Послушай отца своего назание, рождьшаго тя и воспитавшаго
в добре наказании и в заповедехъ Господнихъ, и състраху Божию и божественому писанию изучену, и всякому закону християньскому, и промыслу доброму, ... , и з добрыми людми водишися, и со многими иноземцы великая торговля и дружба есть все еси доброе получилъ и умѣи еси совершити о Бозѣ
Домострой (1500-1560)
1) Топонимы Доброе и подобные
В областях России (также на Украине и в Белоруссии) масса топонимов с корнем ДОБР в различной интерпретации.
Абсолютное большинство указанных поселений расположены на местности лесной, озерно-речной, в болотистых массивах. Земельные участки имеют: лес, пашню, луга и источник воды, всё это часто называли - Доброе (вода, земля, ручей, река, озеро и т.д.).
* Доброе - село в Грайворонском районе Белгородской обл. в лесном массиве на реке Ворскла. Показано на Карте Курской и части Слободско-Украинской губ. 1797 г. - Добрая. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Доброе Село, 5 дворов.
* Доброе - село в Шебекинском районе Белгородской обл. на речке Короча в лесном массиве. Показано на Карте Курской и части Слободско-Украинской губ. 1797 г. - Добрая. На Трехверстовке Белгородской обл. Военно-топограф. карте 1869 г. - Добрая (Козеевка).
* Доброе - село, в составе г. Владимира (1950 г.), на реке Клязьма у лесного массива. Показано на ПГМ Владимирского уезда Владимирской губ. 1785 г. - Доброе, рядом с Монастырем Царь-Константиновский, изв. с 1238 г. (сожжен татарами) - упразднен в 1775 г. "за ветхостью зданий", храм передан общине с. Доброе. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г.
* Доброе - село в Октябрьском районе Еврейской автономной обл. на реке Добрая (прит. Амура) в болотистом и речном массиве. Показано на Карте Амурской страны 1858 - 1860 г. - Добрая. На Карте Амурского края, Приморья и Сахалина 1876 г. Боголюбского. На Карте Амурской обл. 1912 г. - Добрая.
* Доброе - деревня в Малоярославецком районе Калужской обл. на речке Рожня в лесном массиве. Показана на ПГМ Малоярославецкого уезда Калужской губ. 1782 г., выделена церковная земля. На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топограф. карте 1868 г., церковь.
* Доброе - деревня в составе города Обнинск Калужской обл. Показана на ПГМ Малоярославецкого уезда Калужской губ. 1782 г. - Добрая. На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топограф. карте 1868 г.
* Доброе - село в Солнцевском районе Курской обл. Показано на Карте Курской и части Слободско-Украинской губ. 1797 г. - Добрый Колодезь, церковь. На Трехверстовке Курской обл. Военно-топограф. карте 1868 г. - Добрый Колодезь.
* Доброе - село в Добровском районе Липецкой обл. на реке Воронеж у лесного массива. Показано на карте Шуберта 1832 г. как Пушкарская, церковь, 421 двор. На Карте Менде Тамбовской губ. показано как: сл. Пушкарская, сл. Спасская, церковь и Бывший г. Добрый, 2 церкви, 104 двора. На карте Стрельбицкого 1871 г., как Пушкарская, 17 дворов, Спасская и Доброе, 15 дворов, церковь. На Карте Лебедянского уезда 1914 г. - Доброе.
* Доброе - деревня в Угранском районе Смоленской обл. в лесном и болотистом массиве на речке Сигоса. Показана на Карте Смоленского наместничества из атласа Горного Училища 1792 г. - Добрая. На Трехверстовка Калужской обл. Военно-топограф. карте 1868 г.
* Доброе - деревня в Осташковском районе Тверской обл. на оз. Селигер в лесном массиве. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Добрая.
* Доброе - деревня в Пеновском районе Тверской обл. в лесном массиве у озера. Показана на Карте частей Московского, Тверского, Калужского и других наместничеств 1787 г., церковь. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г. Погост Добрый, 7 дворов, рядом деревня Доброе.
* Доброе - деревня в Богородицком районе Тульской обл. на реке Непрядва, остатки лесного массива. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. - Добрая. На Трехверстовке Тульской обл. Военно-топограф. карте 1874 г.
* Доброе - село в Суворовском районе Тульской обл. у реки Ока в лесном массиве. Показано на ПГМ Лихвинского уезда Калужской губ. 1782 г., монастырь Добрый, церковь и рядом село Добринское. На Карте РККА N-37 (А). Московская, Калужская, Тульская обл. 1935 г. - Доброе (объединены).
2) Термины и топонимы в старусских актах и литературе
* Ростовский и ярославский епископ Феодосий Бывальцев. Формулярный извод поучения пресвитеру и обращения [ростов. и ярослав.] архиепископа Феодосия Бывальцева к ежегодно созываемому в неделю православия собору епархиальных священников (1454): "Не устыдися никого же от славных земли, но стани, яко добр въинък Исус Христов".
* Степенная книга ("Книга Степенная царского родословия"). 11-я степень [Иван II Иванович Красный] (1560-1563): "Радуйся, стѣна крѣпкая граду нашему Москвѣ, защищая и соблюдая нахожьденЄя варварьскаго и междуусобныя брани и всѣмъ православнымъ окормителю! Радуйся, пастырю добрый Христову стаду! Радуйся, княземъ нашимъ необоримая держава!".
* Холмогорская летопись [852-1559 гг.] (1540-1560): "Они же реша: "Ходихом в Болгары и смотрихом, како ся кланяют во храмех, рекучи в пропастех, стояще бес пояся и поклонився сядет семо и овамо, яко бесен, и несть веселия в них, но печаль и смрад в них велика, и несть добр закон их".
* Грамотка приказчиков И. Исаева, Д. Федорова и старосты Г. Григорьева из с. Назаркова (17.07.1671): "Рож(ь), г(о)с(у)д(а)рь, средняя, [я]ровои хлѣб добр, к[ак] Хр(и)стос даст совершение".
* Повесть о бесе Зерефере (1300-1400): "Старець же, възставъ, благодаряше Бога, глаголя: "Воистинну глаголалъ еси, Господи, яко древнее зло ново добро быти не можетъ"".
* Сказание о нашествии Едигея (1412-1414): "Сущии въ градѣ людие въ бѣдѣ велицѣ скорбью унывающе зѣло, смотряще, яко никто же помогаа им и человѣчьско спасение обрѣтеся имъ, и помятующе Давыда, еже пиша рече: "Добро есть уповати на Господа, нежели уповати на князя; добро есть надѣатися на Бога, нежели надѣятися на человѣка"".
* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697-1699 (1699): "Приехал обедать в местечко Доброе, от Михалева три мили полских и пол".
* Материалы по истории общего описания всех земель Русского государства в конце XVII в. Доклад Поместного приказа о составлении наказа писцам (1682-1683): "и те городы писаны: Белгород, Короча, ... Доброе городище".
* Царь Алексей Михайлович. Уставная грамота царя Алексея Михайловича о проезжих и торговых пошлинах, присланная в Ярославскую земскую избу (1654): "О сихъ же всѣхъ вѣчному царю царствующихъ Христу Богу нашему слава, намъ же рабомъ Его на земли царствующымъ по правдѣ всякое доброе дѣло хвала, а на небеси воздаянЄя многая".
* О. Дементьев. Челобитная быв. дворцового крестьянина с. Мурашкина приселка Ключищ Окульки Дементьева, сшедшего в Москву от налоги дворцовых приказчиков, о приеме его Б. И. Морозовым в вотчину (1652): "И Олександра, г., Голенищев увес у меня, с. т., мое женишко к себе в помесье в сельцо Доброе во Ржевской уезд".
* Изустная память старца Елисея Васильевича Бибикова (1580-04.12.1584): "А что моя вотчина [в Волотцком уезде село Доброе, а в нем] Никола чюдотворец, да Ондрюкова и Ровни и со всеми деревнями, и яз, Елисей, теми селы и деревнями благословляю сына своего Ивана".
* Приговорная грамота русского духовенства, думных чинов, дворян, приказных и купечества (379 человек) об отказе литовским послам в перемирии и продолжении военных действий в Ливонии (02.07.1566): "Государь наш много сходил ко всякому добру християнскому, а на себя поступал, а литовские послы ни на которое дело на доброе не сошли, как земерили великим безмерием, болши того и не говорят".
3) Существующая этимология
а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Добрый, добр, добра, добро, укр. добрий, др.-русск., ст.-слав. добръ ἀγαθός agathós, καλός kalós (Клоц., Супр.), болг. добър, сербохорв. добар, ж. добра, словен. dobǝr, чеш., слвц. dobry, польск. dobry, в.-луж., н.-луж. dobry. || Родственно лат. faber "ремесленник, художник", арм. darbin "кузнец" (из *dhabhro-); см. ... перечень авторов; далее, к доба, доблесть. Наряду с *dhabh- существует *dhab- в д.-в.-н. tapfar, нов.-в.-н. tapfer "храбрый, сильный, крепкий, плотный", др.-исл. dapr "косный, унылый"; см. дебелый; иначе см. Педерсен, IF 5, 56; против см. ... (перечень авторов). (???)
б) И.И. Срезневский. Материалы для словаря..., Санкт Петербург, 1893, с. 674-684; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijA-D.pdf
Добро - благо; много различных понятий образованных от этого термина, XI-XVII вв. Источники: библейская и богослужебная литература, летописи и старорусские акты.
в) Словарь Академии Российской 1789 г.
Добрый - честный, благонравный, снисходительный, благорасположенный. Добро - все то, что благо, хорошо, благопристойно, честно, полезно...
"Добро творите ненавидящим вас" (Матф. 5:44). "Иже добрым сердцем и благим слышавше, слово держат" (Лука 8:15). "Азъ есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы" (Иоанн 10:11) ... и т.д. приведен перечень стихов Нового Завета.
* Прагматизм Макса Фасмера находится в очевидном противоречии с идеологией православия Словаря Академии Российской 1789 г.
4) Что такое добро-доброе? Обобщение и вывод
а) Топография
Согласно картам XVIII-XX вв. в некоторых поселениях Доброе были церкви, два поселения находились непосредственно у монастырских стен, известен Свято-Покровский Добрый монастырь в Тульской области. Следовательно, терминология "добр-добрая, добрый" должна иметь идеологическое (религиозное программное) содержание (смысл).
б) Лексикон
Термин "добро" и различные производные распространены в древнерусском языке с XI в., основное значение - добро творить, мыслить, иметь, делать и т.д. Известен во всех слоях общества, содержание его (основные признаки) для всего населения было ясно - делать доброе дело (много разных примеров); найдены десять берестяных грамот XI-XV, где использовали этот термин. Слово "добро" содержит множество явлений действительности, является идеологическим - программным понятием, и "отсылает" к документу, где зафиксированы письменно основные положения Программы жизни и развития общества - т.е. к его идеологии.
Понятие "идеология" довольно расплывчатое, под ним понимают совокупность идей и убеждений на какой-то период развития определенной общности людей - Программу жизнедеятельности общества. На культурной территории России главенствующая идеология - Православное христианское учение, на основе программных документов иудаизма и иудеохристианства, Ветхого и Нового Завета. Разрешалась также исповедование других конфессий христианства, ислама и иудаизма, однако они не имели государствообразующей функции.
"Добро" - категория нравственности (совокупность норм поведения), ориентирует и направляет деятельность человека на создание различных "благ". Согласно материнскому иудаизму добро - всё то, что способствует выполнению Заповедей Господних. В высказывание древнерусского автора рукописи XII века прослеживается та же мысль - "Добро есть божие писание" (Заповеди). Побуждение к добродетельным поступкам и творению добра заложено в одной из главных иудеохристианских заповедей: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимику Доброе-Добрый и подобную в связи с библейскими образами и терминологией. Термин "добро" сформулирован в системе иудеохристианской религиозной идеологии, в рамках которой вырабатывались единые каноны нормирующие образ чувств, мыслей и поведения (общественное сознание, деятельность) людей.
Добро - образ жизнедеятельности установленный Богом и переданный людям через Моисея в форме Заповедей (ивр. АСЕРАТ ХА ДИБРОТ, Десять Заповедей). Следовательно, искать смысл русского термина надо в лексиконе библейского иврита.
5) Терминология иврита и библейский образ
* ДОБРО = Д.Б.Р. = ивр. Д.Б.Р. (без огласовок), ДАВАР, ДИБЕР דָּבָר, דִּבֵּר говорить, заповедь, слово, изречение, дело, вещь, совет, план, решение, деяние, описание, распорядок, обычай, способ, образ действий и т.д.
* ДИБРОТ, ДИБЕР דִּבֵּר заповедь, речь (Бога). АСЕРАТ ХА ДИБРОТ הַדִּבְּרוֹת עַשֶֹרֶת - Десять Заповедей (букв. Десять слов, Десять речений).
* Д.В.Р. (корень), ДАВАР, ДОВЕР דבר, דָבַר говорить, сказать.
Общий вид
ДОБРО, ДОБРОЕ = без гласных Д.Б.Р., Д.Б.Р. - ивр. корень Д.В.Р., ДИБЕР דִּבֵּר заповедь, речь (Бога). АСЕРАТ ХА ДИБРОТ הַדִּבְּרוֹת עַשֶֹרֶת - Десять Заповедей (букв. Десять слов, Десять речений).
Термин ДОБРО указывает, что любой предмет, вещь, явление создана, принадлежит и существует по повелению Бога, человек - исполнитель воли Бога.
Топонимы ДОБРЫЙ-ДОБРОЕ указывает, что в данном поселении люди живут строго по Божественным Заповедям.
Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H1697. Оригинал: דָּבָר. Произношение: дабар. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H1696 - 1. слово, изречение; 2. вещь, дело. (см. H1697- H1707)
* См. ЕЭБЕ/Десять заповедей.
* См. О. М. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 96-98.
б) Библейский образ
* Исход 31:18: "Там, на Синае, кончив говорить (ЛЕДАБЕР форма от ДАВАР) с Моисеем, Господь дал ему две таблички Завета - две каменные таблички, исписанные перстом Божьим".
* Исход 34:28: "И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (ДИВРЕЙ от ДАВАР говорить)".
Эсфирь 1:13: "И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена - ибо дела (ДАВАР обычай) царя делались пред всеми знающими закон и права".
* Числа 11:17: "Я сойду, и буду говорить (ДИБЕР) там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил".
* Числа 12:2: "и сказали: одному ли Моисею говорил (ДИБЕР) Господь? не говорил (ДИБЕР) ли Он и нам? И услышал сие Господь".
* Исаия 40:8: "Трава засыхает, цвет увядает, а слово (Д.В.Р.) Бога нашего пребудет вечно".
Таким образом, русское понятие "добро" является транслитерацией (передача другим алфавитом) еврейского термина ДИБЕР, общий корень - Д.В.Р., имеет значения: Заповедь, говорить, слово, речь, вещь, высказывание, дело, обычай, распорядок и т.д.
Заповеди - кратко сформулированная Программа жизнедеятельности, как иудея, так и христианина; алгоритм, последовательность действий для достижения цели - цель построение Царства Божьего. Хочешь благополучно и долго жить - делай так.
Это также общее понятие, характеризующее полезность для человека какой-либо вещи, либо явления (в рамках Божественных Заповедей); например, явления или вещи, произведенные самим человеком. В нравственном отношении под добром подразумевается выполнение личностью ряда действий, направленных на достижение высшего блага для других людей.
Кишинев, 24.11.2016 г., уточнено и дополнено 24.6.2022 г.