Аннотация: Вечен ― из-под белой арки
Вздох, ожегший как ремнем:Марфа! Марфа! Марфа! Марфа!Не пекися о земном!М. И. Цветаева. Отрывки из Марфы[Савойские отрывки, 2] (1936)
1) Современная топонимика (историко-географические данные не полные)
Марфино - 26 деревень, сел, поселков в центральных областях России. Марфин Брод, Марина Слобода, Марфинка (5 деревень), Марфинские Выселки, Марфинское (2), Марфици, Марфелево.
* Марфино (Щибрино тож) - село, Мытыщенский р-он Московской обл., дворянская усадьба, первое упоминание относится к 1585 г., показано на Генеральной карте Московской губернии в атласе Пядышева 1821 г., на Карте Шуберта 1832 г.
* Марфино - район в Северо-Восточном округе Москвы, упоминается в межевой книге за 1560 год как пустошь, как деревня в грамоте царя Михаила Фёдоровича: 19 сентября 1619 г. даруется во владение кн. Д. М. Пожарского, в 1623 году деревня возвращается обратно во владение Богоявленского монастыря.
* Марфино - село, Володарский р-он Астраханская обл., показано на Карте Стрельбицкого 1871 г.
* Марфино - деревни, Вологодский и Устюженский р-он Вологодской обл., обе показаны на Карте Шуберта 1834 г.
* Марфино - деревня, Вичугский р-он Ивановской обл., показана на Карте Шуберта 1834 г.
* Марфино - деревня, Жуковский р-он Московской обл., показана на Трехверстовке Калужской области. Военно-топографическая карте 1850 г.
* Марфино - деревня в Троицком административном округе Москвы, упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг.
* Марфино - деревня в Старорусском муниципальном районе Новгородской области, упомянута в писцовых книгах Шелонской пятины за 1498 г.
* Марфин Брод - деревня, Можайский р-он Московской обл., показана на Карта РККА N-36 (Б) • 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская области 1941 г., на более ранних картах (1850 г.) - Брод.
2) Топонимика XIX века по спискам населенных пунктов Российской Империи
* Марфина/Марфино и производные - более 30 населенных пунктов в центральных губерниях России.
3) Применение имени и топонима в старорусских актах. Национальный корпус русского языка
* Пчела (сборник изречений Св. Писания, перевод XIII в.): "Р(ч҃)е г(с҃)ь ˙ марфа; марфа, печалѹешисѧ и молвNoши".
* Игумен Никон. Купчая Троицкого м-ря иг. Никона на вторую половину с. Юрьевского (Зубачева) (1400-1410): "А подпись на грамоте: А запечатала Марфа черница (монахиня) крестом своим".
* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): "В монастыри святого Лазоря - святыи Лазорь и обѣ сестрѣ его, Марфа и Мариа, зазданы въ олтари".
* Досифей, соловецкий игумен, Спиридон, митрополит Киевский. Жития Зосимы и Савватия Соловецких (1500-1503): "Болярыни же, предиреченая Марфа, моляше преподобнаго, паче же и прощениа прошаше, дабы молил Бога о ней и чадѣх ея, и давъ манастырю его деревню на рецѣ Сумѣ, на пристанищи брега, и ина потребная дав манастырю, елико можаше".
* Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец) (1500-1525): "Княгини же великая Марфа, мати великаго князя Ивана Васильевичя, начат дѣтеи своих мирити".
* Духовная Григория Михайловича Валуева (1543-1544): "А подписал на духовной грамоте Микита Васильев сын Иванова в сестры своей место в Марфино".
* Меновная, по приказу ц. Ивана Васильевича, у иг. Ник.-Угр. монастыря Дионисия на ряд сел. Изложение в составе жалованной подтвердительной грамоты 1621 г. июля 27 (1555-1556): "Выменили оне, блаженные памяти деда нашего по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии приказу, у Николского игумена Угрешского монастыря у Деонисия з братьею...деревня Марфино".
* Сотная с книг письма Василия Ивановича Наумова и Иная Ивановича Ордынцева на вотчины Тр.-Ип. монастыря в Мерском, Сотском и Корзле, Осецком, Андроникове, Сущове, Козурском, Дуплехове и Плоскине стт. и вол. Немда Костромского у (1562): "Того ж Ипатцкого монастыря земли в Козурском стану: (дрв) Марфино на речке на Покше,...".
* Разъезжая грамота игумена митрополичьего Покровского монастыря Касьяна и архимандрита митрополичьего Царевоконстантиновского монастыря Матфея на земли во Владимирском у (1498-1500): "А на розъезде у нас были: ...Лука Марфин".
* Отпись дьяка Большого прихода Филиппа Голенищева в получении ямских денег с вотчин Тр.-Ип. монастыря в Костромском у (1603.12.07): "Лета 7112-го, декабря в 7 день, по государеву цареву и велико[го] князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, в его государеву казну в Болшой приход дьяк Филип Голянищев взял Живоначалные Троицы Ипатцкого монастыря...з деревни Марфино ... ямъских денег тритцать шесть рублев и шеснатцать алтын три денги".
* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в день Казанския Богородицы (1777): "Он приемля Марфино во угощении усердие, Марии сестры ея душевное к слышанию слова его расположение тому предпочитает".
4) Обобщение и вывод
Распространенное до XX века русское имя Марфа известно по документам с XIII века, его носили княгини, знатные женщины и монахини, а также и женщины из простого народа. Топонимика Марфино и производные регистрируется в документах с XVI века, зафиксирована также и фамилия - Лука Марфин.
а) В христианстве святая Марта (в русской традиции Марфа) является одной из жен-мироносиц. Почитается как покровительница домашнего хозяйства, а также прислуги, официантов, поваров. В религиозной культуре её образ связан с сюжетом, описанным в Евангелии от Луки 10:38-42.
"В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее".
В этом сюжете противопоставляются две личности: Марфа - хозяйственная, деловая женщина и Мария, которая с увлечением слушала проповедь Иисуса. Различные характеры сестёр, практичной Марфы и созерцательной Марии - стали символом разной направленности христиан (внутреннее качество: познание, образ, действие).
Этот библейский сюжет активно использовался в художественном искусстве и в литературных произведениях; см. http://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/jen/
б) Объекты Церкви
Церкви, посвящённые сёстрам, в России носят имя Марфо-Мариинских (Жён-мироносиц святых праведных). В православной традиции жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.
* Марфо-Мариинская обитель милосердия - московский женский монастырь, основан в 1909 г.; имеет Храм святых праведных сестёр Марфы и Марии.
* Церкви и престолы Жен мироносец - 64, ранние с начала XVI века.
в) Иконография, см. Википедия/День жен-мироносец
Семь жен-мироносиц (Неделя Святых Жен Мироносиц). Русская икона 17 - самого начала 19 века. Раннее утро воскресения. Белый Ангел Господень с поднятыми крылами сидит на камне, затворявшем вход в пещеру, возле пустого гроба, где лежит плащаница Христа. Перед ангелом стоят семь женщин-мироносиц с сосудами с миром в руках: первый ряд: Марфа из Вифании (сестра Марии); Дева Мария (Богородица; была там согласно Григорию Нисскому); Мария (сестра Марфы); Саломия; верхний ряд: Мария (другая), Сусанна, Анна.
г) Известные носители имени Марта, Марфа в России
* Екатерина I, Марта Самуиловна Скавронская (1684 - 1727), российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня.
* Инокиня Марфа (в миру, Ксения Иоанновна Романова, ум. 1631) - мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитьевича Романова (патриарха Филарета).
* Марфа Алексеевна (1652-1707) - царевна, сестра Петра I.
* Марфа Апраксина (1664-1715) - русская царица, вторая жена царя Фёдора Алексеевича.
* Мария Нагая - седьмая жена Ивана Грозного, в постриге инокиня Марфа.
Марфа Антиохийская, Едесская, память 4 июля; ум. 551 г.
Марфа Вифанская, память 12, 20 апреля и 4 июня (сестра Лазаря Четверодневного); I век.
Марфа Каппадокийская, память 1 сентября; ум. 428 г.
Марфа Персидская, мученица, память 9 июня; IV век.
Марфа Персиянка, Римская, мученица, память 6 июля; убита в 269 г.
Марфа Псковская, преподобная, память 8 ноября; ум. 1300 г.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Исследователи выводят имя Марфа из арамейского МАРТА מַרְתָּא госпожа, хозяйка; далее из מרא (mārā) "господин"; в иврите МАР господин, МАРАТ госпожа.
б) Библейский образ
* Даниил 2:47: "И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка (МАРЕ господин, владыка) царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!".
Источник
* См. Викисловарь
МАРЕ; https://en.wiktionary.org/wiki/מרא
МАРАТ; https://en.wiktionary.org/wiki/מרתא
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 278, МАРЕ.
Таким образом, русское имя Марфа (Марта) - заимствование именной арамейской или еврейской лексики периода зарождения иудеохристианства (I в.н.э.).
На русское культурное пространство имя попало примерно в XIII веке, появляется в переводах византийских произведений (Пчела, IX в.), получило в XVI веке широкое распространение как женское имя (Марфа = хозяйка).
Церкви и престолы, названные в честь святой Марфы (Жен мироносиц), зафиксированы с начала XV века, в XVI веке появляются топонимы Марфино и другие от него производные.
Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к культурно-религиозной деятельности Русской Православной Церкви. Единственная организация в период средних веков, которая имела специально обученный аппарат (священников и монахов), стройную территориально-приходскую систему и средства, способная тиражировать имя и термин в пространстве и времени.