Перемышль, Пшемысль, польск. Przemysl [ˈpʂɛmɨɕl], укр. Перемишль - пограничный город на юго-востоке Польши на реке Сан, в 12 км от границы с Украиной. В истории бассейн реки Сан - спорные, пограничные территории между Россией, Польшей и Австро-Венгрией. Официальной этимологии топоним не имеет.
1) История
* Первое упоминание города в летописях исследователи относят к 981 году. Повесть временных лет: "В лѣто 6489. Иде Володимиръ к ляхомъ и зая грады ихъ: Перемышль, Червенъ и ины городы, иже суть и до сего дне подъ Русью".
"В лѣто 6605 (1097). Приидоша Святополкъ и Володимеръ, и Давыдъ Игоревичь, и Василко Ростиславичь, и Давыдъ Святославичь и братъ его Олегъ, и сняшася Любчи на строенье мира. И глаголаше к собѣ, рекуще: "Почто губимъ Рускую землю, сами на ся котору <...> имуще? ...Кождо держить очьчину свою: Святополку - Киевъ... - Перемышль Володареви...".
Примечание
Кн. Володарь Ростиславич (1085-1124) сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича (Тамань), Тмутаракань в хазарское правление Самкерц, торговый город со смешанным населением: хазары, евреи, греки, славяне и т.д., основные религии: христианство, иудаизм.
* Позже Пшемысл пограничный с Польшей город, в составе Галицко-Волынское княжества с 1199 года, в 1344 окончательно завоёван Польшей. После разделов Польши под управлением Австро-Венгрии в XVIII-XIX вв., с 1920 года в Польской республике, с 1939 г. в составе СССР, затем в составе Польши.
* Галицкая летопись (1201-1260): "смерды многы пьшьцы и собра я в Перемышль".
* Статейный список Желябужского (1657): "А сдались де было ему городы: Сенгуръ, Перемышль, Галичь, Терновъ, Пивчюгъ, а со всехъ взялъ денги; а сколко де съ которова взялъ, того я не ведаю".
* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 2 (1806-1818): "Историки польские говорят, что великий князь, обязанный королю счастливою переменою судьбы своей, взялся содержать его войско, давал ему съестные припасы, одежду и жалованье; что Болеслав, плененный красотою места, роскошными приятностями Киева и любезностию россиянок, едва мог выйти из сей новой Капуи, что он на возвратном пути, в Червенской области, или Галиции, осаждал Перемышль, который, будучи весьма укреплен искусством, каменными стенами и башнями, долгое время оборонялся".
* ЭСБЕ/Сан, река https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%A1%D0%B0%D0%BD,_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0
На Сане более значительные города Пржемысл и Ярослов. На протяжении 15 вер., между сел. Лязни и Каменкой, Сан течет по границе Австрии с Россией (Люблинской губ.). Сан делит Галицию на 2 половины, вост. и зап., и служит этнографической границей между двумя главными ее народностями - (мало) русской и польской, вследствие чего у галицких русских сложилась поговорка: "Знай, Ляше! по Сян наше".
В X веке оформлялись национальные границы Польши и Киевской Руси, слабая заселенность громадных территорий не позволяла закрепить пределы появившихся государств. Христианизация в Польше началась в 966 году, Русь приняла христианство в 988 г., епископская кафедра в Перемышле известна с XIII в.,
а церковная организация на территория Червонной Руси оформилась к 1367 году.
Киев - Львов - Пшемысль - Краков - Прага - практически прямой путь. Пшемысль, скорее всего транзитный, сторожевой и таможенный пункт на границе между Киевской Русью и Польшей - важный торговый путь, выход в Европу (источников мало). В конце X века Перемышль входил в состав Киевского княжества, в XI веке в Западной Руси сформировались два княжества - Галицкое и Волынское, в конце XII века были объединены в Галицко-Волынское.
Гл. 11. О Болеславе первом: "Подать эта называется "строжа" потому, что брали ее для [удовлетворения] нужд людей, находившихся на страже в крепостях, особенно для тех, кто пребывал на крайних границах королевства. Ибо вышеупомянутый король Болеслав, после того как установил границы Польши в Киеве,...".
Глава 28. О пленении какого-то русского князя: "В то время как Болеслав был занят разными делами в других районах, некий князь русских по имени Володарь (князь перемышльский с 1092 г.), завидуя счастью Болеслава, созывает русских князей, всех будоражит, каждого в отдельности убеждает помнить о своем знатном происхождении". ...
в) Ян Длугош (каноник, 1415-1480). Аналы или хроники славного королевства Польши, кн.1
"Также Перемышль, основанный Пржемыславом, более чем чем-либо иным, знаменит епископским достоинством, а также замком и храмом, построенным в замке из квадратных камней, и кроме того - рекой Саном, что протекает под ним".
* Комментарий переводчика
65. Перемышль - древнерусский город в Прикарпатье на правом берегу реки Сана (ныне на территории Польши). Впервые упоминается в летописи под 981 г.; возможно, входил в число так называемых Червенских городов (Исаевич Я.Д. Грады Червенские. С. 119).
Располагался на международном торговом пути, связывавшем Центральную Европу со Средней Азией и Ближним и Дальним Востоком (Даркевич В.П. К истории. С. 99), отсюда все возраставшее значение города и прилегавшей области в русско-польско-венгерских спорах. (Пржемыслав - легендарный прародитель чешской княжеской династии Пржемысловичей (Cosm. I, 6-9. P. 15-22).
В третьей четверти X в. восточнославянские хорваты, центром которых был Перемышль, входили в сферу политического влияния Древнечешского государства. Именно к этому времени, возможно, и относится возникновение Перемышля, в силу чего могло возникнуть представление о связи его названия с эпонимом чешских князей. - Ред.).
г) Евреи в Польше
В Гнезненском архикафедральном костёле есть Гнезненские врата (XII в.) отлитые из бронзы - двупольные распашные двери. На них изображен сюжет, где Святой Войцех (955-997) обвиняет евреев в торговле христианскими невольниками перед чешским князем Болеславом II Благочестивым (932-999). Еврейские торговцы (официально признанные монархами купцы) фиксируются на территории Польши с X века.
* ЕЭБЕ/Польша
Первые фактические сведения о переселении евреев в Польшу относятся к концу XI в. - все, что сообщается о более раннем пребывании евреев, легендарно. Чешский летописец Козьма Пражский передает, что ввиду преследований евреев в Чехии, незадолго до первого крестового похода (1096), состоятельные евреи переселились в Польшу. Дальнейшее переселение состоялось ко времени 3-го похода. К концу XII в. имеется уже больше данных. Найденные в Великой Польше, в деревне Гленбокое, брактеаты (монеты) с еврейскими надписями свидетельствуют о том, что в то время в Польше были евреи-монетчики или откупщики монетного двора. Летописец Кадлубек сообщает, что в княжение Мешки III налагались тяжелые наказания за убийство еврея и за нападения школьников на евреев....
Судя по частым ссылкам в респонсах XII и XIII вв. на торговые сношения немецких евреев с Польшей и Киевской Русью, надо полагать, что в этих странах жили их единоверцы, благодаря чему торговля могла принять оживленный характер. В записи об иммунитете, пожалованном в 1262 г. монастырю в Копршивнице (Малая П.) краковским и сандомирским князем Болеславом Стыдливым, монастырю разрешено было привлечь для колонизации всякого рода людей, за исключением евреев; цель ясна - князь не желал лишиться доходов от евреев, которые пошли бы в пользу владетеля иммунитета. Правовое положение евреев вырисовывается более определенно в изданной два года спустя знаменитой привилегии Болеслава Калишского; евреи - его собственность, servi camerae.
Вывод
Исторические данные сообщают о пограничном состоянии территории Перемышля, соответственно мы должны рассматривать топоним как пункт начала одной и конец другой страны, обычно такие "сторожевые" и таможенные точки на местности укрепляли. Отметим, что в Пшемысле каменная стена и замок построены в 1389 году, возможно, какие-либо укрепления существовали и ранее, однако сведений об этом найти не удалось.
Итак, у нас сформировался ОБРАЗ города Перемышль - край, конец одной страны, начало другой; сторожевой пост (поселение); укрепленный таможенный пункт. Необходимо "связать" имя с библейской терминологией и ОБРАЗАМИ, сознание и мышление людей в раннем средневековье было религиозным, свою жизнь и деятельность мыслили ОБРАЗАМИ, взятыми из Библии; достаточно посмотреть древнерусское летописание и западные анналы и хроники.
5) Терминология иврита и библейский образ
Перемышль, польск. PrZemysl - очевидно, что эти два имени ТОЖДЕСТВЕННЫ по написанию, в польское имя добавлен знак Z, скорее всего, в более поздний период, т.к. в польских документах XV века фигурирует Перемышль (см. выше).
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот, как в иврите и выделим корни.
Русск. ПЕРЕМЫШЛЬ = польск. PR(Z)EMYSL = П.Р.М.Ш.Л., P.R(z).M.S.L. = наоборот Л. + Ш.М.Р. + П. = L + S.M.R. + P.
У нас сразу же появляются два корня иврита - Ш.М.Р. хранить, нести охрану, сторожить, стеречь и П край, конец, сторона; рубеж.
Общий вид
Русск. ПЕРЕМЫШЛЬ = польск. PR(Z)EMYSL = П.Р.М.Ш.Л., P.R(z).M.S.L. = наоборот Л +Ш.М.Р. + П; L+ S.M.R. + P = иврит Л принадлежность, направление + Ш.М.Р., ШАМАР שָׁמַר + ПЕ פֶּה от ПЕА פְּאֶה край, рубеж. Топоним можно интерпретировать как - охраняемый рубеж (край), собственно это функция любого средневекового города; каждое поселение имело свою зону военной и хозяйственной ответственности.
Ездра 9:11: "которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края (ПЕ) до края (ПЕ) в осквернениях своих".
* Ш.М.Р., ШАМАР
Исаия 21:11: "Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож (ШАМАР)! сколько ночи? Сторож (ШАМАР)! сколько ночи?".
Бытие 3:24: "И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять (Ш.М.Р.) путь к дереву жизни".
Таким образом, необъясненный русско.-польск. топоним ПЕ+РЕМЫШ+ЛЬ составлен из терминов библейского иврита.
Содержание слова соответствует средневековой действительности - функции города, который он выполнял во времена раннего средневековья. Форпост, сторожевой и транзитный пункт на торговом пути Киев-Прага, на западном рубеже Киевской Руси.