1) Общие социально-бытовые условия, дороги и религиозная организация
а) Дороги и сельское подворье
Деревни Хани, Ханинка ... и указанные выше показаны на основных транспортных путях (перекрестки, узлы дорог), некоторые на единственных дорогах на непроходимой местности (девственные леса, рельеф, болота).
Любая дорога имеет инфраструктуру - совокупность условий (объектов) способствующих передвижению людей и грузов. Россия страна со сложными дорожными и климатическими условиями: гигантские расстояния, множество рек, речек, озер, болот и лесов; все это для требовало привлечения значительных финансовых средств и людских ресурсов. Абсолютное большинство дорог - грунтовые, во время распутицы (период дождей и таянии снега, наводнений) становились неделями непроезжими, пока не сойдет вода.
К XVIII в. дороги России были в ведении губернских и уездных властей, строили и обслуживали их местные жители - несли Дорожную повинность. В использование дорожной инфраструктуры были вовлечены все сословия, жители маленьких деревень (вывоз продовольствия, продуктов леса) и больших городов (перевозка промышленных товаров).
Физические силы человека и животных (лошадей, волов) не беспредельны, люди и животные в дороге нуждаются в периодическом отдыхе и питании, а транспортные средства (телеги, сани) в ремонте. На трактах (главных дорогах) существовали постоялые дворы и ямы (почтовые станции с местом отдыха для людей и конюшнями). На второстепенных местных дорогах с малой интенсивностью движения, в деревнях через которые проходил путь - подворья.
* Подворье (В. Даль) - заезжий, постоялый двор в деревне, въезжая изба, с местом для размещения лошадей и возов; нанимаемая крестьянами деревни для заезда своих, либо для содержанья земских лошадей, либо вообще, для полиции и проезжающих людей.
б) Паломничество
Термин "подворье" также относится к деятельности Церкви, каждый Архирейский дом (епископия) и монастырь имел своё "подворье". Русское пешее паломничество группами богомольцев от монастыря к монастырю, на расстояние в несколько сотен и более км в местные святые места в XIX веке имело грандиозные масштабы.
* Православная энциклопедия: "Монастырское подворье - небольшой жилой комплекс с церковью и подсобными постройками, принадлежащий монастырю, но далеко от него расположенный. Устраивается в городах для приема паломников, а в сельской местности - с хозяйственными целями".
* П.В. Васильев. Паломничество в Российской Империи во второй половине XIX-нач. XX вв. Санкт-Петербург 2017; https://nauchkor.ru/pubs/palomnicheskiy-turizm-v-...
"По данным журнала "РусскийПаломник" мы узнаем количество богомольцев, останавливавшихся в лаврском (Киево-Печерская лавра) странноприимном доме в период с 1879-1883 г.: январь - 1923 чел., февраль - 2681, март - 7777, апрель - 15 679, май - 31 868... всего - 99 868, из них простонародья - 86 615 чел.".
2) Имя и топонимы в литературе и актах, существующая этимология
а) Национальный корпус русского языка
* Выпись из писцовых книг Василия Яковлевича Волынского и Ивана Афанасьевича Нащокина на вотчину Ольгова монастыря с. Аристова с дд. и пустт. в Старорязанском ст. Рязанского у (1595-1597): "Да в селе ж служних дворов (в) Алферка Титав, (в) Истомка Раманав; да крестьянских дворов (в)...Андрюшка Ханин...".
* 37. М. В. Ломоносов. Репорт Ломоносова и В. К. Тредиаковского в Канцелярию АН об итогах обыска на квартире Г.-Ф. Миллера (20.10.1748): "Профессор Михайла Ломоносов Секретарь Петр Ханин".
* 35. П. А. Кропоткин. Дневник (1864): "Зимою выходят, потом уходят, воспитывают индигашек (Р. где мж. перевоз между Неожиданной и БлагСовещенском" ― Ханин курган, баран-барашек)".
* 1525. П. А. Левашов. Цареградские письма (1789): "Великолепнейшие тут здания суть мечети, или мошеи, и при них минареты или башни, гостиные дворы, именуемые по-турецки безестени-ханы или постоялые дворы, также и бани: все они с куполами и покрыты свинцом".
* 1460. В. Г. Тепляков. Письма из Болгарии (1829): ""Это бывшая турецкая гостинница (ханъ), а теперь нашъ казачЄй притинъ" ― сказалъ мнѣ одинъ изъ Донцовъ, прибавя, что въ этомъ мѣстѣ мнѣ должно непремѣнно смѣнить ихъ".
Ханыков Григорий Воинович, дворянин, 1660 г. Ханя, Ханин: Ханя, холоп, 1539 г., Новгород; Ханя Никифоров, посадский человек, 1595 г., Псков. Ханины, крестьяне, 1624 г., Курмыш. Хоненев Кондрат Константинович, конец XVI в., Ряжск; Хоненев Иван, подьячий, гонец в Ногаи, 1640 г.
в) Этимология
* Википедия/Ханин; "Ханин - матронимическая еврейская фамилия (от собственного имени Хана)". Примечание: ивр. Хана חנא - имена ряда амораим (амораи - говорящий), законоучители III-V вв. ...
* Этимологический словарь Макса Фасмера
+ Хан II "постоялый двор, трактир", южн. Из тур. χаn - то же от перс. хān "дом" (Хорн, Npers. Еt. 103); см. Мi. ТЕl. I, 307; Локоч 64.
+ Ханык "плакса", череповецк. (Герасим.), ханокать "рыдать", ханькать "задумываться, печалиться", арханг., шенкурск. (Подв.), колымск. (Богораз). Звукоподражательные образования, как и хныкать; Ильинский (ИОРЯС 20, 4, 176) напрасно предполагает для этих слов чередование гласных.
3) Обобщение и вывод
Топонимы Хани, Ханинка, Ханыки, Ханюг, Ханьково, Ханьков, Ханькино, Ханютино зафиксированы на картах 2-й пол. XVIII-XIX вв., имена Ханя, Ханин зафиксированы в служебных актах с XVI в. Других источников найти не удалось, сочетание ХАН в словарях сводится к понятию - титул, равный княжескому или монаршему у тюрок.
Имена деревень имеют одинаковое сочетание знаков ХАН, что очевидно является общим корнем. Другие сочетания - определения: ИНКА, ЫКИ, ЮГ, КОВО, КОВ, ЮТИНО - дополняют корень каким-то смыслом (нам пока неясным).
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимы в связи с библейскими образами и терминологией, и существовавшей в то время хозяйственной, социальной и религиозной организаций русского общества.
4) Топонимика. Терминология иврита и библейский образ
Общий корень библейского иврита ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить.
+ Хани - деревня в Демянском районе Новгородской обл. на речке Ханевка (Хановка) в лесном и болотистом массиве, узел местных дорог. Показана на карте Шуберта 1832 г. и Семитопографической карте Новгородской губ. Безкорниловича 1847 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА O-36 (В). Новгородская, Псковская и Тверская обл. 1923-41 гг. На O-36 карты СССР. Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1970 г.
русск. ХАНИ = ХАН+И = ивр. корень Х.Н., с огласовками ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить. На Семитопографической карте Новгородской губ. Безкорниловича 1847 г. - узел местных дорог, в 3 км главная дорога к уездному городу Демянску (в 16 км).
+ Ханинка - деревня Некоузский район Ярославской обл. на речке Тубола (Туболка) в лесном и болотистом массиве, узел местных дорог. Показана на карте Шуберта 1832 г. - Поч. (починок) Харань. На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. - Ханинка, узел дорог. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Мологский уезд Ярославской губ. Почвенная карта 1908 г. - Ханника. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
ХАНИНКА = ХАН+ИНКА = ивр. ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить + ЙОНЕК יוֹנֵק отпрыск (починок обычно выводился из ближайших деревень в связи нехваткой земли).
Основано примерно в 1830 гг. как Починок Харань на карте Шуберта 1832 г. (ивр. ХАР гора+АИН источник; в истоке речки на возвышенности, кругом лес и болота); на карте Менде 1857 г. - Ханинка в 3-х км. у основной дороги Молога-Неокуз, узел местных дорог.
+ Ханыки - деревня в Должанском районе Орловской обл. на мысу высоты 217 на крутом повороте реки Косоржа, узел дорог. Показана на Трехверстовке Орловской обл. Военно-топограф. карте 1868 г. на крутой петле реки Касоржа, узел дорог, мост. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА N-37 (В). Орловская, Липецкая и Тульская обл. 1935 г.
ХАНЫКИ = ивр. ХАНАХ (к-х) חָנַךְ торжественно открывать, праздновать новоселье (освящать); деревня при основании была освящена. Ездра 6:16: "Израильтяне - священники, левиты и прочие вернувшиеся из плена - с ликованием освятили (ХАНУКАТ от ХАНАХ) Храм Бога".
+ Ханькино - деревня в Гаврилов-Ямском районе Ярославской обл. на реке Которосль у лесного массива, на основной дороге вдоль реки. Показана на ПГМ Ярославского уезда Ярославской губ. 1798 г. - Хамкина (ошибка?). На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. - Ханькина, 9 дворов, на основной дороге вдоль реки. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Карте РККА O-37 (Г) N-37 (Б, север). Владимирская, Ивановская, Ярославская обл. 1935 г. На Топографической карте Ростова и окрестностей 2001 г.
Данные топографии (положение деревни на местности) показывают, что большинство населенных пунктов "призывали" к месту на водном потоке (устье, исток, ручей, речка...). Так и в отношении с дер. Ханькино - границы земельного участка по водным источникам: река Которосль, речка Жабня, речка Кобылка, ручей Поваровский. Показаны на ПГМ Ярославского уезда Ярославской губ. 1798 г.
ХАНЬКИНО = ХАНЬ+КИНО = ивр. ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить + КАНА קָנָה (стронг H7071) имя библейского водного потока.
Иисус Навин 19:28: "От Таппу́аха граница идет на запад по руслу Каны - и достигает моря. Это надел родов племени Ефрема". Кана в этом стихе Библии - название водного потока, граница земельных владений. В главе 19 Иисус Навин проводит межевание земельных наделов между израильскими коленами.
+ Ханьков - хутор в Славянском районе Краснодарского края на реке Кубань (Кара-Кубань, остров, озера, плавни, болота), дорожный узел. Показан на Карте Черноморья 1857 г. - Ханьковский на реке Кара-Кубань; протока на р. Кубань, образует большой заболоченный остров, на карте Стрельбицкого 1871 г. Остров Каракубань. На Карте Кубанской обл. 1902 г. авторства Иваненкова - Ханьков, между озером, болотом и рекой Кубань. На Карте Кубанского округа составленная Лебедевым 1926 г. - Ханьков, между рекой Кубань и речкой Кубанка, болота. На Карта РККА L-37 (В). Краснодарский край и восточный Крым 1931-41 г. - р. Кубань-болото- хутор Ханьков. На L-37 карты СССР. Краснодар, Ростов-на-Дону, Майкоп, Ставрополь 1970 г. - масштабные мелиоративные каналы.
ХАНЬКОВ = ХАНЬ+КОВ = ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить + КАВ קָו линия, черта, мерный шнур (инструмент землемеров). Поселение Ханьковский было основано на военной линии проходящей по реке Кубань, показано на Карте Черноморья 1857 г.; т.е. военный стан, лагерь на Линии. Иеремия 31:39: "Мерный шнур (КАВ) протянется до холма Гаре́в, а оттуда повернет к Гоа"́.
+ Ханьково - деревня в Мосальском районе Калужской обл. на реке Ресса, узел местных дорог. Показана на ПГМ Мосальского уезда Калужской губернии 1782 г. в овраге с водным потоком - Ханкова. На карте Шуберта 1832 г. - Ханькова, узел местных дорог. На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топографическая карте 1868 г. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935 г., узел местных дорог. На N-36 карты СССР. Смоленск, Брянск, Витебск, Могилев, Гомель 1970 г.
ХАНЬКОВО = ХАНЬ+КОВО = ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить + КАВ קָו линия, черта, маршрут, мерный шнур (инструмент землемеров). Указана граница земельного участка по реке и речке.
Поселение Ханьково показано на ПГМ Мосальского уезда Калужской губ. 1782 г. на речке Селецкой Исток, которая имеет 2 истока один называется Ханьков. Отсюда можно заключить, что земельный участок имел границу по ЛИНИИ истока Ханьков, речке Селецкий Исток и реке Ресса.
+ Ханюг - деревня в Лузском муниципальном округе Кировской обл, изв. с 1891 (?), на речке Ханюг в лесном массиве, на основной дороге. Показана на Карте Лальской округи конца XVIII в. 1794 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. на основной дороге. На Административной карте Кировской обл. 1943 г. На P-38 карты СССР. Котлас, Великий Устюг 1970 г. На Топографической карте Кировской обл. 2001 г., лесоразработки.
ХАНЮГ = ХАН+ЮГ = ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить + ГАА גָאָה разлив реки, высокий уровень воды; т.е. стоянка, лагерь при переправе. Деревня Ханюг расположена в 1 км от места слияния речки Ханюг (дл. 10 км, ширина не превышает 10 м) с рекой Залесская Лала (дл. 101 км, ширина в точке слияния с р. Ханюг увеличивается до 20 м), лесоразработка. После слияния водных потоков уровень воды в реке Залесская Лала значительно повышается, брод выше по течению Лалы указан глубиной 0,5 м., после слияния потоков (стоит мост) глубина 1 м., ширина русла 20 м; во время распутицы уровень воды в реке значительно поднимался.
Иезекииль 47:5: "Снова отмерил он тысячу локтей - там я уже не мог перейти: вода стояла так высоко (ГАУ от ГАА), что можно было только плыть, а перейти поток по дну невозможно".
+ Ханютино - деревня в Холм-Жирковском районе Смоленской обл. на реке Вязьма в лесном массиве, узел дорог. Показана на Карте окрестностей города Вязьмы начала XIX в. 1815-30 гг., 9 дворов. На карте Шуберта 1832 г. На Трехверстовке Калужской области. Военно-топограф. карте 1868 г. На Карта РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935 г. На Топограф. карте Сычёвки с окрестностями 2001 г.
вариант ХАНЮТИНО = ХАНЮ+ТИНО = ивр. ХАНА חָנָה лагерь, стоянка, расположится станом (поселиться), жить + ТИНЕН (от ТАНАН) טִנֵּן сыреть, увлажнятся, покрываться илом; см. Шапиро Ф. Л. Иврит-русский cловарь. М. 1963 г. с. 234. Характеристика земельного участка - сырой лагерь, стан, заболачивание.
На Трехверстовке Калужской обл. Военно-топограф. карте 1868т г. к Ю-В от Ханютино показана болотистая низина. На Карте РККА N-36 (Б). Калужская, Смоленская и Московская обл. 1935 г. деревня находится на возвышенности, в 500 м.- 1 км к В и Ю - низина, показаны луга.
+ Ханютино (Ханятина) - деревня в Рыбинском районе Ярославской обл. на берегу реки Волга, на основной дороге вдоль Волги (торговый путь). Показана на ПГМ Рыбинского уезда Ярославской губ. 1795 г. На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. - Ханятина, на основной дороге вдоль Волги, 4 двора. На Карте Рыбинского уезда 1908 г. - Хонятино. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
вариант ХАНЮТИНО = ХАНЮТ+ИНО = ивр. ХАНУТ חָנוּת в Библии подвал, погреб (стронг 2588); после библейский ивр. - лавка, магазин + АИН источник (ручей). На Карте Менде Ярославской губ. 1857 г. - Ханятина, на основной дороге вдоль реки Волга, 4 двора; на ручье; скорее всего здесь была лавка, магазин для проезжающих.
5) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
* См. О.М. Штейнберг. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 149 ивр. ХАНА, с. 150 библ. ХАНУТ - подвал, склад, лавка; поздний ивр. магазин.
6) Библейский образ
* Исаия 29:1: "Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил (ХАНА поставил лагерь) Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы".
* Бытие 26:17: "И Исаак удалился оттуда, и расположился (ХАНА поставил лагерь) шатрами в долине Герарской, и поселился там".
* Исход 13:20: "И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом (поставили лагерь) в Ефаме, в конце пустыни".
Таким образом, топонимика: Хани, Ханинка, Ханыки, Ханюг, Ханьково, Ханьков, Ханькино, Ханютино "укладывается" в рамки библейской терминологии и жизнедеятельности русского общества XVIII- нач. XX вв.
Ориентирует на местности, указывает на место (деревню), где путешествующие (паломники) могли расположиться станом, сделать остановку для отдыха.
Скорее всего, первоначально, это были временные поселения лесорубов, пастухов или рыбаков - лагерь. Со временем, ввиду своего удачного расположения на основной дороге местности (брод, мост), временные поселения стали деревнями, население которой (как и других поселений) несло Дорожную повинность. Обеспечивало проезжающих гужевым транспортом и временным жильем (подворьем); извоз - перевозка пассажиров и грузов, распространенный промысел.