Эфраим (Ефраим; др.-евр. אֶפְרַיִם, др.-евр. אֶפְרָיִם "плодовитый") - древнееврейское имя, от которого произошло распространенное русское имя Ефрем и фамилия Ефремов.
Колено Ефремово (Эфраимово, ивр. שבט אפרים) - одно из колен Израилевых, родоначальник Ефрем (Эфраим), младший сын Иосифа, который родился в Египте; занимало одну из лучших и плодородных частей земли Обетованной.
В православии почитаются святые, носящие имя Ефрем.
* Преподобный Ефрем Сирин (306-373) - богослов, гимнограф (400 гимнов), в русской иконографии образ святого предположительно выделяют с XIII века.
* Преподобный Ефрем Перекомский (1412-1492) - православный святой, основатель Перекомского монастыря под Новгородом, канонизирован в 1549 г.
* Преподобный Ефрем Малый (ум. 1101 г.) - грузинский богослов и церковный писатель.
* Преподобный Ефрем Новоторжский - православный святой, основатель Борисоглебского монастыря в Торжке, XI век, канонизирован в XVI веке.
2) Современная топонимика
Ефремово - деревня в Каргопольском районе Архангельской области.
Ефремово - деревня в Киржачском районе Владимирской области. Упоминание о деревне Ефремово содержится в грамоте великого князя Ивана Васильевича 1456 года.
Ефремово - деревня в Верхнеландеховском районе Ивановской области.
Ефремово - деревня в Лежневском районе Ивановской области.
Ефремово - деревня в Мосальском районе Калужской области.
Ефремово - деревня в Шатурском районе Московской области; известна по источникам с 1648 г. В письменных источниках деревня упоминается как Ефремовская, Афремкова, Афремова или Ефремова. Название связано с календарным личным именем Ефрем или фамилией Ефремов.
Ефремово - деревня в Навашинском районе Нижегородской области. Упоминается в составе Спас-Седчинского прихода имеется в окладных книгах 1676, 37 крестьянских дворов.
Ефремово - деревня в Мошенском районе Новгородской области.
Ефремово - деревня в Чудовском районе Новгородской области.
Ефремово - деревня в Покровском районе Орловской области.
Ефремово - деревня в Каснянском сельском поселении Вяземского района Смоленской области.
Ефремово - деревня в Гагаринском районе Смоленской области.
Ефремово - деревня в Руднянском районе Смоленской области.
Ефремово - деревня в Западнодвинском районе Тверской области.
Ефремово - деревня в Пеновском районе Тверской области.
Ефремово - деревня в Рамешковском районе Тверской области.
Ефремово - деревня в Торжокском районе Тверской области.
Ефремово - деревня в Кезском районе Удмуртии.
Ефремово - деревня в Красногорском районе Удмуртии.
Ефремово - село в Амгинском улусе Якутии.
Ефремово - село в Угличском районе Ярославской области.
Ефремово - деревня в Ярославском районе Ярославской области.
Ефремово-Степановка - слобода в Тарасовском р-не Ростовской обл., осн. 1720 г.
"Слобода Ефремово-Степановка была основана Степаном Ефремовым. Но из летописи известно, что предок Ефремовых московский купец 1-ой гильдии Ефрем Петров побывал на этих землях еще во второй половине 17 в. Здесь он и похоронен - на кладбище до недавних пор находилась надгробная плита "Ефрем 1614 - 1697"; Этот факт был задокументирован краеведом Кириллом Кугатовым"; http://history.donrise.ru/Home/efremovo_stepanovka1/tabid/466/Default.aspx
Ефремовская - деревня в Котласском районе Архангельской области.
Ефремовская - деревня в Кирилловском районе Вологодской области.
Ефремовская - деревня в Егорьевском районе Московской области. В письменных источниках деревня упоминается как Зевнево (1554 год), Офремовская (1577 год), Ефремовская (1627 год). До XVIII века изредка в документах встречалось наименование Ефремовская, Зевнево тож, но с 1763 года название Ефремовская стало единственным.
Ефремовская - слобода в Болховском районе Орловской области.
Ефремов - город, Тульская обл., осн. в 1637 г. В период колонизации Черноземья в XVII веке владельцем Ефремовского леса становится дворянин Иван Тургенев, который в 1630-х годах основал деревню Ефремовскую (по другим данным - сельцо Ефремовское). По указу царя Михаила Фёдоровича в 1637 году произведена реконструкция Тульской засечной черты, в ходе которой в Ефремовской был построен дубовый острог.
Ефремовский - хутор в Клетском районе Волгоградской области, существовал до 1873 г.
Ефремовский - хутор в Матвеево-Курганском районе Ростовской области.
3) Топонимика XIX века. Списки населенных мест Российской Империи, 1852-1914 гг.
Ефремово - Мещовский уезд Калужской губернии, 1859 г.
Ефремово - Тверской уезд Тверской губернии, 1859 г.
Ефремово - Новоторжский уезд Тверской губернии, 1859 г.
Ефремово - Осташковский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Ефремово - Романово-Борисоглебский уезд Ярославская губерния, 1859 г.
Ефремово - Угличский уезд Ярославская губерния, 1859 г.
Ефремово - Муромский уезд Владимирской губернии, 1859 г.
Ефремово - Волоколамский уезд Московской губернии 1862 г.
Ефремово (2) - Мосальский уезд Калужской губернии, 1914 г.
Ефремово (2) - Ярославский уезд Ярославская губерния, 1859 г.
Ефремово (2) - Покровский уезд Владимирской губернии, 1859 г.
Ефремово (3) - Шуйский уезд Владимирской губернии, 1859 г.
Ефремовская - Керенский уезд Пензенской губернии, 1864 г.
Ефремовская (2) - Шенкурский уезд Архангельской губернии, 1859 г.
Ефремовская (2) - Егорьевский уезд Рязанской губернии, 1859 г.
Ефремовское - Мещовский уезд Калужской губернии, 1859 г.
Ефремовское (2) - Пронский уезд Рязанской губернии, 1859 г.
Ефремовское (Карманово) - Мещовский уезд Калужской губернии, 1914 г.
4) Применение топонима и имени в русской литературе и актах. Национальный корпус русского языка
* В церковнославянский Библии - Ефраим и Ефрем.
* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): "Заложи в Переяславлѣ Ефрем митрополит церковь на вратех градных святого Феодора, и другую церковь святого Андрея у церкви от врат".
* Архиепископ Ефрем. Данная ростовского архиеп. Ефрема Тр.-Сергиева м-ря иг. Зиновию на пустошь в Савине стану Ростов. у (1434.06.17): "Се яз, Ефрем, владыка ростовский и ярославский, дал есми святой Троице в Сергиев монастырь игумену Зиновью и с братьею пустошь домовную святые Богородицы в Карачеве, у святого Дмитрея, с лесы и с пожнями, со всем с тем, что к той пустоши издавна потягло".
* Поучение Даниила, митрополита всея Руси (1522-1539): "Подобно же сим и святый Ефрем глаголеть, яко не подобает играти и глумитися, якоже и священная правила глаголют, яко ходяй на игрище со идолослужители имат часть".
* Переписная книга Лопотова монастыря (1701.09.06): "Сундук, а в нем книги печатные в десть в переплете: два Евангелия воскресных, восмь Миней месячных, два Пролога во весь год, две Триоди постных, Триодь цветная, Полууставье старое, два Октая, три Псалтири со возследованием, Библия, "Обед душевный", Минея общая с праздниками, надвое розплетена, Требник, Трефолой, Апостол, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник. Евангелие напрестольное писмяное в десть, покрыто крашениной цветной, Спасов образ и евангелисты медные басемные, ветхи".
* Данная кнг. Евфросиньи, вдовы кн. Дмитрия Васильевича Небогатого, Иос.-Вол. монастыря иг. Даниилу на сельцо Столбично-Мисюревское с дер. Клинск. у (1517.02.11): "Се яз, княж Дмитреева Васильевича княгиня Ефросинья, дала есми в дом пречистые борогодици успениа Иосифова манастыря игумену Данилу з братьею ... в Клинском уезде свое сельцо Столбично-Мисюревское и з деревнями, деревня Самково, деревня Руново, деревня Ефремово".
* Жалованная грамота ц. Ивана Васильевича арх. Чудова монастыря Левкию на монастырские вотчины (1556.05.28): "да в Углецком уезде в Городцком стану село Ефремово".
5) Обобщение и вывод
Имя Ефраим и производное Ефрем отмечены в Библии на церковнославянском языке. Русское распространенное (духовенство, светская власть, простонародье) имя Ефрем зафиксировано в письменных актах с XV века, топонимика (Ефремово) зарегистрирована с начала XVI века. Данный факт сообщает, что на территории Руси было повсеместно организовано обучение населения теологии иудеохристианства; нельзя же верить и ничего о религии и истории ВЕРЫ не знать.
а) Библейская топонимика
* Гора Эфраимова (гора Ефремова). БЭАН: "Нав 17:15, 20:7, находились к югу от долины Ездрилонской. Это название было дано цепи холмов, тянувшейся по южной границе удела колена Ефремова. Они состоят из покрытых лесами горных хребтов, пересекаемых длинными и плодоносными равнинами, за исключением впрочем горного хребта, лежащего по направлению к Иордану, который очень скалист и неудобен для восхождения".
* Эфраим (Ефраим) - город близ пустыни Иерихонской, в колене Ефремовом. БЭАН: "От Иоанна 11:54 - городок, бывший верстах в 15 на севере от Иерусалима, подле дикой и страшной от разбоев пустыни, в которой по преданию Господь постился 40 дней после крещения".
* Лес Эфраима (Ефремов лес), БЭАН: (2Цар 18:6) - местность, первоначально назначенная сынам Иосифа, была страна лесистая (Нав 17:10-16), и, вероятно, часть ее, оставшаяся не расчищенною, называлась лесом Ефремовым (1Цар 14:25-26, 4Цар 1:24). Другая подобная же местность лежала на западе от Иордана, близ Иависа Галаадского, и исторически замечательна битвою между Давидом и Авессаломом (2Цар 18:6), которая кончилась погибелью Авессалома".
б) Библейские образы
* Бытие 41:52: "А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего".
* Бытие 48:20: "И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии".
* Иисус Навин 16:10: "Но Ефремляне не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань".
* Иисус Навин 17:15: "Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисти себе место, если гора Ефремова для тебя тесна".
* 2-я Царств 18:6: "И вышли люди в поле навстречу Израильтянам, и было сражение в лесу Ефремовом".
* Неемия 8:16: "И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот".
Таким образом, русское имя Ефрем, фамилия Ефремов и топонимы Ефремов, Ефремово, образованы от библейского имени ЕФРАИМ. Этот историко-лингвистический факт мы может отнести к религиозно-культурной деятельности русской православной Церкви.
В результате церковного обучения и воспитания населения в духе иудеохристианства (молитва, проповедь, религиозные праздники, недельные, месячные и годовые циклы изучения Святого Писания), в лексикон русского языка вбрасывались слова-понятия сакрального иврита. Многократные повторения имени или термина сначала в устной речи, а затем и в письменной форме способствовали его ЗАПОМИНАНИЮ (формируется долговременная память), со временем они становились словами-понятиями национального языка. Других институтов способных тиражировать и сохранять имя или термин на гигантском пространстве и во времени история не находит.