Ф. И. Буслаев. О народной поэзии в древнерусской литературе (1859)
1) Топонимы
* Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в г. Истре Московской обл., осн. в 1656 г. патриархом Никоном. В этом монастыре воспроизведен комплекс святых мест Израиля. Показан на Карте Кусова уездов земли Московской губернии в XVIII, 1770 г. - Воскресенской Новый Иерусалим. На Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. как Монастырь Новый Иерусалим, участок реки Истра у монастыря обозначен как Иордан. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Н. Иерусалим. На Карте РККА N-37 (А). Московская, Калужская, Тульская обл. монастырь указан как Музей, рядом ж/д станция Новоиерусалимская.
* Слобода Иерусалимская - Угличского района Ярославской обл., вошла в состав г. Углич в XIX в. Показана на Карта Угличского уезда Ярославской губ. 1798 г. - Сл. Иерусалимская. На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. На карте Стрельбицкого 1971 г. - Иерусалимская.
Примечание. В Угличе 5 монастырей: Алексеевский (осн. в 1371 г.), Богоявленский (XIV в.), Воскресенский (XIII в.), Николо-Улейминский (1400 г.), Паисиев Покровский (XVI в., затоплен).
* Ерусалим - деревня в Вохомском районе Костромской обл. на речке Мал. Паговец (приток Вохмы) в лесном массиве. Показана на Карте Никольской округи конца XVIII в., 1794 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Иерусалимъ. На Административной карте Кировской обл. 1949 г. - Ерусалим. На O-38 карты СССР. Нижний Новгород (Горький), Йошкар-Ола, Чебоксары 1970 г.
* Иерусалимский - поселок в Хворостянском районе Самарская обл. Краеведение: "Основан паломниками в XVIII веке. Какое-то время назывался Восток. Живут в настоящее время преимущественно переселенцы из Казахстана". Показан на Карте Самарского уезда по данным переписи 1926 г. На N-39 карты СССР. Самара (Куйбышев), Ульяновск, Казань 1970 г.
* Ерусалимы - деревня в Слободском районе Кировской обл. у реки Вятка в лесном массиве. Краеведение; Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг. на сайте "Родная Вятка": https://rodnaya-vyatka.ru/places/87169 : "Кирилловская (Иерусалим) д. каз.при рч. Кириловке Слободской уезд, 3 двора". Показана на Карта Слободского уезда Вятской губернии 1893 г. - Ерусалимь. На Послевоенной топограф. карте окрестностей Кирова 1950-55 гг. На Топографической карте Кировской обл. 1991-05 гг. Поселение находится в 40 км от города Киров, где расположен ранний Успенский Трифонов монастырь (осн. в 1580 г.).
* Ерусалимовка - деревня до 1960 гг. (ныне урочище) в Тернейском районе Приморского края на речке Б. Синакча; местность начала заселятся с 1900 гг. Показана на Карте РККА Приморского края, километровка 1906-45 гг., 5 дворов. На Карта РККА Приморья и Хабаровского края, пятикилометровка 1939-41 гг. На Карте Приморского края 1949 г.
* Ерусалимовка - деревня в Псковском районе Псковской обл. на реке Великая в лесном массиве. Рядом в XV-XVII вв. находилась Савина Пустынь (монастырь), затем погост. Показана на ПГМ Псковского уезда Псковской губ. 1785 г. - Иерусалимская. На карте Шуберта 1832 г. - Ерусалимскъ. На Трехверстовке Псковской обл. Военно-топографической карте 1870 г. - Ерусалимскъ, 12 дворов. На Карта РККА O-35 (Г). Псковская область. Латвия, Эстония, Витебская область Беларуси 1916-37 гг.
* Ерусалим - небольшое озеро в системе озер Северских на реке Северка в Плисецком районе Архангельской обл. Показано на Q-37 карты СССР. Архангельск, Северодвинск 1970 г.; ранее на картах без названия.
2) Топоним в старорусских летописях, актах и литературе
"Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли" - древнейшее из русских описаний паломничества в Святую землю. Для всех последующих русских хождений этот памятник начала XII века послужил образцом.
"О Иерусалиме
Святой город Иерусалим расположен в теснине, вплотную около него - высокие каменные горы. Подходя уже к самому городу, видишь сначала столп Давидов, а потом, пройдя немного, видишь Елеонскую гору, и Святая Святых, и церковь Воскресения, где находится Гроб Господен, и потом видишь весь город. ... И испытывает тогда всякий христианин огромную радость, видя святой город Иерусалим, и слезы льются тут у верных людей. Никто ведь не может не прослезиться, увидев эту желанную землю и видя святые места, где Христос Бог наш претерпел страсти нас ради, грешных. И идут все пешком с радостью великою к городу Иерусалиму".
б) Национальный корпус русского языка
* Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи (1561-1570): "Лѣта 7067-го государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Руси ... и при святейшемъ папе и патриархе Макарии, митрополите всеа Русии, и при архиепископе новгородскомъ Пимине посылал во Царьгородъ, и во Иерусалим, и во Египетъ, и в Синайскую гору новгородцкого архидьякона Генадия, да гостя Василия Познякова, да Дорофея Смольнина, да Кузьму Салтанова, псковитина...".
* Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): "Отець же его, шед въ Иерусалим, възвѣсти сиа архиереом".
* Иконописец Василий, житель Пскова. Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков (1583-1590): "Егда многия грады окрестныя Ерусалимскии за себя взя, тогда высотою помысли и на Ерусалим устремися, такоже на свою силу многую надѣяся, якоже рече: "Не токмо града Иерусалима от меня царю Езекѣю с народы отстояти, но и Богу невозможно пособити против моея безчисленыя силы"".
* Л. Н. Трефолев. Странник: "Утром раненько дорогой плохой..." (1867)
Жаждой духовною, значит, палим,
Зрел я и самый град Ерусалим!
3) Паломничество и колонизация. Обобщение и вывод
а) Паломничество
Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли (XII в.): "И идут все пешком с радостью великою к городу Иерусалиму".
Традиция паломничества к святым местам в России возникла внутри страны. В Московской Руси паломничество (хождение) - распространенное явление, цари и простые люди совершали паломничество в монастыри, к местам жительства русских святых, развилась литература "хождения".
Паломничество в Иерусалим было невозможным по военным причинам - противостояние христианства и ислама. До кон. XIX в. ничего не известно о посещении Иерусалима простыми людьми.
Православная церковь в 1656 г. построила Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в г. Истра (Воскресенск до 1930 г.), где был создан комплекс подобный Иерусалимскому, рассказывающий о жизни Иисуса Христа. Монастырь разместился на холме Сион, с восточной стороны холм назвали Елионская гора, с севера холм - Фавор, река Истра была - Иорданом, местности на реке Истре - Галилея, Вифлеем, Елеон (библейская топонимика).
б) Колонизация
В средние века миграции населения в связи с войнами, эпидемии, истощением земель, крупными природными явлениями (пожары, наводнения), притеснениями властей и религиозными преследованиями происходили постоянно. В России отмечены: государственная колонизация, монастырская и частная. Идея о "Небесном Граде", "Небесном, Новом Иерусалиме" сформулирована в Библии, население было сплошь верующим.
* Откровении святого Иоанна Богослова 21:8: "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, НОВЫЙ, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего".
Вывод
Русские топонимы Ерусалим, Ерусалимы, Ерусалимовка и подобные связаны с монастырским (церковным) владением - монастырская деревня. Маловероятно, что крестьяне могли дать святое имя Иерусалим деревне, без разрешения епископа (надзирающий, смотрящий). Епископская власть распространялась на всех членов Церкви, на постройку церквей и часовен, на все учреждения церкви в пределах епископии: "Без епископа ни пресвитер, ни диакон ничего да не совершают", "Без епископа нет церкви".
4) Иерусалим - этимология
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H3389. Оригинал: יְרוּשָׂלִַם. Произношение: йэрушалаим, йэрушалайим. Часть речи: Имя собственное и Географическое название. Этимология: двойственное (in allusion to its two main hills [the true pointing, at least женский род the former reading, seems to be that H3390]) (в намеке на его два главных холма истинное указание, по крайней мере), вероятно от (the passive participle of) H3384 и H7999 - Иерусалим.
Топоним Иерусалим упоминается в стихах Библии 755 раз.
Таким образом, русский топоним Ерусалим и подобные мы можем связать с именем библейского Иерусалима, где было основано христианство.
Скорее всего, поселения (земля) принадлежали Архиерейскому Дому (епископу) или использовались как места сбора паломников идущих к святым местам России на поклонение. Перенос святого библейского топонима на русское культурное и религиозное пространство мог произойти только с разрешения высшей церковной власти.
* См. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона/Иерусалим
* См. Православная энциклопедия/ Архиерейский дом; https://www.pravenc.ru/text/76496.html