Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Фатеж - город, этимология

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 26/03/2020. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      1) Справочные данные
      
      а) История, гидрология
      
      * Город
      
      Фатеж - город (с 1779), Фатежского района Курской области. Расположен на правом берегу реки Усожи при впадении ручья Фатежика, на небольшой возвышенности. Основан в пер. пол. XVII в. как поселение служилых людей - однодворцев (этнических казаков-черкасов?). Название - предположительно черкесское (?). Тогда же имя "Фатеж" получил впадающий в Усожу ручей. Местность Фотижское верховье в Усожском стане упоминается в Курских отказных книгах 1641-1642 годов.
      
      Усожский стан - административно-территориальное образование, существовавшее в составе Курского уезда в XVII-XVIII веках до губернской реформы Екатерины II 1775 года, территориально - бассейн реки Усожа с притоками.
      В XVIII веке Фатеж представлял собой защищённое со всех сторон поселение: с севера и востока его окружал ручей Фатежик, с юга - река Усожа, с запада - болото, от болота до ручья Фатежика были сооружены вал и ров. На валу располагались 2 земляные пирамиды, наподобие башен, через ров был перекинут мост. Вокруг города много оврагов, по которым истекают малые водные потоки.
      
      * Малая река Усожа
      
      Правый берег Усожи высокий и холмистый, на нём находится г. Фатеж, левый - пологий, равнинный, по течению реки есть болотистые низменности. Усожа подробно описана в "Книге Большому чертежу" 1627 года: "А ниже Желени, вёрст с 16, пала в Свапу против Гнани речка Усожа...".
      Глубина современной реки 1-2 м., местами 3-4 м., ширина - около 5-6 м., ранее (до сведения лесов) была более полноводной. Питание преимущественно снеговое, грунтовыми и дождевыми водами. Высокое весеннее половодье в марте-апреле во время таяния снегов.
      
      б) География
      
      Город Фатежъ показан на Карте частей Курского, Тульского, Орловского и других наместничеств 1787 г.; на карте Шуберта 1832 г.
      На Трехверстовке Курской области. Военно-топографической карте 1870 г. показана пойма реки Усожа: болота и пойменные луга на всем протяжении.
      См. N-36 карты СССР. Смоленск, Брянск, Витебск, Могилев, Гомель 1985 г.
      http://www.etomesto.ru/map-genshtab_n-36/
      
      в) Проблемы ономастики, Вологда, 1974 г.;
      https://www.booksite.ru/fulltext/problonom/text.pdf
      
      "Усожа, -и, ж. - река, лев. пр. Свапы; начало берет сев. П. Орлянки Фатежского р-на, впадает на тер. Железногорского р-на.
      На картах - 1. Сожа, Усожа, Усожь. 2. Усожа, -и, ж. - река, пр. пр. Неруссы; начало берет в овр. Резкрезы, с.-в. с. Кузнецовки, Дмитриевского р-на, впадает в Неруссу на тер. Брянской обл.
      Неясно. Топоров и Трубачев полагают, что название Усожа произведено на русской почве от гидронима Сожь (Гидр. Верх. Поднепр., 227). Однако о происхождении названия Сож^ существуют различные точки зрения: ...".
      
      2) Топоним в русском языке
      
      В. Т. Нарежный. Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова (1814): "Он. Фатеж, Курской губернии уездный город. Он очень знаменит репою и морковью, а еще больше тем, что многие мещане поступили в военную службу, правда солдатами, но после вышли и генералами. Я. Это делает подлинную честь и им и месту родины".
      
      3) Обобщение и вывод
      
      Село Фатеж основано примерно в середине XVII в. на реке Усожа, топоним не объяснен (не определен язык и смысл), высказывается лишь предположение - "черкесское". Никаких "черкесов" документы истории на этой местности не отмечают, а вот служивые люди: стрельцы, казаки (черкасы), пушкари - были и получали за службу земли.
      
      а) Отцы основатели - кто они? Как заселялась эта территория?
      
      Документы освоения пограничного края (Военная граница), "Материалы для истории колонизации..." Д. Багалея;
      https://runivers.ru/bookreader/book54990/#page/1/mode/1up
      
      "Указал царь Борис поставить город... воеводе... и голове...". В этих актах подробно описан состав, вооружение, продовольствие, имущество сборной военной группы (из разных городов) для занятия рубежа и постройки укрепленного городка: "дети боярские, стрельцы, литва и немец, черкас лучших", примерно 350-500 человек. Выделялось продовольствие на 3-4 месяца, а также "церковное строение": иконы, церковная утварь, колокол, облачение священника, книги: евангелие, апостол, устав... Городки ставили за 3-4 месяца, из расчета на гарнизон в 150-200 чел. стрельцов и казаков. Построив городок, часть строителей уходила, оставшиеся обживались на новом месте и принимали переселенцев из других районов.
      Эти группы стрельцов и казаков разного этнического происхождения были "отцами основателями", со своей церковью и назначенными или выбранными руководителями.
      
      б) Религия
      
      В 47 км к востоку от Фатежа в 1597 году на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери "Знамение", по указу царя Федора Иоанновича основали монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
      
      в) Значение топонима - выдающийся ориентир
      
      Выдающимся местным ориентиром на территории Фатежа была река Усожа отмеченная в географическом источнике от 1627 г. Бассейн реки Усожа (с притоками)наиболее плотно заселенная территория Фатежского района, как и бассейн реки Усожа в Брянской области, между реками примерно 100 км. Непонятный (нет значения в русском языке) топоним должен как-то объяснять местность (иначе для чего он создан) - ориентировать население на местности.
      
      Мы можем предположить, что бассейны рек под именем Усожа в XVII-XVIII вв. служили рубежами заселения (освоения) этих территорий и защитой от нападения кочевников. Топоним Фатеж, село на берегу реки, должен характеризовать место, конкретно указывать на затопляемую болотистую пойму, повышающую защитные свойства местности.
      
      Вывод
      Земли осваивали христиане, целесообразно рассматривать топоним в связи с религиозной и природной действительностью, в системе терминологии господствующего сакрального языка иудеохристианства - иврита.
      
      4) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ФАТЕЖ = Ф.Т.Ж., прочитаем его наоборот (как в иврите) = Ж.Т.Ф., заменим букву Ж на букву иврита Ш (шин) = Ш.Т.Ф. У нас моментально появляется соответствующий гидрологии реки Усожа термин полноводной реки - поток, наводнение.
      
      * Пояснение
      
      При передачи терминов иврита на русский язык некоторые буквы иврита изменяли звучание (в иврите нет буквы Ж). Практика показывает, что смысл русского термина содержащего букву Ж появляется, если букву Ж объясняют буквой иврита З (заин) или Ш (шин-син). Термин без смысла невозможно истолковать (объяснить), т.к. в логической связке графика (знаки) - содержание (смысл), последнего не существует; поиск СМЫСЛА - главная задача этимолога.
      
      Общий вид
      
      русск. ФАТЕЖ = Ф.Т. Ж. = наоборот Ж.Т.Ф. или Ш.Т.Ф. = ивр. ШАТАФ שָׁטַף смывать, размывать, течь, переполнять; ШЕТЕФ שֵׁ֫טֶף течение, поток, разлив рек, наводнение.
      
      На Трехверстовке Курской области. Военно-топографической карте 1870 г. видны следы ирригационных работ. На восточной окраине истекает поток Фатеж, чуть далее (у села Банино (ивр. БАНА строить, основывать) малая река Гниловодь, на которой устроен большой пруд с дамбой (спуск воды или сбор воды по необходимости).
      
      Очевидно, что ранее полноводная река Усожа во время половодья подтапливала заливные луга пойме и поселения, эта особенность территории была закреплена в имени Фатеж, образованном из библейского термина ШАТАФ = ФАТАШ = ФАТЕЖ.
      Прошло время (3 века), леса вырубили, реки обмелели, логическая связь топонима и местности была утеряна (паводки стали реже).
      
      Источник
      * См. стронг иврита 7858 ШЕТЕФ; https://bibliaparalela.com/hebrew/7858.htm
      Оригинальное слово: שֵׁ֫טֶף Часть речи: существительное мужского рода. Транслитерация: шетеф. Фонетическое правописание: (sheh′-tef). Краткое определение: наводнение.
      * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 484.
      
      б) Библейский образ
      
      * 2 Паралипоменон 32:4: "И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший (ШАТАФ) по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды".
      * Иов 38:25: "Кто проводит протоки для излияния (ШЕТЕФ наводнение, затопление, разлитие) воды и путь для громоносной молнии".
      * Наум 1:8: "Но всепотопляющим наводнением (ШЕТЕФ) разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак".
      
      Таким образом, используя библейскую терминологию и образы мы смогли объяснить ранее не истолкованный топоним Фатеж.
      
      Кишинев, 26.3.2020 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 26/03/2020. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка