Аннотация: Сигнал "Москва" не превращается в информацию, человек не может (не обучен, не обладает знаниями) произвести "оценку" и наделить сигнал "смыслом".
Мне не поют заветные слова,-
И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне:
Москва!
К. Бальмонт
1) Москва - это принцип
а) Пытаясь проникнуть в смысл понятия Москва, русский поэт К. Бальмонт (стих. Москва, 1926) пишет:
"Поет старинная печать.
Тут слово первое науки,
Но мне неведомой. Тут - знак,
А смысл понять нельзя никак".
б) Литературный критик М. Н. Катков в статье "Историческое значение Москвы как символа основных начал, на которых зиждется государство"" (Московские ведомости" 1865, Љ 182), писал: "Москва не есть просто город; не кирпич и известь ее домов, не люди, в ней живущие, составляют ее сущность. Москва есть историческое начало, Москва есть принцип. Люди переменяются, как непрерывно переменяются частицы живущего тела; переменяются люди, переменяются и нравы, и порядки. Но остается дух места, остается историческое начало... Высшие интересы человечества именно в том и состоят, чтобы правительство народа было его правительством и чтоб оно не имело в виду ничего иного, кроме блага своей страны".
Интерес к значению этого имени был большой, Москву упоминают в своих произведениях: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. Н. Глинка и другие. Не зная как объяснить смысл топонима буквально, русские люди XIX века вывели формулу - "Москва - не город, Москва есть принцип".
в) Попытки и путь дешифровки топонима
Зафиксированные письменно попытки дешифровать топоним и гидроним "Москва" предпринимались и раннее, однако всех исследователей постигала неудача. Христианские комментаторы, интерпретируя слово-понятие, отказались от историко-философской связи с материнским учением - иудаизмом.
В 1526 г. император Священной римской империи Максимилиан, отправляет в Москву с дипломатическим поручением Сигизмунда Герберштейна (дипломат, писатель, историк), результатом его поездки явилась книга "Записки о московитских делах" (1549). В этой книге изложены факты истории, географии и этнографии Москвы: "Итак, город Московия, глава и столица Руси, и сама область, и река, которая протекает по ней, носит одно и то же имя; на родном языке народа они названы Москвой. Что именно из них дало имя прочим, неизвестно". Герберштейн совершенно прав, стараясь проникнуть в сущность слова-символа "Москва", через символ, проникая в образ, человек, получает информацию об объекте; предметный мир страны сформирован в образ, который отражает в сжатом виде действительность.
В восприятии и понимании древних символов-сигналов у нас проблема, она связана с быстрыми социально-политическими изменениями, происходящими в обществе, наука - запаздывает, не успевает "пристраивается" к новым политическим реалиям. Ученые не могут объяснить (ограничены в деятельности властью, не свободны в творчестве) обществу значение большинства имен и терминов, новыми поколениями ученых (светскими) утеряны логические и философские связи с идеологией прошлого.
Под влиянием процесса демократизации (европейские революции, отмена крепостничества) эти изыскания в XIX веке привели русских интеллектуалов к идее "соборности". Идея национального ("славянского") единства и мощного государства оформилась в формулу - Православие, Самодержавие, Народность. В ходе революционных преобразований 1917-1920 гг. влияние церкви было уменьшено до минимума, а самодержавие (научная и административная элита) полностью уничтожено. В этот период были утеряны связи с философией иудаизма - религиозная деятельность и знание иностранного языка служили поводом к уничтожению человека. Новая ученая элита получила "урезанное" образование, древняя философия сводилась к изучению проблем классовой борьбы. Истолкование имен и терминов перевели в "народное" русло (от языка народа региона), что привело к полнейшему хаосу в ономастике - абсолютное большинство древних имен и терминов нельзя объяснить национальными языками, т.к. они создавались в системе иудеохристианской теологии.
В системе передачи древних сообщений - "сигнал-информация-смысл", остался один "вербальный сигнал" (имя, термин), а он не вызывает изменений в сознании у современного получателя. Сигнал не превращается в информацию, человек не может (не обучен, не обладает знаниями) произвести "оценку" и наделить сигнал "смыслом". Получатели древнего "сигнала" существуют в другой системе ценностей, и хотя эта система родственна иудаизму (иудаизм-иудеохристианство-христианство) - нарушена иерархия (преемственность) и отрицается или извращается их философская и лексическая связь.
Скорее всего, вся терминология носит сакральный характер, и в той или иной мере связана с языком Бога (иврит) или является производной от понятий иврита, соответственно надо ориентироваться не на современную русскую грамматику (форму слова), а на философию и терминологию иудаизма (содержание понятия). Распространенное в обществе представление о Библии как о культовом документе не соответствует действительности. Еврейская Тора - материалистическое учение, в ней нет фантастических представлений о мире, всё рационально, продумано и связано в единую систему, объясняющую устройство мира и правила поведения человека в природе и обществе. Предусмотрена ответственность человека (как мыслящего существа) за нарушение законов природы (Бога) и механизм самосохранения общества и природы от неразумных действий и идей отдельных людей (лидеров) или групп людей - мораль, которая входит основным элементом во все законы и программы, создаваемые человеком.
2) Версии о происхождении имени Москва
а) Википедия
"Ойконим "Москва" имеет основную этимологию, поддержанную или разработанную С. П. Обнорским, Г. А. Ильинским, П. Я. Черных, Т. Лер-Сплавинским, М. Фасмером. Кроме того, имеется ряд менее вероятных гипотез.
Основная этимология
"Название города Москва происходит от названия реки Москва. Как полагают исследователи, слово "Москва", принадлежало ранее к древнерусскому типу склонения на -ū-, именительный падеж которого заканчивался на -ы. ... Таким образом, древнейшей формой топонима была не засвидетельствованная в письменных памятниках форма Москы. Уже в очень раннюю эпоху форма именительного падежа данного типа склонения заместилась формой винительного. Для этой стадии есть засвидетельствованные формы "Москъвь" и "Московь", откуда в иностранных языках возникли названия типа англ. Moscow, нем. Moskau, фр. Moscou. В дальнейшем тип склонения на -ū- вообще прекратил своё существование: лексемы, которые к нему относились, влились в более продуктивные типы на -i- (кровь, бровь, любовь, свекровь, церковь) и -ā- (буква, брюква, смоква, ботва, плотва, диалектные формы церква, морква, а также Москва)".
Итак, перед нами рядовая "филологическая" уловка, выявленная гипотетическим путём "не засвидетельствованная в письменных памятниках" форма "Москы", далее рассуждения авторов сводятся к игре в склонения, которые "прекращают своё существование". Отметим, что засвидетельствованные письменно формы "Москъвь и Московь" не рассматриваются, гипотетическое предположение берётся за основу, однако последуем за другими высказываниями авторов.
"Корень mosk- в праславянском языке означал "вязкий, топкий" или "болото, сырость, влага, жидкость", причём существовали параллельные дублетные образования mozg- и mosk-. То, что корень моск- по своему значению связан с понятием "влага", подтверждается употреблением его в других славянских и европейских языках: в словацком языке встречается нарицательное слово moskva, значащее "влажный хлеб в зерне" или "хлеб, собранный с полей в дождливую погоду"; в литовском языке существует глагол mazgóti "мыть, полоскать", а в латышском языке - глагол mazgāt, что значит "мыть". В современном русском языке этот корень представлен словом "промозглый" - сырой (о погоде)".
Итак, смысл понятия сформирован - mosk, "в праславянском языке означал - вязкий, топкий, болото, сырость, влага, жидкость" - но откуда авторам известен праславянский язык, существовал ли он в действительности, не есть ли это всего лишь гипотеза?
б) Различные предположения
* Слово "Москва" происходит из финно-угорских языков. Слог -ва означает "вода", "река" или "мокрый", то есть, так же, как и в названиях многих других рек. Моск- можно объяснить из языка коми, где оно означает "корова", либо из фин. musta "черный, темный". К финно-угорской также относится гипотеза С. К. Кузнецова увязывающая "Москву" с западно-марийскими словами "Маскá", которое означает "медведь", и "Авá", которое означает "мать".
* Гипотеза В. Н. Топорова. Название "Москва" входит в ареал балтийских топонимов и восходит к балтийскому корню mask-/mazg- "топкий, слякотный" с характерным балтийским топонимическим суффиксом -uva (ср. лит. Lietuva).
* Гипотеза А. И. Соболевского. Топоним происходит от авестийского слова ама "сильный".
* Легендарные гипотезы
"Легенда о библейском происхождении, название одноимённой реки происходит от имени библейского Мосоха, внука Ноя и сына Афета, и его жены Квы - по библейской легенде потомками Мосоха были заселены земли от Вислы до самого Белого озера. Связана эта легенда с известной средневековой теорией монаха Филофея "Москва - Третий Рим": "Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилона с племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Черного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Черное море, над Доном и Волгою рекою... И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде".
В представленной легенде больше здравого смысла, чем в построениях наших филологов, древние исследователи пытались определить направление заселения территории, откуда пришли колонисты; ряд современных историков считает, что освоение русских территорий шло - с юга. У Иезекииля 38:1: "Сын человеческий! Обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фуфала!" (Магог - Скифия, по И. Флафию). Мешех (ивр. משך), Мосох - согласно Книге Бытия шестой сын Иафета, внук Ноя.
* Критическая этимология Макса Фасмера
Москва - название реки и города, засвидетельствовано с ХIV в. в этой форме (см. Соболевский, РФВ 64, 159 и сл.), др.-русск. Московь, вин. ед., Лаврентьевск. летоп. под 1177 г., местн. п. ед. ч. на Москви, Ипатьевск. летоп. под 1175 г., род. п. ед. из Москве, до Москвѣ, Ипатьевск. летоп. под 1176 г. (см. Соболевский, там же; AfslPh 32, 310; Лингв. набл. 68 и сл.); совр. Москва употребляется во многих районах Поволжья (Мельников 4, 231). Поздне-др.-русск. на Москвѣ (Аввакум, Котошихин), др.-польск. род.-дат.-местн. п. ед. ч. Мoskwi (Кохановский, Кромер); см. Лось, Gr. polska 3, 134 и сл. Таким образом, первонач. основа на -ū Москы, род. п. Москъве (см. Соболевский, ИОРЯС 27, 271 и сл.), откуда тур., алб. Моskоv "Россия", тур. Моskоv šähri "Москва" (Радлов 4, 2128). Судя по выражениям типа на Москве и под., гидроним Москва старше названия города.
Возм., родственно чеш., слвц. moskva "сырой хлеб (в зерне)", а также слвц. mozgа "лужа", польск. Моzgаwа - название реки, далее - лит. mazgoti "мыть, полоскать", др.-инд. májjati "погружается", лат. mergō, -еrе "нырять"; см. Ильинский, ZfslPh 4, 104 и сл.; RЕS 4, 141; Bull. Асаd. Sс. dе Pétersbourg, 1922, 601 и сл.; "Slavia", 3, 564. Ильинский явно ошибочно привлекает польск. moszcz "выжатый плодовый сок" (которое заимствовано из нем. Моst "сусло, сок" от лат. mustum; см. Брюкнер 344 и сл.) и москоть (см.). Следовало бы, во всяком случае, выяснить отношение Москы к фин. местн. н. Мasku. Абсолютно недостоверна связь с галльск. Моsа, Моsеllа, вопреки Лёвенталю (ZONF 5, 58). Сближение с кавк. этнонимом Μόσχοι (Móschoi телята) повисает в воздухе, вопреки Бергу ("Геогр. Вестник", 1925, т. 2, стр. 5 и сл.), ввиду отсутствия промежуточных звеньев. Не доказано и ир. происхождение (от авест. аmа- "сильный", по мнению Соболевского (ИОРЯС 27, 271 и сл.)). Неудачны также попытки этимологии из фин.-уг.: от мар. moska "медведь" и аvа "мать", вопреки Кузнецову (у Преобр. I, 559), и от фин. mustа "черный" + коми vа "вода" (Преобр., там же; в этом случае ожидалась бы форма фин.-суоми vesi "вода", а не vа, или же, скорее, фин. joki "река"). Широко распространенное благодаря поддержке Ключевского объяснение из коми mösk "корова" и vа "вода" (так Н. Андерсон, FUF Anz. 1, 126) отпадает потому, что коми-зыряне в этой местности не засвидетельствованы (ср. Калима, FUF 18, 53 и сл.; Фасмер, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1934, стр. 357; 1936, стр. 218 и сл.). Нельзя также сближать с Мокша (Томас 107). Известно и табуистическое выражение в Москву́ съездить "родить"; см. Зеленин, Табу 2, 30.
Вывод
Целесообразно рассмотреть связь топонима Москва с терминологией сакрального языка иудехристианства - иврита и библейскими образами.
3) Обобщение
а) Топоним (гидроним) Москва в настоящее время не имеет логического истолкования; версии: вязкий, топкий (болота везде), Мосох, вода, корова, медведь и др., не дают какой-либо полезной информации для бытия древнего человека. Приведенные значения термина не выделяют природный (река) и рукотворный (поселение) объекты из мира природы и в социальных отношениях, в целях ориентировки в пространстве; язык топонима не определен.
б) Мосох (Мосок)
Отметим, что корень иврита МЕШЕХ משך (конечная буква КАФ читалась как Х и К) имеет много значений: 1) таскать, тянуть, получать деньги по банковскому счету; 2) паромщик, бурлак; 3) протяжение, продолжительность (высокий).
Исходя из географии региона и места расположения города Москва, там изначально должна была быть - паромная переправа; в 1147 году малая крепость располагалась на мысу при впадении р. Неглиной в р. Москва. Таким образом, первоначально топоним обозначал - стратегическое место переправы через реки Неглиную и Москву, для охраны этой важной переправы и взимания таможенных пошлин была поставлена крепость. Через город (перекресток) проходили древние прямые сухопутные дороги: от Новгорода до Рязани (Волоцкая), от Киева и Смоленска до Владимира, Суздаля и Ростова Великого (Можайская), а также от Москвы до Твери (Тверская).
в) Река и город Москва
Река Москва истекает, имея стратегическую линию русла с запада на восток, к северу от города Москва река резко меняет направление течения на юго-восток, здесь проходила граница между Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами. Древний путь Смоленск-Москва-Владимир (Смоленская дорога) проходил южнее западно-восточного участка реки. Он имел особенность - можно было пройти от Смоленска и до Москвы, минуя крупные переправы; сухой коридор, дорога войны с древнейших времен, собственно в 1812 г. по нему прошел и Наполеон.
Первые упоминания понятия Москва (река, поселение) относятся к 1147 г., этимология имени не определена, среди причин, вызвавших возвышение Москвы к началу XIV в., выделяют удобное географическое положение, перекресток водных и сухопутных дорог, а также защищенность территории. Бассейн реки Москва (362 реки и 500 ручьев) надежно защищен лесами и болотами, а водные пути давали казне деньги в виде пошлин, историк В. О. Ключевской пишет: "Все другие явления этого времени, учреждения, социальные отношения, нравы, успехи знаний и искусства, даже нравственно-религиозной жизни, были прямыми или отдаленными последствиями совокупного действия двух указанных факторов волостного (областного) торгового города и внешней торговли".
Мы имеем ряд слов: город Москва, река Москва, Московия - в XI веке Москва (река, поселение) граница между Ростово-Суздальским и Смоленским княжествами, пограничная линия проходила по точке поворота реки Москва на юго-восток (историческая реконструкция), позже территория Московского удельного княжества. Территорию княжества (земли, государства) объединяет система налогов и дани - первое и необходимое условие любой государственности (нет налогов - не на что содержать аппарат принуждения). Река - это территория обложения данью, дорога для сбора дани, сухопутные пути сообщения только обустраивались; город - феодальный центр, куда стекается и где обрабатывается дань.
Итак, в бассейне реки был создан, обозначен и закреплен письменно в летописях стратегический пограничный пункт для Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств - Москва, проведение пограничной линии повлекло разделение ранее неконтролируемого финансово-торгового потока. Каждое из княжеств получило свою долю от упорядочивания налогообложения территорий, однако Ростово-Суздальское (в летописях Суздальская земля до XIII в.) очевидно в связи с территориальной близостью, сумело обустроить поблизости от точки поворота русла реки свой таможенный пост - Москву, и получило финансово-торговое преимущество, стало наиболее развитой территорией Руси. Точка поворота реки оказалась в центре пересечения важнейших торговых путей, за преобладание в этом регионе шла ожесточенная борьба: в 1134 году княжество подверглось нападению Всеволода и Изяслава Мстиславичей с новгородцами; в 1146 году в суздальскую землю вторгся Ростислав Ярославич Рязанский; в 1149 году Изяслав и Ростислав Мстиславичи со смолянами и новгородцами разорили суздальские владения по Волге и вывели из княжества 7 тыс. пленных.
Таким образом, мы обозначили главный процесс на этой территории во время появления понятия Москва - установлении государственности, приобретение признанных границ. Основным признаком возникновения государственности (а соответственно нормативного языка) является обложение данью (налогом) населения, а на границах - взимание пошлин с товаров, идущих по реке или вдоль реки. В русском языке, лингвистам, подобрать значение этому слову не удалось, основной признак понятия не выделен, зато в иврите все становится на свои сакральные места.
3) Терминология иврита и библейские образы
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни - Москва = МОС+КВА.
МОС+КВА (Мас+ква) = МАС מַס дань, налог; начальник повинностей (работ), данники + КАВА קָבָע устанавливать; или КАВ קַו линия, черта (меридиан, параллель); маршрут, рейс; т.е. черта (граница) налогообложения.
* Справка, оканье, аканье
Мы пишем Москва, а в говоре Масква. Первичность оканья перед аканьем (Википедия. Оканье): "Оканье было свойственно всем диалектам древнерусского языка; возникновение аканья большинство учёных относят к времени после падения редуцированных, т. е. не ранее XIII века. Самые ранние случаи отражения аканья в памятниках письменности относятся к XIV веку".
Вывод
Имя Москва возникло в период формирования княжеств как указание на границу территории налогообложения между Смоленским и Ростово-Суздальским княжествами (между ними прямой торговый путь).
Топоним принадлежит языку иудеохристианства; межевание территории, торговля, налоговая система, натуральная повинность, т.е. к деятельности княжеской и церковной администрации.
4) Библейские образы и аналогии
а) В Библии налогообложение необходимое условие государственности, упоминается со времени царя Соломона, который разделил Израиль на 12 округов (3 Цар. 4:7), по этому принципу производилось привлечение подданных к различным работам. Натуральная повинность отмечена в Библии словом МАС מַס налог, дань; термин обозначал повинность в пользу царя, а также налог (Исх. 1:11; 2 Цар. 20:24).
* Исаия 31:8: "И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью (МАС)".
* Исход 1:11: "И поставили над ним начальников (МАС) работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов".
* Притчи 12:24: "Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (МАС, дань, повинность)".
* Судей 1:28: "Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками (МАС), но изгнать не изгнал их".
б) Аналогии
Были ли подобные имена в истории Древней Руси или за рубежом?
* Река Мста, др.-русс. Мъста (трактуют из фин. mustа "черная"; название реки Мustajoki, эст. must "черный"), протяженность около 400 км, через волоки (г. Вышний Волочек) на Волгу, базовый путь на Каспий. Река служила границей между Деревской (левый берег), Бежецкой (правый берег, верховья) и Обонежской (правый берег, низовья) пятинами Новгородской земли.
Обратимся к летописи: "Иде Вольга (Ольга) Новугороду, и устави по Мъстъ повосты и дани" (Повесть временных лет); таким образом, имя произведено от социального действия, установления налоговой (натуральной подати) системы. Следовательно, основные водные магистрали и территории северной Руси были описаны во время княгини Ольги, и для фиксирования имен использовался иврит, теперь мы знаем время установления системы гидронимов на Руси - 947 год и то, что имя может содержать смысл социального явления.
*Темза, Thames
Сравним гидроним с другими важными государственно-образующими реками, например в Англии - Темза (Thames, этимология не существует), имя реки, содержит общий смысл административного деления, в разное время по берегам Темзы существовало 5-6 королевств.
THA+MES = ТЕА תֵאָה устанавливать пограничную линию + МАС מַס налог, дань; корни понятия имеют другую форму.
Заключение
Основным налогом в Московской Руси времени монгольского нашествия являлась дань (натуральная подать), которая шла в княжескую казну; часть дани передавалась в Золотую Орду, а право на сбор дани для Орды имели Великие князья. За великое княжение между удельными князьями шла постоянная борьба. Московский князь Иван Данилович Калита (1325-1340) в этой борьбе вышел победителем и в 1328 г. получил великое княжение, соответственно все налоговые потоки стали проходить через МАС-КАВА (Москву) = дань + назначать.
В правлении Ивана Калиты топоним Москва (административно-военный центр земель по Москве-реке) закрепился в сознании русских людей как естественно сложившийся традиционный центр организации государственной и финансово-налоговой деятельности, затем он перерос в символ всех русских земель. Москва - центр давления на периферию (сохранение границ), пока стоит Москва - существует русское государство! Искусственный центр, созданный Петром I - Петербург (от Святого Петра?) в свое время выполнил задачи, заложенные в символе (приобщение к лучшим западным образцам культуры), и вновь уступил место Москве, естественному центру государства.
Итак, Москва - иудейский принцип, он работает только в совокупности с высокой моралью, лишь тогда появляется, могучее государство - империя! Разве у нас есть другое направление развития, неужели скатимся к примитивному национализму, борьбу за языки на территориях?