Приставка: не-; корень: -год-; суффикс: -яй. Значение: бран. негодный, подлый, низкий человек, внушающий негодование. Этимология: происходит от не- + годиться. Буквально означало "не подходящий, не годящийся" (к военной службе) Использованы данные этимологического словаря Г. А. Крылова. (???)
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1986;
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_11.pdf
также И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка...
http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijL-O.pdf
* Негодити - не нравиться, быть неугодным; Ефр. Корм., XII в.
* Негодный. 1. Непригодный, 1667; 2. Плохой, вредный. 1663. 3. Неугодный - тот, кто не подходит, нежелателен: "И подкладывает на плеща свои толстоту ... яко повеле ему бог быти мало возраста ...и сотворяет ся тако, якоже негоден есть богу", Ерем. Ерм. XVI в. 4. Мерзость - тот, кто вызывает отвращение. XIV в. 5. Недостойный, XVII в.
* Негодование. 1. Гнев, недовольство; "Князь ... услыша на себе негодование..", Ник. лет. "Егда бо правда одолевает безаконию, тогда бо милосердие божие к себе привлачимъ, а егда ли грехъ, тогда и негодование божие", XVI в. 2. Мерзость, XI в. ...
* Негодяй - имя собственное. "Негодяй Евьвсевьев сын...", 1397-1427.
2) Применение термина в старорусском языке
а) Национальный корпус русского языка
* Студийский устав // Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М. 2001. С. 368-420: ..."и велико наводѧ ѿ ба͠ (от Бога) негодованиѥ бестѹдьнѹмѹ мьнихѹ"...
* Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): "И тако сразившеся, многа телеса падааху, и Богу помогшу великому побѣдоносному Дмитрею, и побѣждени быша погании татарове и конѣчнѣй пагубѣ предани быша: видѣвше бо окааннии на себѣ богопустный гнѣвъ и Божие негодование, вси на бѣжание устремишася".
* Московский летописный свод (1479-1492): "Митяи же большее себѣ оправдание прия и дрьзновение стежа и поношение на Деонисья и негодование".
* Разъезжая грамота Д. В. Фомина на митрополичью землю Старосельскую с землей кн. Михаила Андреевича Мануйликовой в Белозерском у (1476-1486): "А туто были на розъезде у Данила: староста угольской Сава Филипов, да Захар Негодяев, да Олеша Васильев, а митрополичи были - Митя Юркин, да Володя, да Сысойко Терехов, да Иванко Негодяев".
* Псковская 3-я летопись: Строевский список (1400-1568): "Аще ли кто и в саноу приобидити начнеть церковная оправданиа, или привлачающе насильемь епископа и попа и диакона, и всяко просто рещи священническаго чина или манастырем даное граблением отнимаема от нихъ, все даное богови, аще кто изообрящется се творя негодование и нерадство и бещиние велие, мяты святыми церквами, четверицею да вдасть паки вспят церковное".
* Сотная с книг письма Василия Ивановича Наумова и Иная Ивановича Ордынцева на вотчины Тр.-Ип. монастыря в Мерском, Сотском и Корзле, Осецком, Андроникове, Сущове, Козурском, Дуплехове и Плоскине стт. и вол. Немда Костромского у (1562): "(в) (выселки) Ивашко Негодяй".
* Выпись из писцовых книг Ф. Ф. Липятина на митрополичьи владения в Вологодском у (1501-1503): "Медведково: в. Иевик Онтонов да Петрок Новик. Калитное: в. Негодяй Кряжок...".
* Выпись из писцовых книг П. Г. Заболотского на митрополичьи владения в Опольском и Боголюбском станах, Владимирского у (1497-1499): " в. Негодяй".
* Писцовая выпись Данилы Петровича Житова и Федора Комынина на вотчину Чудова монастыря Высоцкую вол. Коломенского у (1578.04.28): "(Дрв) Климовская на реке на Цне: (в) Родя Иванов, (в) Троша Негодяев, (в = выселки, новое поселение крестьян из соседнего села).
* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 11 (1823): "... Годунов обнародовал историю беглеца чудовского, вместе с допросами монаха Пимена, Венедикта, чернеца смоленского, и мещанина ярославца, иконника Степана: первый объявлял, что он сам вывел бродягу Григория в Литву, но не хотел идти с ним далее и возвратился; второй и третий свидетельствовали, что они знали Отрепьева диаконом в Киеве и вором между запорожцами; что сей негодяй, богоотступник, чернокнижник с умыслу князей Вишневецких и самого короля дерзает в Литве называться Димитрием".
* Н. Г. Чернышевский. Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева "Ася" (1858): "Я не говорю уже об этой неоцененной душевно-практической выгоде, не говорю даже и о том, сколько денежных выгод доставит вам мудрая снисходительность к людям: вы совершенно радушно будете встречать негодяя, которого прогнали бы от себя прежде; а этот негодяй, быть может, человек с весом в обществе, и хорошими отношениями с ним поправятся ваши собственные дела".
* Н. А. Добролюбов. Черты для характеристики русского простонародья (1859): "Всякая свободная, естественная логика заменяется житейскими правилами, примененными к рабскому положению ребенка, вроде тех увещаний, какие тетка делала Маше, говоря, что "известен нрав барский: будь негодяй, да поклонись ― и все ничего; будь и чист и свят, да скажи слово поперек ― и нет тебя хуже"".
* М. Е. Салтыков-Щедрин. Современная идиллия (1877-1883): "И в древности, и в новейшие времена ― всегда существовал негодяй (иначе откуда же мы получили бы представление о позоре), но он прятался в темных извилинах человеконенавистнического ремесла и там пакостил, следуя в этом примеру своего прототипа, сатаны". ...
"Ныне негодяй сознал самого себя и на вопрос: что есть негодяй? ― отвечает смело: негодяй ― это я! Подобно отцу своему, сатане, он не чувствует даже потребности выяснить себе сущность негодяйской профессии, а прямо на глазах у всех совершает негодяйские поступки и во всеуслышание говорит негодяйские речи".
б) С.Б. Веселовский. Ономастикон... М., 1974
Негодяй, Негодяев: Негодяй, крестьянин, 1501 г., Ростов; Верига Негодяев [см. Верига], судья, 1550 (1553?-С. В.) г., Рязань; Калина [см. Калина] Негодяй Сергеев, холоп, 1594 г., Новгород; Иван Негодяев, холоп, 1602 (1604? - С. В.) г., Новгород [см. Ванчугов, Лугвеневы, Семушкин].
3) Топонимика по Спискам населенных мест Российской Империи 1862-68 гг. и в современном состоянии
* Негодяева (с 1926 г. Тихомирово) - деревня, Клинский район Московской обл. в лесном массиве на реке Мал. Сестра. Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в. 1770 г. На карте Шуберта 1832 г., 28 дворов.
* Негодяево (ныне Крутец) - деревня в Конаковском р-не Тверской обл. на реке Крутец в лесном и болотистом массиве. Показана на карте Шуберта 1832 г., 32 двора, церковь. На Карте РККА Валдайской возвышенности • 2 км 1931-41 г. - Негодяево. Краеведение: "Деревня Крутец (прежде - село Негодяево) находится в 16-ти км к юго-востоку от города Конаково. В первой половине ХVII в. оно являлось вотчиной Оршина Савватьевского монастыря".
* Негодяево - деревня, Ярославский уезд Ярославская губ. Показана на карте Шуберта 1832 г.; на карте Менде 1857 г. На карте Стрельбицкого 1871 г.; на советских картах деревня не указана (переименована?).
* Негодяево (ныне Новоселовка) - деревня, Ильинский район Ивановской обл. Показана на ПГМ Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. 1785 г. - Новоселка, Негодяевка тож. На карте Шуберта 1832 г. - Негодяиха. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г. - Новоселки (Негодяевка). На Карта РККА O-37 (Г) N-37 (Б, север) • 1 км. Владимирская, Ивановская, Ярославская области 1935-41 - Новоселка.
* Негодяево (с 1950 гг. Петрово) - деревня, Смоленский район Смоленской обл. в болотном массиве. Показана на карте Военные действия в окрестностях Смоленска и Витебска в 1812 г. - Негодяева; на карте Шуберта 1832 г. Карте РККА N-36 (А) • 0.5 - 1 км. Смоленская область. Витебская область Беларуси 1923-41 гг.
* Негодяевская (Речная с 1965 г.) - деревня, Мышкинский район Ярославской обл. на реке Волга в лесном и болотистом массиве. Показана на ПГМ Рыбинского уезда Ярославской губ. 1795 г. - Негодяева. На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. - Негодяевская.
* Негодяевское (ая, Островки?, ныне урочище) - деревня, Пошехонский район Ярославская обл. в лесном массиве. Показана на Карте Пошехонского уезда Ярославской губ. 1798 г. - Негодяевская; на карте Шуберта 1832 г. - Негодяева. На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. - Негодяевская.
* Негодяиха - деревня, Старицкий район Тверской обл. на речке Малиновка в лесном и болотистом массиве.Показана на карте Шуберта 1832 г. - Негодяика. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г. - Негодяйка, 25 дворов. На Карте РККА Валдайской возвышенности • 2 км 1931-41 гг.
* Негодяиха - деревня (ныне урочище), Собинский район Владимирской обл. Показана на Статистической карте Юрьевского уезда 1815 г. На Карте РККА O-37 (Г) N-37 (Б, север) • 1 км. Владимирская, Ивановская, Ярославская обл. 1935-41 г.
* Негодяйка - нежилая деревня, Угличский уезд (район) Ярославская губ. (обл.), в лесном и болотистом массиве. Показана на карте Шуберта 1832 иг. - Негодяйкина. На Карте Менде Ярославской губ. - Негодяйка, 15 дворов. На Немецкой военной карте второй мировой войны онлайн. Европейская часть СССР. Трехкилометровка 1930-41 гг. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970-90 гг..
* Негодяево - деревня (ныне урочище), Вологодский район Вологодская обл. в лесном и болотистом массиве у реки Вотча. Показана на ПГМ Вологодского уезда Вологодской губ. 1789 г. На карте Шуберта 1832 - Негоднева; на карте Стрельбицкого 1871 г. - Негодниха. На Карта Вологодского уезда 1906 г. издания уездного земства - Негодяево.
* Негодяево - деревня (ныне урочище), Медведевского района Мари Эл. Показана на ПГМ Царевококшайского уезда Казанской губ. 1798 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. у лесного массива. На Фрагменте топографической карты Татарской АССР 1946 г.
4) Обобщение и вывод
а) Считают, что термин "негодяй" получил бранное значение (подлый, низкий человек)в нач. XIX в., а до этого периода означал негодного к военной службе человека.
В старорусских актах и литературе XI-XVI вв. используется терминология: негодити, негодный, негодование. Общий смысл (значение) термина: "и сотворяет ся тако, якоже негоден есть Богу"; "а егда ли грехъ, тогда и негодование божие".
"Негодяй" - как имя собственное используется c XV в., топонимы Негодяй (с XVв.), деревни Негодяево, Негодяйка, Негодяевское зафиксированы на картах XVIII-XX вв.
* Словарь церковнославянского и русского языка 1847 г.: "Негодяй - негодный, безнравственный человек, негодник".
* Поэт Н. И. Глазков, в стихотворении "Характеристика" ("Не жулик, не бандит, не сволочь...") (1938-1979):
Не жулик, не бандит, не сволочь,
Не негодяй и не злодей,
Ни днём, ни вечером, ни в полночь
Не обижающий людей.
Вывод
Термин относится к категории морали (добро и зло) и нравственности (правила поведения), следовательно, его надо рассматривать в связи с этими библейскими категориями.
Язычество ограничивало территорию властью своих богов, соседи-иноверцы считались врагами, постоянные войны препятствовали развитию общества. Человек не мог приспособиться в быстро меняющейся государственной и религиозно-политической обстановке, развить производство товаров, продуктов и создать семью.
Нравственность (не обижающий людей) и мораль, на русском культурном пространстве базовой основой имеют философскую доктрину иудеохристианства. Главная мысль - создание единого хозяйственного пространства, где люди, товары и технологии передвигаются свободно, без угрозы для жизни, здоровья и имущества, по единым общим правилам уставленным Высшим Авторитетом - Богом.
Ветхий и Новый Завет - основные регламентирующие документы, вся русская литература (богослужебная и светская) обращается вокруг образов Библии. Общество и человек обучались и воспитывались социальным отношениям в системе иудеохристианской Церкви (конкретно в церковном приходе). Других идеологических организаций влияющих на сознание и мышление человека, и организацию общества история не находит.
Осталось только "связать" образы и терминологию Библии с церковнославянским (язык богослужения), русским языком.
5) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термины с общим корнем (основная часть, лексическое значение) в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
НЕГОДЯЙ, НЕГОДИТИ, НЕГОДНЫЙ, НЕГОДОВАНИЕ = НЕГОД+ЯЙ, НЕГОД+ИТИ, НЕГОД+НЫЙ, НЕГОД+ОВАНИЕ. Очевидно, что общий корень - сочетание знаков НЕГОД, подобный корень есть в библейском иврите (иврит язык согласных, гласные и сегодня не пишут) - Н.Г.Д.
* Значения корня иврита Н.Г.Д. по О. М. Штейнбергу. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с 294.
** ХУГАД (от НАГАД) הֻגֵּד доносить, докладывать, извещать.
а) Терминология, общий вид
русск. НЕГОДЯЙ = НЕГОД+ЯЙ (АЙ) = ивр. НЕГЕД נֶגֶד 1. пред, издали, вдали. 2. против, супротив, противостоять, противодействовать, досаждать + ЙЙА יְיָ Господь (сокращенная форма написания непроизносимого имени Бога в иврите).
Смысл (идея термина) - противодействующий Заповедям Бога, делает то - что неугодно Богу; т.е. человек, не соблюдающий общие правила поведения в обществе уставленные Высшим Авторитетом - Богом.
* См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5048. Оригинал: נֶגֶד. Произношение: нэгэд. Часть речи: Этимология: от H5046 - против, напротив, пред, впереди.
* Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона/Имена Божии (сокращенные формы имени)
Если данное выше объяснение формулы יהוה (ЙХВЕ) признать правильным, то первоначальное произношение этого имени должно было звучать - Jahweh, יהוה (ЙХВЕ), или Jahaweh. Отсюда уже возникают те сокращенные формы Jaho (יהו) и Jo (יוֹ, сокращенное из יהו), которые входят в состав многих собственных имен, как первая составная часть их, и Jahu, или Jah (יהוֹ или יה), как вторая часть этих имен; точно так же сокращенной формой имени יהוה считается Jah - יה.
Примечание: в передаче термина на русский буква иврита he (Х-Г) часто в русской форме имени писалась как И (например в имени Ииуй (יהוא) ; также в текстах применялась сокращенная форма ЙЙА יְיָ Господь.
"Беззакония (бунт, преступление, спор) мои я сознаю, и грех мой всегда предо (ивр. НЕГДИ от НЕГЕД) мной".
* Екклесиаст 4:12: "И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против (НЕГЕДО от НЕГЕД) него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется".
* Судей 20:34: "И пришли пред (дословно, НЕГЕД выступили против) Гиву десять тысяч человек отборных из всего Израиля, и началось жестокое сражение; но сыны Вениамина не знали, что предстоит им беда".
* Иеремия 20:10: "Ибо я слышал толки многих: угрозы вокруг; "заявите (ХАГИДУ вНАГИДену от НАГАД), говорили они, и мы сделаем донос ". Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: "может быть, говорят, он попадется, и мы одолеем его и отмстим ему"".
Таким образом русская "негодяйская" терминология (ивр. Н.Г.Д.) вписывается в библейскую систему морали и нравственности. Указывает на человека, не придерживавшегося Заповедей Бога, совершающего порицаемые в обществе поступки, противопоставляя свой образ жизни стандартам поведения и традициям социальной группы людей в которой живет; "прямо на глазах у всех совершает негодяйские поступки и во всеуслышание говорит негодяйские речи" (Салтыков-Щедрин).
В русской литературе XIX-XX веков множество примеров применения термина "негодяй" по любому поводу, преимущественно в отношениях старший-младший.
Топонимика Негодяево, Негодяйка, Негодяевская скорее всего указывает на изгнание из деревни (города, общественной жизни) "негодяя" на выселки (поселение вдали от деревни) или на высланных из городов "неблагонадежных, инакомыслящих, не желающих жить стандартно". Приведенные примеры из старорусских актов указывают, что выселки Негодяй являлись монастырскими владениями; священник каждого прихода контролировал поведение и моральный облик прихожан.