В трактате Макот (24) сказано, что 613 заповедей Закона
Давид свел к одиннадцати, Исайя к шести, Михей ― к трем,
а Аввакум к одной: "Праведный верой жив будет"
Александр Мень. Сын Человеческий (1969)
1) Библейский Аввакум
Аввакум, ивр. חבקוק, Хаввакук (обнимающий, от корня ивр. ХАВАК обнимать), греч. Αμβακουμ Amvakoum (в Септуагинте) - библейское имя, пророк, автор названной по его имени восьмой книги сборника "двенадцати пророков"; о его жизни, ни о времени и месте его жительства из Библии ничего не известно.
Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
Пророк обращается к Богу с жалобой на торжество насилия над справедливостью, на то, что "злодей окружает праведника и извращается правосудие". На глазах пророка совершаются грабежи и злодейства, распри и междоусобия, и он вопрошает Бога: "О, Ты, имеющий чистые глаза и не могущий смотреть на насилие, почему спокойно смотришь на изменников, молчишь, когда злодей поглощает праведника?".
2) Русский Аввакум
Аввакум Петров (1620 г. - казнён 1682 г.) - видный русский церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп (высший сан белого духовенства), автор многочисленных полемических сочинений. Основатель русского старообрядчества, почитается в старообрядчестве как священномученик и исповедник.
* Икона. Протопоп Аввакум: Поволжье, начало XVIII в. Изображены: Богородица, Христос и Аввакум (стоит со свитком и Евангелием); http://icons.pstgu.ru/icon/3728
* См. миниатюру. Боярыня Морозова посещает Аввакума в тюрьме, XIX век.
Найдено 26 топонимов в разных регионах России, от центральных областей и до Приморского края, встречаются такие топонимы и в Белоруссии. Некоторые населенные пункты основаны в XVI веке, часть в XVIII-XIX вв., большинство сел и деревень не имеют оформленной документальной истории. В историко-топонимическом сообществе распространено мнение, что топоним Аввакум произведен от имени-фамилии первого поселенца или помещика, владельца земли.
Аввакумово (Абакумово) деревня, Калининский р-он Тверской обл., известна с 1816 г.
Аббакумово - деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области, изв. с сер. XIX в.
Аббакумово - деревня в Петушинском районе Владимирской области. По данной местности есть следующая информация: "В современную городскую черту входит местность, впервые упоминаемая в 1572 году как погост Федосеев и присёлок Аббакумово. На погосте Федосеевом существовала деревянная церковь. В 1705 году земли возле церкви с прилегающими деревнями Бормино, Новая, Кукушкино, Желтухино, Новинки и Горки получили статус Аббакумовской волости.
Аббакумово - деревня во Владимирской области, входит в состав муниципального образования город Владимир, изв. с XIX в.
Аббакумово - деревня в городском округе Мытищи Московской области.
Аббакумово - деревня в Гагаринском районе Смоленской области.
Аббакумово - деревня в Новодугинском районе Смоленской области.
Аббакумово - деревня в Селижаровском районе Тверской области.
Абакумово (ранее Абакумова) - деревня в Каргопольском р-не Архангельской обл., изв. с XIX в.
Абакумово - деревня в Сусанинском районе Костромской области.
Абакумово - деревня в Сокольском районе Нижегородской области.
Абакумово - деревня в Барабинском районе Новосибирской области.
Абакумово - село в Пронском районе Рязанской области.
* Юлия Радучич; https://vk.com/selo_abakumovo
Впервые село Абакумово упоминается в платежных и приправочных книгах 1594-1598 гг., где сказано, что существует "сельцо Абакумово на речке на Матвеевке, поместье Григория Кобякова по государевой ввозной грамоте 1622 г.". Свое название оно получило по фамилии помещика Абакумова, который владел сельцом до Григория Кобякова. Каширские помещики Абакумовы еще в 1550-х гг. были "при переборке служилых людишек" переведены царем Иваном Грозным на Рязань.
Абакумово - деревня в Лесном районе Тверской области.
Абакумово - деревня в Рамешковском районе Тверской области.
Абакумово - деревня в Старицком районе Тверской области; сер. XIX в.
Абакумово - деревня в Торжокском районе Тверской области.
Абакумовка - деревня в Иланском районе Красноярского края, осн. 1906 г.
Абакумовка - деревня в Токарёвском районе Тамбовской области.
Абакумцево (Аббакумцево) - село, Некрасовском районе Ярославской обл.; XIX век.
Абакумле (Абакумлево, монастырское сельцо), село Суздальский р-н Владимировской обл.
В. Березин. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Губернский город Владимир, 1896.
"...исторические известия о селе Абакумлеве относятся к первой половине XVI столетия. Из царской несудимой грамоты, данной в 1606 году Суздальскому Покровскому девичьему монастырю Царем Василием Иоанновичем, видно, что село Абакумлево принадлежало означенному монастырю в 1543 году".
Абакумы, деревня, Лоевский р-он Гомельской обл., XVIII в.
Абакумовская - деревня в Шенкурском районе Архангельской области.
Абакумовская - деревня в Верховажском районе Вологодской области.
Абакумовская - станица Семиреченского Казачьего Войска, ныне п. Жансугуров; осн. исследователем Семиречья казачьим подполковником С. М. Абакумовым в 1850 г.
* Река Аввакумовка, Приморский край: "Названа русскими переселенцами в честь архимандрита Аввакума (Честного), который находился на борту судна, открывшего залив Святой Ольги в 1857 году (переводчик, манджурский, китайский, тибетский, монгольский языки)".
4) Имя Аввакум в древнерусской литературе
а) Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли (1104-1106, сохранилось 150 списков)
И там есть место ровное в поле, на котором восхищен был пророк Аввакум, когда он шел на поле к жнецам с едой и водой. И принес его ангел в Вавилон к Даниилу-пророку в ров, и оттуда, накормив Даниила и напоив, он вновь был восхищен ангелом и в тот же час, в тот же день вновь, опять был на том же месте у жнецов и дал им обед. И ныне стоит на месте том как бы теремок, построенный в честь знамения. До Вавилона же оттуда расстояние сорок дней.
И от того места близко церковь большая, построенная клетью, во имя святых пророков. И там внизу, под церковью той, есть пещера большая, в которой лежат двенадцать пророков в трех раках: Аввакум, Наум, Михей, Иезекий, Авдий, Захария, Иезекииль, Измаил, Савеил, Варух, Амос и Осий.
б) Национальный корпус русского языка
* Боярская книга 1658 года (1658): "394} Великий государь пожаловал по московскому списку в нынешнем в 167-м году. Абакум Федоров сын Иевлев. В 157-м году учинен ему оклад в житье поместной 400 чети, денег из Чети 9 рублев.
* Выдержка из переписной книги Воскресенского Истринского монастыря о вотчинном архиве приписной Усп.-Изосим. Пустыни (1685): "Выпись с писцовых книг 160-го, марта в 21 день на починок Тарасков с товарыщи, что отказал к Зосимину монастырю клинской съезжей избы подъячей Абакум Андреев".
* Боярская книга 1658 года (1658): "247} В нынешнем во 177-м году сентября в 1-м числе из житья в стряпчие Иван Абакумов сын Мясоедов".
5) Обобщение и вывод
а) Книга библейского пророка Аввакума на церковно-славянском языке
* Имя библейского пророка Аввакума зафиксировано в раннем памятнике паломнической русской литературы XII века "Хождение игумена Даниила". До XVI века в качестве распространенного имени, фамилии или названия населенного пункта (топонима) в источниках не встречается, документальных свидетельств найти не удалось.
* В XVI веке появляются первые поселения, названные очевидно в честь библейского пророка Аввакума, а в XVII веке мы находим имя в среде деятелей власти и духовенства (интеллигенция средних веков): бояре, подьячие, стряпчие - государственные чины, в т.ч. и знаменитый религиозный деятель протопоп Аввакум.
в) Старообрядчество
В середине XVII века в Русском государстве произошел церковный Раскол, реформы патриарха Никона (февраль 1653 г., новые церковные обряды) значительная часть православных отказалась принять, страна находилась в состояние религиозной войны. С 1681 года начались массовые казни старообрядцев, сотни тысяч человек бежало в отдаленные районы страны, спасаясь от репрессий царской власти.
Полных данных о численности староверов нет, полагают, что их было несколько миллионов человек, перепись 1897 г. даёт цифру в 2 000 000 человек. Однако историки считают, что эти данные десятикратно занижены, т.к. официальная Церковь скрывала численность староверов, а последние всячески избегали какого-либо учета (запись в число Антихриста).
Исследователи Раскола предполагают, что старообрядцы (со времени протопопа Аввакума) создали разветвленное религиозное подполье, законспирированные сети обмена информацией и распространения своего вероучения. По этим тайным путям двигались люди, создавалась и распространялась литература, переправлялись деньги, продукты и одежда в места постоянного обитания староверов; первоначально это были глухие районы Севера России, Волги, Дона и Урала, а позже Сибирь. Со временем положение старообрядцев немного улучшилось, в конце XIX века примерно треть населения России были старообрядцами.
г) Имя от человека
* Возможно, что какое-то поселение могло быть названо по имени владельца земли (помещика) или исследователя, однако в средневековой истории такие случаи не описаны. Наоборот, помещик "Аввакумов" мог получить своё имя от поселения Аввакумово, приобретённого за службу или как дар от князя, царя. Есть только два описанных факта относящиеся к XIX веку; река Аввакумовка (Приморский край, 1857 г.), названа в честь архимандрита Аввакума; почтовый пост, позже станица Абакумовская в Семиречье, основал казачий подполковник С.М. Абакумов (Казахстан, 1850 г.).
*Возможно, что в "глухих" местах Российской империи, где закрепились поселения староверов в XVIII-XIX вв., жители могли назвать ребенка или деревню в честь протопопа Аввакума; описанных фактов - нет.
Церковь веками воспитывала население на поведенческих примерах философско-религиозной еврейской доктрине (мораль и этика) и разъясняла библейскую терминологию. Тысячи сюжетов (описанных событий), а соответственно имен и терминов Ветхого и Нового Заветов, вошли в европейское мировоззрение и языки: отношения людей, бытовая жизнь, организация семьи и государства строились по Божеским (еврейским) законам.
Отсюда вытекает приоритет церкви в установлении имени объекта и его освящении. Освящение - ритуальная процедура, которой приписывается способность посредством особых действий, языковых формул наделять местность и предметы "магическими" свойствами, благодаря чему они очищаются от темных сил (язычества) и включаются в систему главенствующего религиозного культа.
Вывод
В средневековой терминологии только две структуры, Церковь (епископы) и еврейская община (раввины) обладали правом толкования имени и термина. Церковь в силу своей функциональной приближенности к Богу, а еврейский народ в силу того, что являлся избранным народом Бога, человек и общество подчинялись одному Закону.
Таким образом, в топонимы Аввакумово и подобные, заложено имя и образ библейского пророка Аввакума (Хавакука). Метод влияния Церкви на народные массы посредством сакрального имени или термина; постоянное повторение имени и термина приводит к запоминанию, а общественная память и есть народная традиция.