Аннотация: Святы четыре евангелиста: Лука, Марк, Матфей и Иоанн Богослов, сойдите с небеси, снимите замок со всех четырех сторон, от востоку до западу. Заговор от пищалей и стрел (1688-1689), НКРЯ
1) Современная топонимика (данные не полные, более 130 производных топонимов)
а) Матвеево - 22 населенных пунктов в центральных областях России
* Матвеево - деревня в Дмитровском районе Московской области, перв. упом. 1766 г., показана на Карте Шуберта 1832 г.
* Матвеево - деревня в Ярославском районе Ярославской области, показана на Карте Менде Ярославской губернии 1857 г.
* Матвеево - деревня в Вятскополянском районе Кировской области, показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
* Матвеево - село, Парфеньевский р-он Костромской обл., показано на Карте Шуберта 1832 г.
* Матвеево - деревня в Кинешемском районе Ивановской области, показана на Специальной Карте Европейской России Стрельбицкого 1871 г.; и т.д.
б) Матвеевка - 34 населенных пункта в центральных областях России и в Сибири, 12 сел на Украине (осн. в 1695-1900 гг.).
* Матвеевка - деревня, Добринского муниципального района Липецкой обл., осн. в 1780 г.
* Матвеевка - село, Матвеевский район Оренбургской области, осн. в 1775 г.
* Матвеевка - деревня, Веневский район Тульской обл., показана на Карте Шуберта 1832 г.
* Матвеевка - деревня, Луховицкий р-он Московская обл., на Карте Шуберта 1832 г. под именем Матвеевское.
* Матвеевка - деревня, Угличский район Ярославская область, показана на Карта Менде Ярославской губернии 1857 г.; и т.д.
2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской империи (данные не полные)
3) Применение имени, фамилии и топонимов в старорусских актах. Национальный корпус русского языка
а) Матфей - распространенное имя в XV-XVII вв. (в НКРЯ - 120 документов), его носили представители всех сословий.
* Алексей Бабош. Данная Алексея [Бобоши] Иванова с. Воронина Троицкому м-рю на с. Шатровское, в Кинел. стану Переясл. у (1427): "А у грамоты седел Семен поп, отец его духовной, да Афонасей келарь, Матфей, Севастьян".
* Житие Кирилла Белозерского (1450-1455): "И прихождаху к нему два христианина, въ окрестъных мѣстѣх святаго живуще: Авъксентие именемъ, прозванием же Вранъ нарицаем, другый же Матфей, Кукосъ нарицаем, иже послѣди бысть пономарь тоя обители".
б) Матвей - распространенное имя XV-XVII вв. (в НКРЯ - 211 документов), его носили представители всех сословий.
* Матвей Петрович. Купчая Матвея Петровича на купленную у отца дер. Оксиньинскую, в Повельск. стану Дмитров. у. (с отводом) (1450-1480): "Се яз, Матвей, купил есми у своего отца у Петра землю Оксиньинскую деревню, со всем, что к ней потягло, куды ходил батков плуг, топор, коса".
* Разрядная книга 1598-1602 годов (1598-1602): "А у стола бояре были князь Федор Иванович Мстисловской да князь Микита Романович Трубецкой, да князь Василей Карданукович Черкаской, а околничие Матвей Михайлович Годунов".
в) Матфеев, Матвеев - распространенные фамилии в XV-XVII вв.
* Василий Матвеев Иватин. Духовная Вас. Матвеева [Иватина] (1455): "Се яз, раб божий Василей Матфеев, пишу грамоту духовную своим целым умом и в своем разуме".
* Книга раздачи жалованья служилым людям государева полка (отрывок) (1556-1557): "л. 7} Мансур Матвеев сын Товарыщев. Съехал с Череповеси на Середокрестье 61, держал 2 году".
г) Матвеево - топоним, гидроним
* Межевая грамота нижегородского воеводы Т. А. Хлопова и дьяка Д. Алябьева архимандриту нижегородского Благовещенского монастыря на бортный Гнилицкий ухожай с вотчиной нагулинских бортников (1589.11.09): "А выше речки Гнилицы в лугех в монастырьских возле Оки реки Благовещенского ж монастыря воды: заводь Поминаньева, да озеро Матвеево и истоком впало в речку в Гнилицу, да озерко Зимняк истоком пало в Матвеево озеро,...".
* Жалованная подтвердительная грамота ц. Дмитрия Ивановича арх. Рожд. монастыря Исайе на монастырские вотчины во Владимирском, Московском, Суздальском и Стародубском уу (1606.01.03): "А князь Михайло дал отца своего вотчину пустошь Матвеево с пустошми да половину лугов в Татаровском лугу со всеми угодьи, с пашнею и с луги, и с лесом, и со всем с тем, что к тем пустошам изстари потягло, впрок без выкупа".
* Жалованная грамота ц. Ивана Васильевича ростовскому архиепископу Никандру на земли (1555.01.05): "село Матвеевское".
4) Этимология
а) Википедия. Матвей (от ивр. מתתיהו matityāhū, matityāh, греч. Ματθαῖος - дар Яхве (Бога); Божий человек, дарованный Богом) - мужское имя древнееврейского происхождения. Старые формы имени: Матфей, Матфий. ...
б) Викисловарь. Этимология. Происходит от др.-греч. Ματθαῖος "дар Яхве (Бога); Божий человек, дарованный Богом", от ивр. מתתיהו, сокращенного от מתנה "дар, подарок" + יהוה "Яхве".
в) Этимологический словарь Макса Фасмера: "Матвей. др.-русск., ст.-слав. Матθеи (Супр.), Маттѣи, Маттеи. Из греч. Ματθαῖος" (Фасмер всё же посмотрел в словарь библейского иврита, МАТТЕИ - переводит правильно, но почему тогда греческий?).
5) Объекты Церкви "Во имя святого апостола и евангелиста Матфея" и иконография
а) В России есть 16 церквей (из них 10 приделов) Апостола Левия Матфея.
б) Иконография
* Страшный суд (фрагмент). Прп. Андрей Рублев. Фреска Успенского собора. Владимир. 1408 г.
* Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
* Икона "Св. апостол Матфей" (кон. XIX века). Икона представляет собой одну из копий с монументального образ св. Матфея из Храма Христа Спасителя. Частное собрание.
* Икона "Евангелист Матфей". Дерево, масло. Россия, конец XIX в.
* Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века.
* Евангелист Матфей. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. Между 1814 и 1822г.
* Евангелист Матфей. Невьянская икона. Круг Чернобровиных. Первая половина XIX века; ряд икон не датированы.
6) Терминология иврита и библейский образ (дара Бога)
а) Терминология
Имя Матфей и Матфей, фамилия Матфеев и Матвеев, топонимы Матвеево, Матфеево и другие производные зафиксированы в старорусских актах начиная с XV века. В России боле 130 топонимов содержащих в своих названиях имя Матвей.
Исследователи полагают, что в русский язык имя апостола Матфея попало из греческого перевода Библии - Matthaíos (Маттаос). В иврите Ветхого Завета есть подобное мужское имя МАТИТИА מַתִּתְיָה дар.
Источник
См. стронг иврита 4993, МАТИТИА, http://bibleapps.com/hebrew/4993.htm
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 290; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43VGlvMlhvSWc/view
б) Библейский образ
Екклесиаст 5:18: "И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар (МАТАТ) Божий".
Таким образом, мы обнаружили в системе русской топонимики два имени апостола Матфея Левия (см. работу Левино, Леви, Левий - этимология).
Сознание и мышление средневековых людей было религиозным, маловероятно, что большое количество населенных пунктов получили свои имена от владельцев земли или основателей поселений; от современника, человека. Грех, нарушение второй Заповеди: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода,...".
По письменным источникам, в губерниях и уездах России, фиксируется стандартный набор сакральных терминов и имен употребляемых для обозначения населенных пунктов: Пророки, Святые, Апостолы, Праотцы и другие деятели Ветхого и Нового Завета, а также термины, указывающие на проявление Божества. Многократное повторение в ходе хозяйственной деятельности: имени, фамилии и топонимов способствовали закреплению библейских образов и терминов в долговременной памяти отдельного человека и в целом, в обществе. Формировались стандартные нормы поведения в обществе на колоссальной территории, единое мировоззрение на базе библейских образов и терминов; то, что сегодня мы называем "национальной культурой".
Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к культурно-религиозной деятельности русской Православной Церкви. Других организаций способных передать имя и термин в пространстве и времени (имеющих для этого средства и специально обученные кадры) в нашей общей истории найти нельзя.