Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Хата - топонимика

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 13/05/2018. 14k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Сергей Есенин

  •   
      
      Хата - распространенное жилище украинцев, белорусов, части поляков и русских в областях с теплой зимой и жарким летом; обычно одна общая комната с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. В южных безлесных степных регионах различали ХАТЫ нескольких типов: саманно-блочные, литые и мазанки, основной строительный материал - глина. Саман - глинобетон, необожженный кирпич, смесь: глины, соломы, стружки, навоза, песка; каркасом служит дерево.
      
      Мы выделили основной элемент постройки, "хата" - жилая комната с печью, место для отдыха и приготовления пищи, обеспечивала выживание семьи из 3-5 чел. при незначительных затратах на содержание строения. От этой характеристики мы и будем "танцевать - хата = комната.
      
      1) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи (сведения не полные)
      
      Трихаты - Одесский уезд Херсонская губ., по списку населенных мест 1868.
      Трихатки - Ананьевский уезд Херсонская губ. По списку населенных мест 1868 г.
       Пятихатки - Херсонский уезд Херсонская губ. Списки населенных мест 1868 г.
      Пятихатки - Александровский уезд Херсонская губ. Списки населенных мест 1868 г.
      Пятихатки - Елисаветградский уезд Херсонская губ. Списки населенных мест 1868 г.
      Хатеевка - Рославльский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
      Хатеичи - Богородский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862 г.
      Хатень - Козельский уезд Калужская губ. Список, по сведениям 1859 г.
      Хатенька - Козельский уезд Калужская губ. Список, по сведениям 1859 г.
      Хатилово - Дмитровский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862.
      Хатожь - Жиздринский уезд Калужская губ. Список, по сведениям 1859 г.
      Хатуни - Духовщинский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
      Хатунь - Серпуховский уезд Московская губ. Список 1862.
      Хатычка - Дорогобужский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
      
      2) Существующая топонимика (сведения не полные)
      
      * Белоруссия
      Хатки - деревня Лоевского района Гомельской обл.; XIX век.
      Хатки - деревня Наровлянского района Гомельской обл.; XIX век.
      * Украина
      Хатки - посёлок в Жмеринском районе Винницкой области.
      Хатки - село в Дрогобычском районе Львовской области.
      Хатки (2) - село Мостисского района Львовской области.
      Хатки - село в Самборском районе Львовской области.
      Хатки - село в Тернопольском районе Тернопольской области.
      Хатки - село в Скадовском районе Херсонской области.
      
      * Трихаты - село в Николаевском р-не Николаевской обл., в 1859 г. было 47 домов.
      Трихатки - село, Татарбунарский р-н Одесской области, осн. 1815 г.
      
      * Пятихатки - посёлок в Анапском районе Краснодарского края.
      Пятихатки - хутор в Неклиновском районе Ростовской области.
      Пятихатки - город в Пятихатском районе Днепропетровской области; осн. в 1886 г.
      Пятихатки - северный район города Харькова; конец XIX века.
      Пятихатки - село в Юрьевском районе Днепропетровской области.
      Пятихатки - посёлок в Горловском городском совете Донецкой области.
      Пятихатки - село в Васильевском районе Запорожской области; осн. в 1890 г.
      Пятихатки - село в Долинском районе Кировоградской области, ликвидировано в 2002 г.
      Пятихатки - село в Знаменском районе Кировоградской области.
      Пятихатки - село в Маловисковском районе Кировоградской области.
      Пятихатки - село в Братском районе Николаевской области.
      Пятихатки - село в Николаевском районе Николаевской области.
      Пятихатки - село в Кременчугском районе Полтавской области.
      Пятихатки - село в Великоалександровском районе Херсонской области; осн. в 1909 г.
      
      Пятихатка - село в Красноперекопском районе Крыма, 1926 г.
      Пятихатка - посёлок в Песчанском районе Винницкой области.
      Пятихатка - село в Мироновском районе Киевской области.
      
      2) Этимология
      
      а) Викисловарь
      
      Корень: -хат-; окончание: -а. Значение: крестьянский дом - бревенчатый или мазанка; разг. шутл. жилище.
      Этимология
      Древнее заимствование восточными славянами из языка скифов и сарматов (kata "дом, землянка"), где оно является суф. производным (страд. причаст.) от кат- "копать". Хата буквально - "выкопанная в земле", ср. авест. kata "комната, кладовая, погреб" (перепечатка из Этимологического словаря М. Н. Шанского, см. ниже).
      
      б) Подобные термины в других языках
      
      * Английский - HUT хата, хижина. Немецкий, французский HUTTE; хижина, лачуга, шалаш.
      Этимология
      Ок. 1650, от фр. hutte (хижина), от среднегерм. Hütte (хижина). Далее, по всей вероятности, от протогерм. *khudjan- (ср. англ. hide), от протоиндоевр. *keudh- (ср. греч. keuthein), от корня *(s)keu- (скрывать, прятать).
      
      * Идиш (язык европейских евреев с XIII века)
      ХАТА = ХАТЭ כאטע; этимологии нет; в иврите соответствует термину "ТА, ХАТА" комната.
      
      в) Словарь Макса Фасмера
      
      Хата, южн., зап., название типа постройки, отличающейся от ярусного (изба) тем, что она начинается непосредственно на земле; см. Зеленин, ЖСт., 20, стр. 304, укр., блр. хата, польск. сhаtа. Заимств. из др.-венг. формы современного венг. haz "дом", ср. ханты оt "дом, шалаш", kat` - то же, фин. kоtа, которые происходят из авест. kаtа- "дом, яма... Не непосредственно из ир., вопреки Миклошичу (см. Мi. ЕW 423), ...
      Неприемлема мысль о заимствовании из нов.-в.-н., нж.-нем. kate "хижина", вопреки Маценауэру (LF 7, 217), или о родстве с кут (см.), вопреки Горяеву (ЭС 397). Абсурдно сближение с польск. chuta "шалаш" (последнее заимств. из нем.; см. Брюкнер 174), якобы из. и.-е. *khouta (см. Петерссон, KZ 47, 283). О фин.-уг. словах см. Синнеи, Fi-ugr. Sprachw. 32. [Об ир. словах см. Абаев, "Труды ИнЯз", 6, 1956, стр. 442. - Т.]
      
      г) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004
      
      "Древнее заимствование восточными славянами из языка скифов и сарматов (kata "дом, землянка"), где оно является суф. производным (страд. причаст.) от кат- "копать". Хата буквально - "выкопанная в земле", ср. авест. kata "комната, кладовая, погреб"".
      
      3) Применение термина в русском языке
      
      а) Национальный корпус русского языка
      
      В русском литературном языке термин фиксируется с XVIII века.
      * Григорий Сковорода. Разговор, называемый Алфавит или Букварь мира (1760-1775): "О, бедненькой конечно, он не раскусил сей притчи: "Не красна хата углами, а живопись красками"".
      * В. Т. Нарежный. Бурсак (1822): "Однако ж мы дошли и, к немалому неудовольствию, увидели, что это не корчма, а пустая хата, которая, как казалось, служила в случае нужды пристанищем дровосекам".
      * Л. А. Мей. Господам цензорам (1859.10.25)
      Отчего пугает хата
      Тех, кому ума палата
      От небес отведена?
      
      б) Словарь церковнославянского и русского языка, 1847: "Хата. Деревянная изба, хижина. Хатишка, хатища, хаточка". В Словаре Академии Российской 1789 года статьи Хата нет.
      
      3) Обобщение и вывод
      
      Хата - однокомнатное жилое строение с печью и хозяйственными пристройками. Термин трактуется как производный из языков: др. венгерского, скифского, сарматского, протогерманского, протоиндоевропейского, упоминаются также язык финский, ханты, авестийский и неопределенные иранские языки. Никто из исследователей не выводит термин из языка идеологии иудеохристианства - иврита; обыденное в лингвистике противоречивое явление; идеология (еврейский Бог) - есть, терминологии Бога - нет.
      
      В каждом населенном пункте был, есть и будет - идеологический центр, церковь, монастырь, мечеть или синагога, где священнослужители объясняют, интерпретируют библейскую философию прихожанам, буквально по букве и слову.
      Такого культурно-идеологического института не было в племенных обществах скифов, славян, кельтов, германцев, финно-угров, тюрков и прочих. Их религиозно-философское мировоззрение, а соответственно и терминология - не распространялись, не было организации, институтов образования, носителей, или их было крайне мало и на ограниченных территориях. Скифы и сарматы - кочевники, они не занимались постройкой наземных жилищ; ряд земледельческих поселений в Крыму археологи считают скифскими, однако там проживало смешанное население.
      Гипотетический "Скифский словарь" - 200 реконструированных слов, в основном имен, зафиксированных на надгробных памятниках и выполненных на греческом языке (термина ХАТА там естественно нет).
      Скифы исчезли во втор. пол. III в., сарматы в IV в., славяне упоминаются в источниках с V в., эти народы разошлись во времени и пространстве, культурной связи нет, соответственно не может быть и языковой связи. После скифов и сарматов через территорию Украины (Скифии, Сарматии) прошли и жили здесь веками: гунны, авары, готы, венгры, половцы, печенеги, болгары, десятки племен которых называют просто "культурами" и т.д. и т.д. Что с ними делать, ведь они также имели свои племенные языки?
      
      * Время появления термина ХАТА ни в одном словаре не обозначено, причина понятна - слово не употреблялось в древнерусской речи, оно не зарегистрировано в древних письменных документах. Как литературный термин зафиксировано в словарях второй половины XIX века, до этого времени его применяли в своих работах и переписке: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и др. русские писатели.
      
      * "О связях истории русского языка с диалектологией // Виноградов. Избр. тр.": История русск. лит. яз., с. 211
      "В академических "Правилах для нового издания "Словаря русского языка"" (1853) среди слов, вошедших недавно в литературный язык, а прежде считавшихся "простонародными", указаны также: ХАТА, гарцевать (Изв. имп. Акад. наук по ОРЯС, т. 2, 1853, с. 342)".
      
      * Термин в русском языке существовал в XVIII веке, английский термин HUT регистрируется с 1650 года.
      
      Вывод
      Целесообразно обратиться к оригинальным библейским документам, к сакральному лексикону и поискать там "народный" термин ХАТА.
      
      4) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      русск. ХАТА = ивр. ХАТА הַתָּ֗א, от корня ТА תָּא, с артиклем, определенным членом (ХА) - помещение, комната, камера, ячейка, каюта, купе, будка, отсек, стойло.
      
      Источник
      
      * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 510;
       https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43VGlvMlhvSWc/view
      * См. стронг иврита 8372, ТА
      https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/8372.htm&prev=search
      
      б) Библейский образ
      
      * 3 Цар. 14:28: "Когда царь выходил в дом господень, телохранители несли их (медные щиты), и потом опять относили их в палату (комнату, место, где жили) телохранителей (ТА)".
      
      * 2 Паралипоменон 14:11 - стих дословно повторяется.
      
      * Иезекииль (ивр. "Господь укрепит", 622-570 до н.э.)
      Великий пророк, его Книга содержит семь пророчеств, к последнему пророчеству относится глава 40, где он описывает грядущее Царство Божие и видение Нового Храма. Для Израильтян находящихся в вавилонском плену это видение стало грандиозным событием в духовной жизни, давшее ей определенное направление и цель - построение Нового Храма.
      40:7: "И в каждой боковой комнате (ХАТА) одна трость длины и одна трость ширины, а между комнатами (ХАТА) пять локтей...".
      40:10: "Боковых комнат (В+ХАТАИ) у восточных ворот...".
      40:12: "А перед комнатами (ХАТА) выступ в один локоть...; эти комнаты (ХАТА) с одной стороны имели шесть локтей и шесть локтей с другой стороны".
      40:16: "Решетчатые окна были и в боковых комнатах (ХАТАИМ, множ. число)".
      
      Термин также употребляется в стихах: 40:21, 29, 33, 36.
      
      Итак, анализ термина иврита ХАТА привел нас в VI век до н.э., к пророку Иезекиилю, становится "осязаемым" ход формирования понятий в европейских языках - заимствование или, проще говоря - присвоение библейского лексикона.
      
      Каждый новый иудеохристианский европейский народ создавал своё социальное пространство и время (историческую формацию). Начиналось строительство с возведения нового Иерусалимского Храма, лозунг колонистов Американского континента: "Построим Новый Иерусалим!". В этом движении к развитию люди опирались на модель общества, заложенную в еврейской Библии и слово Бога, которое эту модель - объясняло.
      
      Мы говорим - "Моя ХАТА с краю, ничего не знаю!" и называем это высказывание "народной мудростью". Оказывается, что ХАТА - это пристройка (комната) к Храму, рухнет Храм (мораль), очевидно, развалится и ХАТА, по идее обитель человека разумного, и опять человечество начнет свой путь с пещеры. А стоит ли повторять?
      
      25.4.2013 г., уточнено 11.5.2018 г.
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 13/05/2018. 14k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка