Этимологии гидронима и топонима Удомля нет. Содержание (смысл) единичного (больше нигде не используется) гидронима и топонима Удомля не известно русскому языку, в исследованиях зафиксирована только одна попытка объяснить имя из сочетания знаков УД - часть.
1) Общие сведения
а) Удомля - историческое название местности, примыкающее к озерам Удомля и Песьво (ранее Песво, также Троицкое), ранее Удомельско-Рядская волость Вышневолоцкого уезда (77 поселений, 6673 жителей в XIX в., плотно заселена). Впервые местность Удомля упомянута в Новгородской Симеоновской летописи под 1478 год.
Город Удомля основан в 1869 г. как посёлок при станции Троица Виндаво-Рыбинской ж/дороги, в 1904 г. станция получила название "Удомля".
* См. Карта уездов Тверской губернии 1873-1915.
* См. Удомля на карте; http://www.etomesto.ru/tut23943/
б) Озеро
Площадь озера Удомля 10 км², длина 7,4 км, ширина до 3,2 км., наибольшая глубина - 38 м. Одно из самых глубоких озер Тверской области, в озеро впадают три реки, ручьи и вытекает только река Съежа. Впервые показано с именем на Подробной карте Российской Империи и близлежащих заграничных владений 1801-16 гг.; http://www.etomesto.ru/map-atlas_1816/
Вблизи озера Удомля (Удомле на старых картах) расположено озеро Песьво (Песво), отделено болотистой перемычкой, имеющей ширину не более 100 метров. Раньше озера соединялись небольшой речкой, в 1920-х гг. был прорыт канал шириной до 10 м. и длиной до 100 м., позже канал расширили в протоку.
На запад по прямой расстояние от озера Удомля до реки Мста (водный путь в Новгород) - 36 км (день пути), на восток до реки Молога - 80 км (2 дня пути, водный путь на Волгу). В прошлом эти крупные реки служили важными водными путями.
* ЭСБЕ/Удомля
Удомля - озеро Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда, близ станции железной дороги Тройца. Длина до 7 верст, ширина до 2 1/2 верст; очень живописно; У. соединена небольшим протоком (ок. 100 саж. длиною) с оз. Песво; исток оз. У. - р. Съезжа впадает в Уверь, сист. Мсты. Берега обоих озер густо заселены. Рыболовство.
Местность оз. У. исстари была заселена, и названия многих доныне существующих селений упоминаются в новгородских летописях. В XVI в. здесь существовали 2 монастыря, из них один мужской (Богословский, ныне пог. Троицкий) упразднен в 1764 г.
2) Исторические поселения на озере Удомля. Книга Бежецкой пятины 1551 г.
Новгородские писцовые книги, изданные Археографическою комиссиею / [Ред. Павел Савваитов]. Т. 1. - Санкт-Петербург : тип. Безобразова, 1859-1910. - 32. Т. 6: Книги Бежецкой пятины : I. 1501 г., II. 1545 г., III. 1551 г., IV. 1564 г.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003830987#?page=331
а) В документе перечесленны несколько Удомельских погостов, где было монастырское (церковное), государственное и помещичье землевладение. Основные занятия населения - земледелие (рожь, овес, лен, сено); животноводство (упоминается сыр и овчины (шкуры)); рыболовство; торговля (лавки, связи с Новгородом). Писец перечисляет деревни, сообщает, что много деревень пустые, "крестянин сшелъ с голоду, земля худа".
б) Текст (сокращен)
Волость Удомля кормленская владычинская.
В Никольском погосте в Удомельском на погосте церковь Николо Чудотворец, а дворов на погосте: ... (указаны 4 двора). Да церковные-же деревни Никольские, деревня Сельцо, дв. 1, деревня Лука Никольская, 2 дв. Да на погосте двор приезжий волостилин (владыки) да двор тиунский (представитель князя), без пашни оба. Всех деревень 162. ...
И всех царевых и великого князя деревень по старому письму по писцовым книгам и по новому письму деревень, и с погостом... 562 деревни и 2 починка. ...
Да в Удомле же озеръ: Пество, Удомле, Семынец, Ильтмо, Островъ, Снюче, Гдеменец, Хотемле, ...(перечислено 17 озер). А рыба в тех озерехъ щуки,лещи, язи, плотицы, окуни (платят оброк в государеву казну на рыбную ловлю, всего 15 рублей 27 алтын)...
Да в Удомле-же монастырь розной, а не община, Иван Богослов (6 чел.) ... монастырская земля (обрабатывается монахами)... (в тексте упоминается еще один монастырь, женский (15 монахинь)).
* Примечание
Удомельский Троицкий Иоанно-Богословский монастырь на о. Удомля предположительно основан XVI в., указан в источниках за 1551 г., игумен Дионисий упоминается в документах под 1583 г. Ликвидирован в 1764 году по указу Екатерины II.
3) Имя Удомля в исторических источниках
* Симеоновская летопись, С-Петербург, 1913 г.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01004161947#?page=269
Под 1478 г., с. 252. Генваря 7 приде к великому князю владыка и с посадникы и з житиими, и списки принесли владычнихъ волостеи ... да Удомля 50 сохъ. (Владыка - архиепископ Новгородский).
* Национальный корпус русского языка
Московский летописный свод (1479-1492)
"Генваря 7 прииде к великому князю владыка и с посадникы и з житиими, и списки принесли владычнихъ волостеи половину, такъ же и манастырьскых, и князь великы пожаловал, у владыкы половины волостеи не взял, а взял 10 волостеи: Порог Ладожскои и земля Порожскаа по обѣ стороны Волхова, да в Нагорье Емелѣгѣжскои погостъ, да Кольбальскои погостъ, а сох в них 40 и пол 4, да въ Дреглехъ погостъ, да Кременицькои погостъ, в дву тѣх 50 сох, да на Мъстѣ Белаа, пол 40 в неи сох, да Удомля 50 сох, да Кирва да Охона 50 сох и пол 3, да Пѣрос, а в неи 80 куницъ и двѣ, да Новоторжьскые земли всѣ взял, владычни и манастырьскые и боарьскые, и чьи ни буди в Торжьку, да прежеписаных 6 манастыреи по половинѣ волостеи".
* Т. Л. Щепкина-Куперник. О Чехове (1925-1952): "Как раз в это время, когда бедная С. П. уже дочитала последние страницы своего романа, как говорил ее оригинальный муж, я зимой собралась в Мелихово и по дороге заехала к Левитану, обещавшему показать мне этюды, написанные им летом на Удомле, где мы вместе жили".
УДЪ - часть, кусок, часть тела, член, орудие, предмет.
б) Волость Удомля зафиксирована в Симеоновской летописи под 1478 г. в списке территорий, которые отошли к Великому князю Ивану III в результате присоединения Новгодской республики к централизованному Русскому государству. Размеры волости неизвестны, в документах 1551 г. указано 562 деревни, видимо ранее это была значительная территория.
Удомля принадлежала архиепископам Новгородским, руководителям Новгорода. Архиепископы Новгорода обладали канонической и государственной властью, входили в Совет Господ, судили Судом владыки, были хранителями казны и крупнейшими землевладельцами. Вполне возможно, что волость была организована в ходе монастырской колонизации, изначально - церковное владение.
Территория (местность) упоминается как волость, в ходе смены политического строя в Великом Новгороде. В этот период произошла конфискация земель новгородской Церкви Московским Великим князем Иваном III. Процесс перехода земли от Новгорода к Великому князю Ивану III происходил длительное время (1478-1499 гг.), земли надо было описать, административно обустроить и посадить на них новых московских владельцев.
Владелец земли архиепископ новгородский Феофил (?-1484) вел переговоры, пытался защитить свои земельные владения, а также земли других новгородских монастырей от притязаний Великого князя московского Ивана III. Однако потерпел неудачу, и по итогам конфискации потерял 10 волостей, в том числе и волость Удомля, а 6 крупнейших монастырей Новгорода -половину земель.
По мнению исследователей до конфискации земель 66% земельного фонда в Новгороде составляли земли светских вотчинников, 25% принадлежало церкви, а 9% составляли государственные - "черные" земли. К концу XV в. светским владельцам принадлежало 4% земельного фонда, церкви - 5%, все остальные земли были собственностью государства.
в) Местность вокруг озера была плотно заселена издавна, исследователи считают, что ранее использовалась как транзитная территория в связи с удобным географическим положением на водных путях Новгород - Волга (Мста-Молога). Источник XIX в. отмечает, что Приозерной полосе супесчаные почвы (пригодные для земледелия), способствовали росту населения - 29,3 чел. на кв. версту; под земледелие занято 40% площади (1858 г.), урожаи наилучшие в уезде.
г) На картах XVIII-XIX вв. часто можно встретить размежеванные участки земель обозначенные символом Ц.З. - церковные земли. Вплоть до середины XIX в. (промышленная революция) все население Российской Империи "кормилось" с земли, в т.ч. и Церковь, каждый храм имел участок земли, который обрабатывали прихожане, или его сдавали в аренду.
д) Наука не знает ни одного славянского слова-текста, в 862 г. византийским дипломатам Кириллу и Мефодию в Крыму (Хазария) явился церковнославянский язык, который они потом совершенствовали в Великой Моравии до 885 г. Все понимают, что присвоить идеологию (религию) далекой восточной страны (Израиля) невозможно без знания терминологии этой религии, церковнославянский язык создан как язык письменных библейских текстов.
Сакральным языком в иудеохристианстве является иврит, все остальные европейские языки являются искусственными языками перевода (адаптирования) Библии. Какова функция Церкви в общем? Донести и объяснить каждому языческому племени сакральное (священное) Слово Бога, на примерах деяний Бога обучить и воспитать из него христианина. Для этой цели был создана мощная просветительская структура, Церковный приход, храмы и монастыри, где собственно священники и монахи (идеологические деятели) и занимались воспитанием христианина.
Вывод
Епископ - представитель Бога на территории (в самом простом понимании его прав и обязанностей): высший представитель церковной власти с административными, богослужебными и пастырскими полномочиями.
Удомля - земля, волость, административная территория, местность. В XV в. эта территория принадлежала Новгородской Архиепископсской кафедре, архиепископу, который управлял ей через своих наместников (церковных чиновников) = Богова земля. Основная специализация населения - земледелие.
Целесообразно связать топоним Удомля с понятиями: церковная земля, земля Бога. Так как сакральным языком в христианстве является иврит, то поиск подобных терминов нужно искать в библейской терминологии и образах.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Логика
Термин необходимо должен содержать понятие ЗЕМЛЯ, на иврите - АДАМА (красная земля в Израиле).
* ивр. АДМА אַדְמָה красная земля, город в долине Сиддим (Бытие 10:19 , 14: 2).
* ивр. АДАМА אֲדָמָה земля, возделываемая земля, поле; земля, регион, страна (пашня, земледелец).
Приведем топоним Удомля в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни составного слова.
УДОМЛЯ = УДОМ + ЛЯ. Исключим гласные (иврит, язык согласных), обозначив их буквой "х" = х.Д.х.М.Л.х.
* Рассмотрим корень иврита АДАМА земля, без гласных = х.Д.х.М.х. Русское сочетание знаков х.Д.х.М. тождественно корню иврита х.Д.х.М.х., следовательно, УДОМ = АДАМА - земля, возделываемая земля, территория.
* Рассмотрим сочетание знаков ЛЯ (Л+Я)
.
Л = иврит Л לְ предлог; принадлежность чего-то кому-то и назначение.
Я = ЙА = иврит ЙА, ЙАХ יָהּ Бог Израиля; сокращенное письменное обозначение имени Бога.
ЭСБЕ/Имена Божии
Если данное выше объяснение формулы יהוה признать правильным, то первоначальное произношение этого имени должно было звучать - Jahweh, יהוה, или Jahaweh. Отсюда уже возникают те сокращенные формы Jaho (יהו) и Jo (יוֹ, сокращенное из יהו), которые входят в состав многих собственных имен, как первая составная часть их, и Jahu, или Jah (יהוֹ или יה), как вторая часть этих имен; точно так же сокращенной формой имени יהוה считается Jah - יה.
б) Терминология иврита
Общий вид
УДОМЛЯ = УДОМ+Л+Я (ИА) = АДАМА אֲדָמָה земля, возделываемая земля, поле, пашня, земледелец; земля, регион, страна + связка слова Л לְ принадлежность и назначение + ЙА, ЙАХ יָהּ Бог Израиля; т.е. земля назначенная Богу (церковная земля).
Источник
* См. стронг иврита 127 АДАМА; https://studybible.info/strongs/H127
* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H127
Hомер Стронга: H127. Оригинал: אֲדָמָה. Произношение: адама. Часть речи: Сущ. женского рода. Этимология: от H119 - земля, почва, страна.
* Пояснение транслитерации, см. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Исследователи XIX- нач. XX вв. установили, что согласные знаки при передаче терминов Библии на русский язык в общем передавались точно, однако гласные (огласовки, специальные знаки, черта, точка) часто значительно изменялись.
Например, знак огласовки "патах" (черта под буквой, звук А) передавался как: А, Я, Е, Э, И, О, У, ИЯ.
Скорее всего и с топонимом Удомля произошла такая метаморфоза, краткий патах (А) был заменен русской буквой У. Ивр. АДАМА превратилась в русск. УДОМ. Библейский Эдом (Идумея- красная земля) также от корня АДАМ.
в) Библейский образ
Второзаконие 12:19: "Смотри, не оставляй левита во все дни, которые будешь жить на земле твоей".
Таким образом, основываясь на работах лингвистов XIX в. и терминологии оригинальной Библии, мы можем утверждать, что русский топоним XV века Удомля - составное слово из двух библейских корней АДАМА + ЛИА. Закрепился в русском языке в форме УДОМ+ЛЯ.
Надо отметить, что новгородские монастыри обладали обширными по тем временам библиотеками, а работа по совершенствованию переводов Библии велась постоянно. Полная Библия в России была "собрана" лишь в конце XV веке (1499) новгородским владыкой (архиепископом) Геннадием (1410-1505). В 1484 г. он был назначен новгородским архиепископом, и вскоре вступил в конфликт с великим князем из-за земельных владений архиепископской кафедры.