Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Тайна - топонимы и термин, этимология

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 27/11/2022. 17k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      * У них есть глаза (ивр. АЙИН עין),
      чтобы видеть, а не видят
      Изекииль 12:2
      
      * Первоначальное образование языков - тайна,
      которая вскрывается очень медленно, более
      угадывается, чем сознательно постигается
      вследствие изысканий
      И.И Срезневский. Мысли об истории русского языка (1887)
      
      1) Топонимика
      
      * Тайна - село в Красногорском районе Алтайского края на речке Тайнюшка притоке реки Иша и двух ручьев, в горно-лесной местности, осн. в 1840 г. Показана на Карте Алтая Томской губ. 1863 г., рядом аул Тайный. На Карте губ. и обл. Российской Империи вдоль Сибирской желез. дороги 1893 г. На Геологич. карте Восточной Сибири Реутовского 1905 г. - Тайная. На Карте земель Алтайского округа кабинета его Величества 1914 г., церковь. На Карте РККА N-45 Сталинск - Кузнецк 1:1000000 1925 г. - Тайнинское. На Геологической карте Восточной Сибири Реутовского 1905 г. обширный район злотых россыпей и золотых приисков указан к С-В от реки Бия, в районе современного поселка Турчак. Расстояние между пос. Турчак и селом Тайна в объезд - 211 км, по прямой через горы - прим. 100 км. Надо полагать, что поиски золота велись и в районе села Тайна (см. ниже).
      
      * Тайна - село в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края, осн. в 1773 г., на речке Тайна, в лесном и горном массиве. Показано в Географическом атласе Российской Империи В.П. Пядышева 1820 г. - Тайнинская. На Карте губ. и обл. Российской Империи вдоль Сибирской желез. дороги 1893 г. показано две соседствующие деревни - Тайнинская и Тайнинский, в бассейне речки Тайна обозначены золотые россыпи. На Геологической карте южного Забайкалья 1898 г. бассейн речки обозначен знаком Au - россыпи и золоторудные места. На Геологической карте Восточной Сибири Реутовского 1905 г., добыча золота в верхнем течении речки Тайна, серебро-свинцовые руды. На Карте полезных ископаемых Забайкалья 1923 г. - Тайнинский, бассейн речки: золото, медь, железо, серебро-свинцовые руды. На M-50 карты СССР. Краснокаменск 1970 г.
      Краеведение: "осн. в 1773 г как месторождение полиметаллических руд. До 1891 г. располагалась конвойная команда, затем Управление золотыми приисками".
      
      * Тайна - деревня в Канском районе Красноярского края, осн. в 1725 г. (?) на речке Тайна при впадении ручья Игоранчик. Показана на Карте губ. и обл. Российской Империи вдоль Сибирской железной дороги 1893 г. - Тайнинская. На Геологической карте Восточной Сибири Реутовского 1905 т. в 19 км на запад на речке Курыш показан район золотых россыпей. На карте 1930 г. золотоносные участки показаны в низовье реки Кан. На Карте Приенисейского края 1928 г. - Тайна на речке Тайна. На Карте СССР послевоенных лет 1946 г.
      
      ** Топонимы Тайна очевидно связаны с районами золотодобычи, топоним скорее всего дали деятели Управления по золотодобычи, цель - скрыть золотоносные районы.
      
      2) Тайна в актах и старорусской литературе
      
      Тайна - скрытая информация в каких-либо целях, скрытая сущность чего-либо, неизвестное или скрытое от других.
      
      а) Национальный корпус русского языка
      
      * Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): "Виждь, яко велит житиа святых писати не токмо на харатиах, но и на своем сердци плъзы ради, и не скрывати и ни таити: тайна бо царева лѣпо есть таити, а дѣла Божиа проповѣдати добро есть и полезно".
      * Тайная Тайных (последняя треть XV в. - первая половина XVI в.): "Вѣдай, иже умъ ― то есть верхъ всякому смыслу, им же спасется душа и изъяснится тайна, и отдалишь врагы житѣйскиа и духовныя, приближишь же любимых.
      Зан же чим будеть тайна покрыта, будеть дума царева славна, и беспечална, и уготована ко исполненью; и менши переказу в ней, зависти нашей межи собою.
      Якоже рек премудрый: "То есть тайна, что межи двема, а что межи трема ― то несть тайна". ...".
      
      * Нифонт, монах Антониева монастыря. Житие Антония Римлянина (1570-1590): "И здѣся, господине, избери намъ игумена от братии нашея, якоже годе твоей святыни, понеже тебѣ вся нашя духовная тайна извѣстна".
      * П. А. Плетнев. Гробница Державина : "Молчит угрюмый бор, одетый ночи мглой..." (1819): "И тайна с глаз моих снимает свой покров: Здесь он лежит...".
      
      б) И.И. Срезневский. Материалы для словаря...Санкт-Петербург, 1893, с. 911-916
      https://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijT-Ja.pd...
      
      * Таи - тайно, не открыто, тайно, тайна. Псал. толк. XI в. и в актах. "Поведа ему в таи...", Изб. 1073 г.
      * Таиба - тайна. "Предаст таибы оучеником вечер". Григ. Наз., XI в. Таибьник - посвященный в тайну. Мин. 1097 г.; также соучастник, хранитель, наставник, тайный.
      * Таилище - тайник, потаенное место. Лук. 12:3, Остр. ев.
      * Тайна - то, что скрывается. "Открывая таиноу гоубить вероу. Панд. Ант, XI в.; неясность: "Глеть облака, мрака же неудобьразумеемюя таиню, в мраце бо никто не может видети. Псалт. толк. (Евг.) и т.д.
      
      в) Этимологический словарь Макса Фасмера
      
      Тайна, тайком, укр. тайна, тайний, др.-русск. таи "тайный, тайна", таина, таинъ, таити, таю, ст.-слав. таи λάθρα lathra (Супр.), таинъ ἀπόκρυφος, κρυπτόμενος apókryfos, kryptómenos (Супр.), таина μυστήριον μυστήριον (Супр.), болг. та́йна, та́йно, сербохорв. та́jати "таить", тȃjна, словен. tȃj м. "отрицание", tájǝn м., tájnа ж. "тайный", чеш. роd tаjеm "тайно", tajmo - то же, tajný "тайный", слвц. tajný, tаjit᾽, tajomný, польск. tajny, tajemny, в.-луж. tajić "утаивать", tajny "тайный", н.-луж. tawiś "таить, скрывать" Родственно др.-инд. tāyúṣ м. "вор", авест. tāyu- - то же, tāуа- "кража, тайный", далее - греч. τητάω titáo "лишаю", хетт. tāi̯ezzi, tāi̯azzi "крадет", греч. titáo "обманный, тщетный, напрасный", дор. τΒ̄ΰσιος tVÿsios - то же (*tāju-ti̯o-); перечень авторов.
      
      * Примечание
      Макс Фасмер собрал все подобные термины в языках Восточной Европы: сербохорв., словен., чешск., слвц., польск., н.-луж. - языки эти оформились в IX веке на территории Великой Моравии. Дипломаты и миссионеры византийцы Кирилл и Мефодий на этой территории впервые создали и ввели в оборот искусственный Церковнославянский язык богослужения, в кон. X в. в связи с принятием христианств церковнославянский язык закрепился на территории Киевской Руси. В основе корневая система терминов иврита и арамейского языка.
      
      * Черноризец Храбр. О писменах, X в.;
      https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Tschechie...
      Потом же, когда прошли многие годы, по Божьему повелению нашлось 70 мужей, которые перевели (Писание) с еврейского языка на греческий. А для славян один святой Константин, (в пострижении) названный Кириллом, и письмена создал, и книги перевел за немногие годы: а они - многие и за много лет: семь их создало письмена, а семьдесят - перевод. И потому (еще) славянские письмена более святы и [более достойны почитания], ибо создал их святой муж, а греческие - язычники эллины.
      
      3) Обобщение и вывод
      
      а) Виденье и глаз в библейских и средневековых источниках
      
      Человек воспринимает действительность при помощи органов чувств: глаза (зрение, 90% информации), уши (слух 9% инфор.); на язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение) приходится 1% информации о мире. Домострой, XVI в.: "...по всяку вину по уху ни по виденью не бити...".
      
      * Бытие 21:19: "И Бог открыл глаза (ивр. АЙИН) ее, и она увидела колодезь с водой...".
      * Второзаконие 29:4: "но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей (ивр. АЙИН, глаз), чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать.
      
      * Второзаконие 34:4: "И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами (АЙИН) твоими, но в нее ты не войдешь".
      * 2-я Царств 15:25: "И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами (АЙИН) Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его"; и т.д.
      
      В иудаизме и христианстве, для объяснения Божественного присутствия, используется термин ВИДЕНЬЕ в сочетании с термином ГЛАЗА.
      
      б) Глаза и видение в истолковании выдающегося еврейского философа Моше бен Маймон (Маймонид, 1138-1204)
      
      Путеводитель растерянных. Рабби Моше Бен Маймон (Рамбам), глава 44 http://www.machanaim.org/philosof/in_more.htm
      
      АЙИН " עין - многозначное слово. Оно означает и водный источник: "...у источника воды в пустыне", и "глаз", орган зрения: "око עַיִן‎ за око עַיִן‎" (Исх. 21:24). Оно может означать также (наблюдение, присмотр, Провидение). Сказано об Иеремии: "Возьми его и присмотри за ним (Ерем. 39:12 (русск. син. имей его во внимании) букв. ′положи глаза твои на него′)". То есть: "установи () за ним наблюдение".
      
      В этом, переносном значении оно употребляется всюду, где относится к Богу: "будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9:3), то есть "Мое Провидение и Мое стремление", как разъяснялось ранее; "очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней: от начала года до конца года"(Втор. 11:12, об Израиле) - "его Провидение [направлено] на нее". "...Очи Господа, блуждают они [по всей земле]" - [то есть] "его Провидение объемлет даже и все то, что есть на земле", о чем я упомяну в главах, которые будут посвящены Провидению.
      
      Когда же со словом (глаза) сочетаются такие выражения, как (виЂдение), (созерцание), например: "открой [Господь] очи Твои и воззри..." (Дан. 9:18), "глаза Его видят" (Пс.,11:4) - то это всегда имеет смысл интеллектуального постижения, а не чувственного восприятия - ибо всякое чувственное восприятие, как тебе известно, есть аффект и запечатление, а Он, да будет превознесен, действует, а не претерпевает воздействия, как я объясню далее".
      
      4) Философия термина "тайна"
      
      Основной корень термина "тайна", очевидно связан с "виденьем глазами". ТАЙНА =Т+АЙНА = ивр. Т+АЙИН глаз.
      
      Из лексики старорусского языка ясно, что в термин "тайна" вкладывали смысл знания, скрытого от других (предмета, объекта, явления, события). Следовательно, в библейской терминологии необходимо найти термин обозначенный русск. буквой "Т", ограничивающий зрительное восприятие человека (виденье предмета, явления).
      Таким термином-ограничителем является библейский корень ТАА - ивр. по буквам ТАВ (Т)+АЛЕФ(0 звука)+he (0 звука); в словарях он представлен без огласовки (гласных). Его формы в библейском иврите: ТАА проводить (границу) или ТААВА граница, предел. В современном иврите: ТЕА ограничивать, межевать; ТАА проводить границу, межу.
      
      ** Примечание, см. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
      Буквы ивр. Алеф и he в переводах терминов иврита на русский язык не передавались, 0 звука (утерян). Термин иврита из букв Т + алеф+ he, переводился как Т+ 0 звука+0 звука = русск. Т.
      
      Вывод
      Целесообразно рассмотреть термин "тайна" в связи библейскими образами и терминологией.
      
      5) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      Общий вид
      русск. ТАЙНА = Т+АЙН+А = ивр. ТАА (корень ивр. Т.Т.+0.звука+0. звука) + АЙИН עַיִן глаз = в русском языке Т+АЙИН =ТАЙНА.
      
      Смысл - ограничение виденья глазами (предмета, объекта, события, явления), а соответственно - незнание, нет представления о предмете из-за отсутствия информации о нем (виденья глазами).
      
      Источники
      
      * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
      Hомер Стронга: H8376. Оригинал: תּאה. Произношение: та′а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - C(pi): проводить (границу).
      
      * О.М. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 510.
      
      ТА תָּא (от ТАА) притвор (пристройка перед входом в храм, куда могли входить язычники), паперть (площадка перед дверьми храма, ступеньки), предхрамье (входная пристройка); предверье царского дворца (1 Ц. 14:28, место перед входом).
      ТАА תָּאָה назначать перед собой предел, Чис. 34, 7 и 8.
      ТААВА תַּאֲוָה (от ТАА תָּאָה ) 3. конечная грань, вершины холмов Быт. 49:26).
      
      * Михаэль Дрор. Еврейско (иврит)-русский словарь. Тель-Авив 2000.
      
      ТЕА תֵּאָה ограничивать, межевать
      ТАА תָּאָה проводить границу, межу; ТЕА תֵּאָה устанавливать пограничную линию, межевать, ограничивать.
      
      * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
      Hомер Стронга: H8379. Оригинал: תַּאֲוָה. Произношение: та′ава. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H8376 - граница, предел. (множ. чис.)
      
      * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
      Hомер Стронга: H5869. Оригинал: עַיִן. Произношение: ‛айин. Часть речи: Существительное. Этимология: вероятно a primitive слово - 1. глаз, око; 2. вид, внешность; 3. источник, родник.
      
      б) Библейский образ
      
      + Граница, предел
      * Бытие 49:26 (литературный перевод): "благословенья цветов и колосьев, благословения древних гор, щедрый дар вечных холмов - главу Иосифа да осенят - темя избранника средь братьев".
      Дословно: "Дар отцов достигать по благословенным горам до границы (ТААВА от ТАА предела) холмов вечных быть голова темя Иосифа назорей (князь) брат".
      * Числа 34:7: "к северу же будет у вас граница: от великого моря проведите (ТЕТАУ от ТАА) ее к горе Ор".
      * Числа 34:8: "от горы Ор проведите (ТЕТАУ от ТАА) к Емафу, и будут выступы границы к Цедаду".
      
      + Айин - глаз
      * Иов 7:7: "Подумай: жизнь моя - дуновение ветра, и счастья мне больше не видеть (ивр. ЕЙНИ глазами не видеть).
      * Иов 7:8: литературный перевод, "Не найдет меня тот, кто видит ныне: глянь - а меня уже нет; дословно "Не увидят глаза вида (внешности, меня) несуществующего".
      * Бытие 3:7: "И открылись глаза (ЕЙНИ от АЙИН) у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
      
      Таким образом, древнерусское слова "тайна" составлено из двух корней иврита: ТАА ограничивать, граница, предел + АЙИН глаз (виденье) - ограничение виденья глазами.
      
      ** Любовь Бакунская. Неизвестность...
      https://stihi.ru/2022/06/16/1670
      Узнать всё точно ты захочешь,
      За дверью дверь всё дальше открываешь,
      Идя в потемках, как к рассвету ночью.
      Но здесь опять, опять за дверью дверь,
      За каждой дверью снова бесконечность
      И ждет такое, что глазам не веришь.
      Чем знаешь больше - больше неизвестность!
      
      * О.М. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 510.
      ТА תָּא (от ТАА) притвор (пристройка перед входом в храм, куда могли входить язычники), паперть (площадка перед дверьми храма, ступеньки), предхрамье (входная пристройка); предверье царского дворца (1 Ц. 14:28, место перед входом).
      
      Кишинев, 24.11. 2022 г.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 27/11/2022. 17k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка