Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого
об осуждении еретиков (1504)
1) Современная топонимика (историко-географические данные не полные)
а) Осипенки - Смоленская обл. Демидовский р-он; Осипино - Костромская обл. Вохомский р-он; Осипенцы - Удмуртия Красногорский р-он; Осипова Лука - Курская обл. Суджанский р-он; Осиповец - Владимировская обл. Юрьев-Подольский р-он.
Осиповская - Кировская обл. Афанасьевский р-он; Осиповский - 3 деревни в Кировской и Иркутской и Волгоградской обл.; Осипцево - Смоленская обл. Холм-Жировский р-он.
б) Осипиха - 3 деревни в Вологодской (2) и Костромской области.
в) Осипки - Псковская обл. Пыталовский р-он; Осипкино - Марий Эл Горномарийский р-он.
г) Осипково - 2 деревни в Смоленской и Тверской области.
д) Осипова - 3 деревни в Пермском крае (2) и Курской обл.
е) Осиповка - 7 деревень, по одной в Омской, Нижегородской, Мордовии, Челябинской, Самарской области, в Башкортостане - 2.
ж) Осипово - 26 населенных пунктов в центральных областях России.
з) Есипово - 22 населенных пунктов в центральных областях России.
и) Иосифово-Волоцкий монастырь, или Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, основан в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким (1439- 1515).
Первоначально Успенский монастырь (Успения Божией Матери), или монастырь Пресвятой Богородицы, в актах 1545 г. (опись имущества) также Волоколамский монастырь. В ряде актов указывается "игумен Иосиф с братией... в дом Пречистые" (без названия монастыря). "Се яз, игумен Иосиф Пречистые манастыря"; "Пречистые монастыря игумена Осифа з братьею", а также "Лета 7013 (1594 г.) ноября в 4. Отписал Осмой да с ним Олеша подьячей на Волок в Осифов манастырь стар[ц]у Осифу".
После кончины Иосифа Волоцкого и причисления его к лику святых в 1579 г. закрепилось ныне существующее название монастыря.
В 1485 г. - 400 иноков, во владении монастыря - 51 село (11422 чел.), производили 50 т. зерна, 65 т. сена, стадо крупного рогатого скота - 267 голов.
Примечание автора. В средневековых актах - "Осипов монастырь" или "Осифов монастырь".
2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской Империи 1859-1914 гг.
* Осифьево - Корчевской уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Краевед Ardilla, Нижний Новгород: "Об Осифьево в Кашинской писцовой книге 1628-29 есть только следующее: "РГАДА, ф.1209, оп.1, ед.хр.660 Стан Дубенской...В том Дубенском стану Тверского архиепискупа вотчина...Тверского ж архиепискупа монастырские земли Тресвяцкого монастыря, что во Твери на посаде, в вотчине: ...пустошь Осифьево, пашни перелогом и лесом поросло 7 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена 2 копны".
2) Существующая этимология
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Осип, м., имя собств.; народн. форма вместо др.-русск. Есипъ, Иосифъ, а также Осипъ (Варсонофий 16), ст.-слав. Иосифъ, Иѡсифъ (Зогр., Мар.). Из греч. ᾽Ιωσήφ Iosíf.
б) Википедия/Иосиф
Иосиф - русская форма личного библейского имени Йосеф (ивр. יוֹסֵף - букв. будет добавлен, прибавится). Помимо этой (канонической) формы на восточнославянской территории бытовали народные формы, адаптированные к славянской фонетике - Осип, Есиф, Ёзеф, Есип.
3) Деятели Иосифы в истории (кратко)
а) Библейские
* Иосиф (ивр. יוֹסֵף, Yosef Яхве прибавит) - сын библейского праотца Иакова от Рахили (праотец).
* Иосиф Обручник - муж девы Марии, матери Иисуса Христа (Новый Завет), святой.
* Иосиф Аримафейский - иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос; упоминается всеми четырьмя евангелистами (Новый Завет), святой.
б) Средневековые
* Иосиф (ивр. יוסף) Йосеф, Иосиф бен Аарон (время правления 930-е - 960-е гг.) - последний (предпоследний?) правитель Хазарского каганата: царь-заместитель из династии Буланидов.
В период между 954 и 961 получил письмо от Хасдая ибн Шапрута - высокопоставленного еврея при дворе Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Иосиф написал ответное послание. Копии этих писем найдены в хранилище древнееврейских манускриптов в Каирской генизе (ивр. хранилище).
* Иосиф - имя русских митрополитов, епископов и Патриарха с XIII по XVII вв.
б) Иосиф - имя православных святых
* Иосиф Волоцкий (1439-1515) - святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных; основатель Иосифо-Волоцкого монастыря.
* Иосиф Заоникиевский (ок. 1530-1612) - святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных.
* Иосиф (митрополит Астраханский, 1597-1671) - митрополит Астраханский Терский; убит сподвижниками Стеньки Разина; канонизирован Русской православной церковью в лике священномученика.
в) Иконография (Праотец Иосиф), родоначальник одноименного колена Израиля
Православная энциклопедия: "В русском искусстве изображения Иосифа известны с XV в. в ряду 12 праотцев - сыновей Иакова (в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Вел. Новгороде, между 1467 и 1472; в Благовещенском соборе в Московском Кремле, 1547-1551; в ц. Св. Троицы в Вязёмах, ок. 1600) и с XVI в. на иконах праотеческого ряда иконостаса (напр., в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425-1427)".
* Праотец Иосиф. Осипов (Игнатьев) Василий и другие. Икона. Кострома. 1679 - 1680 гг. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря. С 1963 в КГОИАМЗ "Ипатьевский монастырь".
* Праотец Иосиф. Новгородский мастер (?). Икона. Москва. Середина XVI в. (Конец 1540-х - 1550-е годы). Праотеческий ряд иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
* Праотец Иосиф. Икона. Ярославль. XVII в.
4) Применение имени, фамилии и топонимов в старорусских актах. Национальный корпус русского языка
а) Иосиф - распространенное имя в среде дворянства, духовенства, служивых людей и грамотного сословия, редко в крестьянской среде; Иосифов - фамилия, в документах XIV-XVII встречается редко.
* История Иудейской войны Иосифа Флавия (перевод ок. 1260 г.): "аще раз(д)рушить иосифа. самъ бѹдеть властель галилеискъ".
* Максим Грек. Послание о фортуне (1515-1525): "Такожде смыслено разсуждай и оно, како Иосиф блаженый прославися въ Египтѣ, яко и второму по фараонѣ познаватися властелю всего Египта; такожде како же и Моисей въ толику высоту възнесенъ бысть―строением и маниемъ Божиимъ, а не слѣпымъ счастиемъ и вертѣниемъ колесненым".
* Ермолай-Еразм. Правительница. Наставление в землемерии царям, если им угодно (1550-1570): "Видѣхом же се: егда бѣ Иосиф вь Египте, строяше все Фараона-царя бытие, и во время гладу предержа неизглаголанное множество пшениц".
* Летописец 1619-1691 гг (1692): "И по указу великого государя на правеж ставлены салдацкого полку генерал Матфей Иосифов сын Кровков".
б) Осип, Осиф, Осипов - распространенное имя и фамилия в среде высшего и служивого дворянства, духовенства и крестьянства.
* Разрядная книга 1475-1598 гг. Разряды 1512-1598 гг. (1512-1598): "Да на Луках же Великих царь Семион Касаевич да царевич Кайбула, с ним Осип Полев""; "князь Осип Ковров".
* Разрядная книга 1475-1598 гг. Свадебные разряды 1500-1555 гг. Разряды 1475-1512 гг. (1476-1555): "В большом полку князь Данило Дмитреевич Холмской да князь Осиф Ондреевич Дорогобужской".
* Разрядная книга 1475-1598 гг. Разряды 1512-1598 гг. (1512-1598): "А в Дорогобуже тогды стояли воеводы князь Данило Дмитреевич Пронской... да князь Осиф Тростенской".
* Грамота ц. Бориса Федоровича в Курмыш воеводе И. Т. Зачесломскому, по челобитью старца нижегородского Благовещенского монастыря Симона Карпова, об ограждении м-ских старцев, слуг и крестьян от насилий д. б. О. С. Остренева и др. и о запрещении незаконного винокурения (1600.10.27): "Да тех же де дети боярские Осип Остренев з братьею ездят сквозе их монастырское селцо людно пьянии, и хлеб у них толочат, и дороги свои прокладывают, и крестьяном монастырским чинят великую тесноту".
* Дозорная книга Карачевского уезда (1614): "Осип Степанов сын Гридин. Данило да Осип Михайловы дети Подымова. Богдан да Степан да Осип Степановы дети Макарова. Осип Томилов сын Кондоуров. Осип Офонасьев сын Шалов. Петр да Епиш да Осип Офонасьевы дети Пашкова".
* Духовная Степана Головина с. Обобурова (1558-1559): "И будет мне смерть случитца на государевой службе, - и после моего живота вотчина моя, ... (перечень деревень) в дом пречистые богородицы в Осипов монастырь".
* Выпись из писцовых книг Леонтия Ивановича Аксакова и Михаила Ивановича Шишелева на вотчины Усп.-П. монастыря сцц. Верхнее Селище, Оничко и Успенское с дд., почч. и пустт. в Ровдине ст. и Усольском окологородье Галичского у (1578.12.15): "дрв. Осипово".
* Сотная с писцовых книг И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на город Яренск с уездом (1585-1586): "Деревня Осиповская".
* Описание Климецкого Николаевского монастыря на Онежском озере (1628-1629): "Да къ томужъ монастырю дано, по государевѣ царевѣ и великого князя Михаила Ѳедоровича всеа РусЄи грамотѣ, за приписью дьяка Прокофья Пахирева, 132 году, деревня Мусъ наволокъ Осиповская, а въ ней дворъ монастырской старцомъ на прЄѣздъ, пашни паханые добрые земли три четьи...".
в) Есип, Есипов - распространенное русское имя и фамилия в средние века, его носили деятели духовенства, администраторы (бояре), в общем, служивое грамотное сословие.
* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): "Посадник же Есип Захарьич с мужи старѣишими биша ему челомъ и много молиша, и всѣмь Новым городом, штобы побылъ в дому святѣи Софеи: "Донелѣ же извѣдаем, кто будет митрополитъ Рускои земли"".
* Серпуховско-боровской князь Василий Ярославич. Жалованная льготная, тарханная и несудимая грамота серпуховско-боровского кн. Вас. Ярославича Тр.-Сергиева м-ря иг. Досифею (1447.05.10): "А сиѧ грамота перед кн[ѧ]зем ЮрьЊм ВасилиЊвичем была, и кн[ѧ]зь Юрьи ВасильЊвич[ь] грамот[ы] не рушил,... А подписал дЄакъ Есип...".
* Разрядная книга 1475-1598 гг. Разряды 1512-1598 гг. (1512-1598): "А город делали Василей Власьев да Офонасей Есипов"; здесь же "осадная голова": Иван Есипов, Дмитрий Есипов.
5) Обобщение и вывод
а) Религиозная философия
Бытие 49:22-24, благославение Иакова: "Иосиф (ЙОСЕФ) - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева".
б) Развитие именной системы и топонимики из древнееврейского имени Иосеф (Иосиф)
* В русских средневековых документах библейское имя Иосиф применяется с XIII века, производные его формы - Осип, Осиф, Есип примерно с начала XV века.
* Фамилия Иосифов встречается в актах с нач. XVI века, топоним - Иосифов монастырь, в документах его часто его называют - Осипов или Осифов монастырь.
* Фамилия Осипов отмечена в документах XV века, топонимика с XVI века.
* Фамилия Есипов встречается в старорусских актах с конца XV века, топонимика с XVI века.
Вывод
Таким образом, еврейское имя ЙОСЕФ (Праотец Иосиф) в русских переводах Библии трансформировалось в древнерусское имя Иосиф, в процессе распространения его на территориях возникли местные варианты произношения - ОСИФ, ОСИП, ЕСИП. В дальнейшем из этих имен и возникли фамилия и топонимы Осипова/о, Есипова/о и их производные.
Маловероятно, что эти топонимы произведены от имен рядовых людей живших в то время, обычно населенные пункты называли именами апостолов и святых. В обществе господствовала иудеохристианская доктрина, сознание и мышление средневекового человека было религиозным, соответственно и топонимика строилась на библейских образах, именах и терминах. Топоним, образованный от библейского термина - оберег, и программа жизни жителей.
* Вассиан Кошка. Рассказ Вассиана Кошки о последних днях и преставлении тверского епископа Акакия (1567): "Велика ны днесь окружи бѣда, понеже велик сосуд Божиих даровъ взятся от нас, в немже бяше любовь нелицемѣрна, Авраамово страннолюбие, Ияковле незлобие, Иосифово цѣломудрие, Иевлево терпѣние, Моисѣево милование, Давидова кротость".
Появление указанных выше имен и топонимов на русском культурном пространстве связано с организующей, обучающей и воспитательной деятельностью православной Церкви.
Возможно, что первоисточником послужило имя Йосефа бен Аарона (ивр. יוסף), последнего царя (каган?) Хазарского каганата (930-е - 960-е гг.). В Киевской Руси в это время (945-960 гг.) правила княгиня Ольга, которая естественно была осведомлена о правителях-соседях. Первый письменный документ, вышедший из Киева в это время - Киевское письмо (ок. 950 г.), был написан на иврите группой старейшин еврейской Киевской общины, в Киеве существовал также и Хазарский квартал.