Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Колыма

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 24/08/2016. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Колыма, река Царица (государственная), по своим гидрологическим характеристикам (самая крупная река региона), по своей общественно-хозяйственной принадлежности (принадлежит государю) и значимости (даёт значительный государственный доход).

  •   
      
      1) Общие сведения
      
      Колыма, якут. Халыма - река в Якутии и Магаданской области России, длина 2129 км, из них 1400 км на территории Магаданской обл., остальное - в Якутии, образована слиянием рек Аян-Юрях и Кулу, берущих начало на Охотско-Колымском нагорье. Размах колебания уровня воды в реке до 14 метров, покрыта льдом с октября до сер. мая, судоходна на большей части.
      
      2) Существующая этимология
      
      Википедия
      
      "Колыма - один из многочисленных в России гидронимов с формантом - ма. Можно приводить тюркские, финно-угорские и иные обоснования имени Колыма, но они не объяснят широкое распространение данного алгоритма названий рек: Молома, Яхрома, Клязьма, Кама, Седедема и проч. Логичнее всего предположить, что это древний праиндоевропейский гидроним... С якутского и тюркских языков "куль", "коль" означает река (источник не указан).
      
      Эвены, по территории расселения которых, протекает река, называли её Кулу; сейчас название Кулу сохранилось лишь за правой составляющей Колымы. Эвенск. кула (склон берега реки, обращённый на север; северный склон), что вряд ли могло дать название большой реке. Возможно заимствование названия эвенами из коряк.-чукот. куул (глубокая речка), что более убедительно. Землепроходец Михаил Стадухин в донесении 1643 года упоминает как Ковыма-река, позже Колыма. Этимологическая связь между Кулу и Колыма не установлена. Существует также мнение о юкагирском происхождении гидронима Колыма, но и эта этимология также ещё не разработана".
      
      3) История открытия Колымы землепроходцами
      
      Михаил Васильевич Стадухин (ум. 1666) - русский землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири, достиг рек Колымы, Анадыря, Пенжины и Гижиги и северной части Охотского моря.
      См. статью в Википедии
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
      
      4) Картография
      
      а) Акты исторические 1649 г.
      
      http://sibrelic.ucoz.ru/publ/akty_istoricheskie_1640_1649gg/akty_istoricheskie_1649g/1649_09_07_ne_ranee/111-1-0-784
      
      1649 г. не ранее сентября 7. - Отписка с Колымы якутским воеводам Василию Пушкину, Кириллу Супоневу и дьяку Петру Григорьевичу Стеншину ленского служилого человека Михаила Стадухина с товарищами о походе к востоку от Колымы
      "Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии воеводам ... Ленского острогу служилой человек Михалко Стадухин с товарищи челом бьют.
      
      В прошлом 157 году ходил я, Михалко, с Ковыми реки на новую Погычю реку в кочах морем, и от Ковыми реки морем бежали семеры сутки, паруса не отпущаючи, а реки не дошел, и поймал языков, живут возле моря на берегу, иноземцов коряцких людей; и в роспросе... сказывали, что де реки мы близко не знаем, потому что возле моря лежит Камень утес, конца Каменю не знают. ...".
      
      б) Сибирь в XVII вѣкѣ: сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землям, М., изд. Г. Юдин, 1890 г.
      
      https://books.google.ru/books?id=2fhWAAAAMAAJ&pg=PR8&lpg=PR8&dq=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0+%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8+1672&source=bl&ots=-MKx-qbFlg&sig=vibqwfmK-CDinu6WODt3UDNV-C0&hl=ru&sa=X&ei=kQqFUvzfFIGX5ASUpoCQAQ#v=onepage&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B8%201672&f=false
      
      * Чертёж всей Сибири, збиранный в Тобольске по указу царя Алексея Михайловича (описание карты)
      
      "А от Алазейского зимовья на Колымъ реку до Среднего зимовья езду неделя, ...и в тех, во всех зимовьях живут Якуцкого отрогу служилые люди для государева ясашного сбору".
      
      * Карта стольника П.И. Годунова 1667 г., составлена в Тобольске, со слов людей, побывавших на территориях. Согласно карте географические знания исследователей Сибири не распространялись далее реки Колыма, на карте имя не выделено, но в описании имеется.
      
      См. карту в Википедии
      
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
      
      5) Национальный корпус русского языка
      
      * Описание Сибири (список Императорской публичной библиотеки) (1650-1700): "Изъ того жъ камени к лѣсной сторонѣ в государской державѣ много рѣкъ пало: Даура, Блудная, Улья, Ковыча, Колыма,...".
      
      * Ф. П. Врангель. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю (1841): "Неизвестно, каким путем и кем открыта река Колыма. ... Он сообщил мне много весьма полезных подробностей и замечаний об оставляемой им стране. Между прочим, рассказывал он, что Колыма в июле месяце так разлилась у Средне-Колымска, что жители принуждены были спасаться на крыши и на колокольню".
      
      6) Обобщение и вывод
      
      Из представленных материалов ясно, что первопроходец Михаил Стадухин в 1649 г. применял термин - "Ковыма-река", через 18 лет, её стали именовать в официальных документах "Колымъ река". Скорее всего, с развитием деятельности (сбор ясака) в бассейне реки и уточнения географии региона, выделило Колыму как крупнейшую реку в районе восточнее реки Индигирка и как важнейший водный путь.
      Деятели того времени были христианами, территорию изучали, описывали (картографировали) в интересах власти (царя), соответственно и имена новым географическим объектам давали в рамках иудеохристианской доктрины, в которой они воспитывались и существовали.
      
      В самом общем виде земля и водные источники в России принадлежали монархам, цари назначали временных пользователей земельными и речными богатствами по принципу - "нет земли без службы" (дворянство, духовенство), соответственно и река Колыма являлась собственностью царя.
      
      Вывод
      
      Этимология гидронима, представленная в Википедии - невнятна, связь с "древним праиндоевропейским гидронимом" невозможно объяснить, также маловероятно происхождение названия из местных языков - недоказуемо, лингвистические игры. Целесообразно рассмотреть гидроним Колыма в связи с библейскими образами и терминами.
      
      7) Терминология иврита и библейский образ
      
      Согласно известным историческим сведениям, бассейн реки Колыма рассматривался в XVII веке как подясачная территория. Небольшие группы служивых людей собирали с местного населения царский налог - "ясак" (меха) в пользу государственной казны или, проще говоря - царя, по тем временам значительная часть общего финансового дохода Московского государства. Соответственно и река Колыма - ЦАРСКАЯ река или река - Царица.
      
      Итак, мы выделили предполагаемый образ реки - КОЛЫМА = ЦАРСКАЯ (государственная) река; по своим гидрологическим характеристикам (самая крупная река региона), по своей общественно-хозяйственной принадлежности (принадлежит государю) и значимости (даёт значительный государственный доход).
      
      а) Терминология
      
      Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита. Прочитаем термин наоборот, уберем гласные буквы (иврит, язык согласных букв, по традиции - принадлежат Богу) и выделим корень - КОЛЫМА = АМЫЛОК = М.Л.К.
      
      У нас сразу же выявляется соответствующий значению крупной реки корень иврита МЕЛЕХ (МАЛКА) царь, государь (царица, государыня).
      
      * КОЛЫМА (стар. КОЛЫМЪ) = наоборот АМЫЛОК (ЪМЫЛОК) = без гласных - М.Л.К. = ивр. МЕЛЕХ (х-к) מֶלֶךְ царь, государь; МАЛКА מַלְכָּה царица, государыня.
      
      б) Библейский образ
      
      * 3-я Царств 10:10: "И подарила она царю (МЕЛЕХ) сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица (МАЛКА) Савская царю (МЕЛЕХ) Соломону".
      
      * 2-я Паралипоменон 9:1: "Царица (МАЛКА) Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством, и с верблюдами, навьюченными благовониями и множеством золота и драгоценных камней. И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у нее".
      
      Таким образом, русский гидроним КОЛЫМА - Царица, указывает на бассейн крупной реки, имевшей важнейшее финансово-хозяйственное значение для страны в XVII веке. Транслитерация (передача слова другим алфавитом) библейского образа и термина.
      
      * Примечание
      
      Золотая лихорадка на Колыме, Википедия, см.
      
      "В 1908 году в Охотске появился приказчик дальневосточного промышленника и купца Шустова - Юрий Янович Розенфельд (Нордштерн). Официально он был послан для отыскания более удобного пути на пушную и рыбную Колыму, чем тропы из Якутска и Тахтоямска или ведущий от берегов Охотского моря Ольско-Сеймчанский тракт, основанный Петром Калинкиным в 1893 г. и описанный вместе с окружающей местностью в 1901 году сотником Н. М. Берёзкиным.
      
      Но, обладая необходимым минимумом геологических знаний, Розенфельд больше интересовался минеральными богатствами края. Собирая сведения, он сделал выводы, что регион богат углем, рудами многих металлов. В районе Сеймчана им были обнаружены золотоносные жилы, однако найденные "знаки" золота и самородки пока ещё не подтверждали наличия богатых золотых запасов".
      
      24.08.2016 г.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 24/08/2016. 10k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка