А. С. Пушкин. Пророк ("Духовной жаждою томим...") (1826)
1) Топонимика
* Серафимовск (Серафимовкий) - деревня в Эхирит-Булагатском районе Иркутской обл. на реке Куда в лесном массиве. Показана на Топографической карте СССР 5 км 1971 г.; ранее не указывалась. Местность заселялась с 1910 г. переселенцами из Белоруссии.
* Серафимовка - деревня в Тайшетском районе Иркутской обл., расположена на речке Акульшетка, таежная и гористая территория. Показана на Карте участков Красноярской переселенческой партии 1928 г. На Карте Канского округа Сибирского края 1930 г.; местность заселялась с 1911 г.
* Серафимовка - деревня в Боровичском районе Новгородской обл. в лесном и болотистом массиве на реке Серебрянка (верх теч. Шалимовка). Показана на Трехверстовке Санкт-Петербургской губернии. Военно-топографической карте 1846 г., 5 дворов; ранее на картах не указывалась. На карте Стрельбицкого 1871 г.
Википедия: "Серафимовка известна родником, который носит название "Голова". По легенде в роднике "Голова" произошло явление чудотворной иконы святой Параскевы, поэтому сама чудотворная икона получила имя "Пятница в головах". Икону, как считали верующие, несколько раз приносили на это место шестикрылые Серафимы, от этого считают и пошло название деревни". ???
* Серафимовка - село в Ольгинском районе Приморского края в лесном и гористом массиве на реке Арзамазовка. Показана на Карте части Приморской обл. с показанием маршрутов экспедиции 1913 г.; судя по картам бассейн р. Арзамазовка начал заселятся прим. с 1910 г. На Карте Приморской обл. 1914 г.; на Схематической карте Ольгинского уезда 1917 г. На Карте РККА Приморья и Хабаровского края 5 км 1939-41 гг.
* Серафимовское - село в Сивинском районе Пермского края в лесном массиве у истока Камы. Показано на Пермская губерния на карте 1914 г. - Серафимовское, церковь. На Административной карте Молотовской обл. 1943 г. - Серафимовск. На Топографической карте СССР 5 км - Серафимовское.
* Серафимовское - село в Арзгирском районе Ставропольского края. Показано на Дорожной карте Кавказского края 1903 г. - Серафимовское, церковь; ранее на картах незаселенная территория. На Военно-топографическая пятиверстная карта Кавказского края 1926 г. На Карте РККА юга России 2 км 1932-41 гг.
* Серафимовский - село в Туймазинском районе Башкортостана, у лесного массива. Показано на Карте Уфимской губернии 1912 г. - Серафимовка. На Административной карте Чкаловской обл. 1939 г. - Серафимовка. На Американской топографической карте СССР. Поволжье, Прикамье и Урал 1942-50 гг. - Serafimovskiy. На N-39 карты СССР. Самара (Куйбышев), Ульяновск, Казань 1970-90 гг. - село Серафимовка, рядом: город Серафимовский и поселок Серафимовский.
2) Термин в старорусской, богослужебной и исторической литературе
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. РАН, М., 2000, с. 75; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_24.pdf
Серафимъ. Шестикрылый ангел высшего ангельского чина. "Хрини ся от пития, серафимъ бо еси плътяныи и не лепо ти есть прилипати къ пияньству", Изб. Свят. 1076 г. "Хто суть серафими: силы святые четверообразно и шестокрыльнии и многоочити", Корм. Балаш., XV в.
б) Национальный корпус русского языка
* Ростовский и ярославский епископ Феодосий Бывальцев. Формулярный извод поучения пресвитеру и обращения [ростовского и ярославского] архиепископа [Феодосия Бывальцева к ежегодно созываемому в неделю православия собору епархиальных священников] (1454): "О сем же и еще тя молю, о служителю таин Христов-удалися от пьяньства: серафим бо еси плотяный и служиши бо телу Христову, не лепо ти есть упиватися, ни любодеанию прилежати".
* Г. Р. Державин. На освящение храма Казанской Богородицы, в С.-Петербурге ("Уж не Фавора ль я на раме...") (1811)
Так, если силой теплой веры
Мы и невидимое зрим,
Мой дух сквозь недостижны сферы,
Как огнекрылый Серафим,
Парит в обитель душ блаженных
И в чувствах тонких, безмятежных
Молитвы слышат их за нас.
в) Толковый словарь В. Даля
Сераф, м. серафим евр. в переводе: горящий, пламенеющий; названье одного из высших ангельских чинов; серафимы изображаются шестикрылыми. Серафимская песнь.
г) Храмы Серафима Саровского начала XX в.
* Храм Святого Серафима Саровского в Вятской епархии, в городе Кирове, осн. 1904 г.
* Храм Преподобного Серафима Саровского в Курске в Железнодорожном округе города Курска, построен в 1903-1905 гг.
* Храм Преподобного Серафима Саровского в Кунцеве - в Западном Округе города Москвы, в районе "Можайский" (во время основания - подмосковное село, с 1925 город Кунцев), освящен в 1909 г.
* Храм преподобного Серафима Саровского в Петергофе, бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, освящен в 1906 г.
* Храм Серафима Саровского в Ростове-на-Дону, построен 1904-11 гг.
* Церковь преподобного Серафима Саровского - деревянная церковь в Приморском районе Санкт-Петербурга, освящена в 1907 г.
* Храм преподобного Серафима Саровского - приходской храм Санкт-Петербургской епархии в посёлке Песочном в Курортном районе города Санкт-Петербурга, упоминается с 1904 г.
* Храм во имя преподобного Серафима Саровского в Саратове, освящен в 1903 г.
* Храм преподобного Серафима Саровского (Церковь Пресвятой Богородицы в Старой Мызе, Богородицкая церковь, Серафимовская церковь, Серафимосаровская церковь) в городе Серпухове Московской обл., построен в 1915 г.
* Храм Серафима Саровского в Туле, освящен в 1906 г.
* Церковь преподобного Серафима Саровского - православный храм в селе Турнаево Болотнинского района Новосибирской обл. Первый в Сибири храм, освящённый во имя преподобного Серафима Саровского, освящен в 1914 г.
3) Обобщение
а) Имя Серафим распространено в духовном сословии (епископы, настоятели монастырей, монахи), в среде других сословий использовалось редко. Термин "серафим" зафиксирован в церковнославянской богослужебной литературе с 1076 г. (т.е изначально).
а) Серафим Саровский (1754 - 1833) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.
Согласно старым картам, деревни Серафимовка, Серафимовское появились примерно в один период времени с 1846 по 1915 гг., на пространстве от Балтики и до Тихого океана. Для освоения отдаленной, необжитой земли (колонизации) нужно совершить трудовой человеческий подвиг и посвятить этому всю жизнь.
Серафим Саровский послужил примером, духовным образом при проведении правительственной и церковной колонизации кон. XIX - нач. XX вв. С 1839 Церковь издает жизнеописания Серафима Саровского (почитание его в народе началось еще при его жизни), а в 1903 г. он был канонизирован Российской церковью в лике преподобных (разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом) по инициативе императора Николая II.
б) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона/Ангелология
Библейский период. ... Рассматривая же небесное воинство во всей его совокупности, следует различать херувимов, בדובים, серафимов, שדפים, и хаиот, חיוה, (живые существа), офаним, אזפניס (колеса) и арелим, אדאלים (значение этого слова еще не ясно). Господь Бог описывается сидящим на херувимах и как "Господь воинств, который пребывает между херувимами"; херувим же охранял путь к древу жизни (I кн. Сам., 4, 4; Пс., 80, 2; Быт., 3, 24). Исаия (6, 2) описывает серафимов шестикрылыми; Иезекиил же (1, 5 и сл.) представляет хаиот и офанимов в виде небесных существ, влекущих престол Господень.
См. стронг иврита 8314 и 8314b САРАФ; https://biblehub.com/hebrew/8314.htm
б) Библейский образ
* Исаия 6:2: "Вокруг Него стояли Серафимы (ивр. СЕРАФИМ в евр. текстах Вестминстерского Ленинградского Кодекса 1008 г.); у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал".
* Исаия 6:6,7: "Тогда прилетел ко мне один из Серафимов (ивр. СЕРАФИМ), и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен".
Таким образом, деревни Серафимовка получили имя в честь Святого Серафима Саровского в ходе правительственной и церковной колонизации XIX-XX вв. Имя Серафим образовано от термина иврита СЕРАФИМ - высшие ангелы стоящие вокруг Бога, поддерживающие престол Бога.
Вполне возможно, что распространенность имени в духовной среде связана с главной обязанностью священника - поддерживать Престол Бога (Правящий центр Бога в аврамических религиях).