Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Дьёр, венг. Győr, город

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 12/11/2015. 8k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современный человек к проблеме имен относится, безразлично, какая разница, как называется город или река, мы не мыслим имена (не объясняем в сообщении их содержание), а употребляем их как навсегда утвержденный общественной практикой штамп, природа в целом обустроена и нет необходимости в детализации имени. Иначе дело обстояло в древности...

  •   
      Общение людей всегда представляет собой процесс решения всевозможных задач, каждая представляет проблемную ситуацию, которую требуется первоначально осмыслить, а затем преодолеть. При осмыслении ситуации человек оперирует именами и терминами, обычно не вдумываясь в их содержание. Например, когда-то люди определили, что один из городов на Дунае будет называться Дьёр, а реки, протекающие через него, будут носить имена - Раба и Рабца, но что послужило основой имени, мы не знаем, содержание имен было утеряно во времени. Современный человек к проблеме имен относится, в общем, безразлично, какая разница, как называется город или река, мы не мыслим имена (не объясняем в сообщении их содержание), а употребляем их как навсегда утвержденный общественной практикой штамп, природа в целом обустроена и нет необходимости в детализации имени.
      
      Иначе дело обстояло в древности, когда осваивалась территория, и надо было выделить местность или объект для элементарного ориентирования в пространстве и времени, в жизнедеятельности индивидуума и общества все должно быть названо (чтобы не заблудиться).
      Ориентирование человека на местности происходило посредством устной речи, дача указания - иди туда-то; побудительное предложение содержащее указание, совет, запрет. Многократно выделяя (упоминая) в сообщениях выдающийся местный географический объект (холм, реку, лес и т.д.) в связи с хозяйственной деятельностью, человек переносил уже существовавшие термины языка на этот объект - конструировал топоним или гидроним. В истории (науке) знание содержание имени играет важную роль, т.к. помогает исследователю ориентироваться в явлениях прошлого, топоним связан с доминирующей в данном месте культурной деятельностью, язык - система культуры.
      
      1) Дьёр, город - что известно?
      
      * Дьёр (венг. Győr [ˈɟøːr]), Рааб (нем. Raab), Раб (словацк. Ráb) - город в медье (область) Дьер-Шопрон, северо-западная Венгрия. Расположен на месте римского селения Аррабона; название от гидронима Раб (латин. Arrabo) по расположению селения в устье этой реки. Упоминается в начале XI в. как Jaurjana, Jaurinum, в 1213 г. Jewr, в 1221 г. Geur. По другой версии, название от старо-венг. еуйг 'холм, бугор'. Немецкое название Raab (Раб) по названию реки.
      
      Это место было заселено с древних времен, сначала кельтами, затем римлянами, аварами, славянами, входил в состав Великой Моравии, а в IX и X столетиях здесь поселились венгры. В пределах города сходятся три реки, Раба, Дунай (два рукава) и Рабца, за что Дьер прозвали - городом трех рек.
      
      Считают, что епархия в Дьёре основана в 1009 году во время правления Иштвана Святого, город стал епископской резиденцией и стал носить имя Дьёр; с года основания епископства и ведется летоисчисление Дьёра.
      
      * Из средневековых хроник известно, что в местности неподалёку от Дьёра состоялась битва между войском еврейского короля Венгрии Самуилом Аба (990 -1044, король 1041-1044) и армией немецкого императора Генриха III, в которой венгерское войско было разгромлено, а Самуил Аба убит.
      
      2) Обобщение и вывод
      
      Крайне скупая географическая, историческая и лингвистическая информация всё же позволяет сделать обобщение:
      
      а) город находился на важном торговом пути из Вены в Будапешт, на самой крупной реке Европы - Дунае, его возникновения связано с процессом христианизации в стране - основание епископской кафедры (1009 г.);
      
      б) в этот период хроники отмечают присутствие еврейских общин на территории Венгрии (был носитель еврейского языка); "Первый документ, говорящий о евреях в Венгрии, относят ко 2 пол. X века: казначей одного арабского государя в Испании Хасдай ибн-Шапрут написал около 960 г. хазарскому кагану Иосифу письмо, в котором говориться, что славонские посланники обещали отправить дипломатическую почту королю Славонии, которую он передаст евреям, живущим в Венгрии" (ЕЭ, т. 5, с. 423).
      
      в) до нашего времени дошел "образ" древнего поселения - "город трех рек";
      
      г) первый письменный памятник на венгерском языке - "Надгробная речь и молитва" (Halotti Beszéd és Könyörgés) создан около 1200 года. До XVI века для записи текстов венгры пользовались в основном латинским и немецким языками: "вследствие пренебрежения национальным языком общая культура дошла до такой степени отсталости, что еще при Владиславе II (1491) многие высшие сановники страны не умели ни читать, ни писать. См. Abel, "Ungar. Universitäten im Mittelalter" ("Ungar. Revue", т. Ι, 1881), (ЭСБЕ/Венгерские литература и язык).
      
      д) вразумительной этимологии венгерского топонима Győr (Дьёр) - нет.
      
      Вывод
      
      Логика подсказывает направление поиска значения топонима "Дьёр", очевидно это - иврит, сакральный язык иудеохристианства. Если библейский образ реки и термин Дьёр совпадут, то оспорить факт заимствования топонима из оригинальных текстов Библии будет невозможно.
      
      3) Терминология иврита и библейский образ
      
      * Терминология
      
      Приведем топоним Győr в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень.
      
      Győr = G+yőr = Г ג три (число); или ГАА גָּאָה разливаться (о реке, высокий уровень воды) + ЙОР יְאוֹר река, Нил в библейских текстах, большая река, канал; т.е. город на трех реках, или город у большой разливающейся (паводки, наводнения) реки.
      
      Итак, у нас два варианта:
      
      а) первый - топоним прямо указывает на территорию подчиненную епископству - духовные (или земельные) владения епархии, бассейны трех рек - Дуная, Рабы и Рабцы; границы феодальных владений и епископств устанавливали по рекам.
      
      б) второй - гидрологические условия связанные с крупной рекой Европы - Дунаем; паводковая обстановка на Дунае всегда была сложной, в различных средневековых хрониках отмечены регулярно происходившие сильные наводнения. Очевидцы наводнения в июле 2013 г. отмечали, что воды Дуная в Дьере (при впадении Рабы в Дунай) возвращались в Рабу, а оттуда в её притоки, инспирируя волну наводнений и на них.
      
      Скорее всего, более реален вариант "а" - "город на трех реках", указание на административный центр области, прилегающей к важной торговой магистрали средневековья (Дунай), где осуществлялась военная, административно-налоговая, судебная и духовная власть.
      
      * Библейский образ
      
      Иеремия 46:8: "Египет поднимается, как река (ЙОР), и, как потоки, взволновались воды его, и говорит: "поднимусь и покрою землю, погублю город и жителей его"".
      
      Иезеииль 29:9: "И сделается земля Египетская пустынею и степью; и узнают, что Я Господь. Так как он говорит: "моя река (ЙОР), и я создал ее"".
      
      Таким образом, "венгерский" топоним написан латинскими буквами с местными фонетическими особенностями - Győr (в хрониках с 1221 г. Geur). Это очевидно составное слово - числительное Г (три) + ЙОР (большая река), что указывает на заимствование (транслитерация) терминологии Библии; сочетание "gy" на русский язык передаётся как "дь" - откуда Дьёр.
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 12/11/2015. 8k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка