Аннотация: Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа... Сергей Есенин
Хата - распространенное жилище украинцев, белорусов, части поляков и русских в областях с теплой зимой и жарким летом; обычно одна общая комната с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. В южных безлесных степных регионах различали ХАТЫ нескольких типов: саманно-блочные, литые и мазанки, основной строительный материал - глина. Саман - глинобетон, необожженный кирпич, смесь: глины, соломы, стружки, навоза, песка; каркасом служит дерево.
Мы выделили основной элемент постройки, "хата" - жилая комната с печью, место для отдыха и приготовления пищи, обеспечивала выживание семьи из 3-5 чел. при незначительных затратах на содержание строения. От этой характеристики мы и будем "танцевать - хата = комната.
1) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи (сведения не полные)
Трихаты - Одесский уезд Херсонская губ., по списку населенных мест 1868.
Трихатки - Ананьевский уезд Херсонская губ. По списку населенных мест 1868 г.
Пятихатки - Херсонский уезд Херсонская губ. Списки населенных мест 1868 г.
Пятихатки - Александровский уезд Херсонская губ. Списки населенных мест 1868 г.
Пятихатки - Елисаветградский уезд Херсонская губ. Списки населенных мест 1868 г.
Хатеевка - Рославльский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
Хатеичи - Богородский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862 г.
Хатень - Козельский уезд Калужская губ. Список, по сведениям 1859 г.
Хатенька - Козельский уезд Калужская губ. Список, по сведениям 1859 г.
Хатилово - Дмитровский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862.
Хатожь - Жиздринский уезд Калужская губ. Список, по сведениям 1859 г.
Хатуни - Духовщинский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
Хатунь - Серпуховский уезд Московская губ. Список 1862.
Хатычка - Дорогобужский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
2) Существующая топонимика (сведения не полные)
* Белоруссия
Хатки - деревня Лоевского района Гомельской обл.; XIX век.
Хатки - деревня Наровлянского района Гомельской обл.; XIX век.
* Украина
Хатки - посёлок в Жмеринском районе Винницкой области.
Хатки - село в Дрогобычском районе Львовской области.
Хатки (2) - село Мостисского района Львовской области.
Хатки - село в Самборском районе Львовской области.
Хатки - село в Тернопольском районе Тернопольской области.
Хатки - село в Скадовском районе Херсонской области.
* Трихаты - село в Николаевском р-не Николаевской обл., в 1859 г. было 47 домов.
Трихатки - село, Татарбунарский р-н Одесской области, осн. 1815 г.
* Пятихатки - посёлок в Анапском районе Краснодарского края.
Пятихатки - хутор в Неклиновском районе Ростовской области.
Пятихатки - город в Пятихатском районе Днепропетровской области; осн. в 1886 г.
Пятихатки - северный район города Харькова; конец XIX века.
Пятихатки - село в Юрьевском районе Днепропетровской области.
Пятихатки - посёлок в Горловском городском совете Донецкой области.
Пятихатки - село в Васильевском районе Запорожской области; осн. в 1890 г.
Пятихатки - село в Долинском районе Кировоградской области, ликвидировано в 2002 г.
Пятихатки - село в Знаменском районе Кировоградской области.
Пятихатки - село в Маловисковском районе Кировоградской области.
Пятихатки - село в Братском районе Николаевской области.
Пятихатки - село в Николаевском районе Николаевской области.
Пятихатки - село в Кременчугском районе Полтавской области.
Пятихатки - село в Великоалександровском районе Херсонской области; осн. в 1909 г.
Пятихатка - село в Красноперекопском районе Крыма, 1926 г.
Пятихатка - посёлок в Песчанском районе Винницкой области.
Пятихатка - село в Мироновском районе Киевской области.
2) Этимология
а) Викисловарь
Корень: -хат-; окончание: -а. Значение: крестьянский дом - бревенчатый или мазанка; разг. шутл. жилище.
Этимология
Древнее заимствование восточными славянами из языка скифов и сарматов (kata "дом, землянка"), где оно является суф. производным (страд. причаст.) от кат- "копать". Хата буквально - "выкопанная в земле", ср. авест. kata "комната, кладовая, погреб" (перепечатка из Этимологического словаря М. Н. Шанского, см. ниже).
б) Подобные термины в других языках
* Английский - HUT хата, хижина. Немецкий, французский HUTTE; хижина, лачуга, шалаш.
Этимология
Ок. 1650, от фр. hutte (хижина), от среднегерм. Hütte (хижина). Далее, по всей вероятности, от протогерм. *khudjan- (ср. англ. hide), от протоиндоевр. *keudh- (ср. греч. keuthein), от корня *(s)keu- (скрывать, прятать).
* Идиш (язык европейских евреев с XIII века)
ХАТА = ХАТЭ כאטע; этимологии нет; в иврите соответствует термину "ТА, ХАТА" комната.
в) Словарь Макса Фасмера
Хата, южн., зап., название типа постройки, отличающейся от ярусного (изба) тем, что она начинается непосредственно на земле; см. Зеленин, ЖСт., 20, стр. 304, укр., блр. хата, польск. сhаtа. Заимств. из др.-венг. формы современного венг. haz "дом", ср. ханты оt "дом, шалаш", kat` - то же, фин. kоtа, которые происходят из авест. kаtа- "дом, яма... Не непосредственно из ир., вопреки Миклошичу (см. Мi. ЕW 423), ...
Неприемлема мысль о заимствовании из нов.-в.-н., нж.-нем. kate "хижина", вопреки Маценауэру (LF 7, 217), или о родстве с кут (см.), вопреки Горяеву (ЭС 397). Абсурдно сближение с польск. chuta "шалаш" (последнее заимств. из нем.; см. Брюкнер 174), якобы из. и.-е. *khouta (см. Петерссон, KZ 47, 283). О фин.-уг. словах см. Синнеи, Fi-ugr. Sprachw. 32. [Об ир. словах см. Абаев, "Труды ИнЯз", 6, 1956, стр. 442. - Т.]
г) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004
"Древнее заимствование восточными славянами из языка скифов и сарматов (kata "дом, землянка"), где оно является суф. производным (страд. причаст.) от кат- "копать". Хата буквально - "выкопанная в земле", ср. авест. kata "комната, кладовая, погреб"".
3) Применение термина в русском языке
а) Национальный корпус русского языка
В русском литературном языке термин фиксируется с XVIII века.
* Григорий Сковорода. Разговор, называемый Алфавит или Букварь мира (1760-1775): "О, бедненькой конечно, он не раскусил сей притчи: "Не красна хата углами, а живопись красками"".
* В. Т. Нарежный. Бурсак (1822): "Однако ж мы дошли и, к немалому неудовольствию, увидели, что это не корчма, а пустая хата, которая, как казалось, служила в случае нужды пристанищем дровосекам".
* Л. А. Мей. Господам цензорам (1859.10.25)
Отчего пугает хата
Тех, кому ума палата
От небес отведена?
б) Словарь церковнославянского и русского языка, 1847: "Хата. Деревянная изба, хижина. Хатишка, хатища, хаточка". В Словаре Академии Российской 1789 года статьи Хата нет.
3) Обобщение и вывод
Хата - однокомнатное жилое строение с печью и хозяйственными пристройками. Термин трактуется как производный из языков: др. венгерского, скифского, сарматского, протогерманского, протоиндоевропейского, упоминаются также язык финский, ханты, авестийский и неопределенные иранские языки. Никто из исследователей не выводит термин из языка идеологии иудеохристианства - иврита; обыденное в лингвистике противоречивое явление; идеология (еврейский Бог) - есть, терминологии Бога - нет.
В каждом населенном пункте был, есть и будет - идеологический центр, церковь, монастырь, мечеть или синагога, где священнослужители объясняют, интерпретируют библейскую философию прихожанам, буквально по букве и слову.
Такого культурно-идеологического института не было в племенных обществах скифов, славян, кельтов, германцев, финно-угров, тюрков и прочих. Их религиозно-философское мировоззрение, а соответственно и терминология - не распространялись, не было организации, институтов образования, носителей, или их было крайне мало и на ограниченных территориях. Скифы и сарматы - кочевники, они не занимались постройкой наземных жилищ; ряд земледельческих поселений в Крыму археологи считают скифскими, однако там проживало смешанное население.
Гипотетический "Скифский словарь" - 200 реконструированных слов, в основном имен, зафиксированных на надгробных памятниках и выполненных на греческом языке (термина ХАТА там естественно нет).
Скифы исчезли во втор. пол. III в., сарматы в IV в., славяне упоминаются в источниках с V в., эти народы разошлись во времени и пространстве, культурной связи нет, соответственно не может быть и языковой связи. После скифов и сарматов через территорию Украины (Скифии, Сарматии) прошли и жили здесь веками: гунны, авары, готы, венгры, половцы, печенеги, болгары, десятки племен которых называют просто "культурами" и т.д. и т.д. Что с ними делать, ведь они также имели свои племенные языки?
* Время появления термина ХАТА ни в одном словаре не обозначено, причина понятна - слово не употреблялось в древнерусской речи, оно не зарегистрировано в древних письменных документах. Как литературный термин зафиксировано в словарях второй половины XIX века, до этого времени его применяли в своих работах и переписке: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и др. русские писатели.
* "О связях истории русского языка с диалектологией // Виноградов. Избр. тр.": История русск. лит. яз., с. 211
"В академических "Правилах для нового издания "Словаря русского языка"" (1853) среди слов, вошедших недавно в литературный язык, а прежде считавшихся "простонародными", указаны также: ХАТА, гарцевать (Изв. имп. Акад. наук по ОРЯС, т. 2, 1853, с. 342)".
* Термин в русском языке существовал в XVIII веке, английский термин HUT регистрируется с 1650 года.
Вывод
Целесообразно обратиться к оригинальным библейским документам, к сакральному лексикону и поискать там "народный" термин ХАТА.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
русск. ХАТА = ивр. ХАТА הַתָּ֗א, от корня ТА תָּא, с артиклем, определенным членом (ХА) - помещение, комната, камера, ячейка, каюта, купе, будка, отсек, стойло.
Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 510;
* 3 Цар. 14:28: "Когда царь выходил в дом господень, телохранители несли их (медные щиты), и потом опять относили их в палату (комнату, место, где жили) телохранителей (ТА)".
* Иезекииль (ивр. "Господь укрепит", 622-570 до н.э.)
Великий пророк, его Книга содержит семь пророчеств, к последнему пророчеству относится глава 40, где он описывает грядущее Царство Божие и видение Нового Храма. Для Израильтян находящихся в вавилонском плену это видение стало грандиозным событием в духовной жизни, давшее ей определенное направление и цель - построение Нового Храма.
40:7: "И в каждой боковой комнате (ХАТА) одна трость длины и одна трость ширины, а между комнатами (ХАТА) пять локтей...".
40:10: "Боковых комнат (В+ХАТАИ) у восточных ворот...".
40:12: "А перед комнатами (ХАТА) выступ в один локоть...; эти комнаты (ХАТА) с одной стороны имели шесть локтей и шесть локтей с другой стороны".
40:16: "Решетчатые окна были и в боковых комнатах (ХАТАИМ, множ. число)".
Термин также употребляется в стихах: 40:21, 29, 33, 36.
Итак, анализ термина иврита ХАТА привел нас в VI век до н.э., к пророку Иезекиилю, становится "осязаемым" ход формирования понятий в европейских языках - заимствование или, проще говоря - присвоение библейского лексикона.
Каждый новый иудеохристианский европейский народ создавал своё социальное пространство и время (историческую формацию). Начиналось строительство с возведения нового Иерусалимского Храма, лозунг колонистов Американского континента: "Построим Новый Иерусалим!". В этом движении к развитию люди опирались на модель общества, заложенную в еврейской Библии и слово Бога, которое эту модель - объясняло.
Мы говорим - "Моя ХАТА с краю, ничего не знаю!" и называем это высказывание "народной мудростью". Оказывается, что ХАТА - это пристройка (комната) к Храму, рухнет Храм (мораль), очевидно, развалится и ХАТА, по идее обитель человека разумного, и опять человечество начнет свой путь с пещеры. А стоит ли повторять?