И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха.
И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох
Бытие 4:17 (первый город в Библии, ивр. Ханох)
1) Топонимика
а) Топонимы Российской Империи XVIII-XX вв.
* Анохово - село в Жирятинском районе Брянской обл. у реки Уса, упом. с 1708 г. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Онохова. На Трехверстовке Брянской обл. Военно-топограф. карте 1868 г. Карте РККА N-36 (Г). Брянская, Калужская и Орловская обл. 1932-41 гг. - Онохово. На Топографической карте СССР 1971 г. - Анохово.
* Анохино - деревня в Ковровском районе Владимирской области. Показана на Генеральной карте Владимирской губ. 1804 г. На Карте Ковровского уезда Владимирской губ. 1808 г. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г.; на карте Стрельбицкого 1871 г.
* Анохино - деревня в Меленковском районе Владимирской обл. на реке Ока. Показана на Генеральной карте Владимирской губ. 1804 г. - Онохина. На Карте Меленковского уезда Владимирской губ. 1808 г. - Анохина. На карте Шуберта 1832 г. - Онихина. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г. - Анохина.
* Анохино - деревня в Грязовецком районе Вологодской обл. на речке Бакланка. Показана на Геометрической карте Вологодской губ. 1785 г. - Анохинское (Герасимовское). На Карте Грязовецкой округи конца XVIII в., 1794 г. - Онохина. На карте Шуберта 1832 г., Стрельбицкого 1871 г. - Анохина.
* Анохинское - деревня в Великоустюгском районе Вологодской обл. на реке Стрельня. Показана на Карта Великоустюгской округи конца XVIII в., 1794 г. На карте Шуберта 1834 г. - Анохинская. На карте Стрельбицкого 1871 г.
* Анохино - деревня (урочище с 1950 гг.) в Слободском районе Кировской обл. Показана на Карте Слободского уезда Вятской губернии 1893 г. (переселенческие участки?) - Анохины. На Трехверстовке окрестностей Белой Холуницы и Омутнинска 1898 г. - Анохины. Американской топограф. карте СССР. Поволжье, Прикамье и Урал 1950 г.
* Анохинцы - деревня в Кумёнском районе Кировской обл. на речке Бабановка. Показана на Специальной карте Вятской губ. 1868 г. - Онохина. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Онохинская; и на Карта Нолинского уезда Вятской губернии 1887 г. На O-39 карты СССР. Киров, Ижевск 1970 г. - Анохинцы.
* Анохино - деревня в Егорьевском районе Московской обл. на реке Цна. Показана на Карте Рязанского наместничества из атласа Горного Училища 1792 г., церковь. На Карте Менде Рязанской губ. 1850 г. На карте Стрельбицкого 1871 г., 6 дворов.
* Анохинское - село в Ирбитском муниципальном образовании Свердловской обл. на речке Мостовушка. Показана на Карте Стрельбицкого 1871 г. - Онохино, 12 дворов, на карте издания 1919-1921. Восток - Анохина, 12 дворов.
* Анохово - деревня в Сафоновском районе Смоленской обл. на реке Вопец, упом. во владельческих актах 1610 г. Показана на ПГМ Дорогобужского уезда Смоленской губ. 1780 г. На карте Шуберта 1832 г., Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935-41 гг.
* Анохово - деревня в Печорском районе Псковской обл. на берегу Псковского озера. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г., 3 двора. На Двухверстке запада Псковской обл. 1915-30 гг.
б) Топонимы советского времени
* Анохино - деревня в Богородицком районе Тульской обл. на речке Муравлянка. Показана на Плане Генерального Межевания уездов Тульской губ. 1776-97 гг., на этом месте соседствуют три деревни Муравлянка. На Трехверстовке Тульской обл. Военно-топограф. карте 1874 г. - Дуровка (Муравлянка). На Карте РККА N-37 (В). Орловская, Липецкая и Тульская обл. - Дурово. На Топографической карте СССР • 5 км 1971 г. Анохино.
* Анохинка - посёлок в Таловском районе Воронежской обл. в истоке речки Добринка. Показан на Карты РККА 1937-41 гг., ранее на картах не указывался.
* Анохино - деревня (урочище с 1950 гг.) в Юхновском районе Смоленской обл. на реке Угра. Показана на Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935-41 гг., ранее не указывалась.
2) Национальный корпус русского языка
* Василий Калика. Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае (1347): "А се, брате, в Прилозѣ всѣмъ явлено есть, в чюдесѣх святаго архангела Михаила, что възмяи праведнаго Еноха, посади его въ честномъ раю".
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): "Сеи Ламехъ уби два брата Енохова и поя собѣ женѣ ею; сеи же Святоплъкъ новыи Ламех, иже ся бѣ родилъ от прелюбодѣаниа, иже изби братию свою, сыны Гедеоновы, тако и сии бысть".
* Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов (создатель первой переводной полной Библии в России). Формулярный извод послания новгородского архиепископа Геннадия Гонзова сарскому и подонскому епископу Прохору (1482-1483): "Да потом Енох праведный исписал дни и часы и лета. ... И Енох праведный напися: "Преже даже вся не быша постави бог века тварнаго".
* Соборное уложение 1649 г (1649): "А збирати те денги погодно в Посолской приказ, по новым переписным книгам, а не по сошному писму, чтобы в том денежном зборе никто в ызбылых не был, занеже таковое искупление общая милостыня нарицается, и благочестивому царю и всем православным християном за то великая мзда от Бога будет, якоже рече праведный Енох, не пощадите злата и сребра брата ради, но искупите его, да от Бога сторицею приимете".
* Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск пятый: XVII столетие (1862-1875): "Но явятся Энох и Илия и станут проповедывать против Антихриста; проповедь их будет (сообразно апокалипсису) длиться тысячу двести шестьдесят дней".
* И. Е. Вольнов. Повесть о днях моей жизни (1912): "Каменцы оторопели, но выискался храбрец ― беззубый, пожелтевший от старости солдат, кривой на правый глаз Аноха, Карс брал приступом".
* Память в приказ Большого прихода Ивану Ивановичу Баклановскому и дьяку Григорью Протопопову по челобитной атаманов Богдана Афанасьева, Алексея Федорова и казаков их станицы о даче им поденного корма (1633.12.13): "... Аноха Ѳалимовъ... (список имен)".
* И. В. Омулевский. Шаг за шагом (1870): "Онохов был казак из обрусевших камчадалов, состоявший при исправнике в качестве вестового. ... "Опять курится", ― объясняет Светлову-ребенку сопровождающий его казак Онохов, указывая рукою на дымящуюся вершину".
3) Обобщение и вывод
а) Топонимика и фамилия
Топонимика Анохино-Анохово (Онохово) зафиксирована на картах кон. XVIII-XX вв., в центральных и сибирских губерниях. Уникальная (редкая) фамилия-прозвище Аноха в старорусских актах регистрируется с 1633 г., фамилия Анохин, Анохов отмечена в источниках Нац. корп. русского языка с 1880 гг., Енохин с кон. XVIII в., обычно духовенство.
В Рязанской и Московской губернии с XVII по XIX вв. записаны 30 малопоместных дворян Анохиных, связь носителей фамилии с деревнями Анохино установить не удалось.
б) Интерпретация (понимание имени)
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.
с. 15. АНОХА, муж. простак, простыня, простофиля, недоумка; Ой ты, Аноха-праведник. Время плохо: стал указчиком Аноха. Аноха Аноху да впряг в соху (Аноха входит в десяток пословиц, поговорок).
В Словаре В. Даля статья Аноха представлена дополнением - "Прибавление и поправки, в конце 1 части 1863 г.: "вероятно Енох, Энох". Возможно влияние цензоров (Церкви).
* Примечание. В России этнография (наука о народе) начала оформляться с 1830 гг. Исследования быта, языка, традиций народа и издание соответствующей литературы финансово обеспечивала зарождавшаяся промышленная буржуазия (борьба за власть с аристократией). Толковый Словарь В. Даля печатался в типографии М.О. Вольфа, первого в России книжного миллионера.
в) Православная энциклопедия (ст. сокращена);
https://www.pravenc.ru/text/189985.html
Енох [евр. Ханох חֲנוֹךְ, греч. ᾿Ενώχ], имя 2 упомянутых в Библии лиц.
1. Cын Каина, отец Ирада. Именем Еноха назван построенный Каином город (первый упом. в Библии - Быт 4. 17-18).
2. Ветхозаветный праотец, потомок Адама и Евы в 7-м поколении, сын Иареда и отец Мафусала, прадед Ноя (Быт 5. 18-24; 1 Пар 1. 3). ... обширная легендарная традиция, возникшая в иудаизме на рубеже эр и получившая распространение также в христианстве.
Имя Енох этимологически связано с западносемит. корнем - вводить, начинать (Reif. 1972). Исследователи предлагают и др. значения имени Е.: "основатель" - как указание на то, что с его именем связано основание 1-го города в Быт 4. 17 (Westermann. 1984. P. 327), или "посвященный" - как напоминание об апокрифической традиции посвящения Еноха в таинства мира (VanderKam. 1984).
Ветхозаветный рассказ о Енохе отличается краткостью и таинственностью. Его жизнь значительно короче ... он благочестив - "ходил... пред Богом" (Быт 5. 22); ничего не говорится о смерти Е., вместо этого сказано: "...и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт 5. 24). ...
В межзаветных апокрифах (Ветхий - Новый Завет)
Енох предстает как образец праведника, книжник, мудрец и тайнозритель, познавший тайны творения и устройства мира, его прошлое и будущее. Более того, явно прослеживается тенденция к наделению Е. ангельскими атрибутами. Наконец, с именем Е. начинают связывать астрологические и астрономические открытия. Так, Псевдо-Евполем (вероятно, самаритянский автор нач. II в. до Р. Х.) упоминает Е. как одного из первооткрывателей астрологии, ...
Иконография
Енох, ... изображался среди пророков во фресковых циклах новгородских церквей XIV в.: в барабане ц. Преображения в Вел. Новгороде (1378) - ... в медальоне на склоне вост. подпружной арки в ц. Успения на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380)... врезок с живописью 50-60-х гг. XVI в. в доску XVIII в. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля: и т.д.
Вывод
На культурно-религиозном пространстве России имели представление о библейском деятеле Енохе с XIV в., однако церквей Еноху не посвящали.
Скорее всего топоним представляет общий корень иврита, от которого произведено греч. имя Енох (ивр. Ханох), закрепившееся на русском культурном пространстве. Целесообразно связать топонимику Анохово... с библейскими образами и терминологией. Других направлений поиска смысла имени пока не имеется.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
АНОХОВО, АНОХИНО = АНОХ+ОВО, АНОХ+ИНО = общий корень топонима АНОХ, отождествляется с библейским деятелем ЕНОХом. Септуагинта, греческий перевод Ветхого Завета трактует ивр. ХАНОХ חֲנוֹךְ как ЕНОХ.
* ХАНОХ חֲנוֹךְ освященный, библейское имя, в греч., русск. переводе Енох.
ХАНУКА חֲנֻכָּה посвящение, торжественное открытие (стронг 2598, Числа 7:10); еврейский праздник Ханукка в память востания Маккавеев; совр. праздновать новоселье, лампадка зажигаемая в праздник Ханукка.
Общий вид
АНОХОВО=АНОХ+ОВО= русск. корень АНОХ = ивр. ХАНОХ חֲנוֹךְ библейское имя Енох; или ХАНОХ חֲנֹךְ посвящать, освящать, торжественно открывать (в общем новоселье).
Скорее всего, топоним Анохово/ино сообщает нам об официальном освящении священником новой деревни (ввод места в культ Бога); т.е. - Освященная или Посвященная Богу/ом. Современное еврейское имя Ханох - освященный.
Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H2585. Оригинал: חֲנוֹךְ. Произношение: ханокх. Часть речи:. Этимология: от H2596 - Енох.
Примечание
См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный (передача терминов иврита на церковнославянский (русский) язык
При транслитерации (передача средствами другого алфавита) терминов иврита на русский язык происходили изменения в фонетике и графике слова. Это видимо касается и греческого языка, где евр. Ханох было преобразовано в греч. Енох, а затем перешло и в русский язык.
Буква иврита Хет (Х, первая в слове "ханох") в большинстве случаев не выражается в русской транскрипции никакой буквой; иногда "хет" - Е или А, встречается как Х и как Г, Й. Строгих правил толкования имен не было, традиции перевода в монастырях были разными.
* Бытие 5:24: "и его жизнь шла с Богом. И не стало Еноха (ХАНОХ): Бог взял его к Себе".
* 3 Царств 8:63: "Соломон принес Господу пиршественные жертвы: двадцать две тысячи быков и сто двадцать тысяч баранов. Так царь и все израильтяне торжественно освятили (ЙАХНЕХУ от ХАНАХ) Храм Господень.
* Неемия 12:27: "Когда пришло время торжеств по поводу завершения строительства иерусалимской стены, отовсюду в Иерусалим были созваны левиты - для радостных торжеств (ХАНУКОТ от ХАНАХ торжество по случая освящения, новоселья) с благодарственными молитвами, пением, игрой на кимвалах, арфах и лирах".
Таким образом, связав топоним неясного содержания с сакральной терминологией главенствующей идеологической доктрины, мы смогли найти его смысл (религиозную идею) - Освященная Богом.