Аннотация: Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: "Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ". Волоколамский Патерик, XVI век
1) Существующая топонимика (историко-географические данные не полные)
* Михалева/Михалево - более 50 населенных пунктов в центральных областях Российской Империи.
* Михайлова - более 20 населенных пунктов.
* Михайловское - более 50 сел, деревень.
* Михалково - 18 деревень.
3) Применение топонимов в русском языке
а) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974
Михалков Тимофей Федорович, дьяк вел. кн., 1509 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Князь Федор Андреевич Стародубский. Вторая данная кн. Фед. Андреевича [Стародубского] Троицкого м-ря иг. Никону на озера Смехро и Боровое (1392-1427): "А приходит братаничь мой князь Данило Васильевичь, да сын мой князь Федор, да мои бояре: Констянтин Михайлов, Федор Михайлов".
* Правая грамота суда К. Фефилатьева, по подписному списку Я. Захарьина, посельским и крестьянам, митрополичих сел и деревень Юрьевского у. на землю от деревни Степановской до реки Жаровки, бывшую у них в споре с И. И., Ф. И. и К. И. Кучецкими (1499)
"И судьа Козьма Фефилатьев перед Яковом Захарьичем суда своего список положил и выщеино место митрополичих посельских Юрьевских сел и деревень, в Михалево Внукова...".
* Закладная кабала Василия Борисова сына Петлина Некрасу Семенову сыну Федорова Бронникова на приданую вотчину своей жены Домны Позняковой ... дд. Козина и Михалево в Кинельском ст. Переславского у. в 110 рублях сроком на год. [Датировка: ок. 1557 г. августа 6] (1556-1558): "...да деревню Михалево на тои же реке на Грязевице...".
* Вкладная книга Кириллова Белозерского монастыря (1560-1570): "Да Иван же дал сельцо Тимово, да деревню Михалево, да пустошь Минеево, да на келью дал 10 рублев, да за платие: за шубу да за однорядку 2 рубля".
* Дмитровский князь Юрий Васильевич. Жалованная льготная и несудимая грамота дмитровского кн. Юр. Васильевича Тр.-Сергиева м-ря иг. Вассиану на с. Михайловское и дер. Пупки, в вол. Корзеневе Москов. у (1461.07.20): "Что им дал Василей Михайловичь свое селцо Михайловское да деревню Пупки в моей волости в Корзеневе".
* Сотная с Дмитровских книг Александра Семеновича Упина-Слизнева на владения Иос.-Вол. монастыря в Мушковск. вол. Дмитровск. у (1538): "Волость Мушково, а в ней села и деревни манастырские Осифова манастыря: село Бужарово, а в нем церковь Преображенье господа бога и спаса нашего Исуса Христа; ...деревня Михайловское Меньшое, деревня Михайловское Большое...".
4) Обобщение и вывод
* Михайлово - деревня в Муромском районе Владимирской обл., впервые упоминается в окладных книгах Рязанской епархии 1676 года в составе Васильевского прихода, в ней был двор монастырский, двор приказчиков, 20 дворов крестьянских и 1 бобыльский.
* Михалево - деревня в Дмитровском районе Московской области, упоминается в 1769 г.
* Михалёво - деревня в Зарайском районе Московской области, впервые в исторических документах упоминается в платёжных книгах 1594 года, как сельцо Плоского Брода, Михалево тож.
* Михалёво - деревня в Пушкинском районе Московской области, прежде называлось селом Михайловским, упоминается в договорной грамоте 1342 года великого князя Семиона Ивановича - старшего сына князя Ивана Калиты.
* Михалёво - село в Переславском районе Ярославской области при речке Черноречке. В 1628/1629 году село записано за жильцом Василием Ивановым Губаревым как выслуженная вотчина его отца; церковь Дмитрия Солунского - 1628 г.
Согласно историко-географическим сведениям топонимы и гидронимы, носящие имя Михалева/о, Михайлово, Михайловское и подобные известны с XIV века. Маловероятно, что названы они исключительно по имени владельца земли "Михаил", то есть стихийно, без участия государства (светской) и Церкви (духовной) власти.
В волости (стане), нижней единице административно-хозяйственного деления средних веков, мы находим по 1, редко 2-3 топонима имеющих один корень. Похожие топонимы выделялись в устной и письменной речи за счет дополнений (ближний, дальний, верхний, нижний и др.) или за счет суффиксов - ово, ево, овское, овка и др. Такая топонимическая номенклатура (роспись имен) на обширном русском пространстве возможно только в результате целенаправленной деятельности светской власти и Церкви (освящала, давала имя).
Государство может состояться лишь тогда, когда территорию охватывает единая налоговая система и идеология (общепринятая религия); религия обосновывает налоговую систему и объясняет населению деяния представителей власти (богоугодно или нет). На территории Древнерусского государства с X века закрепилось иудеохристианство, которое смогло в краткий исторический период создать уникальную общеобразовательную инфраструктуру религии: аппарат священников и монахов, церкви в каждом населенном пункте и монастыри, культурные центры православия в районах.
Обучение (вере надо учить) и воспитание происходило ежедневно посредством молитвы, проповеди и других церковных действий. Древняя топонимика продукт мировоззрения местного населения, система взглядов на природу и общество.
Если христианство заявляет - "не возводи себе кумира" (вторая Заповедь), то, как мы можем считать, что поселение названо по имени владельца или первого поселенца? Наоборот, владельцы земли (часто менялись) получали свои имена и фамилии от названия местности, села, деревни. Земля принадлежала Богу (князь, боярин, помещик, крестьянин - лишь временный исполнитель воли Бога на земле), следовательно, и древняя топонимическая традиция (по крайней мере, её большая часть) базировалась на библейских образах и терминологии.
Вывод
Большое количество (более 200) древнерусских топонимов и гидронимов имеют общий корень МИХАЛ, целесообразно рассмотреть его в связи с библейской терминологией и образами.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
На русском культурно-религиозном пространстве (Россия, Украина, Белоруссия) известны: 80 церквей и храмов (ранние XIII-XIV вв.), 13 соборов (ранние XII-XIII вв.), 5 монастырей (ранние XII века) освященных в честь Архангела Михаила; имеются таковые и в других странах.
Иконография
На фреске собора Святой Софии в Киеве 1043-1046 гг. показан архангел Михаил, известна икона из города Ярославля изображающая архангела Михаила 1300 г., и др.
Мы выявили ряд топонимов имеющих корень МИХАЛ, в иврите есть два подобных термина, которые соответствуют религиозным воззрениям населения и топографии местности.
* Теологический вариант интерпретации
Корень МИХАЛ = ивр. МИХАЕЛ מִיכָאֵל гений-покровитель Израиля, один из четырех архангелов. Имя означает "Кто подобен Господу? Кто как Бог?", "вождь воинства Господня"; старший посланник Бога, наделенный его полномочиями, под его водительством ангельские силы выступают против дьявола (зла). "Михаил Архангел" упоминается в Ветхом (Книга пророка Даниила) и в Новом Завете (Послание Иуды 1:19; Откровение 12:7-9).
* Русск. МИХАЛЕВО = МИХАЛ+ЕВО = корень МИХАЛ = ивр. МИХАЕЛ מִיכָאֵל кто как Бог?
Название поселений связано с образом Архангела Михаила, заступника и покровителя христиан; топоним - религиозный оберег от темных сил.
б) Вариант гидрологический, хозяйственный
В основании любого русского поселения находится водный источник: родник, ручей, малая река, водный поток (что хорошо заметно на местности и видно по топографическим картам). Без питьевой воды существование человека и животного, ведение хозяйственной деятельности на территории - невозможно.
* МИХАЛ = ивр. МИХАЛ מִיכַל водоем, ручей, малая река, поток; женское имя Михал, жена Давида (в русской традиции Мелхола).
Источник
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; с. 255; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43VGlvMlhvSWc/view
в) Библейский образ
* Иисус Навин 5:15: "Вождь воинства Господня (подразумевается архангел Михаил) сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал".
* Даниил 12:1: "И восстанет в то время Михаил (Михаел), князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге".
* 2 Царств 17:20: "И пришли рабы Авессалома к женщине в дом, и сказали: где Ахимаас и Ионафан? И сказала им женщина: они перешли вброд реку (МИХАЛ). И искали они, и не нашли, и возвратились в Иерусалим".
Таким образом, мы представили на суд читателя-исследователя два варианта толкования топонимов имеющих корень МИХАЛ. Какому варианту отдать предпочтение?
На этот вопрос пока невозможно ответить, т.к. номенклатура топонимики Михалево, Михайловское, Михалково и подобная распространена на обширной территории. К ней приложили "руки" (голову) множество деятелей христианства, монахов и священников и светской власти, обладавших разным уровнем знаний в области теологии и сакрального еврейского языка. Понять, что преобладало в сознании и мышлении средневекового князя, владельца земли или священника освятившего поселение - теологическое, сверхъестественное или хозяйственное, мы пока достоверно не можем - мало накопленных фактов.
Религиозный страх перед силами природы, мистические переживания, чудесное событие (как в случае Новгорода) или элементарное межевание земель (водные потоки разделяли участки местности, поселения владели определенными участками реки), или просто указание на питьевой источник, находящийся в деревне???
Очевидно, что в большинстве случаев имя поселения с корнем МИХАЛ - религиозный оберег, о чем сообщают 93 религиозных учреждения: церкви, храмы, соборы и монастыри. Владельцы и пользователи земли просили помощи и покровительства у высших сил (архангелов) перед угрозами исходящими от природы (пожары, наводнения, засухи) и общества (войны).