Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Калуга

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 05/09/2016. 12k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В нашем современном светском осмыслении религия это - культ; мистические воззрения, почитание людьми предметов и существ, наделенных сверхъестественными свойствами. Однако исторически религия всегда и везде выступала как объединяющая социально-политическая сила, основа единства народа. Сакральное (духовное), в результате деятельности Церкви, постепенно перетекало в мирское (профанное) сознание, мышление, язык.

  •   
      От Покрова до Николо-Козинки -
      Улочки тонкие, словно тропинки,
      Видно, их строил мудрый народ -
      Каждая к храму ведет
      Купчиха-Калуга. А. Щербань. Стихи. РУ
      
      
      1) Краткая история
      
      История Калуги связана с Московским княжеством, город находится в 188 км от Москвы и является старейшим в России. Считают, что Калуга была основана в 1371 году (впервые упомянута в грамоте литовского князя Ольгерда), точный год основания неизвестен. Поселение Семеоново городище (небольшая крепость) на этом месте существовало во время московского князя Симеона Гордого (1340-1353).
      Окруженная глубокими рвами и земляным валом, с двенадцатью сторожевыми башнями, Калужская крепость не раз успешно отражала врагов и надежно защищала подступы к Москве (деревянная крепость сгорела в XVII веке и больше не восстанавливалась). Археологи установили, что Калуга трижды переносилась на новое место, неподалеку от старого поселения (3-5 км.), что связывают с моровой болезнью, пожарами и разрушениям во время войн.
      
      Река Ока, на которой расположена Калуга, в XIII-XIV веках была одновременно пограничной линией охраняющей Московское княжество от набегов Литвы (позже татар) и связующим торговым путем между Черниговским, Рязанским, Владимиро-Суздальским, Муромским княжествами. Присоединение к Московскому княжеству Калуги (конец пути), Серпухова (центр), Каширы и Коломны (впадение Москвы-реки) в XIV-XV веках привело к полному контролю Москвы над рекой Ока. Перечисленные города и ряд укрепленных монастырей образовали по рекам Оке и Угре оборонительную систему, которую в исторических источниках часто называют - "Поясом Пресвятой Богородицы".
      
      2) Этимология. Варианты истолкования топонима
      
      В русском языкознании существует проблема истолкования имен, она связана с поверхностным пониманием исследователями сущности религии (идеологии). В нашем современном светском осмыслении религия это - культ; мистические воззрения, почитание людьми предметов и существ, наделенных сверхъестественными свойствами. Однако исторически религия всегда и везде выступала как объединяющая социально-политическая сила, основа единства народа.
      Сакральное (духовное), в результате деятельности Церкви, постепенно перетекало в мирское (профанное) сознание, мышление, язык.
      Иудаизм и иудеохристианство меньше всего занимались культовыми вопросами, и в первую очередь решали вопросы идеологии, организации общества и воспитания людей - т.е. политикой. Еврейский историк I века Иосиф Флавий объяснял своим римским читателям, что еврейская религиозная доктрина является идеальной политической конституцией; ввел в научный оборот термин "теократия" (Против Апиона (кн. 2:16)), как обозначение системы государственного управления, отличной от греческой и римской модели общественных отношений.
      
      Известно, что нижнюю и среднюю Волгу (куда впадает Ока) несколько веков контролировал иудейский Хазарский каганат, религия - иудаизм, письменный язык иврит, а Булгария (подвассальное хазарам объединение) - верхнюю Волгу.
      В Московской Руси, идеология иудеохристианства охватывала все стороны бытия человека, дача объекту имени (введение его в систему религиозных отношений) как правило, производилась на сакральном языке, этим достигалась преемственность и связь с Божеством, имя (топоним) на языке Бога обладает охранительными свойствами. Сегодняшние исследователи абсолютно не учитывают идеологию (богоискательство) времени возникновения объекта. Имена истолковываются на языках, о которых наука имеет только гипотетические представления, сакральное игнорируется, в результате миллионы имен - необъяснимы.
      
      * Исследователи, комментируя топоним Калуга, придерживаются традиционного в русской ономастике метода - от народа. Кто ему (народу) даст право что-либо называть? Именует новое поселение власть, духовенство представляет администраторам-основателям научно-теологическую консультацию в выборе имени, которое "освещает" его и "оберегает".
      
      * См. статью О.В. Мосина и С.А. Мосиной "Сказание о Калуго-граде", Самиздат: http://samlib.ru/o/oleg_w_m/cdocumentsandsettingsolegmoidokumentyskazanijaokaluga-grade2rtf.shtml
      
      * Варианты истолкований
      
      а) "Раньше Калугой называлась местность, в которой располагается город. Слова "калуга" и "калужка" с древнерусского означают "болото" или "трясина"". Древняя крепость на плато высотой 25 метров, на такой высоте нет болот.
      б) "От словосочетания "около луга", которое раньше писалось "ока-луга". В финно-угорском языке существовало слово "калига", означавшее - "глухое место в лесу"". Отметим, что во время основания города вся местность - "глухое место в лесу", кругом сплошные леса - как ориентироваться в пространстве по топониму?
      в) "От имен людей. "По преданию давным-давно в местном лесу находилась кучка разбойников, которую возглавлял разбойник с прозвищем Колуга. После разгона это шайки на этом месте был образован город, и назван Калуга в честь изгнания разбойников"". Что-то новое в ономастике - город назван в честь разбойника?
      
      г) "Легенда о хане Уга, завоевателе. В знак своих завоеваний хан вбил в землю кол, а появившийся на этом месте город стал носить название "колУга" или Колуга".
      
       д) Древнерусским словом "калыга", что означает "забор, ограда".
      е) "Самым же правдивым из всех названий, по исследованиям ученого В. Зуева, изучавшего историю возникновения древних городищ и курганов в окрестностях Калуги, является название города, произошедшее от названия реки, на которой располагалось поселение. "Название своё город получил от речки Калужки, где он и стоял прежде, то есть в устье её... После того перенесён был на гору, от воды далеко и от Оки версты за четыре". В начале XVI в. крепость действительно была перенесена на 3 км к югу на берег Оки.
      
      ж) Этимологический словарь Макса Фасмера
      
      I Калуга. "Деревянный ящик с прорезями для перевозки живой рыбы", арханг. (Подв.). По мнению Калимы (101), из фин. kааlо "углубление, впадина, ящик". Не связано с фин. kala "рыба", вопреки Погодину (там же).
      
      II Калуга. "Болото, топь", диал.; отсюда местн. н. Калуга, укр. калюга "лужа, грязь", калужа - то же, сербохорв. ка уга, ка ужа "лужа", калужа "мусорник", словен. kaluza, чеш. kaluze "лужа", слвц. kaluza. Из приставки ка- и luzа (см. лужа), собственно, "что за лужа"; ...
      
      з) Этимология по В. Далю
      
      "КАЛУГА ж. твер. костр. топь, болото, насолоды, сплошная мочижина; || вырь, пойма, поемный луг, пожня. || калужск. тул. полуостров, оток, калач; || арх. живорыбный сплавной садок, прорезь; || вост.-сиб. вид осетра или белуги, Acipenser orientalis. От значения болото родилось и самое название города Калуги. Калужа, калужина ж. калюжа южн. лужа, лыва, стоячая вода. Калужница ж. растение из семьи жабников, Caltha palustris, желтоголовник. Калужистый (калюжистый), мочажинный, где много луж, стоячей воды. Калужье? ср. собр. пни, корни и сучья на чищобах, починках, росчистях".
      
      Отметим, что термин "калюжа", из которого выводят КАЛУГА, есть в иврите. Калюжа - разлитая на поверхности земли жидкость, ямка с водой - ивр. КАЛУШ жидкий, разжижение. Калуга - крупная рыба, водится на Дальнем Востоке в основном на реке Амур, в реке Оке не встречается.
      
      3) Топография
      
      Река Ока, истекающая с юга на север, в районе Калуги делает крутой поворот (90 град.) на юго-восток, далее на восток, у Дугны русло поворачивает на северо-восток, и у города Алесин на север, у города Серпухов - поворот на восток = большая дуга, окружность. От Калуги и до Серпухова русло реки описывает окружность, полукруг (дугу), Калуга на одном конце полукруга, Серпухов на другом. Это гидрологическое явление однозначно выделяет Калугу (поворот русла + дуга) как выдающийся стратегический ориентир, точка, где заканчивает окружность, образованная руслом Оки.
      
      * См. карту Шуберта 1867 г. и другие старые карты; http://www.etomesto.ru/shubert-map/13-14/
      
      4) Обобщение и вывод
      
      Приведенные исследователями гипотезы имени Калуга - несостоятельны, не позволяют человеку (судоводителю) ориентироваться на местности и осуществлять хозяйственную деятельность. Топоним Калуга, скорее всего, является краткой характеристикой территории, не изучен в связи с системой идеологии Древней Руси, военно-хозяйственными отношениями, географией и гидрологией района.
      
      Вывод
      
      Целесообразно рассмотреть топоним в связи с гидрографическим его положением, библейскими образами и терминологией.
      
      5) Терминология иврита и библейский образ
      
      Приведем термин в форму близкую грамматике иврита и выделим корни - КАЛУГА = КАЛ+УГА.
      
      * Вариант истолкования
      
      КАЛ+УГА = КАЛ+УГА = ивр. КАЛА קָלַע сплетать, плести + УГ, УГА עוּגָה круг; начертить окружность, круг. Неподалёку к западу от Калуги в Оку впадает река Угра, по которой шла пограничная линия.
      
      * Основная версия
      
      КАЛУГА = КАЛ+УГА = ивр. КАЛА כָּלָה (КАЛАХ (г), если читать все знаки) конец, завершение (военно-торгового пути, дальше второстепенные территории) + УГ, УГА עוּגָה круг; начертить окружность, округлить.
      
      *См. стронг 3615, КАЛА;
      https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/3615.htm&prev=search
      
      * Термин иврита УГА עוּגָה рассматривается комментаторами Библии как: 1.круг 2.ямка 3.пирог; лепёшка. Не совсем ясное истолкование, т.к. в соответствующих текстах Библии применен термин cсостоящий из знаков - ламед.+аин.+ гимел.+he. ЛГА (?) לעגה. См. Симфония номеров стронга; http://manuscript-bible.ru/S/S/h56.htm
      
      Тем не менее, терминология УГ, УГА круг, окружность существует в иврит-русских словарях.
      
      б) Библейский образ
      
      * Бытие 2:1: "И совершил (КАЛА, закончил) Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал".
      
      Таким образом, топоним составлен из двух понятий иврита и точно (с точки зрения топографии) обозначает местоположение города на реке Ока - КАЛ+УГА = КОНЕЦ КРУГА (окружности) описываемого руслом реки.
      
      Скорее всего, имя сформировано в интересах администрации региона, как обозначения конечной точки водного военно-торгового маршрута. Далее на запад по реке Оке и её притокам шли лесные, болотистые территории, незаселенные и маловажные в хозяйственном отношении, что демонстрируют карты XVIII века.
      5.9.2016 г.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 05/09/2016. 12k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка