Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Иллинойс, Illinois или Сион?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 16/11/2015. 19k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Принято считать, что исторические источники (в нашем случае имя, термин) - неисчерпаемы в отношении информации содержащейся в них, так утверждают философы и историки, однако воплотить эту теоретическую мысль в практику не удаётся.

  •   
      
      Иллинойс. От индейского "люди"
      Википедия. Происх. назв. амер. штатов
      
      
      Википедия полагает, что 50 штатов США заимствовали свои имена из многих языков: 25 из них пришли из языков индейцев: 8 из алгонкинских языков, 7 из сиуанских языков , 3 - ирокезских языков, 1 - юто-ацтекского языка, 5 из языков других индейских народностей, 1 - из гавайского языка. Остальные штаты получили свои имена из европейских языков: 7 из латинского языка (от латинизированных форм английских имен), 6 - из английского языка. Мы уже провели ряд исследований и выяснили, что названия: Аляска, Орегон, Огайо (см. соотв. статьи) принадлежат еврейскому языку, языку Бога. Возможно, и хороним Иллинойс, также относится к языку иврит, декларируемые термины "люди, воины, племя лучших людей" явно не подходят для характеристики территории. Неужели просвещенный европеец XVII века будет заимствовать терминологию индейца, человека каменного века; дикаря и людоеда, по сложившемуся на тот период образу индейских племен?
      
      Принято считать, что исторические источники (в нашем случае имя, термин) - неисчерпаемы в отношении информации содержащейся в них, так утверждают философы и историки, однако воплотить эту теоретическую мысль в практику не удаётся. Сотни миллионов имен и терминов до сих пор не дешифрованы, применяя их в научной деятельности и быту, мы по-прежнему, очень смутно представляем их содержание, и подчас вкладываем не свойственным этим понятиям смысл. Сформировалось парадоксальное лингвистическое явление лексику национального языка невозможно объяснить НАЦИОНАЛЬНЫМ языком, а то что "удаётся интерпретировать" носит отчетливо выраженный примитивизм.
      
      Наряду с Европой "национальная" тенденция в истолковании имен и терминов закрепилась и в Америках (Северной и Южной), здесь многие топонимы "привязывают" к индейским языкам, которые изучать начали в конце XIX века. За четыре с половиной века европейской колонизации американского континента лексический состав индейских языков изменился настолько, что вычленить первоначальные элементы бесписьменных языков просто невозможно. Итак, "национальная" традиция в языкознании не приводит к каким-либо результатам, следовательно, надо менять метод, мы неправильно толкуем термин и имя, а проще говоря, современным светским восприятием действительности пытаемся интерпретировать религиозное мышление средневекового человека.
      
      В основе мировоззрения человека лежат универсальные категории - комплекс представлений: о пространстве, времени, праве, семье, природных объектах и т.д. Вплоть до революций начала XX века это мировоззрение опиралось на терминологию Бога - уточним еврейского Бога (как бы его не обобщали). Средневековая топография и география не являлась каким-либо исключением, образ "странника", "паломника", "миссионера" проходит через всю историко-географическую и богословскую литературу средневекового и нового времени. Этот "странник" бредёт по земным путям, а его душа ищет СПАСЕНИЯ (Царства Божьего, Сиона - до окончания всего), и этой потребности подчинены все его переживания и рассуждения о странах, городах, народах и географических объектах, зафиксированные в письменных источниках. Начиная с пророков (Иеремия 31:20), еврейская традиция сопоставляла Сион с понятием ЦИЙУН, ивр. צִיּוּן - веха, ориентир для возвращения; Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился после разрушения Храма в 70 году н. э.; символику переняли христиане - русс. Сион, фран. Sion, анг., нем., Zion.
      
      Историко-географические представления европейца вплоть до Новейшего времени были прямо связаны с идеологией иудеохристианства, на осваиваемое социальное пространство накладывались библейские сюжеты, выраженные еврейскими терминами и именами. Если исключить из языкознания библейскую (еврейскую) религиозно-торговую терминологию (что происходит в настоящий период), то и проникнуть в смысл имени не удастся, конечный результат - абсолютная беспомощность современной "национальной" ономастики. Мы считаем, что к библейской ономастике относятся заявленный нами для анализа американский топоним и гидроним Иллинойс, река, штат (территория), используя еврейскую терминологию, попытаемся проникнуть в смысл этого имени.
      
      1) Иллинойс - краткая история территории
      
      Иллинойс (Illinois), Средний Запад США, с 1809 - территория, с 1818 г. - штат; расположен на Центральных равнинах, 60 % территории занимают прерии, остальная часть - холмы, имеет более 500 рек, крупнейшая - Иллинойс, и 950 озёр. Традиционное занятие - зерновое хозяйство и животноводство, входит в состав зернового пояса, занимает одно из первых мест по объемам производства кукурузы и соевых бобов, выращивают также пшеницу, овес и многие другие культуры.
      
      Первое поселение европейцев здесь появилось в 1680 году - форт Кревкер, форт был сожжён в конце XVII века, в 1813 году на его месте был построен форт Кларк, который в 1825 году получил официальное название Пеория (Peoria - озеро, территория на картах, не дешифрован). Отметим, что на карте этой территории от 1718 года указан термин "Иллинойс" в своём первичном написании - ILINOIS, здесь же и отмечен форт les Pimitoui on Peoria, он находится западной окраине ОЗЕРА образуемого рекой Иллинойс.
      
      Анализируя информацию, заложенную в первой карте (доступной), мы можем сделать несколько выводов.
      * Географическая терминология закрепилась между 1680 (первое появление европейцев) и 1718 годами.
      * Термин Иллинойс относится к реке и ко всей территории.
      * Термин Pimitoui on Peoria указывает на конкретное местонахождение форта, на участке реки (территории), где она образует - озеро, форт привязан к хорошо заметному местному ориентиру.
      
      Вывод
      
      Итак, исходя из картографического материала, очевидно, что термин Иллинойс относится к реке и её бассейну - территории, и ничего общего не имеет с абстрактным понятием "ЛЮДИ", которое производят из разных индейских языков. Исходя из этого, будем строить дальнейшее исследование, нам остаётся выяснить личности первооткрывателей и исследователей этих территории, их идеологические воззрения и установить хоть какой-либо факт восприятия ими этой местности. Как они оценивали открытые земли?
      
      2) Иезуиты - миссионеры и организаторы хозяйственной жизни в Америке
      
      а) Орден Иезуитов или "Общество Иисуса"
      Монашеский орден Римско-католической церкви, активно занимался наукой, образованием, миссионерской и хозяйственной деятельностью. Тяготел к военной организации, его члены считали себя солдатами Иисуса, в саму организацию Христовым войском. Иезуиты, как правило, имели великолепную специальную миссионерскую, богословскую и лингвистическую подготовку. Специализировались на миссионерской деятельности - крещение, организация христианских общин, изучение и описание территорий, знание библейского иврита, языка Бога (в разном объёме) в богословии было обязательным; девиз ордена - "Ad majorem Dei gloriam" (К вящей славе Божьей).
      
      В начале XVII в. орден создал на огромной территории Бразилии, Парагвая и Аргентины иезуитскую Парагвайскую провинцию - республику, где индейцы были объединены в поселения-редукции (от 2 до 8 тыс. чел. в поселении); кроме Парагвайской были Мексиканская и Перуанская иезуитские провинции. На "Божьих полях" (благоприятный климат и дешевая рабочая сила) собирали по два урожая в год, в результате этой деятельности иезуитские редукции поставляли на международный рынок большие партии парагвайского чая, хлопка, кож, дубильного экстракта, воска, табака, зерна и других продуктов, полученных вследствие труда индейцев. В 1760-х годах орден был запрещен в ряде стран, в результате военных операций проведенных испанской армией поселения были ликвидированы, а иезуиты преследовались и высылались из Южной Америки.
      
      б) Иезуиты в Иллинойсе
      
      Уже освоенную практику организации сельскохозяйственных христианских общин в среде индейцев Южной Америки, иезуиты старались использовать и в Северной Америке, а конкретно - в Иллинойсе. Однако повторить организацию НИЖНЕГО СИОНА (Южная Америка), в ВЕРХНЕМ СИОНЕ (Северная Америка) они не успели, орден был запрещен.
      
      Первые исследователи этих территорий (1673) - Жак Маркетт (1637-1675), французский иезуит и Луи Жолье (1645-1700), канадский первопроходец, скупщик пушнины, гидрограф и исследователь, окончил иезуитскую школу и семинарию. Жолье и Маркетт обратили внимание, как индейцы собирали урожай: "В сентябре, когда наступает время сбора, индейцы на челнах ... трясут прямо в лодку спелые колосья. Спустя несколько минут лодка полна зерном. Высыпав его на берег, они топчут зерно обутыми в мокасины ногами, обвевают шелуху и сушат рис над огнем, после чего превращают его в муку". Огромные стада бизонов также вызвали удивление и восхищение у путешественников. В начале XVIII века численность бизонов оценивалась в 60 млн. особей (50 млн. степных), в 1800 г. составляла ориентировочно 30-40 миллионов животных, а к концу века они были почти истреблены: осталось менее одной тысячи.
      
      Чуть позже исследованием бассейна Иллинойса занялся Рене-Робер Кавелье де Ла Саль (1643-1687), французский исследователь Северной Америки (получил образование в иезуитском колледже); двигаясь на запад Ла Саль обнаружил крупную реку Иллинойс, в 1680 году он сумел спуститься по ней вплоть до его слияния с Миссисипи; в 1703 году миссии иезуитов возникли на территории современного Иллинойса.
      
      * Сайт genealogytrails.com/ill/forts.html, "Форты Иллинойса" (перевод Гугла)
      
      FORT ST. LOUIS NO 2. (Fort Pimitoui, Форт Иллинойс, Форт Peoria)
      ""в конце озера на северном берегу" отец-иезуит Жак Gravier восстановил здесь представительство Непорочного Зачатия, не позднее апреля 1693" (речь идет о местности Пеория (озеро на Иллинойсе)).
      
      В результате экспедиций первопроходцев-иезуитов эти территории вошли в состав Новой Франции, в 1763 г. перешли к англичанам; во время Войны за независимость англичане были изгнаны, а территории вошли в состав штата Виргиния. В 1783 году регион был передан Соединённым штатам и стал частью Северо-западной территории; 3 февраля 1809 года была создана территория Иллинойс, и началось её массовое заселение.
      
      3) Существующая этимология хоронима Иллинойс
      
      а) Индейская версия
      
      * http://isi.by/38-illinojs.html: "одно из индейских племен, жившее на Среднем Западе, называло себя иллинивек. На их языке это слово значило просто "люди". Фантастические сведения, кто докажет, что в XVII в. "одно из индейских племен" использовало этот термин, см. ниже?
      
      * Википедия
      
      Иллинойс (ы), иллиной - конфедерация индейских племён пеория, каскаския, кахокия, мичигамея и тамароа; в 1650 обитали на территории современных штатов Иллинойс, Айова, Миссури, Арканзас и Висконсин. Жили кланами, поклонялись тотемам; практиковалось многожёнство (жёны были преимущественно сёстрами). После войн с ирокезами и другими северными племенами (около 1750) остатки иллинойсов перебрались в Канзас (1832), а позднее (1867) - в резервацию на северо-востоке Оклахомы. Ныне их насчитывается свыше 1,5 тыс. человек; известны также как пеория.
      Язык иллинойс принадлежит к алгонкинской группе, ныне мёртвый.
      
      * Сайт accessgenealogy.com/native/tribes/illinois/illinoishist.htm (перевод Гугл)
      
      "Иллинойс (Iliniwek , передние ilini 'человек', ш "есть", ек множественное окончание, изменен французы Франсуа). Конфедерация алгонкинских племен, ранее занимающий юг Висконсина, северной части штата Иллинойс, а также разделы Айова и Миссури, включающий Cahokia, Kaskaskia, Michigamea, Moingwena, Peoria, и Тамароа".
      
      "Когда Маркетт (иезуит) отправился вниз по Миссисипи в 1673 году он нашел Пеории и Moingwena на западной стороне, около устья реки Де-Мойн. По возвращении на родину, спустя 2 месяца, он нашел их на реке Иллинойс, недалеко от нынешнего города Пеория".
      
      * Сайт tolatsga.org/ill.html
      
      "Иллинойс французской версии своих Illiniwek имя означает "люди", которое иногда сокращается до Illini. Различные написания были: Aliniouek, Aliniwek, Eriniouai, Hileni, Illiniwek, Illiniouck, Ilinoue, и Inoca. Другие названия включают: Chicktaghick, Geghdageghroano, и Kighetawkigh Roanu (Ирокез); Oudataouatouat (Wyandot) и Witishaxtanu (Huron)".
      
      б) Европейско-индейская версия, http://prousa.ru/illinois
      
      "Название штата Иллинойс происходит, как и названия многих других штатов США, от языка коренных обитателей Северной Америки - индейцев. В данном случае корни слова "иллинойс" прослеживаются в одном из диалектов алгонкинской группы языков - иллинойс-майами. По разным версиям, слово "иллинойс" происходит либо от Illiniwek, что означает "племя высших людей", либо от irenwewa, что переводится "он говорит как всегда". В любом случае, слово "иллинойс" пришло в английский язык из французского, ведь именно французские миссионеры и исследователи были первыми европейцами на землях современного штата Иллинойс".
      
      4) Обобщение и выводы
      
      а) Какие либо археологические данные о проживании индейцев в бассейне реки Иллинойс - отсутствуют, естественно индейцы там жили, но постоянных поселений периода XV-XVII вв. пока не обнаружено, следовательно, пребывание индейских групп здесь было временным и носило кочевой характер.
      
      Из туманных сообщений иезуитов и современных исследователей ясно, что нескольких племенных групп индейцев, ведущие кочевой образ жизни в бассейне реки Иллинойс, пытались объединиться (очевидно, под влиянием миссионеров) в союз под наименованием ИЛЛИНОЙ. Затея эта провалилась, и к 1750 году в результате междоусобных войн и эпидемий их осталось около 2000 человек (первоначальная численность варьируется от 20 000 до 70 000 чел.). Отметим, что индейское население этих территориях было незначительным, индейцы в то время не "знали" лошадь, а огнестрельное оружие было редким. Охота на бизонов (не приручаемый, зверь, с повышенным уровнем тревожности (см. статью Зубр)) без лошади на огромных пространствах прерий, при помощи только копья и лука, крайне затруднительна и опасна. Бизоны (стада по 400 голов и более) не подпускали охотников на расстояние выстрела из лука.
      
      б) Термин "Иллинойс" является явно "французскими" - характеристика территории, введение её в культ Бога. Отметим, что многочисленные индейские диалекты никто не знал, объяснялись через немногочисленных "лесных бродяг", на самом примитивном уровне, лишь только в середине XIX веке, по заселению этих территорий началась работа по изучению индейских языков (перевод Библии). К этому времени, под влиянием европейской культуры, у индейцев поменялся лексический состав языка; собственно этот процесс (изменение языка под влиянием господствующей идеологии) отмечен у каждого народа, в том числе и у европейцев. Мы ведь не говорим на языке кельтов, германцев, славян и тюрок, современные европейские языки сложились под влиянием доктрины иудеохристианства, тот же языковый процесс (заимствования терминологии) затронул и индейцев.
      
      в) Все первопроходцы - иезуиты.
      
      г) Первоначальная торгово-промысловая (купеческая) колонизация Северной Америки оказалась мало эффективной, поселения погибали от эпидемий и в стычках с индейцами. Закрепиться на континенте удалось христианским религиозным группам, которые в Европе подвергались гонениям (пуритане, лютеране, меннониты, гугеноты и др.), колонизация шла под лозунгами - "Построим новый Сион, Иерусалим".
      
      Вывод
      
      Термины "Иллинойс" возник в период 1680-1718 годов, его распространение очевидно связано с деятельностью иезуитов, соответственно он должен иметь связь с библейским сакральным языком - ивритом. Искать смысл этого понятия надо в идеологии и терминологии иудаизма.
      
      5) Терминология иврита и библейские образы
      
      а) Терминология
      
      Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни слова.
      
      ILINOIS (первоначальный термин), прочитан наоборот, как в иврите = SION+ILI.
      
      Итак, первопроходцы (французские иезуиты) исследовали бассейн реки Иллинойс в 1680-1718 гг. и закрепились здесь, создали свои миссии. Они выяснили, что эти земли пригодны для организации сельскохозяйственного производства - земледелия и скотоводства, и дали ТЕОФОРНОЕ (божественное) имя этой территории - ILINOIS или при прочтении наоборот - SION + ILI, как в иврите (Царство Божье).
      
      б) SION (ивр. צִיּוֹן, Цийон) - в Библии Сион "город Давида", "святая гора", "жилище и дом Божий", "царственным город Божий", в переносном смысле сам Иерусалим, колено Иудино и царство Иудейское, вся Иудея и весь народ иудейский. Именем Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в преобразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его. Оттуда приходит спасение Израилю (Пс.8:7; 52:7), оттуда является Бог во славе Своей (Пс.49:2-4); туда придут искуплённые Господа, и радость вечности на главе их (Исаия) (ЕЭБЕ, ст. Сион).
      
      в) ILI - ивр. ИЛИ (ИЛЛИ) עִלּי верхний; вариант - немного измененное ЭЛИ אֵלי Мой Бог (например, в распространенном еврейском теофорном имени Илья (Элияху - Бог Мой Яхве), в различных европейских языках варианты огласовок (И, Э, Е) - Илья, Елиа, Елиас, Иллес и другие.
      
      Таким образом, хороним (название областей) ILI+NOIS состоит из двух корней иврита - СИОН + ИЛИ = ВЕРХНИЙ СИОН, в отличие от нижнего Сиона (в Южной Америке) находящегося ниже по широте.
      
      Изобилие животного мира (бизоны, птицы, рыбы), плодородие земли и слабая заселенность (первоначальное миролюбие к путешественникам) территории индейскими племенами вызвали у исследователей-иезуитов представления о земном рае - Царстве Божьем или Сионе. Термин Иллинойс, очевидно, принадлежит еврейскому языку и идеологии иудаизма.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 16/11/2015. 19k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка