а) Курмыш - село в Пильнинском районе Нижегородской обл. (по материалам Википедии и др. источников)
Город был основан, как эрзянское (мордовское поселение). Для многих эрзянских населенных пунктов характерно финно-угорское наименование "Курмыш". (???)
Находился на восточной окраине "Эрзянь мастор", так же как Нижний Новгород - на северной. История основания аналогична Нижнему Новгороду - после захвата населенного пункта западными князьями и начала христианизации в летописях - крайне тенденциозных источниках (? - других нет) - делалась запись об "основании". В 1372 году, когда князь Борис Константинович распорядился "постави город на Суре Курмыш нарече".
В Нижегородской области по дате основания он уступает по возрасту только Городцу и Нижнему Новгороду. С усилением Казанского царства (осн. в 1438 г.) значение города возросло еще больше, в этот период Курмыш приобретает стратегически важное значение, как одна из пограничных крепостей с казанскими землями. После покорения Казани Иваном IV, он становится опорным сторожевым пунктом и наблюдателем за спокойствием присоединенных земель, а также несёт наравне с другими окраинными городами сторожевую, разъездную и пограничную службу.
С момента своего основания и до середины XVI века Курмышская крепость первой принимала на себя удары восточных соседей Руси. С 26 августа по 1 октября 1445 г. Курмыш был невольным свидетелем одновременного пребывания пленённого московского государя Василия II (Тёмного) и победившего его близ города Суздаля, казанского хана Улу-Мухаммеда (так называемое "Курмышское пленение").
Первые 180 (1372-1552) лет своей истории Курмыш был городом крепостным. Основное его назначение - беречь от татарских набегов.
б) ЭСБЕ/Курмыш
Уездный г. Симбирской губ., на левом берегу р. Суры, при впадении в нее рч. Курмышки. Основан в 1372 г. нижегородским кн. Борисом Константиновичем для защиты от набегов мордвы, черемис и татар. Бывшая тут крепость сгорела в 1768 г. ...
Холмы около Курмыша состоят из красной глины. В ключах, вытекающих из этих холмов, много желтоватой охры. На правом берегу р. Суры находятся залежи вязкой синеватой глины, годной для выделки простой глиняной посуды. Около с. Ильня Гора залежи серного колчедана. Здесь существовал серный завод, закрытый в начале 1860-х гг. На берегу р. Мены, около с. Анастасова, залегает большими толщинами известняк, который покрыт черноземом и красноватым суглинком с песком, его разрабатывают на известь; кроме того тут добывается жерновой камень и мел; последний находится и в других местах у. ...Православных 150130, раскольников 740, магометан 27120, католиков 87, протестантов 35, иудеев 184, проч. исповеданий 65.
в) ЭСБЕ/кн. Борис Константинович
Борис Константинович - князь городецко-суздальский, третий сын Константина Васильевича, кн. суздальского. Умирая, Константин назначил Суздаль Дмитрию, Нижний Новгород - второму сыну Андрею и Городец - Борису. ...в 1367 г. вместе с Дмитрием, своим братом, боролся с монгольским мурзой Булат-Темиром, грабившим их земли; в 1370 г. по требованию брата ходил на Асана, царя болгар; в 1375 г. помогал Дмитрию Иоановичу в борьбе его с тверским князем и в 1377 и 1378 гг. прославился победами над мордвою, ограбившею удел его брата и сжегшею Нижний Новгород. В 1383 г. умер Дмитрий Константинович, князь суздальский и нижегородский. Борис в это время находился в Орде у Тохтамыша и успел у него выпросить себе ярлык на Нижегородский удел. ... Борис известен еще как строитель: в 1372 году в виде оплота от набегов мордвы, черемис и татар основал г. Курмыш на р. Суре (ныне уезд. гор. Симбирской губернии), а за три года перед этим поставил в городе соборную церковь в честь Архангела Михаила (1369 г.).
2) Применение топонима в церковно-славянском языке. Национальный корпус русского языка (переписка 8 древних документов)
* Холмогорская летопись [852-1559 гг.] (1540-1560): "Пришед Олег изгоном, согна с Резани Володимера Пронскаго. КУРМЫШ. Того же лета князь Борис Костянтинович постави город на Суре, нарече Курмышь".
* Грамота с прочетом ц. Федора Ивановича в Курмыш воеводе М. В. Милюкову об охране вотчины нижегородского Благовещенского монастыря, Курмышского у., от нижегородских бортников, мордвы, и черемисы (мари) (1596): "31 об. } От царя и великого князя Феодора Иоанновича всеа России на Курмыш к Михаилу Васильевичу Милюкову".
* Примечание
Нижегородский Благовещенский монастырь был основан в 1221 г., разрушен эрзянским языческим князем Пургасом в 1229, вторично организован в 1370 г. (более 5000 насельников в XVIII в.). Судя по имеющимся документам от 1596 г. монастырь имел земли по реке Сура и притокам, на которые претендовала местная знать, судейское земельное дело расследовалось долгое время.
* Судное дело в Приказе Казанского дворца по челобитью служки нижегородского Благовещенского монастыря В. Шадрина (1621-1622)
" И августа в 27 день по государеву указу послана на Курмыш к писцом к Тимофею Павлову да к подьячему к Агею Федорову государева грамота, а велено им взяв с собою тутошних и сторонних людей старожилцов, сколко человек пригоже, ехати в Курмышской уезд в вотчину Благовещенского монастыря на пустош на селище Спаское, что на речке на Кулюлсюрме, а приехав, в том Спаском селище переписати и измерити пашню паханую, и перелог, и дикое поле, и сено, и лес, и всякие угодья, и бортные ухожеи, которые к той пустоши прилегли промеж Урги, и Уронги, и Мигины. А измерив в том Спаском селище пашню паханую, и перелог, и дикое поле, и сено, и лес, и всякые угодьи, и переписав бортные ухожеи, что промеж Урги, и Уронги, и Мигины, велено им то Спаское селище со всякими угодьи и з бортными ухожеи от государевых от дворцовых сел, и от боярских, и от дворянских, и от детей боярских, и от татарских, от поместных, и от вотчинных, и ото всяких оброчных земель, роспрося и сыскав до пряма старожилцы отмежевати, и грани потесати, и ямы покапати, и всякие признаки учинити по старым межам, как было то Спаское селище и бортные ухожеи со всеми угодьи истари к Благовещенскому монастырю, чтобы вперед о том ни с кем спору не было". ...
* П. И. Мельников-Печерский. На горах. Книга вторая (1875-1881)
"Курмыш ― ряд изб, построенных не улицей, а односторонкой на окраине селения, иногда даже за околицей. Келейным рядом в Нижегородской губернии и в соседних с нею зовут особый ряд избушек, вроде курмыша, где живут бестягольные, одинокие, солдаты, солдатки, а также вдовы и девки, склонные к отшельничеству, к иночеству, ко хлыстовщине".
3) Топонимика
а) Существующие поселения и реки
* Курмыш - деревня в Чкаловском районе. Показана на ПГМ Балахнинского уезда Нижегородской губернии 1780 г. как Кормышъ и на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. (На противоположном берегу Волги от Городца, где князем был Борис Константинович, основатель крепости Курмышъ на реке Сура).
* Курмыш - деревня в Касимовском районе Рязанской области. На Специальной карте Западной части России Шуберта 1826-1840 годов - Курымъ. На карте Карте Менде Тамбовской губ. 1850, и Стрельбицкого 1871 г. - Курмышъ.
* Курмыш - деревня в Нурлатском районе Татарстана. Топографическая карта Татарской АССР 1935 г., ранее на картах не зафиксирована.
* Курмыш - район города Актобе (Актюбинска) Казахстана. Отдельное поселение на картах не показано.
* Курмыш - район посёлка Приютово Башкортостана. Как отдельное поселение не показано.
Ивановская область:
* Курмыш - деревня в Пестяковском районе. Показана на Карте Менде Владимирской губернии 1850 г.
* Курмыш - деревня в Савинском районе. Показана на Карта Менде Владимирской губернии 1850 г. - Курмышь.
Нижегородская область:
* Курмыш (прежнее Курмыково) - деревня в Вачском районе. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год в описании прихода села Красно сказано, что в "деревне Курмыкове 9 дворов крестьянских". Показана на Карте Менде Владимирской губернии 1850 г.
* Курмыш - село в Пильнинском районе. Показано на Генеральной карте Российской Империи 1776 г. Трускотта и Шмидта.
* Курмыш - ранее существовавший "присёлок" села Клин Вачского района. Село показано на Генеральной карте Владимирской губернии 1804 года, на Карте Муромского уезда Владимирской губернии 1808 г.
* Курмыши - деревня Чебоксарский р-он Чувашия. Показана на Карте Автономной Чувашской области 1923 года, на старых картах не зафиксирована.
* Курмыш - деревня Галичский район Костромская область, показана на Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. На других картах не фиксируется, затем появляется на O-38 карты СССР. Нижний Новгород (Горький), Йошкар-Ола, Чебоксары. 1985 г. как поселок.
Реки
* Курмыш (приток Вашки), Архангельская обл. Республика Коми, длина 64 км.
* Курмыш (приток Мезени), Архангельская обл. Республика Коми, длина 67 км.
* Курмыш-Иоль, Архангельская область, Республика Коми, длина 17 км.
* Курмышка (приток Суры) - река, протекает в Сергачском и Пильнинском районах Нижегородской области, длина 36 км.
б) Топонимика по спискам Российской империи 1857-1859 гг.; http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=%CA%F3%F0%EC%FB%F8&full=1
Курмыш - Вязниковский уезд Владимирская губ. по сведениям 1859 г.
Курмыш (2) - Гороховецкий уезд Владимирская губ. по сведениям 1859 г.
Курмыш (3) - Муромский уезд Владимирская губ. по сведениям 1859 г.
Курмыш (3) - Балахнинский уезд Нижегородская губернии по сведениям 1859 г.
Курмыш большой - Ковровский уезд Владимирская губ. по сведениям 1859 г.
Курмыш малый - Ковровский уезд Владимирская губ. по сведениям 1859 г.
Курмыш Приселок - Муромский уезд Владимирская губ. по сведениям 1859 .
Курмыши - Романово-Борисоглебский уезд Ярославская губ. по сведениям 1859 г.
Курмышки - Веневский уезд Тульская губ. по сведениям 1857 года.
4) Существующая этимология
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Курмыш. I. "круглая конусообразная яма ледникового происхождения, на дне которой лежат камни", петерб., петергофск. (Булич, ИОРЯС 1, 306 и сл.). Возм., из фин. kuurmа "надрез, разрез", эст. kurm, род. п. kurmu "залив, угол"; см. Калима 143.
II курмыш - "поселение", симб. и "отдаленная пашня", сарат. (также у Мельникова 4, 15). Неясно.
Само слово "Курмыш" разные лингвистические школы относят к разным языковым группам. Фасмер в своем этимологическом словаре русского языка утверждает, что это "круглая конусообразная яма ледникового происхождения, на дне которой лежат камни". Другие говорят, что слово это финского происхождения от kuurma, что значит надрез, угол. Третьи настаивают на чувашских корнях и говорят, что изначально слово близко к понятию открытого, видного издалека места. Наконец, у Мельникова-Печерского курмыш используется в значении "отдаленная пашня". В Нижегородской области насчитывается шесть Курмышей: в Пильнинском, Варнавинском, Городецком, Чкаловском по одному и два в Вачском районе.
* Про курмыши: loka_the_owl - LiveJournal; https://loka-the-owl.livejournal.com/211439.html
В общем, наш родной непонятно откуда взявшийся "курмЫш " зафиксирован со вполне современным значением отдаленности и населенного пункта. Самая правдоподобная - она же и единственная - теория о появлении в Среднем Поволжье "курмышей" встречается у самарских историков Демидовых.
Неподалеку, на реке Суре, на территории нынешней Чувашии в 1372 была построена крепость Курмыш и до сих пор есть деревня Курмыши. В 1647 г. царь издает специальный указ "О производстве переписи неверстанных курмышских мурз и татар". А после переписи, в 1648 г. "неслужилых татар, всего 436 чел" выселили из Курмыша в новопостроенный город Корсун (нынешняя Ульяновская область) "на вечное житье и для участия в работах при устройстве симбирской черты".
Видимо вместе с курмышскими татарами в симбирские края и пришло слово "курмыш". Пришло и осталось. Но не в качестве имени собственного, а в качестве названия поселения этих татар видимо. Потом просто отдаленного поселения, пока, наконец, не стало синонимом "у черта на куличиков". Таким образом, у Среднего Поволжья практически есть своя Outer Mongolia (Внешняя Монголия), чувашское село Курмыши. Интересно, знают ли там об этом?
5) Обобщения и вывод
а) Исторические данные, археология
Мы имеем летописное сообщение о прямом деяние городецкого кн. Бориса Константиновича: "постави город на Суре Курмыш нарече"; князь основал город и НАЗВАЛ его. Все источники в один голос утверждают, что поселение-крепость было основано в целях защиты русских территорий от набегов мордвы и татар. Археология подтверждает наличие деревоземляных сооружений в этом месте.
* Очеретин И.А. Средневековая крепость Курмыш по итогам ...; http://iao-weles.ucoz.net/iao-weles.ucoz.net » publ » staty » ocheretin_i_a_srednikovaja_krepo...
"Место для крепости городецкий князь выбрал не случайно. Только в районе устья речки Курмышки левый коренной берег Суры подходит сравнительно) близко к руслу реки. Высокий отвесный склон берега делал новую крепость практически неприступной для неприятеля. Кроме того, Курмыш занимал и выгодное стратегическое положение. По всей видимости, именно здесь, в районе Курмыша, была переправа через реку Суру, ...
В более позднее время, в XV или начале XVI века оборониґтельная линия Курмыша была значительно увеличена. Подробно эти укрепления были описаны в "Писцовой книге города Курмыша" (1623-1626 гг.). Эти укрепления состояли из 7 башен, соединенных 103 городнями по 3 сажени длиной кажґдая. ...
Курмыш был не только крепостью на восточных рубежах Русского государства. Он, судя по всему, являлся и центром округи, на что указывают не только письменные, но и археолоґгические источники. В 1984 году в нескольких километрах от Курмыша, вниз по течению реки Суры, на левом берегу, был обнаружен целый ряд русских селищ, датируемых XIV-XVI веґками. Это открытие явно свидетельствует о распространении русского влияния на берегах Суры уже в XIV веке".
* Примечание
Надо также отметить гидрологические условия реки Сура (восточная граница Московского княжества до XVI в.), в период половодья (2-3 месяца) река затапливала речную долину, Курмыш превращался в полуостров, имел выход только в западном направлении, что усиливало оборонительные свойства местности.
б) Гидроним и топоним "Курмыш" этимологи истолковывают как: поселение, отдаленная пашня, яма, угол, отдаленная местность и т.д. Естественно из различных языков, не представляя каких-либо древних письменных источников. То, что христианский князь основал крепость (сторожу) на опасном и важном для русских княжеств направлении и дал ей имя - упоминается, но как основание для поиска этимологии топонима не рассматривается.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топоним в связи с библейской терминологией и образами. В ходе церковного воспитания и обучения населения многие библейские слова-понятия обмирщались, входили в обыденную речь.
Известно также, что власть и монашество использовала тайнопись, например самое простое обратное, "зеркальное" написание текстов или отдельных слов в целях сохранения важной информации. Вполне возможно, что этим топонимом старались скрыть от чиновников Золотой Орды факт основания именно крепости на рубеже русских и ордынских владений.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - КУРМЫШ = наоборот, как в иврите ШЫМРУК = без гласных Ш.М.Р. - распространенный термин иврита.
Общий вид
КУРМЫШ = наоборот ШЫМРУК = без гласных Ш.М.Р. + К = ивр. корень Ш.М.Р., ШАМАР שָׁמַר хранить, смотреть, следить, оберегать, держать, охранять, сторож, наблюдать, быть на страже, и т.д. + К се, как, подобие, соответствие.
Т. е. Курмыш - стража, сторожа, сторожевой пункт, стража рубежа. В имени заложена основная социальная функция поселения-крепости (для чего оно предназначено?) - пограничная стража.
Все остальные, позже появившиеся топонимы и гидронимы, несут ту же смысловую нагрузку - территориальная стража: межевание и охрана земель, лесная, водная, земельная стража.
Источник
* См. стронг иврита 8194, ШАМАР, https://bibleapps.com/hebrew/8104.htm
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завете, Вильно, 1878, с 498; https://drive.google.com/file/d/0B0xaohzDe6Mxdk43VGlvMlhvSWc/view
* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H8104
Hомер Стронга: H8104. Оригинал: שׂמר. Произношение: шамар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): хранить, охранять, соблюдать, сохранять, сторожить. B(ni): быть сохранённым; быть осторожным, остерегаться, беречься. C(pi): соблюдать (идолов), т. е. поклоняться. G(hith): остерегаться, беречься, быть осторожным.
б) Библейский образ
* Бытие 3:24: "И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять (ШОМЕР от ШАМАР) путь к дереву жизни".
* Неемия 3:29За ними чинил Садок, сын Иммера, против своего дома, а за ним чинил Шемаия, сын Шехании, сторож (ШОМЕР) восточных ворот.
* Иеремия 51:12: "Против стен Вавилона поднимите знамя, усильте надзор, расставьте сторожей (множ. ШОМРИМ от ШАМАР), приготовьте засады, ибо, как Господь помыслил, так и сделает, что изрек на жителей Вавилона".
Таким образом, очевидно, что крепость КУРМЫШ основана как сторожевой пункт на границе Дикого Поля, владений Золотой Орды, с целью своевременного обнаружения группировок готовящих набег на русские княжества.
Соответственно, рассматривать этимологию топонима надо в рамках основного социально-государственного предназначения поселения - сторожевой пункт. Основным религиозным, идеологическим и социальным (устройство разумного общества) документом в средневековье была Библия, откуда "черпали" образы и термины.
Самария (ивр. שומרון Шомрон) - историческая область Израиля. Название области происходит от названия города Самария (Шомрон), бывшего столицей Израильского царства в 875 - 722 до н. э.; сторожевое место, сторожевая башня.