Аннотация: Исак вообще огарок той свечи,
что всеми Исааком прежде звалась.И. А. Бродский. Исаак и Авраам (1963)
1) Существующая топонимика
а) Исаково
* Архангельская обл. - 3 деревни; данных нет.
* Башкортостан - 1 деревня.
* Владимировская обл. - 3 деревни.
* Вологодская обл. - 18 деревень.
* Ивановская обл. - 3 деревни.
* Калужская обл. -3 деревни. Исаково Мединский р-он, изв. с 1774 г.: Исакова - сельцо Боровского уезда Московской провинции Московской губернии.
* Кировская обл. - 2 деревни.
* Костромская обл. - 3 деревни.
* Курганская обл. - 1 деревня.
* Курская обл. - 2 деревни.
* Ленинградская обл. - 3 деревни. Исаково/а, Тихвинского р-на, упоминается на карте Новгородского наместничества 1792 года А. М. Вильбрехта; далее на карте Шуберта 1844 г. Исаково/а Лужского р-на, усадьба помещика Чирикова на карте Шуберта 1834 г., далее деревня в 1838 г.
* Москва и Московская обл. - 10 деревень.
В "Списке населённых мест" 1862 года Исаково (Исакова) - владельческая деревня 1-го стана Волоколамского уезда Московской губернии.
Исаково Дмитриевского р-на, изв. с 1769 г.
Исаково Истринского р-на; в XVI веке и до последней четверти XVII века селение входило в состав Горетова стана Московского уезда, в вотчину боярина Бориса Ивановича Морозова.
Исаково Ногинского р-на, изв. с сер. XIX в.
Исаково Солнечнегорского р-на, изв. с сер. XIX в.
* Новгородская обл. - 1 деревня.
* Нижегородская обл. - 1 деревня.
* Пермский край - 2 деревни.
* Псковская обл. - 9 деревень.
* Самарская обл. - 1 деревня.
* Смоленская обл. - 7 деревень.
Исаково - село в Смоленской области России, в Вяземском р-на, изв. с 1770-1811 гг.
* Исакова гора или Исакогорская, Архангельская, 1865.
* Исаковка - 6 деревень; Тульская, Смоленская, Ярославская, Владимирская губ.
Всего зарегистрировано 56 деревень; данные не полные.
3) Ицхаак (Исхаак) - библейское имя
а) Википедия
Исаак (др.-евр. יִצְחָק [Ицхак] - букв. "будет смеяться") - персонаж Пятикнижия, библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. 17:17-19; 18:12; 21:6). Сын Авраама и Сарры. Отец Иакова и Исава.
б) Библейские сюжеты об Исааке распространены в иудаизме, иудеохристианстве и в исламе, по ним написано в разное время много философско-богословских исследований, книг и художественных картин. В основе два библейских стиха: Исаак - патриарх еврейского народа; Авраам приносит в жертву Исаака по требованию Бога.
Христиане рассматривают готовность Авраама исполнить повеление Бога и принести Исаака в жертву как образец веры и послушания; в иудаизме жертвоприношение Исаака истолковывают как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу; в исламе - пример абсолютной покорности Богу.
б) Библейская терминология
В Книгах Библии еврейское мужское имя Исаак представлено в двух формах - ЙИСХАК и ЙИЦХАК.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
Иеремия 33:26: "то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать более владык из его племени для племени Авраама, Исаака (ЙИСХАК) и Иакова; ибо возвращу плен их и помилую их".
* См. стронг иврита 3327, ЙИЦХАК יִצְחָק = Исаак, он смеётся (Бытие)
Бытие 23:3: "и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак (ЙИЦХАК).
Пояснение транслитерации
Лингвисты начала XX века выявили некоторые правила передачи еврейских терминов на русский язык; см. ст. Алфавит сравнительный, ЕЭБЕ.
* Буква иврита ХЕТ (х) в большинстве случаев никак не передавалась на русский язык, или: "Иногда ХЕТ ח = Е или А: Финеес, Исаак; однако встречается и как Х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как Г: Сигон (סיחון)".
* Буква иврита ЦАДИ (ц) передавалась русской буквой С или З.
В любом случае - еврейское имя ЙИЦХАК или ЙИСХАК тождественно русскому имении ИСААК или ИСАК.
4) Исаак, Исак, имя в русской средневековой традиции. Национальный корпус русского языка
а) Имя
Исаак, Исак - распространенное русское мужское имя, использовалось крестьянами, дворянами и в среде духовенства; в НКРЯ 76 зафиксированных случаев применения в средневековых актах (купчие, правовые грамоты).
* Исаак Андреевич Борецкий (до 1400 - ок.1456) - новгородский посадник (глава города), муж Марфы-посадницы.
* Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец) (1500-1525): "от иконы воскресения Христова; и икона вторая патерик, на неи же писан раи на востоцѣ; в нем же сѣдяше Авраам, и Исаак, и Иаков, и 12 патриарх; от них же миро идяше; третьяя икона пятьдесятница, и от тои иконы шло миро: 1 от распятия Христова, 2 от снятия со креста тѣла Христова".
* Пискаревский летописец (1600-1650): "Исак быв лет 60 и роди два сына, Исава и Якова, жил же Исаак лет 180".
* чернец Есип. Купчая Троицкого монастыряря чернеца Есипа на купленное в монастырь у Григ. Фед. [Карцова?] с. Максимово (1410-1427): "А на то послуси: Борис, Оксен, Исак, Лука, Конан".
* Разрядная книга 1475-1598 гг. Разряды 1512-1598 гг. (1512-1598): "А з болшим нарядом Степан Сабакин, а с ним в товарищах Исак Шенкурской; а над ними велел князь великий надзирати у всего наряду Михаилу Юрьевичю".
б) Топонимы. Выселки
Землей (пашни, луга, леса, охотничьи и рыбные угодья - основное богатство на Руси) владела светская и духовная власть, 1/3 земли принадлежала Церкви. Процесс колонизации или выведения новых поселений происходил в связи с нехваткой (население росло) или истощением земли, войнами, эпидемиями и стихийными бедствиями (запустением). Владелец земли (феодал) определял место и время переселения, обычно переселялось часть деревни на территорию более удобную для земледелия и скотоводства; хозяйство было натуральным, в деревне производили все необходимое для жизни.
Новые поселения называли "выселками", при разрастании выселок (хуторов) до уровня села или деревни начальное поселение обычно переименовывалось, сведения (документы) о первых жителях не сохранялись (малочисленные акты с XV века).
* Приходная книга Новгородской четверти 1619/20 г (1619-1620): "И во 128-м году по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу посланы в Арземаской уезд в мордовские и в бортные села и деревни дозорщики Федор Сычов да подьячей Исак Парфеньев, а велено им бортные и мордовские села и деревни переписати, а землю паханую и переложную дозрити". ...
"А ныне де они, услыша государеву милость, пришли к дозорщиком на старые свои места, и по государеву де указу дозорщики Федор Сычов да подьячей Исак Парфеньев велели им селитись по старым селищам и дали де им льготы на два года, генваря с перваго числа нынешнего 128-го году генваря ж по первое число 130-го году, а в те де годы велели им дворы поставити и пашню розпахати.
* Выпись из писцовых книг В. М. Чертенка Заболоцкого и Д. Д. Загрязского на митрополичью волость Караш, Ростовского уезда (1491): "Дрв. Панеево: в. Исак, в. Офонька. Дрв.". Прим.: дрв - деревня; в. - выселки.
* Выпись из писцовых книг кн. В. И. Голенина на митрополичьи села в волости Великой Слободе, Опалеве и Никитском станах, Переяславского уезда (1491-1492): "Васько, в. Исак, в. Левон, в."; "Обросово: в. Якуш, в. Исак, в. Фомка. Дрв.". Прим.: дрв. - деревня, в. - выселки.
* Выпись из писцовых книг П. Г. Заболотского на митрополичьи владения в Опольском и Боголюбском станах, Владимирского уезда (1497-1499): "Митя, в. Исак, в. Давыд". Прим.: в. - выселки.
* Выпись из писцовых книг Ф. Ф. Липятина на митрополичьи владения в Вологодском уезде (1501-1503): "Синицыно: в. Исак Мартынов, в. Сенка Давыдов да Евсевко". Прим.: в. - выселки.
* Выпись из писцовых книг В. Г. Морозова и З. А. Постника Сатина на дворы митрополичьего Борисоглебского монастыря на посаде г. Переяславля и на митрополичьи, боярские и детей боярских вотчинные и поместные земли в Переяславском уезде (1519): "А в нем его люди: в. Исак Трухин, в. Якуш"; прим.; в. - выселки.
* Сотная с книг письма Федора Васильевича Старкова и Ивана Борисовича Федцова на вотчину Чудова монастыря с. Черкизово с сцц. и дд. в Васильцове ст. Московского уезда (1552): "Савин, (в) Тереша Иванов, (в) Ортюшка...дин, (в) Исак Онькудинов, (в) брат е[го]...".
* Запись отписки М. Ф. Соболева о разделе поместья между Б. И. Скрипицыным, И. Ф. и И. Р. Мануйловыми во Владимирском уезде (1597.02.22): "(в ) Василеи Ильин, (в) Исак Матвеев, пашни паханые в поле 12 чети, а в дву потому ж.". Прим.; в - выселки.
4) Обобщение и вывод
В России, Белоруссии и на Украине есть более 111 топонимов содержащие имя библейского патриарха Исаака, основная масса их - малые поселения и реки, в документах средневекового периода зафиксировано русское имя Исак и Исаак. Большинство актов относятся к монастырскому землевладению, в них имя Исак фигурирует в связи с колонизационным процессом, обозначает вывод новых населенных пунктов - ВЫСЕЛОК.
а) Мы не можем связать топонимы Исаково прямо со значением имени Исаак (он смеётся, смех), разные явления действительности - смех человека и малое поселение не имеют между собой логического общего, а, следовательно, не могут быть выведены одно из другого.
б) Большинство выселок Исак согласно документам находились на монастырской земле, прослеживается связь с личным именем Исак.
Вполне возможно, что какая-то часть топонимов Исаково связана с именем первого поселенца, однако доказать это сегодня не представляется возможным, т.к. отсутствуют или недоступны документы по истории конкретной деревни Исаково. В средневековой топонимике редки случаи называния поселения именем живущего человека, обычно имена-прозвища давали от названия поселения. Деревни и села не называли именами: царей, князей, бояр, владельцев земли, тем более не могли назвать деревню именем крестьянина; грех - нарушение библейской заповеди (не возводи себе кумира).
в) Остаётся вариант, имя Исаак - символ религиозной (идеологической, духовной) связи с библейским сакральным прошлым; русские люди средних веков (иудеохристиане) осознавали себя как потомки и продолжатели деяний праотцев: АВРААМА, ИССАКА и ИАКОВА.
* Лоно Авраамово. Фрагмент "Страшного Суда" из росписи Успенского собора Владимира. 1408 г., Андрей Рублев и мастерская (по другим данным Даниил Черный 1350-1428?).
* Исаак праотец XVII в.; http://icons.pstgu.ru/icon/1294
Таким образом, имя Исаак, Исак и топонимы Исаково мы можем отнести к богословско-просветительской деятельности русской православной Церкви.
Тиражируя библейские понятия в пространстве и времени Церковь создавала общее культурно-религиозное (национальное) пространство, основу государственности и народности.
Народ - единство языка, территории, обычаев и культуры, а всё это внедрялось в сознание человека и общества посредством стандартных сигналов-символов, библейскими образами и терминами в результате многовекового обучения и воспитания в системе иудеохристианства.