Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Беседы, Беседино, Беседка - топонимы, этимология

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 12/01/2023. 18k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      Соверши дела твои вне дома, окончи их на
      поле (ивр. САДЕ) твоем, и потом устрояй и дом твой
      Притчи 24:27
      
      1) Топонимика
      
      * Беседа (фин. Besseda) - посёлок в Волосовском районе Ленинградской обл. на речке Хревица в лесном и болотистом массиве, осн. в 1500 г. Показан на Карте бывших губ. Иван-Города, Яма, Капорья и Нэтеборга авторства Бергенгейма 1676 г. На Карте частей Санктпетербургского, Новгородского, Псковского и других наместничеств 1787 г. На Подробной карте Российской Империи ... 1801 г., церковь. На карте Шуберта 1832 г., 24 двора. На Карте РККА Ленинградской обл., километровка 1939 г.
      * Беседы - деревня в Вологодском районе Вологодской обл. на реке Масляная (Маслина) в лесном массиве. Показана на ПГМ Вологодского уезда Вологодской губ. 1789 г., соседние земельные участки к С-З-Ю не заселены. На Карте Вологодской округи конца XVIII в. 1794 г., церковь, территория к западу и югу не заселена (леса). На карте Шуберта 1832 и Стрельбицкого 1871 г., территории к западу и югу не заселены, леса. На Карте РККА O-37 (северная часть). Вологодская и Ярославская обл. 1938 г., к югу - Мал. Беседы; к западу территория не заселена.
      * Беседы - село в Ленинском городском округе Московской обл. на реке Москва. Показана на Плане Царствующего града Москвы 1760 г., церковь. На карте Шуберта 1832 г. и Стрельбицкого 1871 г., 6 дворов. На Карте Москвы и окрестностей ГК ВСНХ-СССР 1927 г., сады.
      
      * Беседы - деревня в городском округе Черноголовка Московской обл. в лесном массиве на речке Дубенка. Показано на Карте Кусова уездов земли Московской губ. в XVIII в. 1770 г. На ПГМ Богородского уезда Московской губ. 1792 г., пашня. На Карте Московской губ. из атласа Вильбрехта 1800 г., церковь. На картах Шуберта 1832 и 1860 г. На Москва и окрестности на карте 1931 г. института геодезии и картографии ГГУ-ВСНХ-СССР, болотистая пойма речки.
      * Беседы - деревня в Чкаловском районе Нижегородской обл. на реке Волга. Показана на Карте Балахнинского уезда 1800 г. На карте Шуберта 1832 г. На карте Менде 1850 г., 9 дворов. На Карте Нижегородского округа 1931 г.
      * Беседы - деревня в Калининском районе Тверской обл. на реке Волга в лесном и болотистом массиве. Показана на ПГМ Тверского уезда Тверской губ. 1800 г., к югу болота. На карте Шуберта 1832 г., 22 двора, на Карте Менде Тверской губ. 1850 г. 25 дворов, соседние земельные участки не заселены. На Карте РККА Валдайской возвышенности, двухкилометровка 1931 г.
      
      * Беседино - село в Курском районе Курской обл. на реке Рать. Показана на Карте Курской и части Слободско-Украинской губ. 1797 г. На карте Шуберта 1832 г. у болотистой поймы реки. На Трехверстовке Курской обл. Военно-топограф. карте 1864 г. На Карте РККА M-37 (А). Курская, Белгородская, Воронежская и Харьков. обл. 1935 г.
      * Беседино - село в Пономарёвском районе Оренбургской обл. на речке Бол. Кинель. Показакно на Карте Европейской России и Кавказского края 1862 г. На карте Стрельбицкого 1871 г., 6 дворов и на карте издания 1921 г., 15 дворов. На Карте Бугурусланского уезда Самарской губ. 1890 г. На N-39 карты СССР. Самара (Куйбышев), Ульяновск, Казань 1970 г. На Топографической карте Грачёвки с окрестностями 2001 г., сады.
      * Беседино - деревня в Великолукском районе Псковской обл. на реке Крупица на краю болотного массива. Показана на Геометрической карте Псковского наместничества 1786 г. На карте Шуберта 1832 г. На Карте Великолукского уезда 1838 г. На Трехверстовке Псковской обл. Военно-топограф. карте 1870 г., 6 дворов, на краю болота. На Карте РККА O-36 (В). Новгородская, Псковская и Тверская обл. 1923 г.
      
      * Беседино - деревня в Белёвском районе Тульской обл. на реке Сетуха, ранее в лесном массиве. Недалеко Свято-Введенский Макарьевский Жабынский монастырь, осн в 1585 г. в пос. Жабынь. Показана на Плане Генерального Межевания уездов Тульской губ. 1776-97 гг. - Пол? Беседина. На местности проведено Генеральное Межевание, к северу, западу и югу обозначены замельные участки, но не заселены, деревень нет. На Карте Белёвского уезда 1833 г. На Трехверстовке Тульской обл. Военно-топограф. карте 1874 г. На Карте РККА N-37 (В). Орловская, Липецкая и Тульская обл. 1935 г.
      * Беседка - деревня в Ершичском районе Смоленской обл. истоке реки Беседь в лесном и болотистом массиве. Показана на Подробной карте Российской Империи ... 1801 г. - Бесетка. На карте Шуберта 1832 г. - Беседка, на краю болота, 43 двора. На Трехверстовке Брянской обл. Военно-топограф. карте 1868 г., 63 двора. Показана на Карте РККА N-36 (В). Смоленская и Брянская обл. Могилевская и Гомельская обл. Беларуси 1935 г. - село и многочисленные хутора, болота. На N-36 карты СССР. Смоленск, Брянск, Витебск, Могилев, Гомель 1970 г.
      * Беседки - деревня в Пителинском районе Рязанской обл. на речке Пет. Показана на Топографической карте Елатомского уезда 1787 г. - Бесетки. На Карте Менде Тамбовской губ. 1862 г. на ручье Беседка. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА N-37 (Б, юг). Рязанская обл. 1935 г. На N-37 карты СССР. Москва, Калуга, Тула, Рязань, Орел, Липецк, Тамбов 1970 г., овраги.
      * Беседное - деревня в Вологодском районе Вологодской обл. на реке Тошня в лесном массиве. Показано на Карте Грязовецкой округи конца XVIII в. 1794 г., церковь. На карте Шуберта 1832 г. и на карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА O-37 (северная часть). Вологодская и Ярославская обл. 1938 г.
      
      * ЭСБЕ/Беседь - река, текущая по Смоленской, Могилевской и Черниговской губерниям, лев. приток р. Сожа (Днепр.с.), берет начало в Рославльском у. близ р. Ипути, в болотист. лощинах, в 35 в. к Ю.З. от г. Рославля. Проходит обширными лесными пространствами до 53№ по Климовецк. и Чернигов. уу.; по зап. части Суражского у. проходит открытые пространства, ... От впадения Колпыша становится вполне значительной и судоходной рекой. Общее направление ее С.В. - Ю.З. Длина течения 180 верст (261 км); из них 115 течет по Могилевской губ, сплав идет от гр. Климовецкого у. При впадении в Сожь стоит село Беседь. ...
      ** Прим. Согласно картам (1801-1871 гг.) бассейн реки довольно плотно заселен. Поселения до 50 дворов, много церквей, пойма болотистая, деревни на возвышенностях.
      
      2) Топоним Беседы в старорусских актах и литературе
      
      а) ЭСБЕ/Донская беседа: "Беседа Донская упоминается в "Книге Большого Чертежа", где говорится, что "ниже града Ельца до устья реки Сосны и ниже Донския Беседы с Ногайской страны верст с 10 впал в Дон студенок кладязь, ... Донская Беседа находится на правом бер. р. Дона, в 12 в. ниже гор. Задонска, на живописном склоне значительной возвышенности и состояла ранее из длинного ряда высоких каменных колонн, тянувшихся на версту, ... (подробн. и вид Донской беседы пом. в "Древн. Воронежской губ." Л. Б. Вейнберга, 1891)".
      * Урочище "Донские беседы", ландшафтно-геологический памятник природы: http://eco.lib48.ru/oopt/donskie-besedy
      "Причудливые выступы известняка, характерные для ООПТ, являются результатом выветривания и эрозионного размыва. Они нависают над узким донским руслом. Известные в 90-х гг. XIX в. как "Фелюги" и "Донские Беседы", теперь эти урочища местные жители называют просто "Большим камнем" и "Лисьим камнем". Голые, разбитые на блоки желтые известняки поднимаются на высоту 7-8 м".
      
      б) Национальный корпус русского языка
      
      * Холмогорская летопись [852-1559 гг.] (1540-1560): "А християную русь водиша ко кресту в церкви святаго Илии, иже есть над ручаем, конец Пасынча беседы и козары, се бо бе соборная церкви, много бо бе варяг християных". (Прим. место не определено).
      * Запись об истории села Большого Кудрина митрополичьего Новинского монастыря, Московского у (вторая четверть XVI в.): "И после живота князя Володимера Андреевича княгини его княгиня Олена Волгирдовна дала то село Кудрино и со всеми деревнями и с селищи по реку по Ходыню, да по Беседы, да по Тверскую дорогу,.. а дала по своем князе и по своих родителех в дом пречистей Богородицы Фотею митрополиту всеа Русии".
      
      в) С.Б. Веселовский. Ономастикон... М., 1974: "Беседный, Беседные, Беседновы: Александр Михайлович, 1540 г., Вологда".
      
      3) Обобщение и вывод
      
      а) Термин "беседа" зафиксирован в богослужебной переводной литературе XI-XII вв. Топонимы Беседа(ы) и подобные отмечены на картах кон. XVIII-XX вв., применялись и в более ранний период. Фамилия Беседный отмечена в документах с 1540 г. Ясно, что термин послужил основой топонима, следовательно, рассматривать его надо в связи терминологией сакрального иврита. Топонимы образованные от этого термина должны иметь связь с земельными отношениями в обществе. Возможны разные истолкования в связи гигантской территорией и разночтениями.
      * См. работу: "Беседа - термин, этимология"; https://www.chitalnya.ru/work/3467822/
      
      б) В Российской Империи основной ценностью был участок земли, который давался крестьянину, все население России кормилось за счет выращивания земледельческих культур на своих участках. При объяснении имени, термина, топонима - нельзя "уходить" от земельных отношений, перекладывать значение (смысл) топонима на кличку, фамилию владельца земли.
      Земельная действительность (собственность) всегда находилась в движении: социальные реформы, войны, климатические изменения, эпидемии, неурожаи, уход населения и т.д. В случае с необъяснимыми топонимами мы имеем дело со специальной терминологией деятелей Государственного Межевания и Церкви. Скорее всего и топонимы Беседа, Беседы, Беседино, Беседка связаны с крестьянским общинным землевладением. Решение о земельном наделе, правом пользования лугами и лесом принималось на общем Сходе (собрании) всех членов крестьянской общины, откуда и Беседа (собрание).
      
      в) Исторические материалы. ј 34. Типы крестьянского землевладения - общинный и подворный; их относительная распроґстраненность. Их судьбы и закон 9 ноября 1906 г.; https://istmat.org/node/24523
      
      "Крестьянское землевладение бывает двух главных типов, - во-первых, подворное, во-вторых, общинное. В первом случае земля принадлежит отдельным домохозяевам, членам общины, и переходит от них по наследству от отца к сыну, община же не может ни уменьшить отдельных владений, ни заменить одних участков, входящих, в состав общины, другими, ее же участками. Что касается до землевладения общинного, то в этом случае земля принадлежит всей общине, отдельные же члены этой последней имеют известные права лишь на пользование землею. ...
      В общине ... землёю распоряжается весь союз, все общество, вся община, собравшись на сходе; здесь за какие дела соберется голосов больше, то и решено. Сход, "мир" - полный хозяин земли. В руках мира и другое право, - право пользоваться общинною землею. Это значить, что община можешь часть своей земли или всю ее и обрабатывать всем миром, сообща, как одна родная семья, а плоды этого общего труда делить между членами общины уравнительно.
      Впрочем, обыкновенно, при общинных порядках крестьяне пользуются сообща, всем миром, только одними выгонами, и иногда сенокосами, еще реже - лесом. Право же пользоваться всеми прочими угодьями оставляется за каждой крестьянской семьей в отдельности. ...
      При многоземельи уравнение земли совершается сначала путем захвата еще незанятых участков, потом - посредством отвода участков по мирскому приговору. С "утеснением" же в земле, уравнение земли требуешь передела ее по душам...
      В 1877‑78 гг. в 49 губерниях Европейской России состояло земли в пользовании (в десятинах): в подворном 21.221.000 дес. (22%); в общинном 77.231.000 дес. (78%).
      В общей площади надельной земли в 1905 г. приходилось на земли общинные 81%, и 19% на подворные".
      
      Вывод
      Россия страна христианская и крестьянская, имена деревень должны быть необходимо связаны с идеологической религиозной Системой, а также с земельными отношениями, где и надо искать содержание (смысл, образ) деревни. Форму существования материального объекта в идеальном (религиозном) представлении человека. Целесообразно рассмотреть топонимику "Беседа" и подобную в связи с библейскими образами, терминологией и земельными отношениями.
      
      4) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология. Вариант 1. БЕСЕДА = Б+ЕСЕД+А = корень иврита ЕСЕД.
      
      Общий вид
      Прямое заимствование термина из стиха Иов 38:4 (Где ты был, когда Я землю основал? Б.С.Д., корень ЕСЕД).
      БЕСЕДА = Б + ЕСЕД+А = ивр. Б + Й.С.Д.Й., БЕ слитный предлог: в, внутри, среди, среда действия + ЙАСДИ בְּיָסְדִי основал, утверждал, устанавливал, утверждал на основании садиться для совещания, совещаться...
      Скорее всего, топоним указывает на первоначальное решение Схода (собрания) общины, который утвердил (установил) общинный тип землепользования, т.е. земля находилась под управлением Общины; т.е. (община) основала, установила, совещание.
      
      Источник
      * Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878, с. 186 (ЙСАД утверждать, совещаться...).
      ЕСЕД = ивр. ЙАСАД, ЙИСАД יָסַד, יִסַּד. 1. садить, ставить, утверждать на основании. 2. перенос. знач. - устанавливать, определять, назначать; заседать, садится для совещания, совещаться и т.д. в общем значении - основание в прямом и перенос. смысле.
      * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
      Hомер Стронга: H3245. Оригинал: יסד. Произношение: йасад. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. полагать основание; 2. полагать, основывать, утверждать, постановлять, определять. B(ni): 1. быть основанным; 2. устраивать заговор, замышлять. C(pi): 1. основывать, полагать основание стены; 2. постановлять, определять. D(pu): быть основанным. F(ho): быть основанным.
      
      б) Терминология. Вариант 2. БЕСЕДА = БЕ + СЕДА = корень иврита САДЕ. Топонимика, связана с участком пашенной земли - ПОЛЕМ.
      
      Общий вид
      БЕСЕДА = БЕ + СЕДА = Б, БЕ слитный предлог: в, внутри, среди, среда действия + САДЕ שָׂדֶה - сельское хозяйство, деревня, сельская местность, поле (235), поля (32), земля, материк, почва, территория, дикая природа. Также форма СЕДЕ שְׂדֵה поле, земля и т.д. в 40 стихах Библии. В современном иврите САДЕ: поле - участок земли для посева, пространство для посева, поприще, целина, нива, пашня; плантация, где растут деревья.
      
      Источник
      * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H7704&k=J...
      Hомер Стронга: H7704. Оригинал: שָׂדֶה. Произношение: с́адэ с́адай. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего spread out - поле, страна, область, поляна; Синонимы: H127 (אֲדָמָה‎), H776 (אֶרֶץ‎).
      * См. стронг иврита 7704 САДЕ; http://lexiconcordance.com/hebrew/7704.html
      * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно,1878 г., с. 461.
      
      Примечание. Современная топонимика Израиля
      Сде-Бокер (ивр. ‏שְׂדֵה בּוֹקֵר‏‎, Пастушье поле) - кибуц в пустыне Негев в Южном округе Израиля, к югу от Беэр-Шевы, осн. в 1952 г.
      Сдот Ям (ивр. ‏שְׂדוֹת יָם‏‎ - Морские поля) - кибуц в Израиле. Расположен на берегу Средиземного моря, осн. в 1936 г., рыболовство.
      
      в) Библейский образ
      
      * Исаия 28:16: "Так говорит Владыка Господь: "Я закладываю (ивр. ЙИСАД) камень на Сионе, глыбу гранитную, крепкую, камень краеугольный кладу в основанье (МУСАД, от ЙИСАД) стены. Чья вера тверда - тот не дрогнет".
      * Исаия 21:16: "Слова Мои Я вложил тебе в уста, укрыл тебя под сенью Моей руки; Я простер небеса и землю утвердил (Й.С.Д., ЙИСАД), Я сказал Сиону: "Ты - Мой народ!".
      ** Левит 19:19: "Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля (САДЕ) твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся".
      ** Неемия 13:10: "Еще узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле (САДЕ).
      ** 4-я Царств 4:39: "И вышел один из них в поле (САДЕ) собирать овощи, и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их".
      
      Таким образом, топонимы "Беседа" сформированы на библейских образах и терминологии. Скорее всего указывают на первоначальный метод хозяйствования - общинное земледелие или деревни основаны на очищенном от леса участке - поле. На картах XVIII-XX вв. отмечены 6 деревень Поле, Полевая.
      
      Кишинев, 11.1. 2023 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 12/01/2023. 18k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка