Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Лама, гидроним, Красноярский край

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 11/12/2015. 18k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из исторических источников ясно, что гидроним Лама существовал в русском языке задолго до освоения Сибири, им обозначали географические объекты, находящиеся на водных торговых путях, от Москвы, а позже и до "окраин".

  •   Все реки текут в море (ЙАМ), но море (ЙАМ)
      не переполняется: к тому месту, откуда реки
      текут, они возвращаются, чтобы опять течь
      Екклесиаст 1:7
      
      Лама - крупное пресноводное озеро, примерно в 120-150 километрах восточнее Норильска, простирается в длину на 80 км, ширина - 8 км, глубины 300-600 м. Протокой (рекой) Лама соединено с озером Мелким, впервые исследована доктором геологии Николаем Урванцевым, им названа Ламой по названию озера, из которого она вытекает. Река Лама впадает в озеро Пясино, из него вытекает река Пясина, которая через 818 км впадает в Карское море.
      
      Имя объекта всегда обладает информативностью, так как оно возникло в результате осмысленной деятельности людей в природе. Этническая группа (носители языка), переселяясь на новое место, приходит туда со своей идеологией (сакральной лексикой и именами) и с религиозной идеей, которая обосновывает их право на завоевание и колонизацию.
      
      Следовательно, колониальные топонимы содержат идеологическую и политическую информацию, в смысл которой современная ономастика проникнуть не может или не хочет, в связи с тем, что "национальная" интерпретация имен и терминов входит в противоречие с глобальной системой иудеохристианства.
      
      Прежде чем мы займемся конкретно этимологией гидронима Лама, нам необходимо "окунуться" в социально-политическую и религиозную обстановку в регионе реки Енисей на севере Восточной Сибири.
      
      1) История освоения Пясинской тундры (междуречье Енисей-Пясина)
      
      а) Указ царя Михаила Фёдоровича Романова (1596-1645) от 1621 года
      http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_3/141-160/160.phtml?id=9909
      
      "По нашему указу поморских городов торговым и промышленным людям морем в Мангазею ходить не велено, а велено им ходить через сибирские городы; и в том нашей десятинной мяхкой рухледи перед прежними годы будет недобор великой, ... И вперед нашей десятинной мяхкой рухляди в сборе будет мало. И нам бы тебе о том велети указ свой учинить. И как к вам ся наша грамота придет, ... и вы б и вперед поморских городов торговым и промышленным людям велели ходити теми ж дорогами в Мангазею через сибирские городы и через Камень, а мимо тех дорог из Мангазеи морем к Руси отнюдь ходити им не велели. А нашу десятинную мяхкую рухлядь велели б есте сбирать с торговых и с промышленных и со всяких людей неоплошно с великим радением, чтоб одноконечно нашу десятинную соболиную казну перед прошлыми годы собрати с прибылью. Писан на Москве лета 7129-го марта в 3 день". Так Россия отстаивала свои пушные ресурсы (до 1/3 дохода казны) и природные богатства в период после Смуты (1598-1613).
      
      б) Старотуруханск и Туруханск
      
      Опорным пунктов для русских промышленников и купцов в XVII веке в нижнем течении Енисея был Старотуруха́нск (Но́вая Мангазе́я). Сегодня село, находящееся на территории Туруханского района Красноярского края, при впадении реки Нижняя Тунгуска в Енисей, ранее - центр региона. Первое поселение (зимовье) основано в 1607 году, на реке Турухан (в 35 км к северу от позднего Туруханска), после пожаров 1642, 1662 гг. перенесено к Свято-Троицкому монастырю (село Монастырское, затем Туруханск). Во 2-й пол. XVII века и в течение всего XVIII веков - крупный торговый центр, по продаже пушнины, на Туруханскую летнюю ярмарку съезжались купцы и торговцы со всей России.
      
      в) Миссионерская деятельность
      
      Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1657 году, первоначально пустынь (скит, монашеское поселение). В 1670 г. в него были перенесены из Старотуруханска мощи первого в Сибири святого Василия Мангазейского, к монастырю началось паломничество. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых развивалось разнообразное монастырское хозяйство.
      
      В XVIII веке центрами духовных правлений в Восточной Сибири оставались 5 монастырей - Туруханский Троицкий, Енисейский Спасский, Киренский Троицкий, Якутский Спасский, Селенгинский Троицкий. Миссионерскими были 4 монастыря (Туруханский Троицкий, Якутский Спасский, Селенгинский Троицкий, Посольский Преображенский), наиболее важные в распространении православия среди коренного населения. Монастыри распространяли грамотность в Восточной Сибири, в четырех из них (Туруханском Троицком, Енисейском Спасском, Иркутском Вознесенском, Якутском Спасском) в XVIII в. действовали учебные заведения, во всех монастырях имелись библиотеки, и велось летописание.
      
      г) Первопроходцы
      
      Поморские мореходы; http://www.booksite.ru/dejnev/01.html
      "Первые поморские ватажки вышли к устью Енисея и в Пясинскую тундру вслед за основанием Туруханского острога. По данным древнейшей ясачной книги Мангазеи, поморы и служилые люди вышли к устью Енисея уже к 1607 году. Жившие здесь родовым строем энцы были подчинены Москве.
      
      Одновременно с продвижением на Пясину по речкам и волокам торговые люди Туруханска пытались пройти туда и по "студеному морю". Весной 1610 года северодвинцы во главе с Кондратием Курочкиным и Осипом Шепуновым на судах, построенных под Туруханском, вышли к устью Енисея с намерением пройти дальше морем на восток. ... Из известных нам арктических походов на реку Пясину экспедиция Курочкина и Шепунова является первой. Однако, по всей вероятности, кто-то из поморских мореходов приходил морем на Пясину раньше Курочкина, так как в 1609 году в Москве была составлена карта Севера России и Сибири, на которой довольно точно нанесены устья Енисея, Пясины и берега Гыданского полуострова. К этому же времени относится открытие Пясинских островов, сделанное в ходе морских промысловых плаваний поморов на Таймыр. ...
      
      Река Пясина была знаменита тем, что раньше вся низовая область реки Енисея называлась ее именем. Слово "пясина" в ненецком языке означает ровную, безлесную землю - тундру (?). ... К 20-м годам XVII века северные промышленники прочно обосновались на Пясине. По реке Большой Хете возникло несколько промысловых зимовий и под 1626 годом упоминается пясинский Орлов городок. К сожалению, точных данных о его местоположении нет".
      
      д) Коренное население
      
      Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) - один из коренных малочисленных самодийских народов, различают этнические группы тундровые и лесные, сегодня менее 300 человек (религия шаманизм, православие). Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино.
      
      * Сайт (Хантайское озеро),http://www.gorod-dudinka.ru/component/attachments/download/3045
      
      "В XVII веке на Таймыре в числе первых русских поселений появляется зимовье Хантайское: "Хантайское ясачное зимовье около 1610 года было построено при устье реки Хантайка. Опираясь на это зимовье, промышленные и служилые люди обследовали Хантайское озеро и три более северных - Лама, Кета и Пясино (исток одноименной реки). В горах этого района они начали добывать руду и выплавлять медь и серебро". В 1626 г. "поставлено Хантайское ясачное зимовье со слободой на базе зимовья промыслового"" (Денисов В. "Хронология Таймыра", Норильск, 2009, С. 28; 34).
      
      2) Озеро Лама
      
      Из приведенного выше доступного исторического материала ясно, что в XVII веке, русские первопроходцы-промышленники и купцы освоили пространство нижнего Енисея и соседствующей с ней территории бассейна реки и озера Пясино и Хантайского. От реки Пясина и озера Пясино до озера Лама - "рукой подать", судоходная (летом) река Норильская (Норилка, длина 57 км) выводит в озеро Мелкое, затем через протоку Лама в озеро Лама - естественный водный путь. Здесь мы подошли к собственно к теме статьи - этимологии гидронима Лама.
      
      а) Существующая этимология
      
      * Википедия. Озеро Лама
      
      "Название озера происходит от тунгусско-манчжурского слова "лааму" - море, океан или эвенкийского "ламу" - море, большая вода. На карте азиатской России, изданной в 1911 году Российским генеральным штабом, Лама изображена весьма условно, далеко от реальных очертаний, и называется озером Давыдово, хотя это название местным жителям было незнакомо".
      
      * Мурзаев Э. М. - Словарь народных географических терминов.- М.: Мысль, 1984, с. 203
      
      "ЛАМ 2, ЛАМУ - море, океан (эвенк., эвен.). Собственное название оз. Байкал. В некоторых других тунг.-маньч. яз. нам, наму - "море". Отсюда уст. этноним ламуты (поморы), т. е. эвены. Охотск у якутов известен под названием Ламы, у тунгусов - Намы; Охотское море - Ламы баjагала. Слово ламу часто встречается в донесениях рус. землепроходцев, под которым понимаются тихоокеанские и ледовитые моря, Байкал и даже реки Лена и Амур. "Ламу называют брацкие люди Байкалом озером" [В. Л. Серошевский. Якуты. СПб., 1896, 1]. Брацкие, т. е. бурятские".
      
      * Н. Н. Урванцев. Таймыр - край мой северный. М., 1978
      http://www.skitalets.ru/books/taimyr_urvantsev/
      
      "Рассказывали, что в горах к востоку от района Норильска лежит много длинных и узких озер, а некоторые столь велики, что требуется четыре-пять и больше аргишей, чтобы их пройти. Это значит, что длина их может достигать 100 километров. (Прим. Аргищ - понятие широкое. Это и оленный караван, и его однодневный переход: зимой километров 15 - 20, летом - 10 - 12). Из одного такого озера как раз и вытекала река Норильская".
      
      б) Национальный корпус русского языка. Применение термина в русском языке
      
      * А. Н. Радищев. Сокращенное повествование о приобретении Сибири (1773)
      
      "Тунгусы, разделяющиеся на многие роды и поколения, к которым принадлежат Ламуты, то есть: поморские жители, кочуют от Енисея до пределов Китайских и до берегов Охотского моря. Лама по Тунгусски значит море. Судя по пребыванию различных сих племен, усматривается, что переселения в Сибири были весьма частые и дальние".
      
      * В.Н.Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750)
      
      "2. Волок Ламской разумеют между Днепра и Волги и впадающими в них реками, яко Лама река впадает в Шошу и Волгу".
      
      в) Московская река Лама, БСЭ
      
      "Лама, река в Московской и Калининской области РСФСР, впадает в Шошинский залив Иваньковского водохранилища. Длина 139 км, площадь бассейна 2330 кв. км. Питание преимущественно снеговое. ... По Ламе проходили древние водные пути с р. Волги на р. Москву (Волок на Ламе). В 12 веке на Ламе возник Волоколамск".
      
      г) Ламь (Лама) - река в Тверской и Ярославской области России, длина 57 км.
      
      д) Город ЯмЪ, современный Кингисепп, один из крайних ЗАПАДНЫХ городов Руси.По словам Новгородской первой летописи младшего извода, город Ям был построен в 1384 году: "Того же лѣта поставиша новгородци город каменъ на Лугѣ, на Ямѣ".
      
      3) Обобщение и вывод
      
      а) Лама европейская
      
      Один и тот же гидроним Лама находится в европейской части России и в Восточной Сибири, как объяснить это противоречие, ведь на Руси неизвестны носители тунгусо-манчжурских языков? Город Волоколамск упоминается впервые в Лаврентьевской летописи в 1135 году как Волок на Ламе, хотя археологические исследования убедительно доказывают, что город существует с 1024 года; т.е. задолго до монгольского нашествия 1241 г. ... Волок Ламский стал важным торговым пунктом на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли (Википедия).
      
      Отметим, что с XVII века в эвенский язык начала проникать русская лексика, письменность создана в 1932 на латинской графической основе, с 1937 - на основе русского алфавита. Тунгусо-манчжурские языки территориально разделены громадным сибирским пространством (ок. 3000 км), одна группа (эвены) дислоцируется на Енисее и Таймыре, другая на Дальнем Востоке, Амуре и побережье Охотского моря. Носителей этой языковой семь сегодня не более 80 тыс. чел., родственны маньчжурам Китая. Переводы библейских произведений (отдельные книги Нового Завета) на языки этой семьи регистрируются с середины XIX века (алфавит русский), проследить термин "Лама" в этих языках невозможно, не было письменности до 1930 гг.
      
      б) Лама дальневосточная
      
      В первой половине XVII века русские начали прямое продвижение на восток, от местных жителей были получены сведения о "Теплом" море и весной 1639 года на разведку пути к "морю-океану" из Бутальского зимовья на р. Алдан вышла группа из 39 служивых людей, под руководством И.Ю. Москвитина. Основная цель экспедиции - "приискания новых неясачных землиц", сбор пушнины и розыск легендарной горы Чиркол, где по слухам были залежи серебряной руды. Через два месяца тяжелого пути Москвитин первым вышел на побережье Охотского моря в районе современного поселения Улья, затем поднялся примерно на 500 км к северу и открыл Тауйскую бухту (Магадан). Казаки указали в донесении: "до Ламы (Охотское море) идучи, кормились деревом, травой и кореньем, на Ламе же по рекам можно рыбы много добыть и можно сытым быть" (И.П. Магидович (Очерки по ист. географ. открытий. М., 1983, т.2, с. 285).
      
      Вывод
      * Для истолкования гидронима вариант тунгусо-манчжурский не подходит, т.к. в средневековых европейских землях России, не было носителей языка - заимствование из тунгусо-манчжурских языков маловероятно.
      
      * Из исторических источников ясно, что термин (гидроним) Лама существовал в русском языке задолго до освоения Сибири, им обозначали географические объекты, находящиеся на водных торговых путях, от Москвы, а позже и до "окраин". У нас есть сведения о проводимой в Сибири христианской миссионерской деятельности связанной с процессом колонизации, коренное население учили русскому языку и христианству. Отмечено также влияние ислама с XIV века в Тюменской и Омской обл., (вода - араб. майя, иврит маим (множ.)).
      
      Таким образом, очевидно, что гидроним Лама связан с религиозной терминологией, нам осталось найти значения термина в сакральном языке иудеохристианства - иврите.
      
      4) Терминология иврита
      
      а) Электронная еврейская энциклопедия, http://www.eleven.co.il/article/13784
      
      "По некоторым данным, первые евреи - пленные, захваченные русскими войсками в ходе войны 1632-34 гг. с Польшей, - появились в Сибири в 1630-х гг. Хотя после заключения мира "литовские и немецкие люди и жиды" получили возможность вернуться на родину, некоторые из них (в том числе, возможно, отдельные евреи) предпочли остаться в Сибири. В 1659 г. власти выслали из Москвы в Сибирь семьи, угнанные в плен во время русско-польской войны 1654-67 гг. и тайно поселившиеся в домах лютеран в Немецкой слободе (в это время в столице разрешалось жить только христианам)".
      
      б) Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень - Л+АМА.
      
      * Л+АМА = иврит - Л לְ предлог: к, ко, указывает на принадлежность, на направление движения, отвечает на вопрос "куда?" + ЙАМ (ИАМ), ЙАМА יָם, יַמָּה море, озеро, бассейн, запад (западный город ЯМЪ), множество, обилие.
      
      * О букве русского языка "Й" (йотированная И, краткая И) современная лингвистика ничего вразумительно не высказывает, начинающихся с буквы Й русских слов всего 22, все заимствованы из других языков. "Знак Й происходит из церковнославянской письменности XV-XVI веков, представляя собой сочетание буквы И и заимствованного из греческой письменности знака краткости - бреве, однако несколько видоизменённого. ... При введении гражданского шрифта в 1707-1711 гг. были отменены все надстрочные знаки, то есть особый символ Й исчез. Он был восстановлен в 1735 году (часто эту дату указывают как дату возникновения буквы Й), но формально отдельной буквой не считался: не включался в перечень букв азбуки, не имел порядкового номера, в словарях объединялся с И и т. п. Официально буквой алфавита Й стало только в XX веке (Википедия, Й).
      
      * ЕЭБЕ в ст. Алфавит сравнительный отмечает в отношении буквы ЙОД (и): " י = (j) и: Иаир, Иосия, Иевус; но перед гласным звуком и исчезает: Исаак, Иссахар (вместо Иисаак, Ииссахар)". Следовательно, при транслитерации термина на русский язык в слове ЙАМ буква Й (йод) - исчезала.
      
      5) Библейский образ
      
      * Иисус Навин 15:5: "Пределом же к востоку море (ЙАМ) Соленое (Мертвое, реально озеро длиной 67 км, шириной 18), до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана".
      
      * 3-я Царств 9:27: "И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море (ЙАМ), с подданными Соломоновыми".
      
      Таким образом, мы получили гидроним, сложенный из предлога и термина иврита, заимствован из библейских текстов - ЛА+АМА = ЛА принадлежность + ЙМА - озеро; т.е. принадлежит к классу озер, что соответствует действительности. Очевидно, что русские первопроходцы: воеводы, казаки, купцы, монахи, были хорошо знакомы с Божественной терминологией и использовали её при даче имени географическому объекту - вводили её (освящали) через сакральное имя в культ Бога Яхве.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 11/12/2015. 18k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка