Аннотация: Волга - кормилица населения, естественно, что топонимы и гидронимы должны быть как-то увязаны с рекой и деятельностью рыбаков, судоводителей-речников, бессмысленных топонимов не бывает.
Здесь, погружаясь в мир ушедший,
Я вижу старый монастырь
И лик Макария, сошедший
С небес на нынешний пустырь
Алексей Комлев. Краеведческому музею
http://www.kalyazin.ru/main/city-3.php
Город Калязин - районный центр Тверской области, расположен на правом берегу Волги при впадении в неё реки Жабни (дл. 58 км), основан в 1434 г. Первое поселение (Никола на Жабне), относятся к XII веку, в XV веке был образован Калязинско-Троицкий монастырь на противоположном берегу Волги. В конце XVII века Калязинская подмонастырская и Никольская слободы, а также село Пирогово были объединены в Калязинскую слободу, а в 1775 г. Екатерина II присвоила ей статус уездного города.
1) Топография
От г. Дубна и до Рыбинского водохранилища Верхняя Волга (от истока до Н.Новгорода) истекает в общем стратегическом направлении на северо-восток. Изменения направления русла (плавные излучины) носят местный характер, не распространяются на расстояние более 3-5 км и особенно не влияют на судоходство. Есть также несколько крутых излучин, которые представляют опасность для плавания парусно-вёсельного судна. Одна расположена у города Углич (угол под 90 град., прим. 5х5 км), более значительная излучина находится у города Калязин (два угла под 90-100 град., примерно 10-12 км.), это самая большая излучина на указанном участке русла - выдающийся местный ориентир.
* См. карту Генштаба: http://www.varvar.ru/top/o-37/o-37-100.html
* См. карту Калязинского уезда 1892 г.; http://www.etomesto.ru/img_map.php?id=1850
2) Этимология
* Википедия/ Углич
"Название получил, по всей вероятности, оттого, что Волга здесь делает угол. Кроме того, существует две менее вероятные версии: оттого, что в этом месте выжигали угли, и оттого, что сюда, исключительно согласно данной гипотезе, был переселён народ "угличи" с реки Углы, притока Днепра. ... Первое упоминание Углича в летописных источниках относится к 1148 году. С 1218 года Углич являлся главным городом небольшого Угличского удельного княжества".
* Этимологии (варианты) топонима Калязин
Согласно версии И. О. Никольского происходит от угро-финского слова "кола", то есть "рыба", и указывает на то, что первые поселенцы этих мест были рыбаки угро-финских племен весь и меря.
Большинство исследователей связывают название города с возникновением не позднее 1434 года на левом берегу Волги Троицкого монастыря на землях местного боярина Ивана Коляги (по другой версии Коляга простой земледелец, крестьянин).
* Подробно см. на сайте Информационно-развлекательного журнала Калязинского района: http://kalyazin.msk.ru/kak-nachinalsya-kalyazin.html
"То, что город получил свое название от монастыря, сомнений не вызывает, так как имеются на этот счет исторические свидетельства. Вот как было сформулированно утверждение герба городу 10.10.1780г.: "В верхней части щита-герб Тверской. В нижней-старинные деревянные монастырские ворота в зеленом поле, означающие собою древность монастыря того, по которому имя свое город сей получил"".
3) Топоним в русской литературе. Национальный корпус русского языка
а) Хождение за три моря Афанасия Никитина
"1475. И поидох вниз Волгою. И приидох в манастырь Колязин ко святѣй Троицы живоначалной и къ святым мучеником Борису и Глѣбу. И у игумена ся благословив у Макария и у святыа братии. И ис Колязина поидох на Углеч, и с Углеча отпустили мя доброволно. И оттуду поидох, с Углеча, и приѣхалъ есми на Кострому ко князю Александру с ыною грамотою великого князя. И отпустил мя доброволно. И на Плесо приѣхая есми доброволно".
б) "Волоколамский патерик (1500-1550): "И смирениа ради не повелѣ его нарицати своимъ именемъ, но нарече его Калязинъ"".
Отметим сразу, что в средневековье не было принято называть города, поселения, а тем более монастыри, именами живущих людей - грех (не возводи себе кумира). Обычно церкви и монастыри называли в честь апостола, который считался святым покровителем данной церкви и прихода (территории).
Волоколамский патерик - сборник рассказов о жизни святых иосифлянской школы русского монашества, прежде всего произведений о самом Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, сподвижниках и учениках, а также сказаний, бытовавших в этой монашеской среде. Волоколамский патерик создается в первой половине XVI в. ...
"О отцы Макарии Калязииьском
Поведа нам отец Иосиф Волоцкыи о отци Макарии Калязииьском, глаголаше его быти сродника болшим боляром тверьским. Прародителие же его нарицаеми Кожины. И еще юнну ему сущу, родителие же его сопрягоша ему жену. Он же помале увеща ея отоврещися мира и облещися во иноческыи образ. Такоже и он оставив мир и бысть мних и во своих местех созда манастырь в Кашине на брезе великиа реки Волги и вотчину свою вси села приложи тому манастырю. Беже на том месте жил земеделец ему же прозвание Каляга и смиренна ради не повеле его нарицати своим именем, но нарече его Калязин. Законъ же положи не держати хмелнаго пития, ни ясти, ни пити по келиямъ".
* "Ономастикон" С.Б. Веселовского
В списке средневековых имен, фамилия Каляга не фиксируется.
* Болгарский термин "земеделец, земедеец" - земледелец, крестьянин; этимологии нет.
* Википедия/ Иосифляне (Осифляне)
Последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV - середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности. Иосиф Волоцкий - обличитель ереси жидовствующих (с 1470)... доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. ... Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским (1433-1508) движение нестяжателей, требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем, и феодального землевладения монастырей в частности.
4) Обобщение и вывод
Итак, у нас выявилось направление поиска содержания необъясненного пока топонима, излучина Волги у Калязина - выдающийся региональный ориентир. Волга - кормилица населения, естественно, что топонимы и гидронимы должны быть как-то увязаны с рекой и деятельностью рыбаков, судоводителей-речников, бессмысленных топонимов не бывает.
* Гидрология. Излучина у г. Калязин
Реки не текут прямо, часто изгибаются, петляют, что связано с различным направлением потоков воды, характером грунта берегов, а также зависит от преобладающих ветров, ветер нагоняет воду к одному из берегов, которая подмывает его. В разных частях речных русел наблюдаются различные течения, у берегов слабее, на стрежне (посередине) сильнее; внешняя сторона излучины имеет наибольшие глубины и быстрое течение. На речных излучинах наблюдаются "прижимные течения", потоком воды судно прижимает к берегу; на внутренней стороне река намывает илистые или песчаные банки (мели).
Приток реки также влияет на скорость и направление течения, оно сильнее ближе к стрежню, в устье впадающих рек образуются также "стоковые течения" (веерообразные) что усложняют судоходство. В крутых изгибах русла реки образуются суводи (омут), на больших реках формируются крупные суводи, сфера действия десятки метров и скорость вращения воды в центральной части - несколько метров в секунду. Суда в них теряют управление, резко смещаются в сторону берега, ломаются рули и т.п.
Вывод
Крутая излучина реки Волги у города Калязин, совместно с устьем реки Жабни, создавала сложные условия навигации для средневековых судоводителей и очевидно должна фиксироваться в имени. Карт и лоций в то время не было, опасные места обычно помечали именем (присваивали месту имя-оберег).
Так как русским языком исследователям не удалось объяснить топоним (1434 г.), то целесообразно обратиться к оригинальному библейскому лексикону, тем более что топоним связан с крупным для своего времени монастырём (культурный центр), стоящим на главном торговом пути Московской Руси.
5) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень КА+ЛЯЗ+ИНЪ. У нас моментально "выплывает" термин иврита ЛУЗ, ЛАЗ - повернуть в сторону.
а) Терминология КА+ЛЯЗ+ИНЪ
* КА (К) = КА (К) כָּ слитная частица: как, сходство, подобие, приблизительно, примерно, около, когда; придаёт значение наречия (обозначает образ действия).
* ЛУЗ, ЛАЗ לוּז, לָז повернуть в сторону, сходить с пути, уклоняться, отклоняться, отойти.
Река Жабня (устье) совместно с Волгой намыли остров или отмель на восточной окраине города Калязина в месте впадения реки Жабни в Волгу, в период, когда поселению было дано имя (XV в.). Со временем остров перерос в полуостров (коса), отмечен на карте 1853 г., на карте 1893 г. полуостров не показан, он или слился с берегом (окраина города пуста, дома не показаны) или был разрушен (смыт) течением (река Жабня изменила русло).
* НЪ = НАА נָאָה жилище, пристанище.
См. карту Весьегонский уезд на двухверстной топографической межевой карте Тверской губернии 1853 г.
* КАЛЯЗИНЪ = КА+ЛЯЗ+И+НЪ = КА около + ЛАЗ отклониться, повернуть в сторону + И остров + НАА пристанище, жилища (пристань).
Имя Калязин - лоция этого участка Волги; отклоняться в сторону острова (от острова?) и жилищ (к жилищам, пристань?) - наиболее глубокая часть излучины. Город Калязин находится на внешней стороне излучины Волги, где большие глубины и сильно течение.
б) Библейский образ
Глагол ЛУЗ, ЛАЗ в библейских текстах применяется в общем смысле как - отклонение от путей Господних.
* Притчи 2:15: "которых пути кривы, и которые блуждают (НАЛОЗ, от ЛУЗ, отклоняться), на стезях своих".
* Притчи 3:21: "Сын мой! не упускай (ЙАЛУЗУ, от ЛУЗ исчезать из вида) их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность".
6) Церковно-политическая деятельность в регионе в период формирования топонима Калязин
В 60-х. годах XV века между Московским и Тверским княжеством (Калязин в составе Твери) были напряженные отношения, московский кн. Иван III вел политику собирания русских земель, в 1483 году вражда между княжествами перешла в вооруженное противостояние. В 1484 г. Москва послала свои войска в тверские земли, был заключен мирный договор, тверской князь Михаил Борисович признал себя "меньшим братом", т.е. удельным князем. В 1485 г. снова развернулись боевые действия, во время осады Твери большая часть бояр и удельных князей перешла на службу к московскому князю, кн. Михаил Борисович бежал в Литву; Тверь вошла в состав Московского государства. Надо полагать, что и в монастырской жизни (монастыри - феодалы, владельцы земель) того времени также существовали различные взгляды на политические события связанные с процессом объединения русских земель; источники указывают на появление в северно-восточной части Руси различных ересей.
а) Волоколамский патерик нач. XVI в. донес до нас "следы" какой-то, неясной для современного исследователя, внутрицерковной (монастырской) борьбы. С одной стороны выступает св. Макарий Клязинский (основатель монастыря, канонизирован в 1547 г.); его брат Геннадий - епископ Твери (с 1461 г.), а племянник - Преподобный Паисий Угличский, основал Покровский монастырь в Угличе. С другой стороны Макарию противостоят два игумена им же назначенных и очевидно пристрастившихся к "сладкой жизни": "въ брашне, и питии, и прочая вся не по преданному закону творити". Макарий Клязминский ведет с отступниками-игуменами (настоятель монастыря) борьбу, пользуясь поддержкой епископа (брата?) и отстраняет их с поста настоятеля монастыря.
Известно, что Иосиф Волоцкий (1439-1515 гг.), основал свой монастырь в Волоколамске, в 1479 г., а Макарий Калязинский (1402-1483) около 1434 года, вокруг которого и возникла Калязинская слобода. Оба деятеля христианства жили в один период времени.
См. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5081
б) Церковно-политическая борьба
Можно рассмотреть топоним с позиции церковно-политической борьбы XV в., как указание на монастырь, где монахи не придерживались строгого монастырского Устава и допускали вольности (ереси) - "отошли от путей Господних". Аналогичный случай фиксируется в биографии Иосифа Волоцкого.
* Википедия/ Иосиф Волоцкий
"1 мая 1477 года умирает преподобный Пафнутий (Боровский монастырь). По совету Ивана III новым игуменом был назначен Иосиф Санин (Волоцкий). Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. После ухода Иосифа братия обратилась к великому князю, чтобы он назначил им нового игумена, но Иван III ответил: "Нет вам игумена, опричь Иосифа", повелев его сыскать. Иосиф вернулся, но уже в мае 1479 покинул Пафнутьево-Боровский монастырь и основал свой собственный на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска...".
В таком случае топоним Калязин (понятие о монастырской вольнице или ереси), вероятно, был сформирован в высших епископских кругах.
* КАЛЯЗИНЪ = КА+ЛЯЗ+И+НЪ = КА כּ подобие (образ действий) + ЛАЗ לָז отклониться, повернуть в сторону (от путей Господа) + И י сокращенное обозначение имени Бога в текстах + НАА נָאָה пристанище, жилища. Т.е. пристанище монахов (жилище, монастырь) отклонившихся от путей Господа (монастырского Закона).
Возможно, что снятие с поста игуменов связано с внутренней церковно-политической борьбой различных течений русского монашества кон. XV-пер. пол. XVI вв., иосифлян и нестяжателей. Однако связать топоним Калязин с какой-либо группировкой пока не удаётся, нет источников. Внутри христианства (как и в других мировых религиях) всегда существовало противостояние различных течений и групп в области истолкования и применения в жизни Святого Писания.
См. http://www.e-reading.club/chapter.php/1003394/33/Skrynnikov_Ruslan_-_Ivan_III.html
"Среди противников архиепископа (Геннадий Новгородский, 1484) выделялся старец Захарий из псковского Немцова монастыря, который обличал владыку как еретика. В свою очередь, архиепископ ополчился за ересь на монаха. По словам пастыря, Захарий постриг детей боярских "от князя Федора от Вельского да причастия три года не давал, а сам, деи, не причащал же ся". ... Будучи вызван в Новгород, Захарий признал вину, но задал архиепископу вопрос: "А у кого, деи, ся причащати? Попы, деи, по мзде ставлены, и митрополиты, деи, и владыки по мзде же ставлены". ...
Вызывающее поведение Захария объясняется достаточно просто. Чернец жил во Пскове, возглавлял там Немцов монастырь, и хотя псковская епархия подчинялась новгородскому владыке, но во Пскове сохранялись республиканские порядки, и под их защитой Захарий чувствовал себя в безопасности. Геннадий объявил Захария стригольником и велел сослать его в заточение "в пустыню на Горнечно". Но великий князь отменил его приказ как незаконный.
Стригольничество было одной из древнейших ересей, появившихся в Новгородско-Псковской земле еще в XIV в. Но соборного приговора в ереси в то время принято не было. Между тем лишь соборное осуждение могло превратить заблуждение в ересь. Иван III избавил Захария от наказания и отпустил его в Немцов монастырь.