Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Михеево, Михейково - деревни и села

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 05/03/2018. 7k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      1) Пророк Михей
      
      МИХА, ивр. מִיכָה (в русской традиции Михей) ха-Морашти (то есть из поселения Мареша или Морешет-Гат в Шфеле), пророк, современник Исайи, живший в годы падения Самарии (около 720 г. до н. э.).
      Книга Михи - шестая среди книг малых пророков; критикует социальную несправедливость и падение нравов в обществе, предсказывает гибель Самарии и вторжение врагов в Иудею. Обличает, грозит, учит, утешает; в последней главе предсказывает спасение Израиля и приход Мессии.
      
      Основные идеи
      
      * Выступает против лживых "пророков": "вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими - и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну".
      
      * Критикует власть и правосудие: "Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!".
      
      * Отмечает несправедливость экономических отношений в обществе: "Могу ли я быть чистым с весами неверными и с обманчивыми гирями в суме?".
      
      * Указывает на низкий уровень морали в обществе: "Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их". "Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть".
      
      * В православии иконы с изображением пророка Михея отмечены с XV века; см. http://www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=455&mode=img
      
      2) Топонимика
      
      а) Современная топография - 59 деревень
      
      * Михеево - всего 39 деревень в областях: Архангельской, Владимировской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Московской, Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской; в т.ч.:
      Михеево - деревня в Собинском районе Владимирской области; изв. с XIX века.
      Михеево - село в Раменском районе Московской области; основано в XVIII веке.
      
      * Михейково - 5 деревень; Могилёвская, Смоленская; в т.ч.:
      Михейково - деревня в Ярцевском районе Смоленской области; упоминается с 1811 г, по мнению краеведов, существовала в 1779 г. (упоминается в Полевых записках землемера помощника Падерина от 4 августа 1779 г.).
      
      * Михеевское (Михеевка) - село в Кизлярском районе Дагестана.
      Михеевское - деревня в Лежневском районе Ивановской области; изв. с середины XIX века.
      Михеевское - село в Нерехтском районе Костромской области.
      
      * Михеевка - 12 деревень, в т.ч.:
      Михеевка - деревня в Кормиловском районе Омской области; осн. в 1907 г.
      Михеевка - деревня в Рыбинском районе Ярославской области; указана на плане Генерального межевания Рыбинского уезда 1792 года.
      Михеевка - село в Новоград-Волынском районе Житомирской области; осн. в 1652 году.
      
      б) Данные ресурса "Списки населенных мест Российской Империи" (списки 1859 г.); http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=%CC%E8%F5%E5%E5%E2%EE
      
      * Михеево - всего 22 деревни в 5 губерниях: Калужской, Рязанской, Тверской, Ярославской и Смоленской.
      * Михеевка - 3 деревни, Ярославская, Смоленская, Нижегородская губ.
      * Михеевское - Владимировская губ.
      * Михейково - 6 деревень, Смоленская (5), Владимировская губ.
      * Михейцово - Владимировская губ., изв. с 1783/5 г.; Михейцева - Тверская губ.
      
      3) Имя и топоним в древнерусских письменных актах
      
      а) ЭСБЕ
      Михей (ум. 1392) - преп., ученик и келейник преп. Сергия Радонежского; по словам жизнеописателя св. Сергия, был свидетелем явления ему Божией Матери. Память 5 мая.
      
      б) Национальный корпус русского языка
      
      * Выпись из писцовых книг кн. В. И. Голенина на митрополичье село Пушкино, Московского у (1498-1499): "Коняево, дрв. Михеево, дрв. Ваганово Завражиое, дрв.".
      
      * Ввозная грамота боярина и воеводы кн. Андрея Ивановича Голицына Степану Беклешеву (1599.03.16): "По государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, от боярина и воеводы ото князя Ондрея Ивановича Голицына с товарыщи в Красногородцкой уезд в Покровскую губу... в Ключицкую губу в дереню Федотову, в пустошь Михеево Мишка Литвинова, в пустошь Лукино Микифоровская Сотницына, в деревню Ргакино, в деревню Михеево Терешки Оникиева, ...".
      
      * Выпись из писцовых книг В. М. Чертенка Заболоцкого и Д. Д. Загрязского на митрополичью волость Караш, Ростовского у (1491): "Приданое: в. Федько, в. Михей. Дрв. Ескино".
      
      * Устройная и отдельная книга яма Вышнего Волочка (1573): "А десятцкой у нихъ изъ нихъ же числа Михей Ѳедоровъ сынъ Сапинъ".
      
      * Кормленая книга Костромской чети 1613-1627 гг. (1613-1627): "Резанецъ Михей Третьяковъ сынъ Телеповъ - 122 году марта въ 27 день, по памяти за приписью дьяка Марка Поздѣева написано...";
      "Костромитинъ Михей Семеновъ сынъ Деглинъ - 123 году Єюля въ 6 день, по памяти за приписью дьяка Марка Поздѣева написано...".
      
      * Записная книга Московского стола (1626-1627): "а чернецъ Михей посланъ въ Ондроньевъ монастырь въ архимариту для исправления крестьянские вѣры; выходново дано ему 8 рублевъ, и отпущенъ въ Никитской монастырь съ игуменомъ съ Оѳонасьемъ".
      
      4) Обобщение и вывод
      
      Распространенное в средние века имя Михей фиксируется в документах с конца XIV века, в среде духовенства (сословие) редкое имя; топонимы Михеево зарегистрированы с конца XV века.
      
      В результате деятельности Церкви (обучение и воспитание христианству) в сознании человека и общества формировалась иерархическая система представлений о мире и о своём месте в нем.
      Каждый элемент системы занимал определенное место по отношению к высшей ценности (абсолютному авторитету - Богу), Бог в средневековом мире "главный ориентир" в жизни, а приближение к нему - цель жизни. Феодальные исторические документы (акты, купчие, челобитные, и т.д.), именная информация в них, позволяют нам уяснить, на каком идеологическом фундаменте строились экономические, политические и культурные отношения в средневековом русском обществе.
      
      Вывод
      
      Наличие библейского имени Михей, топонимов Михеево и производных в русской культуре мы можем отнести к системе идеологии иудеохристианства. Русская православная Церковь тиражировала библейские имена во времени и пространстве с целью их увековечивания, а также для обучения и воспитания населения. Частое повторения имени или термина - запоминание, основа памяти, т.е. национальная культурная традиция.
      
      3.3.2018 г.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 05/03/2018. 7k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка