* Таборы - деревня в составе города Северодвинск Архангельской обл., расположена на узкой гряде, на холме 22 м., между озером Кудьмоозеро и рекой Ширшема, у болотистой низины, высота которой 2 м. Холм господствует над окружающей местностью, урез (береговая линия) воды 2 м. Показана на карте Шуберта 1832 г., на карте Стрельбицкого 1871 г. - Таборъ, мельницы. На Немецкой военной карте времен Великой Отечественной Войны. Север 1930-41 г. - Taborskja.
* Таборы - деревня в Оричевском районе Кировской обл., расположена на скате господствующей высоты 140 м. Показана на Карте Орловского уезда 1898 г.; на Послевоенная топографическая карта окрестностей Кирова 1950-55 г.
* Таборы - деревня в Чкаловском районе Нижегородской обл., расположена на берегу речки Лукинка, у подножья господствующей на местности высоты 129, 3 м. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Табаръ; на Карте Нижегородской губернии изданная Романовым и Туркиным 1861 г.
* Таборы - посёлок в Добрянском районе Пермского края, расположен на реках Вильва и Исток (Уньва), у подножья мыса с отдельно стоящей высотой ок. 190 м, урез воды 119 м. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. и издания 1919-1921. Восток. Рядом на реке Исток (Уньва) указаны деревни расположеные у господствующей высоты 278 м.: Таборы, Таборъ (Ляшко), Таборъ (Дарята), Таборъ (Конина) и речка Таборка.
* Таборы - село в Оханском районе Пермского края, расположено на крутом мысу примерно 140 м. на берегу реки Кама, урез воды 90 м. Показано на ПГМ Оханского уезда Пермской губ. 1790 г.,церковь, выделен участок ЦЗ, церковной земли. Известно с 1614 г., изначально называлось починком Против Березового острова.
* Таборы - деревня в Гдовском районе Псковской обл., окружена болотами и лесом, хозяйственная деятельность очевидно направлена на цепь холмов к западу, отметка высоты 42 м. Показана на карте Шуберта 1832 г., на Трехверстовке Псковской обл. Военно-топографической карте 1870 г. у гряды (цепь холмов), окружена болотами.
* Таборы - деревня в Алапаевском районе Свердловской обл., расположена на мысу у подножья господствующей высоты 179 м., на высоте прим. 150 м, на берегу реки Реж, обрывы, урез воды 104 м. Показана на Карте Екатеринбург. ведомства и провинции Соли-Камской 1736 г.
* Таборы - село в Таборинском районе Свердловской обл., расположено на господствущей высоте 62 м, на мысу образованном рекой Тавда и речкой Таборинка, урез воды 48 м. Городок Таборы заложен в 1594 году князем П. И. Горчаковым. Показано на Географическом атласе Российской Империи В.П. Пядышева 1820 г. - Сл. Табаринская, церковь; на Генеральной карте западной Сибири 1862 г. - Таборинское. На Карте Стрельбицкого издания 1919-1921. Восток показаны село Таборинское и рядом деревня Табаринка. На Административной карте Европейской части СССР 1930 г. - Табары.
* Та́борово - село в Красноармейском районе Приморского края. Расположена на возвышенности 121 м. на болотистой местности (урез воды 120 м) у реки Иман (ныне Бол. Уссурка), собственно у подножья хребта 245-365 м. Показана на Карте Приморской области 1912 г.; Схематическая карта Иманского уезда 1917 г. На Карте РККА Приморского края • 1 км 1906-1941 гг.
* Таборы - деревня в Знаменском районе Омской обл., расположена на обрывистом 8-10 м берегу реки Иртыш, на высоте 58 м., урез воды 51 м. Основана в 1895 г. как переселенческий поселок. Показана на Топографической карте СССР • 5 км 1971-88 г.
* Тавруево - деревня в Кувшиновском районе Тверской обл., расположена на мысу (224 м.) образованного реками Кижневка и Таложенка, у господствующей высоты 243 м., урез воды 182 м. Показана на карте Шуберта 1832 г., на Карте Менде Тверской губ. 1848-1853 - Шавруева. На Карте Тверской губ. 1853 г. - Тавруева.
* Таврово - село в Белгородском муниципальном районе Белгородской обл., расположено у реки Северский Донец, местность холмистая, находится в лощине между четырьмя высотами. Показано на ПГМ Белгородского уезда Курской губ. 1785 г., на карте Шуберта 1832 г. - Тавровъ. На Трехверстовке Белгородской обл. Военно-топографической карте 1869 г. - Таврова; на На Карте РККА 1937-1941 гг. - Тавруево. НаКарта РККА юга России • 2 км 1932-1941.
б) Топонимика советского периода
* Табор - деревня в Лужском районе Ленинградской обл., расположена на обрывистом (2 м) мысу образованном рекой Ящера, болотистая и лесная местность. За деревней господствующая высота 63,5 м. На Трехверстовке Санкт-Петербургской губ. Военно-топографической карте 1846-1909 на месте деревни показано строение и дорога из соседней Мызы Семенова. На Карте РККА Ленинградской области • 1 км 1939-1941 гг. отдельные строения (хутора) и Дом отдыха. Показана на Топографической Ленинградской обл., километровка 1970-90 гг.
* Табор - деревня в Духовщинском районе Смоленской обл., расположена на господствующей высоте 205 м., на берегу реки Аржать, урез воды 194 м. Показана на N-36 карты СССР. Смоленск, Брянск, Витебск, Могилев, Гомель 1970-90 гг., ранее на картах не указывалась.
* Табор - поселок Серовском районе Свердловская обл., выделился из поселка Андриановичи в советское время. Показан на O-41 карты СССР. Екатеринбург (Свердловск), Тюмень 1970-1990 гг. Расположен у мыса высотой 133 м, урез воды 80 м.
* Таборы - деревня в Онежском районе Архангельской обл., расположена на реке Онега, на окраине деревни отдельно стоящая высота 40-50 м. Показана на Топографическая карте СССР • 5 км 1971-88гг.
* Таборы - деревня в Вилегодском районе Архангельской обл., расположена у реки Виледь, урез воды 54 м., на скате господствующей высоты 106 м. Показана на Топографической карте СССР • 5 км 1984 г.
* Таборы - деревня в Куньинском районе Псковской обл. На Карте РККА Валдайской возвышенности • 2 км 1931-41 гг. показан ж/д разъезд Таборы, рядом отдельные строений - хуторская система поселений; как населенный пункт не показан - ж/д станция, разъезд.
* Таборы - деревня в Тотемском районе Вологодской обл., расположена на берегу реки Царева, на мысу, господствующей высоте, примерно 140 м., урез воды 114,7 м. Показана на Топографические карты СССР O-38 (А) 1:100000. Костромская и Вологодская обл. 1975-90 гг.
* Таборы - деревня в Жиздринском районе Калужской обл., расположена в лесном массиве на реке Дубровка, на скате господствующей высоты 215 м. Показана на Карте РККА N-36 (Г) • 1 км. Брянская, Калужская и Орловская обл. 1932-1941 гг.
* Табарсук - село в Аларском районе Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской обл. Показано на Государственной карте Союза ССР - Забайкалье, Монголия, Китай 1942 г. Расположено в лесном районе, в долине между двумя низкими горами высотой 592 и 642 м. ТАБАР+СУК = ивр. ТАВОР пуп, гора в Израиле + СУК (ивр. СУКА чаща в лесу); т.е. гора покрытая лесом.
* Таборище - хутор Орловская обл., расположен у господствующей высоты 227 м. Показан на Карте РККА M-36 (Б) • 1 км. Курская, Белгородская, Сумская и Полтавская обл. 1935-41 г.
в) Рельеф
Фавор - гора на острове Большая Муксалма Соловецкого архипелага. Показана на Карте Соловецких островов 1893 г.
Тавор (в русской традиции - Фавор) - гора в Израиле, в христианстве традиционно считается местом Преображения Господня. Современный малый город Кфар-Тавор (деревня+гора) осн. в 1901 г. в Израиле, вблизи горы Фавор.
* См. подробно о горе Тавор, ст. Исторические и паломнические туры по Святой Земле (и не только); https://www.tsaritsyn-tours.com/?page_id=2323
г) Преображение Господне
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - праздник христианской церкви, описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя учениками во время молитвы на горе Фавор (Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36). Гора, на которой произошло Преображение, не называется евангелистами, однако церковное Предание указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, у Назарета; в современном богословии указывается также гора Ермон.
В России 20 соборов, церквей и монастырей названы Преображенскими, наиболее ранний Преображенский монастырь в Муроме осн. в 1096 г., в Пскове, основ. в XII в., Соловецкий осн. в 1429 г., церкви XIV-XVII в., и 15 населенных пунктов Преображенское.
Как считают исследователи, Преображение Господне - своеобразный рубеж в деятельности Иисуса, между Крещением и Распятием стоит Преображение. До этого времени отношение к Христу было неоднозначным, одни считали его учителем, новым пророком (как Моисея), другие - Святым Духом в человеческом теле; фарисеи требовали "знамений" (ждали прихода Мессии). Согласно религиозной традиции во время Преображения Иисус (голосом с неба) засвидетельствован Сыном Божьим, Богочеловеком - "Сей есть сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте".
2) Этимология
а) Викисловарь/Табор (топоним)
Корень - нет. Значение: город в Чехии; район в Южночешском крае, Чехия; деревня в Лужском районе Ленинградской обл.; деревня в Духовщинском районе Смоленской обл.; остров-призрак в Тихом океане. Этимология - нет.
б) Викисловарь/табор (термин)
Корень: -табор-. Значение: истор. в Русском государстве XV-XVII в. - походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками; истор. войсковой казачий лагерь с обозами; группа семейств цыган, кочующих вместе, а также их стан, обоз; перен., разг. большая группа людей, расположившаяся на временную стоянку; лагерь.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от др.-русск. табар "турецкий лагерь", далее из тюркск.; ср. тур., крымскотат. tabur "укрепление из повозок", чагат. tapkur "укрепление", tabɣur "пояс, ограда". Судя по начальному ударению, по-видимому, получено через посредство польск. tabor, венг. tábor.
в) Святая гора Табор в Чехии
Табор (чеш. Tábor) - город в южной Чехии, на возвышенном правом берегу реки Лужнице. Основан в 1420, в период Гуситского движения (1400-1485), назван в честь горы Фавор (лат. Thabor) в Северной Галилее (Израиль). Костел Преображения (XV), ранее деревянная церковь, костел с 1440 г.
Гуситы выступали за реформу католической церкви и против засилья немецких феодалов, радикальное крыло получило название "табоиты" по укрепленному лагерю на горе Табор. В ходе народного востания гуситы отразили в 1420-1431 гг. пять крестовых походов (католическая церковь объявила чехов еретиками подлежащих уничтожению), и предприняли ряд походов в Силезию, Саксонию, Баварию, Восточную Словакию.
В войске гуситов начали массово использовать ручное огнестрельное оружие (пиштала) и полевую артиллерию (бомбарды). Пехота и артиллерия базировась на специальных боевых повозках с экипажем до 15 чел., повозки (вагенбург) придали войску гуситов необычайную подвижность и защищенность для своего времени. За несколько минут караван повозок превращался в неприступную для рыцарей крепость.
Название города быстро превратилось в народе в табор (укрепленный лагерь). Поселение стало ядром таборитского движения; в 1430-х Табор являлся уже крупным экономическим центром; в 1436 г. ему даны права королевского города. В 1452 Табор был захвачен умеренным гуситом "чашником" Йиржи Подебрадом (с 1548 г. король Чехии).
г) Толковый словарь Владимира Даля
Табор м. (гуситы назвали так, по Ветхому Завету, гору и стан свой при ней; но есть и турецк. слово табор) стан, становище, бивак, лагерь, обоз на стойке, шатры бродячего народа, привал переселенцев, переносное селенье.
3) Табор в древнерусской паломничской литературе и служебных актах
а) "Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли" (Житие и хождение Даниила, Русьскыя земли игумена), 1106-1108 г.
О Фаворстей горе (о горе Тавор)
Фаворьскаа же гора и Назареф от Тивириадьскаго моря на запад лиць, 8 верст великых до Фаворьскиа горы ити, токмо едину гору взити, а другую малу гору възлести, а ино все по полю ити, оли до Фаворьскиа горы ити. Фаворьская же гора чюдно и дивно, и несказанно, и красно уродилася есть от Бога, поставлено есть красно и высоко велми и велика; и есть посреди поля того краснаго, якоже стог кругол, гора та уродила ся есть красно и есть кроме всех гор подале; и течет река подле гору ту по полю доле; и есть по всей горе Фаворьсте росло древо всякое: смововь, рожьци и масличие много зело. Вышши же есть Фаворьскаа гора всех суши окрест ея, и есть уединена кроме всех гор, и стоит посреди поля красно зело, яко стог будеть гораздо зделан, кругло и высоко велми и велик ободом; възвыше есть якоже можеть 4-жды с нея стрелити, а еже гор на ню, то ни осмижды не может на ню въстрелити. Есть гора та вся камена, лести же на ню трудно и бедно велми по камению, луками на ню лести, путь тяжек велми: едва бо на ню възлезохом от 3-го часа до 9-го часа, борзо идуще, едва взидохом на самый верх горы тоя святыа. И есть же на самом версе горы тоя место высоко ко встоку лиць к зимнему, аки горка камена, мала, островерха; и на том месте преобразился есть Христос Бог нашь; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображениа а другаа, во имя святых пророк Моисия и Илии, подаль того места есть создана церкви на север лиць от Преображения.
б) Национальный корпус русского языка
* Отписка тобольского воеводы князя Ивана Катырева-Ростовского тюменскому воеводе Матвею Годунову о готовящемся возмущении вогуличей и остяков с предложением послать в Пелым служилых людей ввиду опасности этого города от нападения инородцев (1612): "А Вишерской Вагулетинъ Сарьямытъ Воренкинъ въ роспросѣ сказалъ, что умышляли во всѣхъ Вишерскихъ и Лозвинскихъ волостяхъ Вагуличи, и Пелымской де сотникъ Сынка съ товарыщи, и БерезовскЄе де Вагуличи съ нами жъ въ умышленье итти въ Пермь воевать, и въ Конду, и въ Таборы и во весь Пелымской уѣздъ".
* "Сыскной" список тверских дворян и детей боярских (1613): "Акладчики сказали, что отцу ево Назарью и ему, Федору, той придачи не ведают, а из осады с Москвы Назарей с сыном своим с Федором сшол в таборы к Тушинскому Вору з бедности, а оклад до того был Назарью 600 чети".
* Пискаревский летописец (1600-1650): "И как по[слы]шел вор, что отпущен Юрье сердомирской и з до[че]рию, и он послал ис табар князя Василья Мосальского со многими людьми и того сердомирского переняли на Белой да привели к нему в табары".
* Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной церкви (1823-1824): "Подобный глас был о Нем Апостолам Петру, Иакову и Иоанну во время Преображения Его на горе Фавор: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте"".
* Е. Л. Марков. Поездка в Дивногорье // "Русский вестник", 1891, т. 214, Љ 5, 6, 1891: "Очень может быть, что первые основатели его были поражены некоторым сходством Шатра-горы с таким же одиноко поднимающимся среди равнины куполом Евангельской горы Фавора, и посвятили этот родной свой Фавор, как и Фавор Галилеи, памяти Преображения Господня".
в) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 2011; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_29.pdf
Таборъ (табаръ). Военный или походный лагерь. 1. А меж литовских и русских людей в таборехъ великая рознь, а русские де люди все из литовскихъ таборъ перебираются в к русскимъ людямъ в таборы, а хотят все ехати ко государю. 1610 г. 2. Обоз, "табары".
г) И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка. Санкт-Петербург, 1893. с. 969; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijT-Ja.pd...
"Товаръ (товары) - стан, обоз, имущество. "Володимир же приде в товары и посла биричи по товарам", Повесть временных лет 6500 (992 г.)".
* В древнейшей Лаврентьевской летописи 1377 г., под 992 год описан этот же сюжет.
4) Обобщение и вывод
а) Термин "табор" в современных языках: бел. табар, венгер. tabor, польск. tabor, рум. tabără, русск. табор, укр. табЄр, словац. tábor, чешск. tábor. Другие языки используют свои слова-понятия.
На культурно-религиозном пространстве России топонимы Табор, Таборы и подобные зафиксированы примерно с XVIII в. "Табор, табар, таваръ - лагерь, стан" с XIV в., использовался как термин в летописях.
В Чехии топоним Табор отмечен в 1420 г. В русской паломнической литературе гора Фавор (Фаворская, ивр. Тавор) упоминается с 1108 г., Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь основан в 1420-30 гг., на острове Большая Муксалма Соловецкого архипелага есть гора Фавор (Тавор).
б) Все перечисленные выше населенные пункты расположены на господствующих высотах или у их подножья, большинство поселений образованны в ходе переселенческих (колонизационных) процессов (на ранних картах не указаны). Из истории известно, что колонисты, осваивавшие труднодоступные или необжитые районы приносили на эти территории и свою религиозно-языковую культуру (топонимы и гидронимы); обозначали местность распространенными библейскими терминами (образами).
Скорее всего, появление топонимов Табор связано с библейскими образами: горой Тавор или с возвышенным местом - Табур. Библейский сюжет Преображения Господня послужил основой для названия населенного пункта, что отчетливо видно из истории образования чешского города Табор.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимы Табор в связи с библейскими образами и терминологией.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
* русск. ТАБОР, ТАБОРЫ = ивр. ТАБУР טַבּוּר возвышенность, вершина, высокое место, высшее сосредоточие; центр, середина, пупок, верхняя часть; ТИБУР טִיבּוּר пуп (Талмуд).
* русск. ТАБОР, ТАБОРЫ = ивр. ТАВОР תָּבוֹר курган, лесистая гора Тавор в Галлилее (греч. Фавор), город левитов; высокое место.
Основание у высоты (горы) поселения Табор - декларация населением своих религиозных воззрений, введение местности в культ Бога и своеобразный оберег (защита от враждебных человеку темных сил).
Источник
См. стронг иврита 2872 ТАБУР; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/2872.h...
См. стронг иврита 8396 ТАВОР; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/8396.h...
б) Библейский образ и топонимика Тавор (греч. Фавор)
* Топонимика - Фавор
Фавор: 1) гора в сев.-вост. части Изреельской равнины, прим. в 8 км вост. Назарета, Джебель-эт-Тор, новоевр. Хар-Тавор; ее выс. 588 м. У Ф., особенно приметного благодаря своему изолиров. положению (Пс 88:13; Иер 46:18), сходились границы уделов Завулона (Нав 19:12), Иссахара (ст. 22) и Неффалима (ст. 34). На Ф. Варак собирал колена Завулона и Неффалима на войну с Сисарой (Суд 4:6,12, 14). В НЗ Ф. не упоминается (ср. -> Гора преображения); 2) упомянутый только в 1Пар 6:77 город, выдел. левитам из рода Мерари в уделе Завулона. Возм., это селение находилось на горе Ф. Есть доказатва, что оно существовало и в новозаветный период. Ученые высказывали предположение, что это Дабурие, располож. зап. горы, но, видимо, это все же Давраф, левит. город гирсонян в уделе Иссахара (Нав 21:28; 1Пар 6:72); 3) Фаворская дубрава в уделе Вениамина (1Цар 10:3); ее местонахождение неизвестно. Азноф-Фавор, погран. город удела Иссахара вблизи Фавора (Нав 19:34).
** Образ
* Иисус Навин 19:22: "и примыкает предел к Фавору (Тавор) и Шагациме и Вефсамису, и оканчивается предел их у Иордана: шестнадцать городов с селами их".
* Книга Судей 4:6: "Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор (Тавор) и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых".
* 1-я Царств 10:3: "И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином".
* Иеремия 46:18: "Живу Я, говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф: как Фавор (Тавор) среди гор и как Кармил при море, так верно придет он".
* Судей 9:37: "Гаал опять говорил и сказал: вот, народ спускается с возвышенности (ТАБУР), и один отряд идет от дуба Меонним".
* Изекииль 38:12: "чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине (ТАБУР) земли".
Заключение
Таким образом, топонимика Табор, Таборы и подобная, связана с библейскими событиями происходившими на горе Тавор в Израиле, описанными в Ветхом и Новом Завете.
Мнение Макса Фасмера (и других исследователей): "происходит от др.-русск. та́бар "турецкий лагерь", далее из тюркск.; ср. тур., крымскотат. tabur "укрепление из повозок", чагат. tapkur "укрепление", tabɣur "пояс, ограда" - поверхностно.
Топоним Фавор известен с XII в., термин "табор" - стан, применялся в летописании XIV века. В 1352 году турки-османы впервые ступили на землю европейского континента, в 1427-1441 оформилось Крымское ханство.
Собственно вся наша историческая топонимика и терминология основана на предположительных мнениях авторитетов и никакими документальными фактами не подтверждается. Терминология сакрального языка иудеохристианства (иврит) совершенно игнорируется. Как можно исключить из научного исследования то, на чем было основано сознание и мышление (а соответственно и деяния) народа на протяжении сотен веков???
* С. А. Ширинский-Шихматов. "Ты ныне на горе, Мессия и Господь..." | На преображение Господне (1823)