Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Агеево, Агеевская, Аггей - топонимы

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 18/08/2018. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      Во едину книгу совокупляются сеи дванадесять: осиа,
      амосъ и третий михей, потомъ иоиль, потомъ иона, авдий,
      наумъ, аввакумъ, софониа, аггей, далее захариа и малахиа
      
      Книга Правил святых апостолов, святых соборов,
      вселенских и поместных, и святых отцов.
      Все правила и послания, М., 1876
      
      
      1) Существующая топонимика
      
      Агеево - деревня в Славгородском районе Могилёвской области.
      Агеево - деревня в Белозерском районе Вологодской области.
      Агеево - деревня в Великоустюгском районе Вологодской области.
      
      Агеево - деревня в Санчурском районе Кировской области. Царевосанчурский уезд, первая ревизия 1723 - 1724 г.г., указана Починка Агеева. По спискам 1859-1873 гг. Агеево, большая деревня, жителей 313 чел.
      
      Агеево - деревня в Слободском районе Кировской области.
      Агеево - деревня в Темниковском районе Мордовии.
      Агеево - деревня в Верещагинском районе Пермского края.
      Агеево - деревня в Жарковском районе Тверской области.
      Агеево - посёлок в Суворовском районе Тульской области. Деревня Агеева показана на карте: Трехверстовка Тульской области. Военно-топографическая карта, 1874 года.
      
      Агеево - деревня в Даниловском районе Ярославской области. Показана на карте Менде Ярославской губернии, 1857 года; http://www.etomesto.ru/map-yaroslavl_mende/
      
      Агеево - деревня в Некрасовском районе Ярославской области.
      Агеева Слобода - деревня в Юхновском районе Калужской области.
      
      2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи
      http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=%C0%E3%E5%E5%E2&full=1
      
      Агеева - Лихвинский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г. По карте Шуберта 1867 г., лист Лихвин 14-14, показана деревня Агеева, неподалёку к западу монастыри: Покровский Добрый (у с. Доброе), Троицкой Лютиков (на реке Ока). Также: Трехверстовка Тульской области. Военно-топографическая карта, 1874 года.
      
      Агеева - Медынский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г.
      Агеева (2) - Поречский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
      Агеева Слобода - Медынский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г.
      Агеево - Романово-Борисоглебский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
      Агеевская - Пинежский уезд Архангельской губернии, 1859 г.
      Агеевский - Жиздринский уезд Калужской губернии по сведениям 1859 г.
      Агеевский хут. - Жиздринский уезд Калужской губернии, 1914 г.
      Агеевщина - Поречский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
      
      3) Применение имени и топонима в русском языке
      а) Автор calibrator37, Мои предки; https://zhevskaya.livejournal.com/20253.html
      
      По отказным книгам в 7190 т.е. 1682 году отобрана деревня Шабанова у капитана Смоленских стрельцов Никифора Калашнитина. Григорию Афанасьеву Мальковскому ... в 190 и в 191 годах пожаловано имение в Бельском уезде Днепровской волости деревня Шебанова с деревнями и пустошами (на речке Непреце) д. Вязовая. Пустоши: Прудниково, Прудки, Марозонки, Агейково, Глухое, Хватово, Захарково.
      
      б) Национальный корпус русского языка
      
      * Выпись из писцовых книг Ивана Федоровича Хидырщикова на вотчину Ник.-Угр. монастыря с. Горы с дд. в Кистемской вол. Переславского у., рыбные ловли в р. Нерли и монастырские дворы у Соли Переславской (1543-1544): "во дворе Стенка Агеев, во дворе Матюк Васильев".
      
      * Правая грамота суда ярославских писцов Семена Александровича Плещеева и Василия Иванова сына Беречинского приказчику Сп.-Яр. монастыря с. Кормы Шестаку Артемьеву и монастырским крестьянам по тяжбе между ними и людьми кн. Ивана Федоровича Мстиславского. Включает более ранние документы (1509, 1538) (1543.01.18): "И перед писцы княж Ивановы старожилцы Захар Агеев и его таварищы сказали по крестному целованью...".
      
      * Судное дело в Приказе Казанского дворца по челобитью служки нижегородского Благовещенского монастыря В. Шадрина (1621-1622): "И в нынешнем во 130-м году генваря в 27 день писали ко государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Русии с Курмыша писцы Тимофей Павлов да подьячей Агей Федоров...".
      
      * Записная книга Московского стола 7155 года (1646, сентябрь - 1647, август) (1646-1647): "Въ Порховѣ новгородецъ Агей Борановъ, посланъ во 153 году".
      
      4) Обобщение и вывод
      
      а) Библейский пророк Аггей
      
      Аггей, ивр. ‏חַגַּי‏‎, Хаггай праздничный (родился в праздник) - пророк Ветхого Завета, ок. 520 г. до н.э. Пророчества его направлены к предводителю первой группы евреев, возвратившихся из Вавилонского пленения в Иерусалим, Зоровавелю и первосвященнику Иисусу. Он упрекает их в бездействии и поощряет к возобновлению работы по восстановлению Иерусалимского храма.
      
      При раскопках на площади Харам эс Шериф, прежде занятой иерусалимским храмом, была найдена древнееврейская печать с вырезанною на ней буквами древнееврейского шрифта с надписью: "Аггея, сына Шевании".
      
      В русской иконографии одно из ранних изображений Аггея в пророческом ряду иконостаса, сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
      
      б) Иконография XV века, в деловых актах имя и фамилия фиксируются с XVI века, топонимика с XVII века. Когда появился церковнославянский перевод Книги пророка Аггея неизвестно (данных найти не удалось). Вероятно в конце XV века, первая Библия в полном составе была собрана новгородским архиепископом Геннадием в 1499 году, до этого Священное Писание было распространено в отдельных списках, отрывках и книгах по разным монастырям.
      
      Вывод
      Очевидно, что русское имя Агей (Аггей) и топонимы Агеево, Агеевская, Агеевское и подобные, исторически, логически и лексически связаны с именем библейского пророка Аггея.
      
      5) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      Еврейское имя ХАГГАЙ (Аггей) חַגַּי‏‎, выведено из термина иврита ХАГ חָג праздник, праздничное торжественное жертвоприношение (ивр., арам., финик.).
      
      Примечание
      
      См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный (метод транслитерации)
      
      Хет (Х), ‎ ח = ch (от него происходят греч. Η (эта, ита, э-и, лат. h, слав. И), в большинстве случаев не выражается в русской транскрипции никакой буквой; ср., например, Аваккум, Азаил, Анна, Аггей, Ева, Р()овоам, Ио()анн, И()езекииль, Езекия, Олда(ма). На конце слова оно выражается иногда через Й: Зарай, Иеффай, Ной (искл. Силоам). Иногда ח‎ = Е или А: Финеес, Исаак; однако встречается и как Х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как Г: Сигон (סיחון‎).
      
      Итак, еврейская буква ХЕТ (Х) при транслитерации имен и терминов на русский язык в большинстве случаев опускалась (не произносилась), читался видимо знак огласовки, в данном случае - А, откуда в русском языке (Х) Агей.
      
      б) Библейский образ
      
      * Эздра 5:1,2: "Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их".
      
      * Аггей 2:1-4: "В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка: скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф".
      
      Таким образом, появление на русском лексическом пространстве имени Агей и топонима Агеево связано с деятельностью русской православной Церкви. Церковь (духовная и светская власть, контроль над мировоззрением населения) увековечила память о пророке в русских именах, фамилиях и топонимах; один из методов распространения библейского термина и имени в пространстве и времени.
      
      18.8.2018 г.
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 18/08/2018. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка