левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение
сего дома Божия с радостью
Ездра 6:16
1) Топонимика XVIII-XX веков
* Коханы - село в Кинель-Черкасском районе Самарской обл. Показано на Карте Самарской губернии 1867 г. Рихтера и Станевичана - Х. (хутор) Кахановъ; на карте Стрельбицкого 1871 г. - Кохановъ. Рядом село Новоключевка, где показана церковь, на этой местности много сел в которых показаны церкви.
* Коханы - деревня в Рославльском районе Смоленской обл. Показана на карте Смоленской губернии в конце XVIII в., 1794 г. - Каханы; на Трехверстовке Калужской области. Военно-топографической карте 1850 г. показана церковь, рядом "господский дом" (усадьба).
* Коханово - деревня в Ивацевичском районе Брестской области. Показана на Карте Шуберта 1865-1890 гг. Церковь в соседнем местечке Биттенъ (Бытень).
* Коханово - городской посёлок в Толочинском районе Витебской обл., изв. с 1511 г., была церковь, село сожжено французами в 1812 г. Показан на Трехверстке Шуберта 1865-1890 гг., указана церковь.
* Коханово - деревня в Тарусском районе Калужской обл. Показана на Трехверстовке Калужской области. Военно-топографическаой карте 1850 г. На Трехверстовке Тульской области. Военно-топографической карте 1874 г. соседние деревни Введенье (религиозный праздник) и Вознесенское (религ. праздник) имеют Церкви. Неподалеку, на противоположном берегу, вверх по течению Оки - Бундарев (с. Бунырево) Благовещенский монастырь основан ок. 1623 г.
* Коханово - деревня в Вяземском районе Смоленской обл. Показана на Карте Стрельбицкого онлайн 1871 г. На Карте РККА N-36 (Б) • 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская обл. 1941 г. Согласно картам XIX века три соседних села (Крутое, Исаково, Кикино) имели Церкви.
* Коханово (Коханова) - деревня (хуторское поселение, разбросанное) в Хиславичском районе Смоленской обл. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Кохонова; Стрельбицкого 1871 г. Скорее всего, была "приписана" к местечку Хиславичи (3 церкви и 7 синагог в кон. XIX в.), от Коханова до Хиславичей 9 км.
* Коханово (Кохоново) - ранее село, ныне урочище, Дубровский район Брянская обл. Показана на карте Шуберта 1832 г., на Трехверстовке Брянской области. Военно-топографической карте 1869 г. - Церковь. На Карта РККА N-36 (Г) • 1 км. Брянская, Калужская и Орловская обл. показана Церковь.
* Коханово - ныне урочище, ранее деревня (хуторской тип) Смоленская обл. Показана на ПГМ Дорогобужского уезда Смоленской губ. 1780 г., на карте Шуберта 1832 г., церковь в соседнем селе Сачково. Карта РККА N-36 (А) • 0.5 - 1 км. Смоленская область. Витебская область Беларуси 1941 г.
* Кохановка - деревня в Павлоградском районе Омской области. Показана на Карте Западно-Сибирского края 1931 г.
* Коханино - деревня, Долговицкая волость сельское поселение Куньинский район Псковская обл. На Трехверостке Псковской обл. 1888 г. указано небольшое озеро Коханово, за ним болото, мост и деревня Алексеевка. У моста, на N-36 карты СССР. Смоленск, Брянск, Витебск, Могилев, Гомель 1985 г. показана деревня Коханино (часть Алексеевки?), название видимо советского времени - по озеру.
** Украина: 9 сел и хуторов Кохановка XV-XIX вв. Все населенные пункты имеют церкви или церковь находится в близко расположенном селе.
2) Применение имени, термина и топонима в русском языке
а) Польская фамилия Кохановский отмечена в исторических источниках XVI вв., исследователи вкладывают смысл: ""Кохан" - это "милый, любимый" по-украински, а также в курских и орловских говорах" (Википедия).
На русском культурно-религиозном пространстве Кохан, Кохановский редкое имя (единичные факты в актах), распространено в основном на территории Польши, Белоруссии и Украины.
* НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге... Департамент истории Биохроника Петра Великого (1672-1725 гг.). Биохроника 14/25.11.1716, ср. П. в Хавельберге; https://spb.hse.ru/humart/history/peter/biochroni...
14/25.11, ср. П. в Хавельберге, кушал у короля Фридриха-Вильгельма I, с П. "списывали персону", был у А.Г.Головкина. Прибытие царевича Алексея в Вену под именем офицера Коханского с просьбой о политическом убежище.
б) Национальный корпус русского языка
* Бельский летописец (1630-1635): "И боярин Иван Микитич да князь Данила Иванович со многими ратными людми пришедчи в то село на Вырки и стали с полки своими. А воры и изменники и крестопреступники пан Кохановский да Юшко Беззубцов со многими северскими людьми и казаки начяясь и на свой на злой совет и на многую силу и пошли [с] обозом мимо их, хотячи пройтить в Колугу к вору к Ывашку Болотникову и запасы многие к нему привести".
* Сотная с одоевских книг письма и меры С. И. Бородина Колединского да Н. И. Еропкина "с товарищи" на владения Настасова монастыря в Павловском и Богоявленском станах с размежеванием от поместных и иных земель (1565): "Деревня Матюшевскоя Татева на Шибенском отвершку: во дворе Васко Демидов, во дворе Иванко Офремов, во дворе Микифорка Коханов".
3) Обобщение и вывод
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Кохать - "любить", зап., смол. (Даль). Заимств., как и укр. кохати, блр. кохаць, из польск. kосhаc - то же, родственного ро́скошь (см.), коснуться; ... Неприемлемо сравнение с лит. kekse "потаскуха", лат. comis "любезный, услужливый, предупредительный", вопреки Эрлиху... Сюда же коханая трава "сильно действующая трава", терск.
* Скорее всего, "кохать, формы коханый/ая" - любить, образованы от еврейского ХЕН милость, благосклонность, краса, прелесть, миловидность, о красавице, очарование и т.д. КОХАН = К.+Х.Н. = ивр. К כְּ соответствие, подобие + Х.Н., ХЕН חֵן о красавице, очарование, прелесть. Hомер Стронга: H2580.
Притчи 11:16: "Благонравная (ХЕН красивая, очаровательная) жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство".
б) Маловероятно, что в топонимах Коханы, Коханово, Кохановка и подобных была заложена мысль - "любимое село, деревня", т.к. это субъективное понятие, присуще только конкретному человеку, выражение чувства кратковременного во времени. Коханый/ая - любимый/ая, термин из сферы человеческих чувств, обозначение любовных отношений между мужчиной и женщиной.
Основная масса сел и деревень в России носящие сегодня имя Любимовка, были образованы или переименованы в советское время, когда была утеряна связь власти и населения с церковью.
в) Религиозно-культурная система в России базировалась на приходе (клир и миряне, церковный округ) объединенных при конкретном храме с притчем, обычно это было село и до 10 близлежащих деревень. Притч - священник, дьякон и церковнослужители, формировался от количества прихожан и наличия средств для его содержания. Каждый храм имел имущество и земельную собственность, земля на которой находилась церковь, могла быть казенной или владельческой. Содержался притч на доходы от требоисправления (крещение, отпевание и т.д.), земельной церковной собственности (не менее 30 десятин (ок. 30 га)) и также жалования священникам. Церковная земля разделялась на: пахотною, огородную, сенокосную, были также участки леса и озера.
Естественно, что священник и церковнослужители не участвовали в конкретной обработке земли, все хозяйственные работы велись силами жителей прихода по разнарядке притча или земля сдавалась в аренду.
* См. Земельные владения монастырей в Российской империи. Государственный контроль и секуляризация
"В процессе начатого в 1765 г. Генерального межевания у правительства отчетливо сформировалось желание обеспечить духовенство землей. В законе о Генеральном межевании каждому архиерейскому дому и монастырю выделялись места для огородов, садов, озера для рыбной ловли, земли для выгонов скота и загородные дворы. Императрица не желала развития церковного землевладения, поэтому монастыри она совершенно лишила пахотной земли, оставив им лишь выгонные земли для скота, скотные дворы, озера и пруды, и предоставив денежные оклады". ...
* См. Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери, Чувашия http://kazmariinsk.prihod.ru/sosednie_khramy_razd...
Ведомость о церкви 4 класса Троицкой Чебоксарского уезда Мариинского Посада, за 1862 год.
...При сей церкви усадебной земли нет, пашенной тридцать десятин и сенокосной три десятины. Плана, межевой книги и никаких других документов на оную ни в подлинниках ни в копиях в церкви не имеется, и есть ли где-либо таковые документы, притчу неизвестно. ...(по) второму (плану), вновь составленному на местность под посад и выгон его, который хранится в Мариинской посадской Думе, оная земля значится отведенною для церковного притча и имеется в натуре со своими межами и межевыми столбами, на которых выклеймены буквы Ц,З., т.е. церковная земля. ...
Священноцерковнослужители всей землей владеют сами, но пашенной земли сами не обрабатывают, а отдают ее в наем погодно посторонним лицам без законных на то актов с получением за нее по 47 рублей серебром в год.
На содержание священноцерковнослужителей по новому штанному положению получается в год от 1 мая прошлого 1845 года жалованья от казны по классу церкви со включением в оклады и на просфорню двести девяносто два рубля серебром, денежных доходов от прихода в сем году получено триста восемьдесят семь рублей, а хлебных доходов не имеется, содержание их достаточно.
Копии от метрических книг с 1780 года, хранятся в целости же.
На некоторых старых Планах ПМГ и картах встречаются сочетание знаков Ц.З (церковная земля).
Вывод
Скорее всего, топонимы Коханово и подобные сообщают нам о земельных отношениях XVIII-XIX вв. Земля в феодальном обществе - основное богатство, с земли "кормились" все: царь, дворяне, духовенство, мещане и крестьяне.
Мы выделили общий признак, все села, деревни и хутора имели Церкви, или церкви были в близлежащих селах. Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом, священник - руководитель церкви, и в топонимах Коханово должна быть связь с соответствующим библейским термином, корнем из нескольких согласных букв - К.Х.Н. (иврит - язык согласных).
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
КОХАНЫ, КОХАНОВО, КОХАНОВКА = КОХАН+Ы, КОХАН+ОВО, КОХАН+ОВКА; очевидно, что общим корнем будет сочетание знаков К.Х.Н., или с гласными КОХАН.
Общий вид
русск. КОХАНЫ, КОХАНОВО = корень К.Х.Н., КОХАН = ивр. КАХАН כָּהַן, КОХЕН כֹּהֵן священник, быть или стать священником; т.е. земля священника, церковная земля.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 205.
б) Библейский образ
* ЕЭБЕ/Священники
Первоначально С. были лишены земельных владений, ...при разверстке Св. земли они не должны были получить никакого удела, как и все колено Леви (Втор., 10, 9). В то время как левиты получили в надел поселения и выгоны (Числ., 35, 2-3), Аарониды были лишены и этого. Правда, согласно Иош., 21, 13-16 (= I Хрон., 6, 39-45), Аарониды получили 13 городов в уделах Иуды и Вениамина, но по Чис., 18, 20 и Иезек., 44, 28, им не полагалось никакого земельного участка в Палестине и они должны были жить исключительно доходами с жертв (Числ., 18, 8-20, 26-30). Однако и они могли владеть землей путем купли или наследования. Так, прор. Иеремия приобрел y своего двоюродного брата Хананеля поле (Иер., 32, 7-14).
Из времени второго храма мы знаем храмовое уложение Нехемии, обязавшее народ отдавать С. перваков скота и первинки урожая (Нехем., 10, 36-40); десятиной пользовались и левиты, отдавая с нее, в свою очередь, 1/10 С. (ib., и Числ., 18, 26-32). ...
Со временем число С. сильно возросло - уже в списке возвратившихся из Вавилонии насчитывается более 4200 С. (Эзр., 2, 36-39) - и едва ли они все могли жить на вышеупомянутые доходы; по-видимому, многие из них приобрели личное имущество, движимое и недвижимое.
* 4 Царств 23:2: "И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники (КОХЕН), и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем".
* Неемия 10:37: "И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам (КОХЕН) в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие".
Таким образом, топонимы Коханы, Коханово и подобные не имеют общего с белорусским и украинским понятием "коханый/ая".
Они образованы в системе земельных отношений средних веков, где священники и церковнослужители получали земельные наделы, как и все другие сословия в Русском государстве, топоним обозначал надел церковной земли.