* Каравай - деревня в Дзержинском районе Калужской обл. на реке Сечна в лесном массиве. Показана на Уменьшенном генеральном плане Калужского уезда 1780 г. На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топограф. карте 1868 г.
* Каравай - деревня в Бежаницком районе Псковской обл. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Коровай. На Карте РККА O-35 (Г). Псковская область. Латвия, Эстония, Витебская область Беларуси 1916-37 гг. - Коровай.
* Каравай - деревня в Сладковском районе Тюменской обл. у озера Бол. Кабанье у лесного массива. Показана на Административной карте Омской обл. 1957 г., местность начала заселятся с 1905 г.
* Каравай (ранее Пудга, 1791-1871 г.)- деревня в Якшур-Бодьинском районе Удмуртии на реке Ушнетка у лесного массива. Показана на Специальной карте Вятской губ. 1868 г. - Куровай. На Карте Малмыжского уезда Вятской губ. 1884 г. - Каравай Пудга.
* Каравай - деревня в Ярский райое Удмуртии на речке Пудемка в лесном массиве. Показана на Специальной карте Вятской губ. 1868 г. - Короваевская. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Короваево.
** Караваево - село в Петушинском районе Владимирской обл. на реке Пекша в лесном массиве. Показано на Карте Владимирского наместничества из атласа Горного Училища 1792 г. - Короваево, церковь. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г. и Стрельбицкого 1871 г. Краеведение: "известно с начала XVII века как старинная вотчина дворян Кузьминых. В 1678 году Короваево принадлежало двум вотчинникам - Федору Андреевичу и Степану Кузьминым. В 1730 году Дмитрий Афанасьевич Кузьмин-Караваев построил ныне существующую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней...".
+ Примечание. Скорее всего дворяне Кузьмины-Караваевы получили дополнение Караваев к фамилии Кузьмин за постройку церкви (пожертвование, ивр. КАРАВ жертва Богу). Из некоторых старорусских актов известно, что получение поместья обуславливалось условием: основанием деревни, постройкой церкви.
* Караваево - посёлок в Костромском районе Костромской обл. в лесном массиве у Волги. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
* Караваево - деревня в Кингисеппском районе Ленинградской обл.в лесном массиве у реки Сума. Показана на Карте частей Санктпетербургского, Новгородского, Псковского и других наместничеств 1787 г. - Короваева. На карте Шуберта 1832 г. и Стрельбицкого 1871 г. - Коровай. Краеведение: "Впервые упоминается в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, как деревня Коровье в Никольском Толдожском погосте в Чюди Ямского уезда".
* Караваево - деревня в Дмитровском районе Московской обл. в лесном массиве Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г. На Северной части Генерального плана Дмитровского уезда 1810 г. и на Карта Шуберта Московской губернии - Короваева.
* Караваево - деревня в городском округе Домодедово Московской обл. на речке Северка в лесном массиве. Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г. На ПГМ Никитского уезда Московской губ. 1790 г. На Карте Шуберта Московской губ. 1860 г.
* Караваево - деревня в Клинском районе Московской обл. на речке Катыш в лесном массиве. Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г. - Короваево. На Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. и на карте Стрельбицкого 1871 г. - Караваева.
* Караваево - деревня в Ногинском районе Московской обл. на реке Шерна в лесном массиве. Показана на карте Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. и Стрельбицкого 1871 г. - Короваева.
* Караваево - деревня в Городецком районе Нижегородской обл. Показано на Карте Менде Нижегородской губ. 1850 г. - Короваев, 5 дворов. На Верстовке окрестностей к северу от Нижнего Новгорода 1919 г. - Караваева, 6 дворов. На Топографической карте Семёнова и окрестностей 2001 г. - Караваево.
* Караваево - деревня в Старорусском районе Новгородской обл. в лесном массиве на речке Снежа. Показана на Подробной карте Российской Империи и ... 1801 г. - Коровваево, церковь. На Семитопографической карте Новгородской губ. Безкорниловича 1847 г. - Караваево. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Короваева.
* Караваево - деревня в Боровичский районе Новгородской обл. на озере Лимандрово в лесном массиве. Показано на Семитопографической карте Новгородской губ. Безкорниловича 1847 г. - Короваева. На Трехверстовке Санкт-Петербургской губ. Военно-топограф. карте 1846 г., 7 дворов. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Короваева.
* Караваево - деревня в Кромском районе Орловской обл. на речке Гостомка. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Кароваева. На Трехверстовке Орловской обл. Военно-топограф. карте 1868 г.- Короваева.
* Караваево - деревня в Новодугинском районе Смоленской обл. на речке Людовня в лесном массиве. Показана на Генеральной карте Смоленской губ. Автор: Я.Ф. Шмидт 1773 г. - Караваева. На карте Шуберта 1832 г. - Короваево. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Караваево. Краеведение: "В 1749 году на собственные средства полковник Николай Иванович Алмазов построил здесь деревянную церковь во имя Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова".
* Караваево - деревня в Сычёвском районе Смоленской обл. на речке Яблонька (Яблонь). Показана на Генеральной карте Смоленской губ. Автор: Я.Ф. Шмидт 1773 г. На Подробной карте Российской Империи и... 1801 г. - Короваево, церковь. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935-41 гг. - Караваево.
* Караваево - деревня в Холм-Жирковском районе Смоленской обл. в лесном массиве на речке Соля. Показана на Карте Стрельбицкого 1871 г. - Короваева. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935-41 гг.
* Караваево - село в Алексеевском районе Татарстана на реке Актай (Ахтай), упом. с 1782 г., церковь построена в 1793 г. Показано на карте Стрельбицкого 1871 г., - Кароваево, церковь, 15 дворов. На Военно-Топографической карте Казанской губ. 1880 г. - Кароваево.
* Караваево - городской посёлок в Казани Татарстан. Показан на Французской карте окрестностей Казани 1729 г. На Подробной карте Российской Империи и... 1801 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Короваева, 20 дворов.
+ Краеведение: "Согласно рассказам крестьян-старожилов, приводимым историком И. А. Износковым, деревня получила своё название из-за обычая местных жителей выставлять каравай хлеба богомольцам, во время встречи чудотворного списка Смоленской иконы Божией Матери, приносимой из Седмиозёрной пустыни. ... В 1907 г. на средства прихожан и частные пожертвования в Караваево была построена церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери".
* Караваево - деревня в Сандовском районе Тверской обл. в лесном массиве на реке Ратыня. Показана на Карте уездов Тверской губ. 1873-1915 гг. - Б. Короваево. На O-36 карты СССР. Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1970 г.
* Караваево - деревня в Ростовском районе Ярославской обл.у речки Плохма у лесного массива. Показана на Карте Ростовского уезда Ярославской губ. 1798 г.- Короваева. На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г.
* Караваево - деревня Тутаевский район Ярославская обл. на реке Волга. Показана на Карте Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губ. 1798 г. На карте Менде 1857 г. Б. и М. Караваево. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Б. Караваево. На Топографической карте Ярославской обл. 1990 г. - Короваево.
*** Карабаново - село в Валуйском районе Белгородской обл. на речке Козинка. Показана на Подробной карте Российской Империи и... 1801 г., церковь. На Трехверстовке Белгородской обл. Военно-топограф. карте 1869 г. - Корабаново.
* Карабаново - город в Александровском районе Владимирской обл. на реке Серая в лесном массиве, изв. с 1630 г. Показан на Генеральной карте Владимирской губ. 1804 г. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г. - Коробаново. Краеведение: "Первое письменное упоминание об этом месте - купчая крепость на Арсаки и Карабаново, подписанная дьяком Добрыней Семёновым и датированная 1630 г. (Хранится в центральном Государственном архиве древних актов). Своё название Карабаново получило по фамилии помещиков Карабановых, которым и принадлежали земли с лесными угодьями по реке Серой" (???).
* Карабаново - деревня в Вичугском районе Ивановской обл. на речке Ценцы в лесном массиве. Показана на Карте Середского уезда Иваново-Вознесенской губ. 1920 г., ранее не указывалась. На Топографической карте Ивановской обл. 1995 г.
* Карабаново - деревня в Красносельском районе Костромской обл. в лесном массиве. Показана на Подробной карте Российской Империи и ... 1801 г., - Коробаново, церковь. На карте Шуберта 1832 г. и Стрельбицкого 1871 г.
* Карабаново - деревня в Ногинском районе Московской обл. на реке Шерна в лесном массиве. Показана на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в., 1770 г. На Карте Шуберта Московской губ. 1860 г. - Коробанова.
* Карабаново - деревня в Невельском районе Псковской обл. на оз. Грибно в лесном масиве. Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. На Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г. На Верстовке части юга Псковской обл. и севера Витебской обл. 1880 г. - Корабанова.
* Карабаново - деревня в Зубцовском районе Тверской обл. на реке Дежна в лесном массиве. Показана на карте Шуберта 1832 г. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г.
* Карабаново - деревня в Андреапольском районе Тверской обл. на Зап. Двине в лесном массиве. Показана на Карте Тверской губ. из атласа 1825 г. и на карте Шуберта 1832 г. - Коробанова. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г., 3 двора. На Карта РККА O-36 (В). Новгородская, Псковская и Тверская обл. - Коробанова.
* Карабаново - посёлок в Троицком районе Челябинской обл., упом. с 1915 г. Показан на Американской военной карте окрестностей Челябинска 1940 г., ранее на картах не указывался. На карте Стрельбицкого 1871 г. на этой местности показано озеро Карабаново, поселения нет.
2) Национальный корпус русского языка
* Купчая Иос.-Вол. монастыря чернеца Герасима Курцова и казначея Тихона Зворыкина на купленные у Василия Селянинова Плохова дер. Берестнево и Калошино в Раховск. ст. Волоцк. у (1511-1512): "А на то послуси: Пирог да Каравай Оладьины дети да Мордвин да Шестой Яковлевы дети Брюхо[ва]".
* 270. Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях (1860): "В то же время дружка разрезывал каравай, и священник отсылал его (вероятно, через того же дружку) отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обет быть людьми одного стола и одного хлеба ― хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса".
* 265. Д. И. Стахеев. За Байкалом и на Амуре (1869): "Меня заставил задуматься стоявший пред образами хлеб, и дорогой я стал расспрашивать ямщика, зачем у хозяина в переднем углу стоял каравай хлеба и солонка, и всегда ли он тут стоит".
(Хлеб, соль ставили для уежающего, стоял до возвращении уехавшего, благославляли в дорогу хлебом-солью. "обычай провожать с хлебом-солью: Господь, мол, батюшка знает, уцелеет ли твоя головушка!")
* 255. Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск второй: XV-XVI столетия (1862-1875): "Перед нею несли свечи жениха и невесты и каравай, на котором лежали золотые монеты".
* 235. C. В. Максимов. Крылатые слова (1899): "Каравай в бытовом смысле имеет особенно важное значение, несомненно восходящее к древнейшим славянским временам и сохранившееся в свадебных обрядах малороссов и белорусов (в Великороссии только кое-где в южных губерниях, например, в Воронежской, Тамбовской, Курской, на Дону)".
3) Этимология
* Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского. Санкт-Петербург, 1893. с. 1289; https://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijE-K.pd...
Короваи: "Короваи им ломя и куры им режу", Ио. Злат., 1523. "Короваи битои, короваи ставленой с яицы, короваи ставленои с сыром". Дел. Цесар...".
* Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М. 1980, с. 333; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_7.pdf
Коровай. 1. Круглый белый хлеб; сдобный пирог из пшеничной крупы разных способов приготовления, испеченный в круглой конусообразной посудине. XVI-XVII вв. Свадебный каравай - обрядовый каравай (для свадьбы), который месят и пекут с песнями и обрядовыми песнями. Коровайник. 1. посуда, XVII в. 2. Свадебный чин; тот кто несет свадебный каравай, XVI в.
* Толковый словарь Владимира Даля: "КАРАВАЙ или коровай м. вообще, непочатой, цельный хлеб, либо колоб, кутырь, круглый ком. Каравай хлеба, каравай сыра, сала и пр. || Собств. пшеничный хлеб на молоке, с яйцами и маслом, печеный в каравайнике м. в посудине клином. ...".
* Этимологический словарь Макса Фасмера
Коровай - "целая буханка хлеба; свадебный пирог; вечеринка накануне свадьбы, на которой подают каравай" укр. коровай, болг. кравай, сербохорв. краваj, род. п. краваjа "вид пирога, подаваемого жениху и невесте", словен. kravaj, kravaj "каравай".
Вероятно, от корова, которое в русск. диал. имеет также знач. "невеста", смол. (Добровольский); этот дар должен был быть волшебным средством, чтобы вызвать плодовитость, подобно тому как бык символизировал жениха. ... (???)
4) Фамилии, прозвища
а) С.Б. Веселовский. Ономастикон... М., 1974
* Коробанов Григорий Иванович, вторая половина XVI в., Вязьма.
* Коровай, Короваев: Тихон Коровай, дворецкий митрополита Ионы, 1458 г.; Федор Корнилович Короваев, 1490 г., Ростов; Леонтий Короваев, дьяк вел. кн. Ивана, кон. XV в.
б) История Рязанского края: Коробановы; см. https://62info.ru/history/node/10592
Связь дворян Карабановых с деревнями Карабаново не установлена, по имеющимся сведениям поместья Карабановых находились в деревнях которые имели другие названия.
5) Обобщение и вывод
а) Во всех древних культах существовала традиция подносить "дары" (жертвовать часть имущества) божеству. Основная цель - получение покровительства божества в хозяйственных делах и личной жизни.
Бытие 4:3, 4, 5: "Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел".
В теории "жертвы" существуют разные взгляды - даю, чтоб получить, установление связи "мирского" с "сакральным" миром (племени с божеством-покровителем), магическое действие, установленный обряд.
Другие термины, которые также могут обозначать Жертву, не указывают прямо на заклание жертвенного животного: (ивр. К.Р.В., КОРБАН - [нечто, приносимое] вблизь, т. е. приношение) и (МИНХА - дар); эти термины обозначают скорее не саму Жертву, а приношение для совершения Жертвы. Последний из этих терминов, (МИНХА), получил и техническое значение: ХЛЕБНАЯ ЖЕРТВА - вероятно, при переходе древнего Израиля к аграрному типу хозяйствования приношения в форме зерна или муки стали основным видом пожертвований на храм. ...
В Новом Завете
Вопрос об отношении к ветхозаветному культу рассматривается подробно в Послании к Евреям. После кратких описаний жертвоприношений, к-рые совершает первосвященник в храме (Евр 5. 1; 8. 3), и упоминаний разных типов Ж. (Евр 10. 5-10), говорится о Ж. Христовой, к-рая превосходит их. Ветхозаветные Жертвы не могут сделать совершенной совесть (Евр 9. 9), а Жертва Христова подает вечное искупление (9. 12). Ж., принесенные Авелем (Евр 11. 4) и Авраамом (Евр 11. 17-19), превозносятся за то, что были принесены с верой (ср.: Иак 2. 21, где тема Ж. Авраама раскрывается с иной стороны). В финале Послания Евреям христиане призываются к принесению "жертвы хвалы" (Евр 13. 15), т. е. к МОЛИТВЕ, к-рая заменяет ветхозаветные Ж.
Христианское богословие Жертвы
Прежде всего это Ж., принесенная Спасителем на Кресте, что составляет основной вопрос христ. догматики (см.: Dalferth. 1995; Гнедич. 2007). Его обсуждение, в частности, стало одной из главных линий развития правосл. богословия в XX в. ...
Еще одна тема христ. богословия Ж. - учение об этическом совершенствовании и аскетическом подвиге как о личной Ж. каждого христианина ... Внешней формой Жертвы для каждого верующего являются пожертвования как в форме принесения просфор и вина для Евхаристии или иных предметов для богослужения (в частности, свечей), так и в виде денежных пожертвований и в др. формах.
в) Национальный корпус русского языка - пожертвования монастырям деревень и земельных участков
* Изустная память старца Елисея Васильевича Бибикова (1580-04.12.1584): "Да деревня моя Вашюрова, и яз даю ее в дом пречистай в Левкеин монастырь по матке по своей и по всяму моему роду, племяни".
* Данная ("прикладная") Матвея Федорова сына Бедарева Сп.-Генн. пустыни на треть с. Григорьевское в Осецком ст. Костромского у (1580-1581): "Се яз, Матвий Федоров сын Бедарев, даю к Спасу и Пречистой и Сергию чудотворцу Енадьеву пустынь своего благословленье села Григорьевского свою выть и [свою] треть в приклат по отце по своем и по матери и по своей душе вочину свою".
* Данная Евфросинии, дочери Александра Семеновича Кутузова, жены Федора Григорьевича (Давыдова?) Иос.-Вол. монастыря иг. Евфимию на дер. Мишнево с пустошами Елезово и Барынино в Локнышск. ст. Рузск. у (1577-1578): "Се яз, Федорова жена Григорьевича Ефросинья Александрова дочь Семеновича Кутузова, даю свою вотчину приданую в дом пречистые богородицы в Осифов монастырь игумену Еуфимью з братиею, что меня государь мой отец пожаловал, благословил...".
* Указная с прочетом грамота царя Алексея Михайловича вологодскому воеводе стольнику Алексею Павловичу Еропкину об измерении дворового места и выдаче записи властям Кирилло-Белозерского монастыря (10.09.1657): "В прошлом, де, во 165 году в дом Пречистые Богородицы и преподобному Кириллу, Белозерскому чюдотворцу, Дмитрей, да Федор, да Данило Строгановы дали на Вологде за городом на посаде по берегу реки Вологде к церковной их земле церкве Петра и Алексея и Ионы, Московских чюдотворцев, и под монастырские обиходы [по] родителей своих в вечный помин нашего, великого государя, жалованья на белой земле дворовое отцовское их старинное место, чем они истари владели...".
и т.д., многочисленные примеры пожертвований Церкви деревень и земли в Корпусе...
До сер. XVI в. на Руси, как и в Византии, не было препятствий для приобретения Церковью земельных владений по завещаниям на помин души, через княжеские пожалования, через дарственные и через покупку. ... На Соборе 1580 г. было принято решение, запрещавшее Церкви получать в качестве вклада земли. В XVII в. правительство приняло меры к тому, чтобы изъять церковные вотчины из заведования церковных учреждений. ... до сер. XVIII в. церковные земли, юридически оставаясь в собственности церковных учреждений, гл. обр. мон-рей и архиерейских домов, на деле находились в распоряжении светских правительственных учреждений и лишь часть от их доходов шла на церковные нужды, а остальное - в гос. казну. ...
В начале царствования Екатерины II Алексеевны наступил коренной перелом в имущественных правах мон-рей и архиерейских домов. 26 февр. 1764 г. вышел именной Указ императрицы Сенату "О разделении духовных имений и о сборе со всех архиерейских, монастырских и других церковных крестьян с каждой души по 1 рублю 50 копеек, с приложением Манифеста о подведомстве всех архиерейских и монастырских крестьян Коллегии экономии, и штатов по духовной части".
Вывод
Маловероятно, что термин "каравай" (булка хлеба испеченная для свадьбы или для гостей) послужил основой топонимов КАРАВАЙ, КАРАВАЕВО, невозможно логически связать "каравай хлеба" и топоним КАРАВАЙ. Скорее всего топонимы сообщает нам о земельном участке (поселении) переданном владельцем в качестве "дара" (пожертвования, жертвы) монастырю или церкви.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология по О.М. Штейнбергу. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 428
* ивр. КАРАВ, КАРЕВ קָרַב 2. сходится, сближаться; перен. о духовном приближении к Богу делами благочестия (Сф. 3:2); священослужением (Лев. 16:1); о жертве Господу (Лев. 27:11); соврм. ивр. быть близким, быть принесеным в жертву.
* Софония 3:2: "Голосу он не внимает[+] , наставления отвергает, на Господа не уповает, к Богу своему не приходит (ивр. КАРВА форма от КАРАВ)!"
* Левит 27:11: "Если по обету отдают какое‑либо из нечистых животных, которых нельзя приносить (ЙКРИВУ) в жертву (КАРБАН) Господу, то это животное надо привести к священнику".
* Числа 7:13: "Вот его приношение (КАРБАНО от КАРБАН): серебряное блюдо весом в сто тридцать шекелей и серебряная чаша весом в семьдесят шекелей, в шекелях святилища (блюдо и чаша были наполнены пшеничной мукой, смоченной оливковым маслом, для хлебного приношения)".
* Исход 15:2: "Господь (ЙАХ, ЙА произношение) - моя мощь, Он - сила моя! Он - спасенье мое! Он мой Бог, я прославлю Его! Бог отцов моих - возвеличу Его!"
Таким образом, топонимы Каравай, Караваево, Карабаново указывают на участок земли, который был пожертвован Церкви владельцем земли (на помин души), или поместье давалась владельцу под условие возведения церкви и основания деревни. Топоним, мы можем отнести к культурной и религиозной деятельности Русской Православной Церкви.