Можем ли мы здесь не признать, сколь живо в великой
нашей Монархине сие свойство Соломоново изобразуется,
и сколь справедливо потому заслуживает Она благоволение
Господне о намерении своем? Соломон был миролюбив и царство его было мирно. Признаем: ибо о том свидетельствует слово Божие
Архиепископ Платон (Левшин).
Слово на основание знаменитаго храма (1768)
1) Википедия/Соломон
Соломон (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. سليمان Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. ...Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма. ...
Соломон - персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над джиннами.
Традиционно считается автором ветхозаветных книг Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Притчей Соломоновых, а также некоторых псалмов (Пс. 126 (масоретский текст - Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132). Его именем названа неканоническая ... книга Премудрости Соломона, входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме.
Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня "שלם" ([шалом] "мир, не война; совершенный, цельный").
2) Существующая топонимика
* Соломоновка - деревня, Кировский район Калужской обл., на плане ПГМ Жиздринского уезда Калужской губернии 1782 г. на этом месте обозначен участок пашни в крупном лесном массиве. Показана на карте Шуберта 1832 г.
* Соломоновка - деревня, Грязинского района Липецкой области. Топоним появляется на картах СССР с 1985 г., как продолжение села Фащевка, вытянутого по берегу реки Двуречки. См. N-37 карты СССР. Москва, Калуга, Тула, Рязань, Орел, Липецк, Тамбов 1985 г.
* Соломоново - деревня, Лихославский район Тверской обл. Показана на карте Шуберта 1832 г.; на Карте Менде Тверской губернии 1850 г.
* Соломоново (Википедия) - село в Ужгородском районе Закарпатской области Украины. Расположено в междуречье Тисы и Латорицы. В первом письменном упоминании села под 1281 (друг. дан. 1332) годом говорится, что оно принадлежало шляхтичу Петру. В источниках XIII-XIV веках село известно под названиями "Salamun", "Solomon", "Salamon". Возможно, название происходит от имени его владельца Соломона. Источники, датированные XVIII веком, относят Соломоново к мадьярским сёлам.
** Шалам - деревня, Косинский район Пермский край, расположена в крупном массиве леса. Показана на Немецкой военной карте времен Великой Отечественной Войны 1941 г. Территория Урала; Американской топографической карте СССР. Поволжье, Прикамье и Урал 1950 г.
** Шаламы - деревня Байкаловский район Свердловская обл., лесной регион. Показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г. - Шаламова.
** Шаламово - деревня (не жилая), Суксунский район Пермский край, зафиксирована на Топографической карте СССР • 5 км. 1984 г., ранее не обозначалась
** Шаламово село Мишкинский район Курганская обл. Показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г. - Шелимова (Таламова).
** Шалимова деревня Устьянский район Архангельская обл. На Специальной карте Западной части России Шуберта 1832 г. - Шеломовская; на карте Стрезневского 1871 г. - Шалимовская.
** Шалимовка - деревня, Фатежский район Курская обл. Показана на Карте РККА N-36 (Г) • 1 км. Брянская, Калужская и Орловская области 1941 г., ранее не отмечена.
** Шалимовка - деревня, Покровский район Орловская обл. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Шилимов. На Генеральной карте Орловской губернии 1801 г. отмечен починок Шелимов; на Карте РККА N-37 (В) • 1 км. Орловская, Липецкая и Тульская обл. 1941 г. - Шалимовка.
** Шалимово - деревня, Череповецкий район Вологодская обл. , первое упоминание 1522 г. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Шеломова.
** Шалимово - деревня, Балахнинский район Нижегородская область, показана на карте Шуберта 1832 г.
** Шалимово - деревня Ковернинский район Нижегородская обл., показана на Карте Менде Нижегородской губ. 1850 г.
** Шалимово - деревня, Колпнянский район Орловская обл. Показана на Генеральной карте Орловской губернии 1801 г. - Шелимова.
** Шалимово - деревня, Мышкинский район Ярославская обл. Показана на Карте Менде 1850 г.; ПГМ Рыбинского уезда Ярославской губернии 1795 г.
** Шалимово - деревня, Палехский район Ивановская область, показана на карте Шуберта 1832 г.
** Шалимово - деревня, Старицкий район Тверская область. Показана на Карте Менде Тверской губ. 1853 г.
** Шалимово - село, Вилегодский район Архангельская обл. Показана на Лётной карте Люфтваффе 1941 года. Европейская часть СССР. Десятикилометровка.
** Шалимовская - деревня, Тарногский район Вологодская обл.
Кузнецов А. В. Тарногский ономастикон, Вологда, 2007 г. https://www.booksite.ru/fulltext/tarnog/text.pdf
ШАЛИМИХА, она же - Шалимовская [СНВГ, 336; МЗТУ, 242] - дер. при впадении р. Верхней Майги в Кокшеньгу в Верхкокшеньге. В 1623 и 1685 годах - Шалимовская в Верхкокшенской вол. [РВД, 193; СР, 83]. Имя Шалим (> отч. Шалимов) было заимствовано русским народом у своих южных и восточных соседей - тюрков, а к тем оно пришло из арабского языка в значении "учёный, просвещённый" или "работоспособный, крепкий человек" [Баскаков, 1979, 137]. (Шелимовская, показана на карте Шуберта 1832 г.).
*** Сулейман (около X век до н. э.) - исламский пророк, сын пророка Давуда (Давида), имя царя Соломона в исламской традиции.
* Сулейманово - деревня, Зианчуринский район Башкирия, расположена на реке Бол. Сурень. Показана на Карте Стрельбицкого издания 1919-1921. Восток. 1921, ранее на картах не фиксировалась, территория заселялась с нач. XX в.
* Сулейманово - деревня, Учалинский район Башкирия, расположена на реке Миасс. Показана на Генеральной карте Оренбургского Края 1854 г.; Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
* Сулейманово - деревня, Мечетлинский район Башкирия, расположена на реке Ик. Показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
* Сулейманово - деревня, Аургазинский район Башкирия. Показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
* Сулейманово - деревня, Караидельский район Башкирия. Показана на Карта Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
* Сулейманово - деревня, Кунашакского района Челябинской обл. Расположена на берегу озера Калды. Показана на берегу озера КаНды как Жюкины и Сулеменова на Карте Стрельбицкого 1871 г.; Немецкая военная карта времен Великой Отечественной Войны. Территория Урала 1941 г. - Ssulejmanowo (оз. Kaldy).
* Сулейманово - село , Сафакулевский район Курганская область. Показана на Карте Челябинского округа 1928 г., на более раних картах не отмечена.
3) Применение имени в русском языке
а) С.Б. Веселовский. Ономастикон... М., 1974
* Соломанов Первушка [см. Первуша], крестьянин, 1626 г. Курмыш.
* Шалим кн. Петр Семенович Стародубский, 1500 г. Шалимов Федор, третья четверть XV в., Владимир; Шалимовы, помещики, с конца XV в., Новгород.
б) Национальный корпус русского языка
* Из Диоптры Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти (1300-1400)
Добрѣ убо взываше Павелъ с дерзновеньем: "Желание ми есть,― рече,― отрѣшитися и со Христом моим и Богомъ на небесѣх быти". И преже Павла Соломон вопиет сице: "Душа праведных в руцѣ Бога же и Владыкы на небесѣхъ пребывают и суть в мирѣ убо".
* Правая грамота суда Ф. Б. Мансурова, с доклада в. кн. Ивану Васильевичу, митрополичьим крестьянам села Милятина, Переяславского у., на селища Алтыновское и Дубровку, бывшие у них в споре с великокняжескими крестьянами Ивашова Угла (1462-1505)
А на суде были: Федор Шалимов, да Олиса Кривушинской, да Тарас Малой. А на конце суда у Федора были те ж судные мужи: Федор Шалимов да Олиса да Тарас Малой.
* М. В. Ломоносов. "Монарх и филозов, полночный Соломон..." (1756-1756)
Монарх и филозов, полночный Соломон,
Весь свет твою имел премудрость пред очами;
Разумных множество теснясь под твой закон,
Познали Грецию над шпрейскими струями.
* Переписка между двумя прЄятелями о комерцЄи. Письмо I // Ежемѣсячныя сочиненЄя къ пользѣ и увеселенЄю служащЄя. Генварь ― Ѓюнь, 1755 года, 1755
Сверьхъ того въ концѣ тояжъ 10 главы читаемъ: И привождаху Соломону кони отъ Египта и отъ Феку, и купцы ЦарстЄи куповаху и отъ Фекуя измѣною (сирѣчь мѣною) и прихождаху кони съ колесницами отъ Египта за 600 сребренникъ, и кони за 150 сребренникъ, тахоже и во всемъ царствѣ Хаөимскомъ и СирЄйскомъ исхождаше; что о купечествѣ отъ Соломона въ разныхъ мѣстахъ чиненномъ также ясно свидѣтельствуетъ.
* Е. И. Чириков. Путевой журнал (1849-1852)
Они также считают оникс, или как они его называют Соломонов Камень (сулейман-таши) всеобщим противоядием...
Кемин, деревня около дефилея; прелестное место. Отсюда не более двух часов до места, называемого Мешхед-и-Мадер-и-Сулейман, где, около деревушки, посреди ограды из нескольких мраморных колонн, ..., стоит на каменной платформе с четырьмя ступенями каменная громадная гробница, с такою же крышею с двумя скатами в длину. Этот то саркофаг, неизвестно почему, жители принимают за гробницу матери Соломоновой!
4) Обобщение и вывод
а) Библейская энциклопедия архимандрита Никифора/Соломон
Соломон. Означенное слово означает мирный. ... Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (I Пар. XXII, 8-10).
I. Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, - т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. ...И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (III Цар. IV, 30, 31). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (ст. 32). ...
II. Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. ...Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа.
III. ...Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось как бы золотым веком еврейской истории.
Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, ...Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. Любовь и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными.
б) В богослужебной, древнерусской и старорусской светской литературе очень часто ссылаются на библейского царя Соломона (как пример мудрости), однако, отношение Церкви к Соломону двойственное.
С одной стороны он строитель Священного Храма в Иерусалиме (950-586 год до н. э.) и мудрый правитель Израиля , с другой - уклоняется от исполнения Моисеева Закона, служит языческим богам, эксплуатирует свой народ - т.е. не является примером подражания для христианина.
Эта двойственность по отношению к царю Соломону видимо отразилась и в топонимике.
* Топонимы Соломоново, Соломоновка очевидно служили для увековечивания имени знаменитого библейского деятеля - царя Соломона.
* Топонимы Шаламы-Шаламово-Шалимово и подобные имеют религиозно-социальную направленность (систему, линию поведения) - характеризуют жителей деревень как христиан, живущих по Моисеевым Заповедям, в мире с обществом и природой.
* Топонимы арабского происхождения Сулейманово также имеют религиозно-социальную направленность (призывают к миру), взяты из Корана, где пророк Сулейман (Соломон, Шломо) упоминается 17 раз.
Вывод
Топонимы Соломоново фиксируется с XIV века, топонимы Шаламова-Шалимова и Сулейманово с XVII-XVIII века. Фамилие-прозвище регистрируется с XV-XVI века.
Происхождение топонима от фамилии владельца земли - маловероятно (нет данных, документов), наоборот - служилое дворянство приобретало свою фамилию от деревни, полученной за службу царю; крестьяне также от названия деревни, где жили. Фамилии для основной массы населения в России были введены в начале XIX века, для евреев ввели фамилии с 1834 г., малые народы получили фамилии к 1930 г.
Целесообраз рассмотреть топонимику в связи библейскими образами и терминологией.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология/Соломон
русск. СОЛОМОН = С.Л.М.+Н = ивр. корень Ш.Л.М., с огласовками ШЛОМО שְׂלֹמֹה мир, благополучие.
* Объяснение транслитерации
В русский язык имя Соломон попало из греческой Септуагинты (греч. перевод Библии), в греческом алфавите не было буквы Ш, библейская буква ШИН-СИН (ш-с) передавалась греческой "сигмой" (С, заимствованна из финикийской СИН).
Эта традиция была заимствована и в русских переводах Библии, где еврейская ШИН-СИН (ш-с) передавалась преимущественно русской буквой С или З.
форма ШАЛЕМ שָׁלֵם мирить, мириться, быть в согласии; целый, благополучный, мирный и т.д.
Источник
* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому
Hомер Стронга: H8010. Оригинал: שְׂלֹמֹה. Произношение: шэломо. Часть речи: Имя собственное мужского рода. Этимология: от H7965 - Соломон.
* См. стронг иврита 7965 ШАЛОМ; http://lexiconcordance.com/hebrew/7965.html; https://bibliaparalela.com/hebrew/7965.htm
* См. стронг иврита7999 ШАЛАМ; http://lexiconcordance.com/hebrew/7999.html
б) Библейский образ
* Левит 26:3-6: "3. Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их,... 6. пошлю мир (ШАЛОМ) на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей".
* Книга Судей 18:6: "Священник сказал им: идите с миром (ШАЛОМ); пред Господом путь ваш, в который вы идете".
Заключение
Таким образом, источник из которого заимствовали имена и образовывали от них топонимы - Библия. Проходя через множество "рук" и поколений оригинальный термин или имя искажалось, часто так, что установить его "национальность" было невозможно. Откуда появляются разночтения в топонимике и терминологии, каждый этнос стремится "перетащить" сакральный образ и термин в свой лексикон, однако объяснить его средствами национального языка не в состоянии.
В средиземноморском мире, примерно с I века практически работала только одна социально-религизная и философская программа - идеология Библии (иудаизм и иудеохристианство). Вся философия греков и римлян была чужда и незнакома абсолютному большинству населения, а с развалом Римской империи в V веке все античное культурное наследие пришло в упадок, было забыто или уничтожено.
Иосиф Флавий историк (I в.н.э.) в своей работе "О древности еврейского народа" отметил период перехода римского мира к иудейским обычаям и традициям, он считал, что преимущество еврейских законов - очевидно, они приобрели сторонников у остальных народов.
"Нет ни эллинского, ни варварского города, и ни единого народа, у которого не было бы обычая почитать седмицу, когда мы отдыхаем от трудов, и не соблюдались бы посты, обычаи зажигания свечей, а также многочисленные из бытующих у нас предписаний относительно пищи. Они стараются подражать также и нашему взаимному согласию и благотворительности, трудолюбию при всяком деле и нашей непоколебимой верности законам во всяком несчастии. Но более всего удивительно то, что Закон имеет силу сам по себе, не увлекая никакими прелестями и наслаждениями. Подобно тому, как Бог повсюду присутствует в мире, так и Закон повсеместно проник ко всем людям. Никто, взглянув на свое собственное отечество и свой родной дом, не станет отрицать сказанного мною".