Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Льгов

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 27/05/2017.
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 18/12/2015. 15k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В православии, как и в иудаизме (материнская религия), каждый приверженец идеологии находит своё место в Божественной Программе, для того чтобы выжить идеологическая система должна быть гибкой, оставлять своим адептам определенное поле для самостоятельной деятельности.

  •   
      
      А мои куряне - ратники бывалые,
      под трубами повиты, под шеломами
      всхолены, с конца копья вскормлены,
      пути им ведомы, овраги им знаемы
       Слово о полку Игореве
      
      
      
      
      Город Льгов (Льговъ), находится в 80 км к западу от Курска по реке Сейм, был известен с допетровских времен как уезд, в новое время поселение называлось - Монастырская слобода.
      
       Согласно военно-топографической карте Российской империи 1869 года старый Льгов расположен на высоком, правом берегу реки Сейм, меловая возвышенность около 230 м, центр на высоте 150 м. К западу болотистая низина, на юго-востоке в петле реки обширные заливные луга и болота; на севере - крупный Y- образный овраг. Протяженность Сейма на территории современного г. Льгова составляет 5 км, ширина реки 100-150 м, глубина от 0,7-1,5 м. до 4-7м.; в последнее время река обмелела.
      
      Почвы - песчаные грунты и черноземы, часть территории занимают серые лесные почвы и глины, камень - отсутствует. Рельеф - пересеченный, территория Курской области подвержена эрозийным процессам, особенно много оврагов расположены на правобережной части реки Сейм, в районе Льгова. Место, где находился древний город, было выбрано удачно, он был со всех сторон прикрыт естественными защитными препятствиями (болота, реки, овраги и непроходимыми в то время лесами), имел источники водоснабжения, река давала рыбу и служила транспортным путем. Очевидно, что город создавался как опорный пограничный, военно-таможенный пункт, но вот только неясно - когда?
      
      1) Официальная история и этимология
      
      а) История города Льгова уходит в далекое и неясное прошлое, полагают, что он возник на месте разрушенного древнего города Ольгова, названного так (предположительно) по имени князя Олега Святославовича. Согласно второй версии имя города связано с зарослями ольхи, которая якобы здесь росла в изобилии, от ольхи и производят имя.
      
      Первое упоминание о Льгове находят в Ипатьевской летописи под 1152г. (см. ниже?), в XII веке город был разрушен половцами, затем монголами и долгое время был в запустении. С середины XIV и до начала XVI века Курский край был под властью Литвы, войдя в 1508 г. в состав Московской Руси, стал пограничным рубежом между Русью и Крымской ордой. В 1571 году на месте древнего Ольгова находилось укрепленное пограничное поселение Московского государства - Городенская сторожа, которое отражала частые набеги крымских и ногайских татар (валы сохранились). В 1669 г. (1660) на месте современного города, в урочище Ольгово Городище, был основан Льгов, монастырь (упразднён в 1764 г.), возникшая Монастырская слобода (502 чел.) преобразована в город Льгов в 1779 г.
      
      б) Боевая единица курского пограничья - монастырь Дмитрия Солунского и его игумен Иов Льговский
      
      По материалам исследования историка Д.А. Урушева. Иов из рода Лихача, см. http://www.anti-raskol.ru/pages/675
      
      "Основной источник сведений о жизни Иова - "Повесть и сказание вкратце о житии и подвигах и отчасти чудес исповедание преподобного отца нашего игумена и строителя Иова", написанная иконописцем Максимом. Известна в единственном списке начала XVIII века, переданном в 1971 году старообрядческим епископом Иоасафом (Карповым) археографической экспедиции Московского государственного университета" (Д.А. Урушев).
      
      В повести описывается жизнь и деяния основателя монастыря Дмитрия Солунского Иова Льговского (1594-1681), происходившего из боярской семьи, его родственники занимали высокие посты при дворах разных царей, соответственно Иов (Иван) получил хорошее начальное образование. В юности поступил послушником в Троице-Сергиев монастырь (один из основных культурных центров того времени), воевал с поляками, когда те осадили монастырь в 1608 г., осада продолжалась 1,5 года. Затем постригся в монахи, имел склонность к уединенной жизни, организовал несколько скитов, пустынь (скит с одной церковью, удаленный от монастыря) и монастырей.
      
      За долгие годы своей отшельнической жизни приобрел высокий религиозный авторитет и в 1640 году по кончине Патриарха Иоасафа, царь Михаил Федорович пригласил Иова в Москву на Собор, как кандидата на пост главы Русской церкви. Однако "Старец же "не восхотел пустыню оставить" и бежал из столицы на Красные горы" (Тверская обл.). Во время патриаршества Никона началась реформа церкви, которую старец Иов не принял и с учениками отправился на поиски новой тихой обители, на южном рубеже Руси, на Льговских горах, обрел Иов новое место для "мирного пустынного жития" (Урушев).
      
      Так был образован староверческий монастырь Дмитрия Солунского, рядом с ним возникла слободка (ныне город Льгов Курской области), которую населили старообрядцы, бежавшие от преследования светских и духовных властей. В 1667 году Льговский монастырь успешно отразил набег татарского войска, в плен было взято более семидесяти крымчаков, которых отослали к царю Алексею Михайловичу. "Повесть" сообщает, что "великий государь, слышав таковое побеждение сопротивных от преподобного отца нашего, зело удивился, яко при его державе такое чудо бысть". Царь послал Иову шесть больших пушек, триста мушкетов, "пороховой казны и свинцу довольно" и даже четыре знамени "золотых, по атласу шитых" (Урушев). Однако в 1672 г. к монастырю подошел отряд московских стрельцов для розыска староверов, Иову удалось избежать разорения и сохранить монастырь, тем не менее, в 1674 он уходит на Дон, где основывает новый монастырь и там умирает.
      
      2) Обобщение и вывод
      
      а) Связь современного города Льгова с древним городищем Ольговым археологами не установлена, указание на Ипатьевскую летопись под 1152 г. - недостоверны, нет в Ипатьевской летописи города Ольгов на Сейме с таким именем. Под этот год вполне ясно упоминается князь Святослав Олгович (в форме Олгов), которого по тексту трудно спутать с именем города (текст не переведен, возможно, есть другие списки). Из древнерусских городов на реке Сейм летописи фиксируют: Путивль, Бирин, Рыльск и Курск; "Ольгова-Льгова" - нет, в истории город не просматривается до конца XVI века.
      
      Итак, город Ольгов мог быть в другом месте, и действительно, мы находим город Ольгов в земле Рязанской, примерно в 500 км от современного Льгова: "Относительно легко устанавливается место, которое занимала Новый городок Ольгови на устье реки Прони. До сих пор при устье Прони виден остаток вала, находящегося на вершине холма. Здесь... находился Новый городок Ольгови. Место для городка указывают там, где теперь стоит село Никитин и где еще в половине XIX в. сохранялась значительная часть вала под названием "Городца"" (М.Н. Тихомиров. Список русских городов дальних и ближних. Исторические записки. т. 40, М. 1954).
      
      Таким образом, связь имен Ольгов-Льгов - отсутствует, имя Льгов - изначальное, и оно появляется с момента возникновения монастыря, примерно с 1660 года.
      
      б) На картах Российской империи город обозначаться с 1792 г. под именем Льговъ; здесь проживало 336 чел., в уезде 28 099 (мужчин); более раннюю карту найти не удалось.
      
      Скорее всего, имя города возникло в момент официального выделения земли монастырю, что могло произойти в конце XVII века, т.к. состояние власти здесь было неустойчивым, земля была пограничной и часто подвергалась набегам крымских татар.
      
      Если мелкие села могли быть опущены на картах-чертежах, то монастыри (опорные пункты государства) всегда обозначались, из повести об Иове Льговском ясно, что высшие московские власти знали о существовании монастыря.
      
      Вывод
      
      Очевидно, что развитие городского поселения (Монастырской слободы) связано с деятельностью монахов, закрепившихся на этом рубеже, поселение было привязано топонимом к хорошо заметному (выдающемуся) местному ориентиру или могло иметь теофорный характер (монастырь все-таки). Но вот какой ориентир выбрали для обозначения местности отведенной под город или как монахи интерпретировали (запечатлели в имени) Бога, ведь жизнедеятельность этой общины сводилась к служению Богу и распространению Слова Божьего?
      
      3) Топография
      
      а) Ориентир
      
      Топоним может указывать на особенности местности, в библейской традиции, многим поселениям присваивали имена ориентирующих людей в пространстве - указывая на выдающийся местный ориентир: высота, холм, река, источник, лес, яма и т.д.
      
      На военно-топографической карте 1869 года от Льгова и до Курска по правому берегу реки Сейм на 80 км длину и км 50-70 в глубину показана беспрерывная цепь значительных оврагов и балок, некоторый из них глубиной до 100 м. - каньонного типа. Следовательно, самая яркая характеристика рельефа района - овраг, глубокая впадина, яма.
      
      * ЛЬ+ГОВ = ивр. ЛЕ принадлежность + ГОВ גֺב, ГЕВ גַב, ГЕВЕ גבא яма, яма, заполненная дождевой водой, впадина, заполненная дождевой водой, ров, канава; т.е. район, где много впадин в рельефе - "овражистый" (об ОВРАГАХ упоминает и "Слово о полку Игореве", см. эпиграф).
      
      б) Библейский образ
      
      * Даниил 6:16, 17, 19, 6:20: "Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров (ГЕВЕ) львиный
      
      * Даниил 6:23, 24: "Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва (ГЕВА); и поднят был Даниил изо рва (ГЕВЕ), и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего".
      
      Итак, материальное объяснение топониму ЛЬГОВ - указывает на пересеченный характер местности (овраги, ямы, впадины) в районе (ориентирует), город занимает в цепи оврагов самое западное место, край овражно-балочной территории.
      
      4) Теофорное имя
      
      В некоторых библейских названиях поселений просматривается связь с Божественным, например: Гур-Ваал (Жилище Ваала), Елеале (Бог велик) и т.д.
      
      Город основан общиной христиан-раскольников, судя по документам, община не ушла в "Раскол", т.е. в глухие места, где нет контакта с людьми, а наоборот обозначила свою деятельность на очень важном пограничном рубеже, активно противодействуя набегам крымских татар. Свою причастность к Божеству монахи должны были обозначить в топониме, ведь они себя отождествляли с наиболее правоверными христианами. Стихийно сложившиеся имя - Монастырская слобода, было светским понятием, а не теофорным, требовалось придать большую святость своему служению, дать понять всем остальным христианам, что они более приближены к Богу.
      
      а) ЛЬ+ГОВЪ = ивр. Л принадлежность + ГОВАХ, ГАВОАХ (ГОВ) גָבוֹהַּ Всевышний, высота, холм.
      
      Конечная буква иврита he (х-г) в слове ГОВАХ при транслитерации слов иврита на русский язык, как правило, не читалась (ЕЭБЕ); мягкий знак "Ь", в древнерусском языке буква "ерь" читалась как "Е".
      
      б) Основное значение
      
      *** Л+ЬГОВЪ = Л цель, предназначение + Яхве (Егова) יהוה.
      В православии, в переводах Библии, применялось имя "Иегова", в русском языке распространено имя "Егова", правильно - Яхве.
      
      Таким образом, имя города - Принадлежащие Богу (Яхве) или имеющие предназначение (цель) служить Божеству. Неужели Святое место (монастырь) получил имя от ольхи (дерева), как его интерпретируют специалисты???
      
      г) Библейский топоним
      
      Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
      
      * Геба или Габа (в русской транслитерации - Гева, перевод - холм, высота)
      
      1) Священнический город в Вениаминовом уделе (Иошуа, 18, 24; 21 17; Hex., 12, 29; I Хрон., 6. 45), лежавший против Михмаса по дороге, ведшей в Иерусалим (ср. Исаия, 10, 29); позднее северный пограничный пункт Иудейского царства, который царь Асса (см.) укрепил материалами, взятыми из разрушенного города Рамы (I Цар., 15, 22; II Цар., 23, 8; Захар., 14, 10; II Хрон., 16, 6)...
      
      Она находится на расстоянии 4 часов пути от Иерусалима. Согласно II Сам., 5, 25, Давид, одержав победу над филистимлянами, гнал их от Г. до входа в Газер (Гезер). В параллельном месте (I Хрон., 14, 16) вместо Г. упоминается Гибеон (см.). Вообще уже в древности (также в Септуагинте и у Флавия) Гебу смешивали с Гибеей и Гибеоном. Особенно часто в самом библейском тексте вместо Гибеа (см.) стоит Геба (Суд, 20, 10; I Сам., 13, 16), хотя отличие Г. от южнее лежавшей Гибеи определенно указано в Иош., 18, 24 и 28 и особенно у Исаии, 10, 29.
      
      Таким образом, мы имеем два значения топонима Льгов, первый указывает на особенности овражисто-балочной территории - Ямный, Овражистый, второй - связывает монастырских подвижников через имя с Богом - служащие Богу. Какое значение топонима взять за основу?
      
      Вывод
      
      В православии, как и в иудаизме (материнская религия), каждый приверженец идеологии находит своё место в Божественной Программе, для того чтобы выжить идеологическая система должна быть гибкой, оставлять своим адептам определенное поле для самостоятельной деятельности.
      Праведники занимаются социально-религиозной философией (учат, как жить). Деловые сторонники религии заняты материальным производством, им некогда вникать в тонкости теологии, но на всякий случай (Бог - таинство, обладающее колоссальной мощью), они обозначают связь свою с Божеством через термин и имя (называние предметов и явлений). Остальные просто верят во всемогущество Бога. Таким образом, каждая группа может иметь своё представление о топониме (месте), главное, что бы это имя входило в рамки Божественного лексикона.
      
      Мы проследили в истории развитие поселения, установили, что первоначально это была община раскольников, сумевшая сформировать вокруг себя коллектив верующих - Монастырскую слободу. Очевидно, что топоним Льгов указывает на основное, духовное предназначение поселения (монастырь и слобода) - Принадлежащие Яхве (Егове).
      
      Итак, непостижимый в русском языке топоним Льгов имеет объяснение в сакральном языке иудеохристианства - иврите. Связав термин с библейскими произведениями, мы выполнили все задачи историко-лингвистического исследования, указав на - место и время (особенности территории), деятелей (монахи), язык и идеологию.
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 6, последний от 27/05/2017.
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 18/12/2015. 15k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка