Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Котельва, п.г.т., Украина - стена

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 09/12/2015. 11k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Европейская лингвистика "бьётся головой о национальную стену" уже несколько веков, а результата - нет, топоним и сегодня тайна великая; "низя" - национальное тщеславие.

  •   Котельва (Украина) - стена
      
      
      Да будет известно царю, что мы ходили в
      Иудейскую область, к дому Бога великого;
      и строится он из больших камней, и дерево
      вкладывается в стены (КОТЕЛЬ); и работа
      сия производится быстро и с успехом идет
       в руках их
      
       Ездра 5:8
      
      
      Котельва - п. г. т. в Полтавской обл., находится на левом берегу реки Ворскла, в месте впадения в неё рек Котельва и Котелевка; напротив (5 км), через реку Ворсклу (на западе) находится село Бельск. Впервые упомянуто в 1582 г. в донесении гетману Скалозубу о нападении на неё крымчаков, новую крепость построили в 1653 году. Поселение Котельва возникло вокруг деревоземляной крепости, укрепление было с трех сторон окруженное речкой Котельва, состояло из земляного вала и рва (внутри 200 дворов и 2 церкви (1610, 1620)). В разные годы Котельва было сотенным местечком Гадячского, Полтавского, Зеньковского и Ахтырского полков.
      
      1) Существующая этимология
      
      а) Викисловарь. Этимологии нет.
      
      б) http://pravoslavie.poltava.ua, Полтавская епархия украинской православной церкви
      
      Свято-Троицкая церковь в Котельве
      "В 30-х годах XVII века сюда переместились казаки и крестьяне из захваченных Польшей украинских земель. По преданию, одним из первых поселенцев был казак по имени Котель - от него, якобы, и произошло название поселения. Исследователи же связывают название села с речкой Котельвой".
      
      2) Поиск историко-лингвистического основания
      
      * Собственно ситуация с топонимом Котельва - явление обычное в европейской светской лингвистике, миллионы имен не дешифрованы. Условием развития истории и языкознания (как любой науки) является точность и однозначность терминологии, а также последовательное историческое понимание терминов и имен (кто здесь жил раньше). Современная ономастика и историческая география не могут представить надежных материалов для научного поиска, т.е. дешифровать термины средневекового мира. Из-за множества отдельных фактов истории и различного ("национального") толкования языковых явлений не видно общего процесса развития европейского общества. Первичное знание ("термин" лат. граница, предел) - не имеет границ во времени и пространстве, мы оперируем в научной деятельности и быту мифологическими терминами, не имеющими смысла и связи с действительностью (религиозным мировоззрением человека) - какое знание можно получить из понятия, в котором нет смысла?
      
      Понятно, когда топоним комментируют лингвисты, они воспитаны в системе советской идеологии "дружбы народов" и соблюдают "политкорректность", иначе не напечатают, однако и духовные лица должны как-то опираться на Слово Божье. В центре любого поселения (церковного прихода) стоит церковь, маловероятно, чтобы священник, освящавший (дача имени) начальное поселение, дал ему имя от мифического "казака Котель". Грубое нарушение Второй Заповеди: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой".
      
      * Известно, что местом паломничества евреев издавна (традиция сложилась к XI в.) является Западная Стена в Иерусалиме - ха-Котель ха-Маарави или А-Котель (ивр. הַמַעֲרָבִי הַכֹּתֶל). Часть древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Значение этой стены для евреев, заключается в том, что она - единственное, что осталось от Храма. В мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Божественное присутствие)... Полная высота Стены от её основания в районе Площади Западной Стены оценивается в 32 метра, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 метров в высоту (Википедия).
      
      Таким образом, мы имеем лингвистическое, пока не объясненное логически основание, украинский топоним Котель+ва и символ еврейского народа - Котель הַכֹּתֶל (Западная Стена, имеют одинаковый корень. Нам осталось найти "стену" на местности вокруг пгт. Котельва и связать историю, религию и лингвистику в единое целое - религиозное мировоззрение, а оно невозможно без сакральной терминологии человека, жившего в этих местах в условиях военной границы.
      
      2) Исторические описания местности - поиски "стены"
      
      а) http://www.doroga.ua. Бельское городище
      
      "Бельское городище под Котельвой - крупнейшее в Европе скифское поселение (4 тыс. га). Ученые отождествляют Бельское городище с легендарным городом Гелон - описанной Геродотом "скифской столицей". Система окружавших город оборонных валов и рвов общей протяженностью около 34 км находится на берегу р. Ворскла вокруг нынешнего с. Бельск. Первоначально были сооружены Западное и Восточное укрепления, затем они были соединены общим валом овальной формы, который получил название Большое городище".
      
      б) Топография
      
      На карте-трехверстке Шуберта 1868 г. указан вал между селом Бельск и Котыльвой (расстояние между поселениями 5 км). Гигантские оборонительные валы протянулись по периметру на 36 км, их высота в наше время достигает 8-9 метров, согласно археологическим данным сверху вала находилась деревянная стена из бревен толщиной в 20 см, ров был глубиной до 6 м.
      
      в) П.П. Семенов, академик В.И. Ламанский, том 7, "Малороссия. Полное географическое описание нашего отечества", 1903 г.
      
      "Между селами Куземиным и Бельском находится самое обширное в пределах Полтавской губернии городище, известное под именем Бельского, время основания которого должно быть отнесено к глубокой древности. У Шафонского мы находим следующее описание этого городища. "Под селом Бельском - два земляных древних укрепления; между этими земляными укреплениями - вал, соединяющий их. Длина вала города - 11/2 версты, а ширина - 2,3 сажен, толщина вала - 4 сажени у подошвы и сажень вверху, вышина вала - 8 саж. (17 метров). Ров - шириною 2 и 4 сажени. Видно, что по углам стояла каменная стена с башнями, развалы которых еще сохранились в XVIII веке. Попадаются железные наконечники стрел. Вторая земляная крепость к северо-востоку от первой в 5 верстах, на высоком берегу Ворсклы. Вся ее поверхность равна 399 саженям. Вал и внутренняя поверхность заросла большим черным лесом и садами. От первой крепости далее идет высокий вал через с. Куземин; вал - длиной вал, поменьше первого, идущий параллельно последнему...".
      
      г) Филарет (Д.Г. Гумилевский, 1805-1866, архиепископ Черниговский, историк). Историко-статистическое описание Харьковской епархии
      
      "два других Городища, еще более замечательные, особенно по огромному валу, соединяющему их между собой... В 5 верстах от сего городища на северо-западе расположено другое, более обширное городище, оно имеет вид параллелограмма с круглыми углами, длина внутри крепости от севера к югу полторы версты, ширина 450 саж. По валу его 1450 саж., вышина вала до дна рва 10 саж. (21,6 метр) В версте от сего городища на севере с. Бельское Полтавской губернии. От рва сей крепости идет к северу высокий вал, в Куземине поднимается на гору и горой по правому берегу Ворсклы идет к востоку, достигая первой крепости, поворачивает на юг и южной линией проходит вблизи с. Зайчинцев, Глинска и Лавков, оставляя их слева. Сей вал тянется всего на 26 верст, с. Бельск и несколько хуторов находятся внутри сего вала. Рядом с валом идет ров, от подошвы сего рва до вершины вала до 10 саж. Это Бельское городище".
      
      д) На карте Боплана середины XVII века поселения Котельва - нет, указаны: Бельск (рядом стоит знак "ruina", руины, разрушенное место) и речки Котельва и Котелевка. Вероятно, поселение в этот период было разрушено или было незначительным - сторожевой пост, маленький острожек, какие высылались от более крупных поселений на день пути, для обнаружения выдвижения татар.
      
      3) Обобщение и вывод
      
      Итак, мы нашли "стену" - это гигантские валы (до 20 м. высотой в XVIII веке), которые проходят к западу от пгт. Котельва в 5 км, видимы издалека (возвышаются на 94 метра над рекой), река Котельва впадает в Ворсклу в южной точке этого вала. Очевидно, в данном случае, поселение получило имя от гидронима Котельва, который в свою очередь связан с выдающимся местным ориентиром - валами (стенами, река выходит на них). Мы можем предположить, что гидроним Котельва относится к периоду, когда на этой территории осуществлял административные функции Хазарский каганат (государственный язык - иврит).
      
      Вывод
      
      Целесообразно рассмотреть топоним в связи с терминологией иврита и библейскими образами.
      
      4) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - КОТЕЛЬВА = КОТЕЛЬ+ВА.
      
      * КОТЕЛЬ+ВА = КОТЕЛЬ כֹּתֶל стена + ВА отвечает на вопрос - где?; или "ав" (ва прочитано наоборот) אָב прародитель; т.е. вал (стена) предков; вал, который построили предки.
      
      б) Библейские образы
      
      * Песн. 2:9: "Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною (котель), заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку".
      
      * Даниил 5:5: "В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены (котель) чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала".
      
      Таким образом, исследовав местность и сравнив топоним КОТЕЛЬВА, с библейским термином и образом, мы приходим к выводу, что они тождественны и описывают реальную действительность. А это возможно в одном случае, здесь жили иудеи, возможно хазары-иудеи, затем христиане, первоначальный иудаизм плавно перетёк в иудеохристианство.
      
      Еврейская пословица: "Биться головой о стену" - "метиах эт рошо ба котель בַּכּותֶל רֹאשׁוֹ אֶת מֵטִיחַ"; так и европейская лингвистика "бьётся головой о национальную стену" уже несколько веков, а результата - нет, топоним и сегодня тайна великая; "низя" - национальное тщеславие.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 09/12/2015. 11k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка