Аннотация: Иоанн основал Донков, Епифань, Венев, Чернь, Кокшажск, Тетюши, Алатырь, Арзамас.
Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 9 (1816-1820)
1) Краткая история города
а) Город Арзамас основан как крепость по указанию Ивана Грозного в 1552 году, на реке Теша, во время третьего похода на Казань. Часть войска: Сторожевой полк, Левой руки полк и Государев полк следовали через Муром в направлении на Арзамас (основан позже в 1578 г.), к реке Сура и далее к устью реки Алатырь.
Главным ориентиром движения войск служила река Тёша, сведений о существовании в это время города Арзамаса - нет.
Русские войска в последних походах на Казань блокировали левый и правый берег Волги, населению этих территорий предлагали освобождение от налогов на три года, если они перейдут под покровительство русского царя.
В XVII века Арзамас важный транзитный пункт на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. Спасо-Преображенский мужской монастырь, в центре города Арзамаса, основан в 1555 г.
* Арзамаская засека, см. ст. А.А. Инжутов. "За засекою у рву"; http://www.museum.unn.ru/managfs/index.phtml?id=8005_04
б) Река Теша - этимология
* А. П. Гайдар. Школа (1929): "Под горою текла речонка Теша. Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители".
Тёша - средняя река в Нижегородской области России, правый приток Оки, длина 311 км, ширина от 10 до 50 метров. Несудоходная, в XIX веке судоходна в устье, сплавная, течение слабо-умеренное (0,3-0,4), глубины 2-5 м. В пойме имеются минеральные источники с сульфатное-кальциевыми и сероводородными водами, вода чистая, дно преимущественно песчано-каменистое. Гидроним не истолкован, этимологии нет.
* Книга Большому Чертежу 1627 г. Дополнения Тобольской редакции (сп. Љ 2259Ш71)
"Ока река вытекла ис Чистого поля от Раковых колков, а в Оку пала река Теша, а против Теши пала Ушна река. От Мурома 120 верст на Теши город Арзамас".
*Русск. ТЁША = Т.Ш. = без гласных, наоборот Ш.Т. = иврит Ш.Т., ШАТА שָׁתָה пить, выпивать; т.е. река, имеющая чистую воду, пригодную для питья человеку и животному - ПИТЬЕВАЯ.
Гидроним указывает на питьевое состояние воды в реке, возникшее по специфическим гидрологическим особенностям местности: песчаные берега и дно, минеральные и подземные источники, отсутствие крупных болотных массивов, слабым течением и т.д. В XVII-XVIII веке в связи развитием кожевенного производства вода перестала быть пригодной для питья (ЕЭСБ/Арзамас).
* Повесть "Казанская история" сообщает, что лето во время похода Ивана Грозного 1552 г. выдалось жарким, дождей не было: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5148
"И была теперь степь пустынная и труднопроходимая. ...Много же людей поумирало от солнечного жара и от безводья, ибо все овраги и болота пересохли и не текли обычным путем небольшие степные речки, лишь в больших реках и глубоких омутах сохранилось немного воды, но и ту за один час досуха вычерпали: кто сосудами, кто ковшами, кто котлами, а кто и пригоршнями, отталкивая друг друга, побивая и давя, не жалея ни отец сына, ни сын отца, ни брат брата. Другие же лизали росу и таким образом с трудом утоляли жажду".
2) Применение топонима в старорусской литературе
* Духовная грамота царя Ивана Васильевича, июнь-август 1572 г.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm
Да сына же своего Ивана благославляю великим княжеством Нижегородским, даю ему Новгород Нижней с волостями... А что к тем городам аз сажал детей боярских на диком поле, а те земли все сыну же моему Ивану, а вотчиникам владеть своим. Да город Арзамас с мордвами и черемисою, со всем, по тому, как было при мне...".
* Сказки нижегородских дворян о службе в 1606-10 гг (1628)
"И под Орзамас с воеводою со князем Олексеем Михайловичем
Лвовым в походе был, и под Орзамасом воровских воевод побили и языки многие поимали, и Арзамас город взяли, и воевод живых...".
* Челобитная М. М. и А. М. Вельяминовых с просьбой не отписывать у них вновь расчищенные земли (1647)
"И все, государь, понизовые городы, Арзамас с товарыщи, к
отцу нашему сослались и, сослався, стали писать к бояром".
3) Обобщение и вывод
а) Существующая этимология
* Произвольное истолкование
Название "Арзамас" произошло в результате соединения мордовских слов ЭРЗЯ, названия мордовского племени, и "МАЗЫ" - красное, красивое. Таким образом, "Арзамас" можно перевести как "Красивое место Эрзя". (???)
* Мифологическое истолкование
Эрзя и Маза - имена братьев, управлявших этим поселением. Они участвовали в походе Ивана Грозного на Казань и постройке арзамасской крепости и были окрещены Александром и Михаилом. Наиболее вероятно происхождение названия от морд. трад. мужск. имени Орзамас (Эрзя Красивый), имевшего широкое распространение. (???)
* Примечание. Википедия/Эрзя
"Об эрзянах (арджанах), как и о мокшанах, сообщал иранский ученый Рашид ад-Дин; ногайский князь Юсуф писал о "рзянах" в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 г. Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ат-Табиб - "врач Рашид") - происходил из еврейской семьи, государственный деятель, ученый, врач, казнен в 1318 г.".
б) Спасо-Преображенский мужской монастырь Арзамаса, основан в 1555 г., крещения мордвы началось в XVI веке и продолжалось до XVIII века, известно Терюшевское восстание 1743 г. направленное против насильственной христианизации. Московское государство стало осваивать эти земли в XVI в., в XIX веке на берегах реки Тёша находилось около 20 малых сёл и деревень, плотность населения небольшая; наличие поселения на месте Арзамаса до XVI века археологией не подтверждается.
Из документов XVI-XVII веков следует, что степная и овражистая территория Арзамасского уезда была слабо заселена, Дикая степь, Военная граница между Московской Русью и Казанским ханством. После закрепления и заселения русскими примерно к середине XVI века, на этой местности были образованы новые поселения, в том числе был основан и острог (крепость) Арзамас, который выделился как важный транзитный, религиозный, финансово-торговый и административный центр.
Вывод
Маловероятно, что топоним связан с языком местного населения (эрзя, мокшанским), т. к. на период Казанских войн население было пестрым и незначительным, исповедовали ислам или язычество.
Мы можем выделить несколько предполагаемых значений топонима Арзамас применительно к языку иврит (сакральный язык иудеохристианства), эти территории в VIII-X вв. контролировались Хазарским каганатом (гос. язык иврит, религия - иудаизм).
* Военно-административный и налоговый центр осваиваемой степной территории - земля, страна, племенная территория; налогооблагаемая земля.
* Указание на природно-географические особенности территории, отсутствие достаточных водных источников - маловодная земля.
* Транзитная, вспомогательная территория, через которую и на которой действовали русские войска в ходе Казанских походов 1545-1552 гг.
Целесообразно рассмотреть топоним в связи библейским лексиконом и образами.
4) Терминология иврита
Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни очевидно составного слова - АРЗАМАС = АРЗ+А связка слова+ МАС. У нас моментально появляются корни иврита связанные с социальной деятельностью человека на земле (территории).
а) А.Р.З. = ивр. без огласовок - Алеф, Реш, Цади, с огласовками ЕРЕЦ אֶרֶץ земля, страна, район племени, область (земля делится на фрагменты по племенам и народам). АРЦИ אַרְצִי общегосударственный, земной.
Источник, см. стронг иврита 776, ЕРЕЦ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/776.html
* Традиционная передача ивр. буквы Цади на русский язык - С,З, Т, Ц.
См. ст. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный; лингвисты XIX века выяснили, что еврейскую букву ЦАДИ (Ц) на русский язык передавали русскими буквами - С, З (Назарет-Нацарет), Т, Ц.
б) МАС
* МАСА = М.С. = ивр. М.С., МАСА מַסַּע отшествие, снятие (лагеря, снятие станов), выезд, путешествие, этап путешествия, переход, кампания.
Источник, см. стронг ивр. 4550, МАСА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/4550.html
* МАС = М.С. = ивр. МАС מַס дань.
Источник, см. стронг ивр. 4522, МАС; https://bibliaparalela.com/hebrew/4522.htm
в) МАССА מַסָּה место в пустыне где израильтяне взбунтовались по причине отсутствия питьевой воды.
Библейская энциклопедия Брокгауза
Масса и Мерива (евр. "искушение и распря"), местность близ см. Рефидима, где Моисей вскоре после исхода из Египта дал роптавшему народу воду, изведя ее из скалы (Исход 17:1-7; Пс. 94:8). Это событие упоминается в Библии неоднократно, при этом местность иногда именуется просто Масса (Втор.6:16; 9:22) или Мерива.
Как полагает автор работы, наиболее стабильным элементами в составном слове АРЗ+А+МАС являются слова-понятия ЗЕМЛЯ + ДАНЬ, т. е. узаконенные на этой территории (земле) фискальное-налоговые отношения.
Общий вид
АРЗАМАС = АРЗ+А связка слова+МАС = ивр. Алеф, Реш, Цади, с огласовками Е.Р.Ц, ЕРЕЦ אֶרֶץ земля, страна, район племени, область (земля делится на фрагменты по племенам и народам) + МАС מַס дань; т. е. налогооблагаемая земля.
Территория, где выполнено необходимое условие государственности - налогообложение. Любое государство имеет в своей основе религиозную идею (идеологию) и механизм налогообложения, обеспечивающий эту идею-идеологию материально.
б) Библейский образ
* Исаия 6:12: "И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле (ЕРЕЦ)".
* Второзаконие 10:11(Господь - Моисею): "и сказал мне Господь: встань, пойди в путь (МАСА) пред народом сим; пусть они пойдут и овладеют землею, которую Я клялся отцам их дать им".
Числа 10:28: "Вот порядок шествия (МАСА) сынов Израилевых по ополчениям их".
Бытие 13:3: "И продолжал он переходы (МАСА) свои от юга до Вефиля, до места, где был шатер его между Вефилем и между Гаем".
* Притчи 12:24: "Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (МАС)".
Бытие 49:15: " увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани (МАС).
Таким образом, используя библейский иврит мы смогли найти содержание топонима Арзамас, возникновение этого имени связано с освоением территории Дикой, Военной границы, русскими поселенцами в начале XVI века, появились хозяйственные деятели - появился предмет налогообложения.
Топоним очевидно связан с культурно религиозной деятельностью русской Православной Церкви, судя по историческим вехам - Спасо-Преображенский мужской монастырь Арзамаса основан в 1555 г., а сам город в 1578 году.