и несмысленный? не Он ли Отец (ивр. АВ, арам. АБА)
твой, Который усвоил тебя,создал тебя и
устроил тебя?
Второзаконие 32:6
1) Топонимика XVIII-XIX вв. существующая и в наше время
* Бабаево - город, Вологодская обл. Деревня Бабаево показана на карте Шуберта 1832 г., деревня и город (осн. в 1902 г.) отмечены на Военно-дорожная карта Европейской России 1888.
* Бабаево - село , Собинский район Владимирская обл. Показано на Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Столистовая карта 1816 г.
* Бабаево - деревня, Можайский район Московской обл. Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губернии в XVIII в., 1770 г.
* Бабаево - деревня, Угличский район Ярославская обл. Показана на Карте Ярославского наместничества из атласа горного училища 1792 г.
* Бабаево - деревня, Некоузский район Ярославская обл. Показана на карте Шуберта 1832 г.
* Бабаево - деревня, Псковский район Псковская обл. Показана на карте Шуберта 1832 г.
* Бабаево - деревня, Юхновский район Калужская обл. Показана на Подробной карте Российской Империи и близлежащих загран. владений. Столистовая карта 1816 г.
* Бабаево - деревня, Малоярославецкий район Калужская обл. Показана на карте Шуберта 1832 г.
* Бабаево - деревня, Даниловский район Ярославская обл. Показана на Карте Даниловского уезда Ярославской губ. 1798 г.
* Бабаево - деревня, Калтасинский район Башкирия. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г.
* Бабаево - деревня, Большесельский район Ярославская обл. Показана на Карте Менде Ярославской губ. 1857 г.
* Бабаево - село, Мишкинский район Башкирия. Показана на Карте Уфимского наместничества из атласа горного училища 1792 г.
* Бабино - поселок, Тосненский район Ленинградской обл. Деревня показана на Карте частей Санкт Петербургского, Новгородского, Псковского и других наместничеств 1787 г.
* Бабино - поселок, Пыталовский район Псковская обл. Деревня показана на Карте Островского уезда 1838 г.
* Бабино - село, Завьяловский район Удмуртия. Показано на Карта Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
* Бабино - село, Боровичский район Новгородская область. Показано на карте Шуберта 1832 г.
* Бабино - деревня, Кингисеппский район Ленинградская обл. Показана на Карте частей Санкт Петербургского, Новгородского, Псковского и других наместничеств 1787 г. на берегу озера Бабинского, в которое впадает река Святая.
* Бабино - деревня, Киришский район, Ленинградская обл. Показана на карте Шуберта 1832 г.; и т.д.
Населенные пункты
Бабаево - 17, Бабино - ок. 50, Бабинка - 7, Бабанино - 6, Бабановка - 2, Бабеево -5, Бабенки - 11. Всего около 130 топонимов, которые содержат термин "баба". Маловероятно, что все эти разновременные поселения на гигантском русском пространстве принадлежали помещикам Бабаевым или Бабиным.
2) Топоним, термин и имя-прозвище в русском языке
а) Повесть временных лет под 987 г. "Отвещавъша же бояре и реша: "Аще лихъ бы законъ гречкый, то не бы баба твоя Олга прияла кресщения, яже бе мудрейши всих человекъ"".
б) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письмен. памятникам, с. 31; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=31
* Баба - замужняя женщина, Златоструй (болг. памятник XI в....); мать отца или матери, XIV в.; повивальная бабка, Бытие 35:17...
* Бабик - от этого прозванья получил имя род Бабиковых.
* Бабин - "И ту убиша (Игоря Ольговича)...волокоша и сквозь Бабин торжек до святое Богородицы", Лавр. лет. 1147. Исследователи полагают, что названия связано со стоявщими у церкви медными статуями, вывезенными кн. Владимиром из Херсонеса.
* Бабичи - село. Бабич - прозвание довольно многих князей удельных: Симеона, Ивана, Юрия, Феодора, XIV, XV вв.
в) С.Б. Веселовский. Ономастикон..., М., 1974
* Баба, Бабич, князья, XIV -XV вв., Литва; на службе в Москве князья Бабичевы.
Бабаев Семен Евстафьевич, грек, выехал служить в Москву и в 1622 г. получил поместье в Угличе. Баба, бабай - дед, старик (турецк.)
* Бабанины Давид и Омена, 1565 г., Казань. Бабаровы Яков и Иван, крестьяне, 1627 г., Белев. Бабаршин Порфирий, старец Троицкого монастыря. Бабаха Воропанов, подьячий, 1518 г.
* Бабахин Иван Никифорович, 1540 г., Арзамас. Бабей Иван, крестьянин, 1585 г., Владимир. Бабенов Аксен, посадский человек, 1614 г., Тверь. Бабиков Савелий, помещик, 1590 г., Арзамас. Бабин Иван Захарович, 1556 г., Кашира; Бабины, XVI-XVII вв., Кашира и Коломна. Бабицын Андрон, 1664 г., Устюг.
* Бабкины, бояре, XV в., Новгород; Афанасий Бабкин, дьяк, 1546-1560 гг., Москва; другой род Бабкиных в Твери, отрасль рода Марка Демидова. Бабуев Епиш, крестьянин, 1530 г., Москва. Бабурины, помещики, XVI в., Рязань.
* Бабухин Пятый, таможенный голова, 1605 г., Суздаль. Бабушка, Бабушкины: Тит Романович Бабушкин, 1592 г., Арзамас. Бабьевский Андрей, подьячий, 1638 г., Москва.
г) Национальный корпус русского языка
* Сотная с книг письма Василия Ивановича Наумова и Иная Ивановича Ордынцева на вотчины Тр.-Ип. монастыря в Мерском, Сотском и Корзле, Осецком, Андроникове, Сущове, Козурском, Дуплехове и Плоскине стт. и вол. Немда Костромского у (1562): "В Онъдроникове ж стану земли Ипатцкого монастыря: селцо Кузминъское, а в нем двор монастырской, а крестьянъских (в) Васка Останин, (в) Иванка Кирилов; того же села деревни: (дрв) Бабаево".
* Сотная с книг письма Василия Ивановича Наумова и Иная Ивановича Ордынцева на вотчины Тр.-Ип. монастыря в Мерском, Сотском и Корзле, Осецком, Андроникове, Сущове, Козурском, Дуплехове и Плоскине стт. и вол. Немда Костромского у (1562): "Того ж Ипатцкого монастыря земли в Сотцком стану в Корзле: село Бабино на реке на Касти, а в нем церковь Никола чюдотворец".
3) Обобщение и выводы
а) Термин "баба" зафиксирован в русских летописях X-XI вв., топоним "Бабин торжок" с XII в., фамилии с корнем "баба" отмечены в документах с XV в. Основная масса топонимов: Бабаево, Бабино указаны на картах с XVII в., а в актах некоторые с XVI в.
б) Исследователи выводят фамилии и топонимы от корня "баба", не объясняя связи графики и содержания (смысла) слова. Маловероятно, чтобы в патриархальном мире мужчина (воин, охотник, организатор жизнедеятельности) мог носить фамилию Бабин со значением - замужняя женщина или вообще - женщина. Очевидно, мы "потеряли" способность разбираться в лексиконе русского языка и не можем из "бабьей" терминологии выделить главное ее содержание, идеологическое понятие (смысл).
Топонимы и фамилия-прозвище очевидно образованы от слова "баба". Кто такая "баба"? Распространенное истолкование - замужняя женщина.
Малая семья (муж, жена, дети) начала оформляться на русском культурном пространстве примерно с XI в. Известно, что русские князья - многоженцы, у кн. Владимира (958-1015) было 7 жен, института брака не существовало. Термин "баба" в русских летописях связан с сюжетом о княгине Ольге (987 г.) - первая известная женщина, принявшая христианство.
Вывод
Целесообразно рассмотреть терминологию и топонимику с корнем "баба" в связи с библейскими образами и лексиконом.
4) Терминология иврита и библейские образы
а) Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - БАБА = Б+АБА = арамейский и еврейский корень АБА отец, обращение к Богу.
АББА אַבָּא, арамейский эквивалент ивритского АВ буквально отец. Начиная с 1 в. это слово как в еврейских, так и в христианских источниках применялось в обращении к Богу. В талмудический период оно обычно предваряло имена собственные (очевидно, лишь законоучителей, в знак уважения к ним; например, Абба Хилкия, Абба Шаул и т. п.), но часто употреблялось и отдельно. От соединения этого слова со словом "рав" (законоучитель, раввин) образовались имена Рабба и Рава. От абба происходит слово "аббат" - католический священник.
б) Терминология
* русск. БАБАЕВ, БАБАЕВО = Б+АБА+ЕВО = ивр. Б בֵּ совокупность, в, внутри, с; "защита моя в Боге" + ивр., арам. АБА אַבָּא отец, обычное имя Бога в молитве.
БАБАЕВ человек, БАБАЕВО общество, поселение, живущие - с Богом-Отцом, по Заповедям Божим - христиане.
* русск. БАБИН, БАБИНО = Б+АБ+ИНО = Б בֵּ совокупность, в, внутри, с + ивр., арам. АБА אַבָּא отец, обычное имя Бога в молитве + АНА (ИНА) עָנָה провозглашать, свидетельствовать (воспевать); т.е. БАБИН, БАБИНО = Бога провозглашающий, воспевающий.
Источник
См. греческий стронг АВВА (АББА); https://biblehub.com/greek/5.htm
АВВА, еврейский АВ отец, в выраженном халдейском состоянии, АБА, т.е. patir, обычное звание Бога в молитве. Всякий раз, когда это происходит в (Марка 14:36; Римлянам 8:15; Галатам 4: 6) к нему добавлено греческое толкование, что, по-видимому, объясняется тем фактом, что Халдейское АБА, часто употребляя в молитве, постепенно приобрел характер самого священного имени, к которому добавили грекоязычные евреи апеллятив от их собственного языка.
в) Библейский образ
* Иеремия 3:19: "И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом (АВ) твоим и не отступишь от Меня".
* Марка 14:36: "и говорил: Авва (арам. АБА) Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
* Римлянам 8:15: "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва (арам. АБА), Отче!"".
Таким образом, используя лексикон Ветхого и Нового Завета, можно объяснить содержание средневековых фамилий Бабаев, Бабин, а также топонимы Бабаево, Бабино и подобные - с Богом-Отцом (живущие).
Обмирщение Бога, скорее всего стихийное приспособленчество к библейской программе жизнедеятельности.
В идеологической (религиозной) системе множество элементов связаны и находятся в определенных отношениях друг с другом, и если мы эту связь не замечаем, то и объяснить содержания древнерусского слова в связи с его графикой, фонетикой и смыслом не сможем.
А. С. Пушкин. Отче наш (опубл. 1859 г., рукопись не найдена)