Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Коневец - остров, монастырь

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 02/12/2015. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Dозможно, что в именах Коне+в+ец (Замысел Бога (хозяин) и Вал+аам (Хозяин озера) прослеживается этап политической борьбы между пятинами (районами) -"концами" Господина Великого Новгорода.

  •   
      О дивный остров Коневец!
      Я словно в отчий дом вернулся.
      От суеты мирской очнулся,
      Поговори со мной Отец.
      Здесь Дух Святой повсюду дышит.
      Он все мои вопросы слышит. ...
      Владимир Горщак. Остров Коневец. Стихи. РУ
      
      1) Топография, фауна и флора
      
      Остров Коневец находится в западной части Ладожского озера, от берега его отделяет узкая полоска воды, пролив 4-5 км, высота над уровнем озера 3 метра, наивысшая отметка "Святая гора" - 34 метра. Протяженность острова 8х4 км, почва глинистая, по берегам песчаная с большим количеством валунов, неплодородна - песок, камень, есть гранитные валуны значительных размеров (остатки ледников).
      
      Самый большой из таких валунов на о. Коневец - Конь-камень, имеет вес более 750 тонн, много валунов находится на рядом расположенном острове Каменный. Местная легенда гласит, что до XIII века Конь-камень служил местом языческих жертвоприношений. Якобы жители побережья, использовавшие необитаемый остров как пастбище для лошадей и другого скота, каждую осень у этого камня оставляли в жертву богам одного коня.
      
      Сосновый лес и ельники занимает 80% территории - лес главное богатство острова, шел на дрова и строительство, иногда на продажу. Воды вокруг Коневца богаты рыбой, рыболовство являлась одним из основных монашеских промыслов (сиг, лосось, рябушка и др.), ежегодный улов в XIX веке - 14 тон, рыбу в основном солили, излишки продавали. Вода у острова Коневец прозрачнее, чем у Валаамского архипелага, а общая плотность рыбы рядом с островом в два раза выше.
      
      2) История монастыря
      
      Согласно официальным данным, Рождество-Богородичный монастырь Новгородской епархии основан на острове в 1393 г. монахом Арсением Коневским (2 пол. IV в. - 1447), он дважды совершал паломничество на Гору Афон (Греция), откуда привез икону Божией Матери, находится в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Шведы захватили остров во время русско-шведской войны 1614-1617, монастырь был разрушен, восстановлен в 1718 году и признан самостоятельным в 1760 году.
      
      * Интервью с игуменом Исидором, настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря; http://ricolor.org/rus/rz/psm/ist/afon/
      
      "Когда-то очень давно, примерно 600 лет назад, молодой монах подвизался на Святой горе Афон. Опыт, который он там получил, - молитвенный, духовный, жизненный - монах решил употребить в дело основания на родной земле обители во имя Рождества Богородицы. Господь благословил его начинание, и в 1396 (?) году на маленьком острове Коневец на Ладожском озере начал строиться монастырь, жизнь которого определялась уставом, привезенным Арсением - так звали будущего преподобного - с Афонской горы".
      
      а) Национальный корпус русского языка
      
      Согласно статистике НКРЯ, в русской литературе XIX века название острова фиксируется в 1877 году, топоним упоминался редко, в древнерусских письменных источниках топоним найти не удалось.
      
      * Полный послужной список наследника цесаревича Александра Александровича (1881): "Отправился на остров Коневец, откуда возвратился вместе с Августейшими родителями в С.-Петербург и в тот же день отправился в Петергоф".
      
      б) Архивные документы
      
      Маштафаров А. В. Сенаник Рождества Пречистей Богородицы Коневского монастыря домовной; http://www.sedmitza.ru/lib/text/5199033/
      
      "На конверте надпись: "Синодик Коневского монастыря, писанный около 1578 г.", ниже чернильный штамп: "Библиотека Љ... И. А. Шляпкина"... Анализ содержания ряда поминаний позволяет датировать основной сегмент синодика 2-й половиной 50-х - началом 60-х гг. XVI в., дополнения сделаны преимущественно до 90-х гг. того же века". Прилагаемый поминальный список насельников (монахов, священников и вероятно монастырских крестьян) содержит более 600 имен, все ли они умерли на острове - неизвестно, тем не менее, очевидно, что в течении XV-XVI вв. на острове в этот период проживало не менее 600 человек, в том числе женщины и дети. Других исторических документов не обнаружено.
      
      3) Обобщение и вывод
      
      * По некоторым сообщениям (не удалось проверить) поголовье коров и лошадей на острове в XIX веке не превышало 40-50 голов - нет сенокосов, нечем кормить животных, основа хозяйства - рыболовство (был небольшой рыболовный флот). В хозяйственном отношении территория острова малопривлекательна - песок, камень, лес, рыба; все это есть и на побережье озера в гораздо большем количестве.
      Самые ранние строения на острове датируются началом XIX века, археологические раскопки не проводились, т.к. после войны остров был закрыт для доступа, здесь располагался военный полигон, где проводились испытания военной техники. Связь топонима с "Конь-камнем" маловероятна, скорее всего, это истолкование имени - этнографическая побасенка XIX века.
      Топоним Коневец косвенно прослеживается по письменным источникам примерно с XV в., скорее всего имя своё получил в период основания и развития монастыря.
      
      Вывод
      
      Имя острова должно быть связано с доктриной иудеохристианства, отшельничество, монашество имело своей целью распространение религиозного учения, монастыри создавались как религиозно-просветительные и экономические центры в отдаленных районах. Целесообразно проверить связь топонима с сакральным языком иудеохристианства: "Господь благословил его начинание" (см. выше, интервью с игуменом Исидором).
      
      4) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - КОНЕВЕЦ = КОНЕ + В + ЕЦ, сразу же появляются рациональные корни иврита (смысл, логика).
      
      * КОНЕ = КОНЭ קוֹנֶה покупатель, Бог, Владыка, хозяин.
      
      * В = связка слова, или слитный предлог - как, в виде.
      
      * ЕЦ = ЕЦА עֵצָה совет, замысел, план, способ, предприятие.
      
      * КОНЕ+В+ЕЦ = КОНЭ קוֹנֶה Бог, Владыка, хозяин + В связка в выражении + ЕЦА עֵצָה совет, замысел, план, способ, предприятие; т.е. по совету Бога, замысел Бога, план Бога.
      
      б) Библейский образ
      
      * Притчи 15:32: "Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает (КОНЭ) разум".
      
      Установить применение термина КОНЭ в Библии, в значении Бог, не удалось, хотя все словари истолковывают термин - 1. Покупатель, 2. Хозяин, 3. Бог; скорее всего термин талмудического периода, в Талмуде (трактат Авот) применяется в значении "создать" (защитника).
      
      * Иов 12:13: "У Него премудрость и сила; Его совет (ЕЦА) и разум" (о Боге).
      
      * Михей 4:12: "Но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета (ЕЦА) Его, что Он собрал их как снопы на гумно".
      
      Таким образом, топоним - составное слово БОГ (ВЛАДЫКА) + ЗАМЫСЕЛ (согласно Божественному замыслу), транслитерация (передача слов другим алфавитом) двух терминов иврита. Характеризует социальную обстановку в этом регионе в XV веке, распространение иудеохристианства, появление социально-религиозного учреждения - монастыря. Находится в связи с топонимом ВАЛ+ААМ (Хозяин озера, см. ст. Валаам), оба монастыря основаны на Ладожском озере приблизительно в одно и тоже время.
      
      Некоторые авторы считают (документами не подтверждают), что между Валаамским и Коневецким монастырем были "прохладные" отношения (борьба за первенство в регионе Ладоги).
      
      Новгородская республика в этот период состояла из земель-"пятин", большая часть побережья Ладоги в XVI веке принадлежала Водской пятине, половина восточной части озера - Обонежской пятине. Пятина принадлежала к одному из пяти "концов" (районов) Новгорода, все общественно-политические и торгово-ремесленные вопросы решались в "концах" (администрация). Вполне возможно, что в именах Коне+в+ец (Замысел Бога (хозяин) и Вал+аам (Хозяин озера) прослеживается этап политической борьбы между пятинами-"концами" Господина Великого Новгорода.
      
      Поговори со мной Отец.
      Здесь Дух Святой повсюду дышит.
      Он все мои вопросы слышит. ...
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 02/12/2015. 9k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка