Аннотация: Батурин, Бахмачского р-на Черниговской обл. (Украина), расположен на стратегически важных высотах в нижнем течении левого берега р. Сейм. Сейм - граница между Московским царством и Речью Посполитой в XVII в.
Господь - Моисею: "взойди на вершину Фасги и
взгляни глазами (АИН) твоими к морю и к северу,
и к югу и к востоку"
Второзаконие 3:27
Город Батурин находится в Бахмачском р-не, Черниговской области, Украина, на левом берегу реки Сейм (левый приток Десны).
1) Этимология, топография и история
а) ЭСБЕ, ст. Батурин
"Левый берег, подмываемый излучинами р. Сейма, делается, наоборот, обрывистым и наибольшей крутизны достигает у гор. Батурин. Здесь левый берег достигает 492 ф. (70 с. (ок. 150 м.)) над уровнем моря и около 95 ф. над рекой... Уровень р. Сейма у города Батурин равен 53 саж. по нов. данн. г. Тилло... Заселение этой местности относится к XII ст., но сам город основан в 1575 (?) г. Король польский Стефан Баторий немедленно по своему избранию обратил внимание на административное устройство малороссийского казачества. Разделив казаков на полки и сотни, он установил порядок управления и суды, а для пребывания запорожских гетманов основал новый город, назвав его по своему имени Баторином" (?).
б) Сайт krymology.info/index.php/Батурин_(город)
"Название происходит скорее всего, либо от русского диалектизма батура - башня, либо от тюркского имени Батур (Патур, Петер, Петро, Батыр), среди носителей которого есть известные князья-мурзы времён Золотой Орды (?)".
в) Википедия
"Название происходит от имени польского короля Стефана Батория, который является основателем города. Столица казацкой Украины в XVII-XVIII вв.".
г) Монография Стороженко А. В. "Стефан Баторий и днепровские козаки: исследования, памятники, документы и заметки". Киев: типография Г. Л. Фронцкевича, 1904.
Работа А.В. Стороженко, признаётся специалистами в качестве одного из наиболее важных трудов начала XX века в истории украинско-польских отношений (Уваровская премия Петербургской Академии Наук 1909 г.).
А. В. Стороженко опровергает вывод польских историков о том, что Стефан Баторий (1533-1586, король Польши 1575-86), являлся одним из организаторов казацкого движения, приводит весомые доказательства того, что Баторий был противников его развития. Представители киевской исторической школы были подвергнуты критике автором за то, что "стремясь объяснить внутреннее содержание надуманной "реформы", приписывали Стефану Баторию такие политические комбинации, которые в действительности никогда не приходили ему в голову ... "будто он воспользовался прерогативой польских королей нанимать без ведома сейма чужеземное войско". Баторий обязался перед Турцией прекратить походы казаков на Молдавию и татарские поселения, султан грозил польскому королю выступить против казаков, если с ними не сможет справиться Баторий.
По материалам работы А.В. Стороженко (1857-1926)
В 1578 году, крымский хан рекомендовал польскому королю принять на польскую военную службу низовых казаков, с тем, чтобы ликвидировать набеги казачьей вольницы на татарские и турецкие владения. В 1578 году был сформирован казацкий полк (500 чел.), под командованием князя М. А. Вишневецкого и Я. Орышовского, в 1581 году полк нес службу в Подолии на границе с татарами, другие отдельные отряды казаков принимали участие в польско-русской войне. В войнах Польши с Москвой в 1580 г. участвовало около 4000 низовых казаков, в этот период не зафиксированы казацкие набеги на татарские селения и Молдавию, однако набеги казаков возобновились в 1582 году, когда закончилась война и масса наёмников (казаков, шляхтичей и татар) осталась "без работы". Крымский хан заявил жалобу королю, и через посольство предупредил, что если король не успокоит казачество, то Крым не будет сохранять мир, в декабре 1582 года к этим угрозам присоединились турки, грозя вторжением 40 000 турецкого корпуса (по тем временам очень значительные силы) в Речь Посполитую.
В 1583 году на польскую военную службу был принят новый казачий полк (пехота) в составе 600 чел., установили жалование казаку: 5 злотых за четверть года и 5 локтей сукна за год; полк охранял границу Подолья и в 1584 году. Польша того периода была не в состоянии принять на военную службу большое количество казаков, казна не могла обеспечить их жалованием. Основная масса низовых казаков (4000-5000 чел.) "промышляла" обычным способом и в 1584 году устроила набег на Очаков, разграбили и сожгли город, посол короля, направленный к казакам с целью выявить виновных в набеге и вернуть татарам награбленное имущество и скот был убит казаками.
Король Стефан Баторий умер в 1586 году, "реформы" казачьего войска, которые приписывают польскому королю - не состоялись, низовое казачество по-прежнему оставалось неуправляемой военной силой (шляхтичи, татары, беглый люд различного вероисповедания и положения - казаки), собиравшейся на летнее время в причерноморских степях - ради добычи, грабежа. С каждым годом количество казачьих объединений увеличивалось и принимало выраженный военный характер, земледелие и промыслы отходили на второй план, главным занятием становилось - война. Из среды казаков выдвинулись вожди (гетманы), появилась столица - Съчь, где хранилось общее вооружение (пушки) и снаряжение, казаки выделились в пока не признанное сословие, тождественное польскому шляхетству, со своим выборным органом - Радой.
* Батурин (с. 140, см. работу А.В. Стороженко)
"Что касается городка Батурина, то он основан был после того, как Северщина по Деулинскому перемирию перешла к Польше, а именно в 1625 году, осадчим новгород-северского старосты Александра Песочинского Матвеем Стахурским, и получил название, вероятно, по тому урочищу, на котором был помещен, и которое в свою очередь так называлась по имени бывшего своего владельца, какого-нибудь "севрюка" Батуры...
Вычитанное у Каховского ошибочное осмысление название "Батурин", широко распространилось среди образованных малороссиян XVIII века... слившись в одно целое с легендою о наделении казачества со стороны Стефана Батория политическими правами".
* Справка
Севрюки - служивое сословие Северской земли (в т.ч. бассейн Сейма).
Деулинское перемирие - соглашение, заключённое в 1619 г., между Русским царством и Речью Посполитой на 14,5 лет; на полученных Польшей территориях Черниговщины начала формироваться граница с Россией.
Коваленко В. П., начальник Батуринской Международной археологической экспедиции, заведующий кафедрой истории и археологии Украины Черниговского госуниверситета
"Батурин, ныне поселок городского типа, Бахмачского р-на Черниговской обл. (Украина), расположен на СТРАТЕГИЧЕСКИ важных ВЫСОТАХ в нижнем течении левого берега р. Сейм...
Когда после Любечского съезда 1097 г. р. Сейм снова стала границей между княжествами (Черниговским и Новгород-Северским), возникла необходимость укрепить стратегически важные места этой границы и на рубеже ХI - ХII вв. на месте Батуринских ВЫСОТ снова было построено укрепленное городище. В середине ХЃЃЃ века городище прекращает свое существование в ходе монголо-татарского нашествия... (время запустения с ХЃЃЃ до начала ХVЃЃ в.)...
Когда после Деулинского перемирия 1618 года Сейм снова стал государственной границей (на сей раз между Московским царством и Речью Посполитой), про Батуринские ВЫСОТЫ вспомнили вторично, и на рубеже 2 - 3 десятилетий ХVЃЃ века здесь возводится укрепленный пункт на месте древнерусского городища (первое упоминание о Батурине в письменных источниках - под 1622 г.).
В 1669 г на раде в Глухове казаки решили перенести столицу Гетьманата в Батурин, археологическим отражением чего являются масштабные нивелировочные работы на территории Батуринской Цитадели - от 20 до 50 см глиняной подсыпки, разделяющей казацкий и гетьманский периоды".
3) Обобщение и вывод
а) В ходе польско-русских войн начала XVII века, согласно Деулинскому перемирию (1618/19 гг.) часть территории по Сейму в том числе и город Батурин отошли к Польше, территория была пограничной и её надо было обустраивать в военном отношении. Археология выделила военное значение местности - "стратегически важные высоты", "про Батуринские ВЫСОТЫ вспомнили вторично" и установила момент возникновения города - "на рубеже 2 - 3 десятилетий ХVЃЃ века. Здесь возводится укрепленный пункт на месте древнерусского городища, первое упоминание о Батурине в письменных источниках - под 1622 г. (источник не указан). Возводимый город, очевидно, принадлежал польскому государству, пограничное состояние Батурина длилось до 1667 года, когда по Андрусовскому перемирию эти земли отошли к России.
* На карте Боплана 1650 г. Батурин (Baturyn) выделен (графически) как важный пункт на реке Сейм, на противоположном, правом берегу реки в районе города - пустое пространство, поселений нет; к югу и северу от города показаны два мощных массива леса (жалкие остатки сохранились). Таким образом, вновь основанное укрепление "закрывало" проход между двумя массивами леса и защищало, очевидно, переправу (брод) на реке Сейм
б) Историк А.В. Стороженко еще в XIX веке указал на то, что Стефан Баторий сделал попытку (под нажимом крымского хана и турецкого султана) "организовать" и "приручить" низовых казаков, однако эта реформа не получила в то время распространения.
в) В польском имени Baturyn (на карте Боплана) буква игрек Y имеет диакритический знак, сверху двоеточие, как в русском Ё, в современном польском языке Y читается как "Ы" или реже как "И", примеры использования буквы Ÿ в польском языке обнаружить не удалось.
Википедия - Ÿ, ÿ - дополнительная буква латинского алфавита. Написание Ÿ означает, что буква Y читается сама по себе, не образуя комбинаций с соседними буквами.
Вывод
Топоним Baturyn не связан с именем польского короля Стефана Батория (иудеохристианская традиция - не возводи себе кумира), король умер в 1586 году, т.е. за 35 лет до основания города; пограничный рубеж между Польшей и Россией установлен с 1618 года.
История и археология указывает на выдающийся ориентир данной территории (оборонительные свойства местности) - ВЫСОТЫ, целесообразно изучить этот ОРИЕНТИР и рассмотреть топоним Батурин в связи с терминологией священного языка иудеохристианства - иврита.
4) Терминология иврита и образы Библии
а) Топография Батурина
Примерно на расстоянии 3 км на запад от центра Батурина - высота 153, 9, наивысшая точка рельефа (выдающийся ориентир местности) в радиусе 20 км, город расположен на скате этой высоты. С места, где расположена Казацкая (гетманская) крепость отчетливо ПРОСМАТРИВАЕТСЯ ПРОСТАНСТВО вокруг на расстоянии 10-15 км. Река Сейм на северной окраине Батурина образует 2 крупных острова (ПЕТЛИ), они показаны на карте Шуберта 1865 г., лист Конотоп.
б) Терминология
Приведем первичный термин BATURYN в форму приближенную к грамматике иврита, выделим корни - BA+TUR+YN, у нас "немедленно" выплывает термин иврита и арамейского языка - ТУР, ТУРА - гора.
* BA+TUR+YN = БА+ТУР+ЫН = БА בָּ с, на + ТУР טוּר гора; ТУРА (арам.) טוּרָא гора, камень, холм + ИЕН עִיֵן просматривать, изучать; корень в письме ИН, АИН עַיִן глаз, око, поверхность, ПЕТЛЯ. Итак, в имени города изначально заложен "сторожевой" смысл - просматривать территорию с горы.
в) Образы Библии
* ивр. ТУР гора, холм
Даниил 2:35: "Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою (ТУР) и наполнил всю землю".
Даниил 2:45: "так как ты видел, что камень отторгнут был от горы (ТУР) не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!".
* ивр. ИН, АИН глаз, петля
Левит 26:45: "вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами (АИН) народов, чтоб быть их Богом. Я Господь".
Второзаконие 3:27, Господь - Моисею: "взойди на вершину Фасги и взгляни глазами (АИН) твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей".
Притчи 23:26: "Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза (АИН) твои да наблюдают пути мои".
Таким образом, проведя исследование, мы выяснили, что не истолкованный до сих пор топоним Батурин имеет четко выраженный смысл, БОЕВУЮ ЗАДАЧУ, поставленную подразделению несущему сторожевую службу на границе между Польшей и Россией - ПРОСМАТРИВАТЬ (сторожить территорию) с ГОРЫ.
Очевидно, что пространство осмысливалось в рамках библейской терминологии, понятной католикам, православным и иудеям, библейские образы и термины были прочно закреплены в сознании в связи с однотипной системой иудеохристианского образования (один культ, одна литература, общая традиция).
Автор благодарит создателей видео "Гетьманская столица.mpg. От yusmol950", сайт Батурин река Сейм - видео помогло осмыслить топоним Батурин. Однако где наша историческая география и ономастика, почему эти вспомогательные исторические дисциплины не способны объяснить то, что ВИДИМО ГЛАЗАМИ с ГОРЫ. Может быть, для того чтобы "увидеть" надо "подняться" на эту "ГОРУ"!