Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Амосово - топонимы образованные от библейских имен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 28/02/2018. 11k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы, изучавшие тогда в детстве Библию, чувствовали, что Амос костит царей и богачей, и нам это очень нравилосьЛ. М. Каганович. Памятные записки (1991)

  •   
      
      1) Топонимика
      
      Найдено 22 разновременных топонима, образованных от корня Амос. В областях: Архангельской, Владимировской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской; дислокация поселений говорит о религиозно-культурном преобладании данных регионов в средние века.
      
      Амо́сов - хутор в Белореченском районе Краснодарского края.
      
      Амосово - деревня в Приморском районе Архангельской обл.
      Амосово - деревня в Холмогорском районе Архангельской обл.
      Амосово - поселок (не жилой) Плисецкий р-он, Архангельская обл.
      Амосово - поселок в Меленковском р-не, Владимировской обл.
      Амосово - деревня в Бабаевском районе Вологодской обл. ·В писцовой книге второй половины XVII в. значилась под двумя названиями: ·...д. Пожар, Амосов Конец то ж (ПК Белоз 1678, л. 68). Первое свидетельствует о том, что деревня построена на выжженном для посева участке леса, подсеке. Возобладало второе наименование, образованное от м. л. и. Амос и существительного конец, известного в древнерусском языке в значении 'отдаленная, окраинная часть территории' (Сл РЯ XI - XVII, VI, 272). Чайкина Ю. И. Географические названия Вологодской области: Топонимический словарь. - Архангельск, 1988.
      Амосово - деревня в Белозерском районе Вологодской обл.
      Амосово - деревня в Кирилловском районе Вологодской обл.
      Амосово - деревня в Крестецком р-не Новгородская обл.
      Амосово - деревня в Приморском районе Архангельской обл. Шахматов А.А. Исследование о двинских грамотах XV века. СПб. 1903; ·Деревня (тогда село) Амосово впервые упомянуто в XV веке по имени тогдашнего собственника Амоса Микулина.
      Амосово - деревня в Порховском районе Псковской обл.
      Амосово - деревня в Псковском районе Псковской обл.
      Амосово - деревня в Андреапольском районе Тверской обл.
      Амосово - деревня (не жилая) в Тихвинском районе Ленинградской обл.
      Амосово - деревня в Спасском районе Рязанской обл.
      Амосово - урочище, Тверская обл., Псковская обл., Ленинградская обл.
      Амосково - деревня в Краснопрудской волости Псковского района Псковской области
      Амосовка - деревня в Чашникском районе Витебской области.
      Амосовка - деревня в Медвенском районе Курской области.
      Амосова Гора - деревня в Бокситогорского района Ленинградской обл., известна в 1879 г.
      
      Гидронимы
      Верхняя Амосовка, Нижняя Амосовка - малые реки, притоки реки Сясь.
      
      2) Пророк Амос
      
      Время деятельности Амоса (ивр. עָמוֹס бремя, нести груз, от корня АМАС, стронг ивр. 5986, 6006) определяют ок. 793-753 гг. до н.э., он был уроженцем Иудеи. Господь направляет его в Северное царство (в Израиль), место его видений и пророчеств город Вефиль (евр. Бет-Эль, святилище Израиля, ивр. Дом Бога). Местный священник Амасия пытается его изгнать (конкурент) и посылает донос царю: Амос производит возмущение против тебя.
      
      Амос 7:12-15
      И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.
      И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
      Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: "иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю ".
      
      Называл себя ·пастухом, но, тем не менее, Амос прекрасно знал жизнь верхушки общества, разбирался во всех военных и политических событиях происходящих у соседей; его кругозор охватывал судьбы народов всего Ближнего Востока.
      
      В этот период Израиль (Северное царство) переживает расцвет, сильные государства-соседи, находятся в кризисе и не беспокоят Иудею и Израиль; торговля приносит в страну богатства, однако материальные блага достаются только богачам.
      Пророк Амос выступал против социальной несправедливости: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся властью; осуждает жизнь в роскоши и наслаждениях, провозглашает идеал простой и праведной жизни. Критиковал богослужения в храмах с жертвоприношениями и многочисленной восторженной толпой; считал, что культовые обряды теряют смысл, когда в обществе падение нравов и несправедливость.
      
      Источник
      
      См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
      http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_358.htm
      
      3) Применение термина в русском языке
      
      а) Национальный корпус русского языка
      
      * Вологодско-Пермская летопись (852-1538 гг.) (1550-1590): ·Амос же пророкъ рече: ·слышите слово господне: аз приемлю на вы плач, дом Израилевъ падеся и не приложи встати.
      
      * Сотная с писцовых книг И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на город Яренск с уездом (1585-1586): ·Амос Карпов, середней д. пуст Амосов, Омос живет в другом дворе.
      
      * Данная Шарапа, Адаша и Сурьянина Федоровых детей Нелюбова (Бедарева) строителю Сп.-Генн. пустыни Иосифу на д. Лабунино в Осецком ст. Костромского у. Противень 2 (1565-1566): ·А на то послуси Пятой Иванов сын Нелюбов, да Русин Микифоров сын Нелюбов, да Подосен Осифов сын Матренин, да Олексий Амосов сын Смирного, да Бажен Дмитреев сын Крев.
      
      б) Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли (паломническая литература, XIII в.); http://www.drevne.ru/lib/daniil_2.htm
      
      О гробе Лота, что в Сигоре
       Недалеко от этого места создана церковь со стрельчатыми сводами во имя пророков. Внутри под этой церковью есть большая пещера, и в той пещере лежат двенадцать пророков в трех раках: Аввакум, Наум, Михей, Иезекий, Авдий, Захария, Исзекииль, Измаил, Савеил, Варух, Амос и Осия.
      
      в) Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Деятели
      * Адриан Монзенский (умер 1610) - русский православный святой, преподобный, основатель (1592) Благовещенского монастыря на реке Монза близ Костромы. Адриан Монзенский был уроженцем города Костромы, в миру носил имя Амос.
      * Коменский (Komensky) Ян Амос (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики.
      
      г) О гимнографическом наследии Ермолая-Еразма (1500-1560)
      http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=Pssm8vkIOvw%3d&tabid=2299
      
      ТРЕПАР (краткая песня святому) ПРОРОК АМОСУ. Июнь 15. Гла 1. Прозря Христово плотское родство от рода Давыдова, пророче, роду тезоименитый Амосе, предрекий, глаголя: ·Вставлю храм Давыдов пад'ший и возгражду и и раскопанна его?, к сему же Христово и распятие вознесение Святага Духа действом предглаголивый, моли давшаго ти сию благодать получити и нам велию милость!
      
      4) Обобщение и вывод
      
      а) Топонимика
      
      Выделено 22 разновременных топонимов (малые поселения и реки), которые произведены от имени библейского пророка Амоса, его книга была известна на Руси в XIII веке, более ранних примеров найти не удалось. Населенные пункты Амосово и др. производные фиксируются с XVI века.
      
      Ранее мы рассмотрели топонимы, образованных от имен библейских пророков: Авдея, Аввакума, Авраама и Захарии, и здесь большинство названий поселений и имен людей зафиксированы в русской литературе начиная с XVI века. Что же случилось на рубеже XVI-XVII вв. в России?
      
      б) Социально-политическая обстановка в России на рубеже XVI-XVII вв.
      
      До 1564 года русская литература была рукописной, вплоть до XVII века произведения распространялись путем переписки, книги стоили дорого и были недоступны для простого человека. Литература была в ведении духовенства, Церковь единственный культурный центр на десяток сел и деревень, где христианин мог узнать о событиях в стране, области, районе; прихожанам читали грамоты и книги на собраниях в приходах. Составители житий святых (раскрытие святости в земном мире), хождений (паломничество) и летописей (жанры древнерусской литературы) постоянно обращаются в своих произведениях к морально-нравоучительным сюжетам книг Библии, откуда заимствуются: образы, метафоры и цитаты.
      
      Рубеж XVI-XVII вв. в Русском государстве проходил в условиях политического, военного и экономического кризиса во время правления Ивана Грозного (ум.1584) и Бориса Годунова (ум. 1605). В истории этот период выделен выразительным термином - Смута (1598-1618 гг.): борьба между боярами и царской властью, польская интервенция, самозванцы, народные восстания, голод - народ потерял уважение к власти и закону.
      
      В XVII веке происходит резкое увеличение выпуска книг, представители всех слоев общества принимают участие в создании литературных произведений, появляются новые жанры, имеющие агитационную направленность. Например ·Повесть о видении? в Нижнем Новгороде, 1611 г., где автор пророчествовал о погибели русского государства, если на трон воссядет самозванец. Повесть быстро разошлась по стране и была направлена в полки Ополчения; при получении повести в городах объявляли трехдневный пост (покаяние). См. https://www.portal-slovo.ru/history/39668.php
      
      Таким образом, появление топонимов Амосово, Амосовка в XVI-XVII вв. и позже связано с религиозно-разъяснительной работой русской православной церкви в интересах сохранения единого Русского государства; других влиятельных общественно-политических объединений не выявлено.
      
      * Основные идеи пророка Амоса
      
      Внутренняя вера важнее, чем ритуал, торжественное поклонение не имеет ценности.
      Религия и вера заключается не в ритуале, а в праведности.
      Экономическое равенство необходимо для сохранения народа.
      Связь Бога и Народа основана на морали, если народ падет ниже нравственных Законов Бога, то государство разрушается.
      
      Называя и освящая поселения именем библейского пророка Амоса, Церковь создавала единое культурно-религиозное пространство, то, что мы называем основой государства - один Бог (идеология) - один Царь - один Народ.
      
      28.2.2018 г.
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 28/02/2018. 11k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка