* Абабково - деревня в Вичугском районе Ивановской обл., расположена на мысу господствующей высоты 129,5 в крупном лесном массиве, у речки Ценци. Показана на карте Шуберта 1824-40 гг.; на карте Стрельбицкого 1871 г. - Обабково. На Топографической карте СССР O-37 (Г) 1:100000. Ярославская, Владимирская, Ивановская и Костромская обл. 1975-90 гг.
* Абабково - деревня в Галичском районе Костромской обл., расположена на скате господствующей высоты 175 м., у озера Галич, на краю крупного лесного массива. Показана на карте Шуберта 1826-40 гг. - Абабкова; на карте Стрельбицкого 1871 г.
* Абабково - деревня в Костромском районе Костромской обл., расположена у реки Меза в лесном массиве, на скате господствующей высоты 127,6 м. Показана на карте Шуберта 1826-40 гг., на карте Стрельбицкого 1865-71 гг.
* Абабково - деревня в Мантуровском районе Костромской обл., расположена у речки Янга, на господствующей высоте 143.4 м., очищенное от леса место в крупном лесном массиве. Показана на карте Стрельбицкого 1865-71 г. На Карте СССР послевоенных лет, 1946 г.; на O-38 карты СССР. Нижний Новгород (Горький), Йошкар-Ола, Чебоксары 1970-90 гг., местность изменилась незначительно, дороги.
* Абабково - деревня в Межевском районе Костромской обл., расположена у реки Кушка в лесном массиве, на скате господствующей высоты 185. Показана на карте Шуберта 1826-40 гг. - Обабкова; на O-38 карты СССР. Нижний Новгород (Горький), Йошкар-Ола, Чебоксары 1970-90 гг.
* Абабково - село в Павловском районе Нижегородской обл., расположено на возвышенном берегу у реки Ока. Показано на Карте Нижегородской губ. 1800 г., церковь. На карте Шуберта 1832 г., 89 дворов. На Карте Менде Нижегородской губ. 1848-50 гг., у села указан Никольский женский монастырь.
Местная топонимика: "Название села связывают по одной версии - с бабкой-знахаркой, которая здесь жила (село первоначально называлось "Бабково"), а по другой - с грибами подберёзовиками, которые на местном диалекте назывались "обабками" ("абабками")".
Абабковский во имя святого Великомученика Николая единого от воин и великомученика Георгия женский монастырь - православный женский монастырь основан в 1818 г. , к началу XX века 200 сестер, ликвидирован в 1928 г., восстановлен в 1995 г.
* Абабково - деревня в Кувшиновском районе Тверской обл., расположено на господствующей высоте 244,1 м, у реки Талец в крупном лесном массиве, на очищенной от леса местности. Показана на карте Шуберта 1832 г., на Карте Менде Тверской губ. 1848-53 гг., 8 дворов. На Карте РККА Валдайской возвышенности • 2 км 1931-41 гг.
Краеведение: "А деревни Тавруево и Абабково получили свое названия по курганам, в которых, как гласит предание, похоронены татарские полководцы Таврул и Абаб...".
* Абабково - деревня (ныне урочище) Пустошинский район Псковской обл., расположена у господствующей высоты 228 м. у речки Песчанка в лесном массиве. Показана на Трехверстовке Псковской области. Военно-топографической карте 1870-15 гг. На Карте РККА O-35 (Г) • 0.5 - 1 км. Псковская область. Латвия, Эстония, Витебская область Беларуси 1916-37 г. На Двухверстке юга Псковской обл. 1915-30 гг. (хуторское поселение).
2) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1975;
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Абабъ (Обабъ) - грубое сукно (аба), одежда из грубого сукна, 1610 г.
3) Обобщение и вывод
а) Топография
Деревни Абабково расположены в глубине лесных массивов и на их окраине, на господствующих высотах или на их скатах. Участки для ведения хозяйственной деятельности размером примерно 2х5 км вокруг поселения расчищены от леса. Отметим, что при основании это были незначительные поселения в 5-10 дворов.
б) Земледелие в России
Вплоть до XX века было развито подсечно-огневое земледелие, основанное на выжигании леса и посадке на этом месте злаковых растений. Лес рубили или подрезали кору (подсекали), чтобы деревья высохли. Через год лес сжигали и производили посев злаковых в золу (удобрение). На расчищенном участке примерно до 7 лет производились посевы, затем его еще 10 лет использовали как сенокосы или пастбище. Земледелие совершенствовалось, многие лесные земледельческие участки обустроили, стали постоянными хозяйственными территориями.
Деревни Абабково находятся на изначально лесной местности, на возвышенностях и холмах и их скатах. Земледельческие площади старались располагать на скатах высот и понижениях рельефа, так, чтобы вода стекала и почва не заболачивались. Местность вокруг населенных пунктов Абабково очищена от леса, что возможно в результате деятельности человека или как следствия крупных лесных пожаров.
Новые поселения основывались на территориях в ходе государственной, церковной и владельческой (помещичьей) колонизации. Владельцы земли собирали группы крестьян для переселения, подыскивали подходящие для жизни участки (земля, вода, лес), обеспечивали на первое время переселенцев скотом, семенами и орудиями труда и давали льготы по налогообложению. В течении 3-4 лет поселение обустраивалось для ведения земледельческого хозяйства, а затем начинало приносить доход владельцу земли.
в) Местная этимология
Средствами русского языка невозможно рационально объяснить топоним Абабково в связи с религиозной и социальной действительностью средних веков.
Представлены варианты трактовки имен: по прожевавший в деревне бабки-знахарке; от грибов подберёзовиков "абабки, обабки"; от татарского полководца Абаб.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимы в связи с библейскими образами и терминологией. Маловероятно, чтобы местный священник освятил поселение (дал имя, ввел в культ Бога) указанными выше именами.
4) Идея имени (образ)
Сформировался образ небольших поселений носящих имя Абабаково. Все они расположены в лесных массивах, на господствующих высотах или на их скатах. Вокруг поселений имеются расчищенные от леса участки для ведения земледельческой деятельности, которые могли появиться на лесной территории только в результате деятельности человека (подсечно-огневое земледелие) или в результате действия природных сил (лесные пожары).
Лесной пожар часто возникает от удара молнии по высоким объектам, известно, что молния часто попадает в объекты возвышенные, в т.ч. высоты и в высокие деревья. В летописях есть сведения о попадании молнии в церкви, которые, как правило, располагаются на возвышенных местах и являются высокими сооружениями.
Следовательно, в имени должна содержатся информация о горении, сожжении леса на данной территории. Если причиной является природное (Божественное) явление, то в имени должна быть ссылка на Бога, если причина деятельность человека, то ссылка на владельца (отца) земли.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике сакрального иврита, и выделим корни очевидно составного топонима.
АБАБКОВО = АБА+Б+КОВО или АБАБ+КОВО.
Удалим гласные буквы, иврит язык согласных, и сегодня евреи пишут тексты без гласных знаков, а в устной речи их применяют.
* АБА+Б или АБАБ = Б.Б. или Б.Б., понятия тождественны, т.к. содержат один набор согласных знаков.
В иврите только один арамейский термин имеет такое сочетание знаков - АББА אַבָּא отец, предок, обычное имя Бога. Распространенное имя законоучителей; см. ЕЭБЕ/Абба.
Источник
См. греческий стронг АВВА (АББА); https://biblehub.com/greek/5.htm
Ἀββᾶ (АВВА), еврейский אָב отец, в выраженном халдейском состоянии, אַבָּא, т.е. ὁ πατήρ patír, обычное звание Бога в молитве. Всякий раз, когда это происходит в (Марка 14:36; Римлянам 8:15; Галатам 4: 6) к нему добавлено греческое толкование, что, по-видимому, объясняется тем фактом, что Халдейское אַבָּא, часто употребляя в молитве, постепенно приобрел характер самого священного имени, к которому добавили грекоязычные евреи апеллятив от их собственного языка.
Арамейский на европейских языках; https://www.jewishvirtuallibrary.org/aramaic
Несколько арамейских слов пришли в Европу через христианство, например, אַבָּא ("отец"> "монах"), Abt по-немецки, abbot по-английски и т. д.
* КОВО = без гласных К.В. = ивр. К.В., КАВА כָּוָה чтобы быть обожженым, выженным огнем; гореть; сжечь, опалить, быть сожженным.
АБАБКОВО = АБАБ+КОВО = ивр., арам. АББА אַבָּא отец, предок, обычное имя Бога + ивр. К.В., КАВА כָּוָה чтобы быть обожженным, выжженным огнем; гореть; сжечь, опалить, быть сожженным.
Мы получили набор идей (смыслов): Сожжённое Богом (место, Бог сжег), удар молнии, выгоревший лес; Сожжённое предками (отцами, владельцем), подготовленный ранее участок для земледелия другими людьми, пустошь.
б) Библейский образ
* Марка 14:36: "и говорил: Авва (арам. АББА) Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты".
* Исаия 43:2: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься (ТИКАВЕ, форма от КАВА), и пламя не опалит тебя".
* Притчи 6:28: "Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь (ТИКАВЕИНА, форма от КАВА) ног своих?".
Таким образом, используя библейский иврит, мы нашли содержание необъясненного топонима Абаб+ково, "увязали" его со средневековой религией, социальным устройством общества, с действительностью.
Топоним сообщает, что поселение было основано на участке леса ранее выжженного в результате деятельности человека или лесного пожара возникшего от удара молнии (атрибут Бога), ориентирует человека в пространстве.