понятийной базой стала библейская терминология объясняющая образы, запечатленные в книгах Библии. Для того чтобы два человека поняли друг друга необходимо, чтобы они владели общей ПОНЯТИЙНОЙ БАЗОЙ и одной системой мировоззрения, иначе понимание невозможно.
      
      Процесс формирования РОУШСКОГО языка описан в Повести временных лет: "Словенскому же языку, якоже рекохомь (речение), живущю на Дунаи, придоша отъ скуфъ, рекше (или, то есть; говорить, Словарь русск. яз. XI-XVII) отъ козаръ, рекомни (слово, речение) болгаре". Летописец выстроил цепочку языковой преемственности (как он себе представлял этот процесс): скифы > хазары > болгары. Хазары - иудеи, болгары сформировали государственность (Великую Болгарию) в Тамани, где на побережье были еврейские города (Тмутаракань).
      
      Второй источник - сказание "О письменах черноризца Храбра": "III. "Помиловавь", "буквамь", "й такоже они подобльшеса жидовьскимь писменемь сътворишу"; т.е. подобны еврейскому письму (в болгарском варианте: "по подражание на еврейските").
      
      Письменный (церковноболгарский) язык оформился во время визита Константина и Мефодия в Херсонесе в 861/2 году, после нападения на Константинополь в 860 г. "неизвестной Руси". Туда византийским императором была послана дипломатическая миссия для переговоров о мире.
      С созданием иудейского Хазарского каганата (болгары в нем значительный элемент) и Первого Болгарского царства в регионе Дунай-Крым-Тамань был выработан на базе иврита и понятий иудаизма новый региональный, торгово-религиозный язык, который позднее разделился на западную и восточные группы. С принятием христианства на нем оформился (IX-X вв.) восточнохристианский культ, церковная литература и естественно ономастическое пространство - ИМЕНА географических объектов. Принятие новой ИДЕОЛОГИИ обусловило создание единой организации (Церковь) на местах и механизма переноса библейских образов и понятий (проповедь, молитва).
      
      2) Идеология
      
      Мировоззрение человека того времени (по утверждению специалистов) носило религиозный характер, все осмысливалось в жестких рамках Библии, откуда черпались имена и термины, ставшие именами. В теологии есть понятие - Всеведение Бога, Всевышний пронизывает своим сознанием всю созданную им Вселенную, как во времени, так и в пространстве. В отличие от ограниченного человеческого сознания, Господь видит и знает всё, что он создал - исключить из Всеведения Бога наименование объектов пространства НЕВОЗМОЖНО, ибо тогда Бог не ВСЕМОГУЩ.
      
      На протяжении веков, в процессе освоения пространства (слабая заселенность), происходил ввод территорий в систему идеологии и культа еврейского Бога Яхве (на Руси со времени Ольги) - ОСВЯЩЕНИЕ территории, или, проще говоря, дача объекту общепонятного библейского имени, что позволяло христианам ориентироваться на местности. Естественно, что монаха-миссионера и священника меньше всего интересовали имена туземного населения, которое было малочисленным, не имело своей развитой идеологии и письменного языка - деятели церкви насаждали ПОНЯТИЯ иудеохристианства. Подобное явление мы наблюдаем и в нашем времени, на постсоветском пространстве национальными идеологами (элитами) была проведена тотальная языковая реформа, смена ИМЕНИ (идеологии).
      
      3) История территории
      
      После завоевания Казанского ханства в 1552 и Астраханского ханства в 1556 году Русское царство получило обширные территории Поволжья и открыло прямой торговый путь на Восток по Волге, расширение торговли по Волге относят к XVII веку. При царе Фёдоре I Ивановиче Блаженном (сын Грозного, 1584-1598) было решено строить на Волге (пограничная территория) новые города-крепости: летом 1586 года была основана крепость Самара, летом 1589 года - Царицын, а 1590 г. - Саратов. Характеризуя царя, голландский купец и дипломат, этнический еврей, протестант Исаак Абрам Масса (Isaac Abrahamszoon Massa) долгое время живший в Москве писал: "Он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно".
      
      Упоминание поселений возле Самарской Луки с "крепостцой со служивыми людьми" у места впадения реки Самары (длина реки 594 км) в Волгу в русских летописях приходится на 1361 год, а поселение-пристань Samar впервые отмечено на карте венецианских купцов Пицигано в 1367 году; Франциск и Доминик Пиццигани - братья, известные итальянские картографы XIV века.
      
      Новое поселение на Волге было основано по указу царя Фёдора Ивановича в 1586 году как сторожевая крепость Самарский городок. Строил крепость князь Засекин Григорий Осифович (Иосиф), первый воевода Самары, Саратова, Царицына, Астрахани. Крепость позволяла контролировать огромную территорию среднего течения Волги, устья Самары и вести планомерное завоевание земель. Ногайцы выразили протест и потребовали, чтобы "государевым городам на Уфе и Самаре вперёд не бытии" - Москва ответила отказом.
      
      4) Национальный корпус русского языка
      
      * Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 4-я. 1551-1556 гг. (1551-1556): "А кочевать Белек Булату (Пулат) се лето промеж Волги и Самара на речке на Яике, от Казани днищ с шесть".
      
      В данном распоряжении Москвы четко установлены Ногайской Орде границы по рекам; река Самара - пограничный рубеж.
      * Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск четвертый: XVII столетие (1862-1875): "Начиная от Тетюшей вниз, берега широкой реки были пусты: только три города: Самара, Саратов и Царицын, представлялись путнику, плывшему по Волге; эти города были заселены исключительно стрельцами и были скорее сторожевыми острожками, чем городами".
      
      5) Существующая этимология
      
      Единого мнения о происхождении названия реки и города Самара нет, существуют несколько предположений.
      * Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлана (921 год) - река названа словом Самур (иран.) "бобр, выдра".
      * М.Фасмер высказывался о происхождении названия от татарск., чувашск. "Самар", калмыцк. "Самр", чагатайск. "Самар" - мешок, киргизск. "Сардар" - таз, кувшин. Предполагалось, что в тюркских наречиях, таким образом, могли называть "излучину реки, крутую ее часть".
      
      * От сочетания иранского корня "сам" или "шам" или венгерского "семар" (пустыня, степь) и венгерского корня "ар" - то есть степная река (И.Никольский).
      
      * От монгольского "samura, samaura" - смешивать, мутить.
      
      * От библейской Самарии (разумное истолкование).
      
      * От арабского "сурра мин раа" - "обрадуется тот, кто увидит" (подобную этимологию имеет название города (крепость) Самарра, столицы древнего Аббасидского государства, ныне - в Ираке, на берегу Тигра). Топоним упоминается в связи с битвой императора Юлиана Отступника с персами при Самарре в 363 г. в ходе, которой он погиб. Общесемитское имя, существовало задолго до государственности арабов.
      
      Е. И. Чириков. Путевой журнал (1849-1852): "Самара или Сурра-мян-ра (по арабски: возрадовался кто видел) (город) на левой стороне Тигра".
      
      * От старорусского "самара", "самарка" - длиннополая одежда.
      
      Итак, неизвестный исследователь предложил рациональное библейское истолкование топонима, от библейской Самарии, однако, не объяснив его значение и этимологию. Город Самария (ивр. Шомрон - сторожевое место, башня) - сильнейшая крепость, ассирийцы осаждали её 4 года; столица Израиля в 930-720 годах до н. э.; этот библейский образ был перенесен на Самару (волжскую).
      
      6) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      САМАРА = ШОМЕР שׁוֺמֵר сторож, страж, часовой, охрана; ШАМАР שָׁמַר сторожить, стеречь, вести охрану, хранить.
      
      * Объяснение транслитерации. См. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный
      
      Буква иврита ШИН-СИН (Ш-С) передавалась на русский язык русской буквой С или З.
      
      שּׁ = с: Сихем, Саул, Самсон, или = з: Сузы, Измаил.
      שׂ = с: Сара, Сеир, или з: Израиль.
      
      *См. https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/8104.htm&prev=search
      б) Библейский образ "стража" в Ветхом Завете
      
      Термин "шамар" употребляется в Книгах Библии в указанных и подобных значениях 249 раз.
      
      * Бытие 4:9: "И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож (ШАМАР) брату моему?".
      * Бытие 3:24: "И изгнал Адама, и поставил на востоке в сада Едемского херувима... чтобы охранять (ШАМАР) путь к дереву жизни".
      
      * Бытие 40:3: "И отдал их под стражу (ШАМАР)".
      
      * Числа 8:26: "содержать стражу при скинии собрания (ШАМАР)".
      
      * И. Навин 23:6: "старайтесь хранить (ШАМАР) и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева"; и т.д.
      
      Таким образом, русские гидронимы и топонимы Самара являются библейским заимствованием, значение для города - сторожевое место, крепость. Имя реки сложилось во времена Хазарского каганата и означало охраняемую межу (границу) между кочевыми племенными группами.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 20/03/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка