Аннотация: Археологические данные показывают, что часть населения Булгарии пришла из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века.
Даже в имени Костромы, над разгадкой
которого останавливается ученый исследователь,
кроется очарование седой старины
В.К. Лукомский
См. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0
Кострома - город на левом берегу реки Волга, расположен в месте впадения реки Кострома в Волгу, здесь река Волга круто меняет своё направление и поворачивает на юго-восток.
1) История
Историками отмечено, что человек издавна селился у воды - биологическая потребность в чистой питьевой воде, источник, река находится в основании любого города. Реки в древности направляли деятельность людей, по рекам и вдоль них осуществлялись торговые связи, крупные реки с дальними торговыми путями привлекали значительное население, вдоль них основывались государства. Развитие экономических отношений по рекам необходимо требовало создание инфраструктуры торгового пути - поселений, городов, ремонтных и перевалочных баз. Очевидно, что Волжский путь "из варяг в хазары" был изучен и описан, наиболее, выдающимся географическим объектам и точкам были даны названия, некоторые из них дошли до нашего времени в сохранившихся рукописях.
* Абу Хамид Ал-Гарнати (1080-1169), "Сочинения"
"В стране Ару, согласно ал-Гарнати, "охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок", и от них идут "чрезвычайно хорошие шкурки бобров" (Ару - территория финно-угорских племен). "А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар (Волжская Булгария), приносят большую прибыль. Затем булгары везут их в Вису, местность, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и ее жители покупают их за соболиные шкуры и за невольниц и невольников".
2) Археология
Самые ранние слои Костромы археологи относят к XII веку, находки артефактов свидетельствуют о существовании крепости и торгово-ремесленного посада на левом берегу Волги при впадении реки Сулы (центр города), на скате высоты 122. Летописное упоминание Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями Великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. Ростовский князь Константин сжёг Кострому, которая поддержала его брата - владимирского князя Юрия: "и пожже ю всю, а люди изымаша" (увел в Ростов). Позднее, в конце 1230-х гг., по указу великого князя Ярослава Всеволодовича на этом месте был возведена крепость (сгорела в 1416 г.; каменная кладка в городе с XVII века).
* Итак, выделим первое, логико-географическое основание - город Кострома располагался на левом возвышенном берегу Волги при впадении в неё реки Костромы, Здесь Волга круто меняет направление течения с востока на юг, город находится именно в точке поворота русла реки; центр - на высоте 110 метров.
3) Волжские Булгары и русские княжества. Хронология
По Волге - прямая водная дорога в Волжскую Булгарию: "Археологические данные показывают, что часть населения Булгарии пришла из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века" (Википедия. ст. Волжская Булгария).
В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.
В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром (на реке Ока, впадает в Волгу).
В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.
В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию.
Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов (Волга).
В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар.
В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович воевали с волжскими булгарами.
В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.
В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг, в ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель.
В 1221 году в Городце (Волга) между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе - ещё на шесть лет.
* Итак, второе основание - историко-лингвистическое, во время Хазарского каганата Булгария - подвассальное хазарам государство. Вассальные отношения сохранялись вплоть до распада каганата в X веке, известно, что государственным языком в каганате был иврит, а господствующей религией иудаизм.
4) Этимология, историография
а) Википедия - происхождение названия Кострома
"Не существует единого научно обоснованного взгляда на происхождение названия города. Очевидно, это гидроним: название образовано от реки, на которой он стоит. "Костра" (или "кострика") в восточнославянских диалектах обозначает солому для сжигания. В словаре Фасмера этот топоним связывается с восточнославянским ритуальным персонажем, представлявшим собой соломенную куклу, которую символически сжигали во время летнего обрядового цикла - в Семик или Петров день ("похороны Костромы"). Существует также версия финно-угорского происхождения названия: фин. kosto - месть, фин. maa - земля, "Земля возмездия". Однако выделение форманта - ма в ряде случаев спорно, а основа костр - нетипична для дорусской гидронимии этого края".
"Основан в 1152г. на Волге, при впадении в нее р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента -ма позволяет считать Кострома, как и соседние Толшма, Тотьма, Вохтома и др., дорусск. названием фин.-угор. типа. Однако выделение форманта -ма в ряде случаев спорно, а основа костр- нетипична для дорусск. гидронимии этого края. Поэтому совр. исследователи возвращаются к мнению, высказанному еще около 100 лет тому назад, о слав, происхождении этого названия. В русск. мифологии Кострома олицетворяла плодородие и весну. В обряде 'проводов весны' совершался ритуал похорон Костромы в виде ее соломенного чучела. Мифологическое название имеет в основе слав. костра 'луб, волокно' или диал. кострома 'прутья, солома, сорные травы'".
в) Историография по Н. А. Зонтикову: "Кострома": происхождение названия города; http://kostromka.ru/kostroma/land/05/zontikov/5.php
* Первый из историков ... князь А.Д. Козловский (1802-1845 гг.), один из основоположников костромского краеведения... "всего вероятнее наименование Костромы произвести от города Костра, бывшего в Ливонии, недалеко от Юрьева (ныне Дерпта), или замка Кострума, где после построен город Ревельв".
* Виднейший историк Костромского края протоиерей Михаил Диев (1794-1866 гг.): "произошло от т.н. элтонского языка (т.е. искусственного языка офеней - бродячих торговцев), в котором слова "костр, кострыга" обозначали город. Прибавив к нему мордовское слово "мас" (красивый), о. Михаил переводил "Кострома" как "красивый город""; эту точку зрения разделил и А.С. Уваров (1828-1884 гг.), один из основателей Русского археологического общества и инициатор Археологических съездов.
* И.В. Миловидов первым из костромских историков сказал о "божестве весны у языческих славян, называвшемся прямо Костромою".
* Л.П. Скворцов (1855-1918 гг.): в 1913 году в книге "Материалы для истории города Костромы", что "многие говорят, что город Кострома получил свое название от реки Костромы (как и Москва); река же в свою очередь получила название от громаднейших костров леса, заготавливаемого по берегам реки зимою для сплава", он предположил, что г. Кострома дал свое название реке, а не наоборот".
* В 1925 году в Ленинграде под редакцией В.П.Семенова-Тян-Шанского вышел большой путеводитель по Волге и ряду ее притоков, ... В этом путеводителе ... о Костроме: "Неизвестно, почему город получил свое название. Но интересно то, что название "Кострома" совпадает с именем славянского божества, олицетворяющего весну, возрождение жизненных сил природы".
* В.А. Никонов охарактеризовал различные версии о происхождении названия города и, в первую очередь, версию Миловидова, как "этимологические фантазии", заметив, что "эти пути, по-видимому, напрасны: нельзя игнорировать - ма, оно указывает на происхождение от неизвестного языка, оставившего особенно много названий в Северном Заволжье"
* В 1983 году в Москве вышла книга "По городам и весям "Золотого кольца",.... Ее авторы М.В. Горбаневский и В.Ю. Дукельский неожиданно поддержали старую версию Л.П. Скворцова о том, что не город Кострома получил название по реке, а наоборот - река по городу.
Н.А. Зонтиков отмечает: "Подводя итог историографическому обзору, мы видим, что по вопросу о происхождении названия города Костромы всегда существовало две основные точки зрения: первая - город получил название от реки Костромы, вторая - его название происходит от имени языческого божества".
* Справка, см. http://www.kostroma-online.ru/history.htm
"Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковь жестоко преследовала подобные празднества. Но, несмотря на все запреты церкви, праздники в честь Ярилы справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении".
5) Обобщение и вывод
Итак, в поисках смысла имени Кострома на протяжении нескольких веков участвовали видные историки, географы, лингвисты и представители духовенства - разумный результат не получен, раскрыть содержание имени не удалось. В ономастике не определился рациональный метод в истолковании имен, все изыскания носят стихийный и гипотетический характер, противореча иудеохристианской системе организации русских княжеств.
а) Идеология - язык и религия
Совершенно не учитывается идеологическое основание государственности и преемственность культур - первый письменный и административный язык в бассейне реки Волга - иврит, он же сакральный язык иудеохристианства. Основной упор делается на языческом (фольклорном) празднике, отметим, что древние верования славян и русских (как и прочих этносов) мы не знаем, праздник "Кострома" мог возникнуть и более позднее время.
б) География
Исследователи не отмечают выдающееся географическое положение города на стратегическом повороте русла реки в самой северной точке бассейна Волги. Очевидно, что этот признак является основным, и вероятно должен указывать: на границы города, его функцию контролёра над водными и сухопутными (переправа) путями и локализовать город на местности (указать на место в бассейне реки).
Самая северная точка на Волге - город Рыбинск, его координаты -58№03′00″ с. ш. 38№50′00″ в. д.; Кострома - 57№ 46′ 0″ с. ш. 40№ 56′ 0″ в. д.; т.е. по широте эти города почти рядом, между ними по Волге 180 км. В Рыбинске (1504 г., до этого Усть-Шексна с XI в.) обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI веке, изделия византийского и скандинавского происхождения, а также множество арабских дирхемов; очевидно крупный пункт Волжского торгового пути.
* Гидрография. Лука большая
Верхняя Волга истекает до Рыбинска в северо-восточном направлении, от Рыбинска и до Казани преимущественно в юго-восточном направлении, образуя своим руслом громадную дугу, луку, излучину.
* Гидрография. Лука малая
От города Ярославль и до села Сидорово русло Волги образует огромную дугу, излучину (луку), город Кострома находится в самой высшей точке (середине) этой излучины.
Справка
Лука- общее прототипическое значение - изгиб, изогнутая часть чего-либо; дугообразный поворот реки, дороги, береговой линии. Излучина - крутой поворот реки.
Вывод
Мы определили выдающееся место города Кострома на Волге: в региональном масштабе - одна из двух самых северных точек русла реки; в областном масштабе - самая верхняя точка излучины Сидорово-Кострома-Ярославль. Учитывая, что во время возникновения топонима Кострома не было точной топографической привязки объекта к местности, мы можем предположить, что термин Кострома считался самой верхней (северной) точкой реки Волга.
Целесообразно проследить связь топонима с сакральным языком иудеохристианства - ивритом, если мы найдем подомные имена в терминологии иврита, то наша гипотеза перерастет в научный факт.
6) Терминология иврита и образы иудаизма
а) Приведем топоним в форму приближенную к грамматике иврита, удалим гласные буквы (иврит язык согласных букв, согласные принадлежат Богу по традиции) выделим корни - КОСТ+РОМА = КСТ+РМ. Сразу же выявляются два термина иврита несущие соответствующие действительности смыслы.
КОСТ (К.С.Т.) + РОМА (Р.М.) = ивр. КЭШЭТ קֶשֶׁת лук, дуга, арка, полукруг; дугообразный (лука реки) + РАМ, РУМ, РАМА רָמָה высокий, вышина, быть высоким, возвышаться; высота, уровень, возвышенность, плоскогорье; т.е. город в высшей точке дуги (луки, излучены) реки.
Буква иврита ШИН-СИН (Ш-С), по заключению ученых XIX века, передавалась на русский язык как - С (см. ЕЭБЭ, ст. Алфавит сравнительный)
Топоним определяет положение города в бассейне реки Волга - верхняя дуга, излучина, у излучины реки.
б) Библейские образы
* Кэшэт
Бытие 9:14: "И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (дуга - КЭШЭТ) в облаке.
* Рама
Наименование нескольких мест в Библии (высоты).
Исаия 57:15: "Ибо так говорит Высокий (РУМ) и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте (МАРОМ, от РАМ, РУМ) небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
Таким образом, проведя исследование, мы выяснили, что топоним Кострома указывает на гидрологическое состояние Волги в данном районе. Составлен из двух корней иврита (транслитерация, передача слова другим алфавитом), имеет значение - верхняя (северная) дуга, излучина (реки). Термин образован в интересах навигации по реке, указывает на опасное место русла; излучина реки всегда имеет сложности для судовождения, здесь сильны течения, меняются глубины, часто намываются мели и размываются берега и т.д.