Колибаба Сергей Николаевич: другие произведения.

Ельцино/а, Ельцыновская, Ельцыново - топонимы, этимология

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 30/06/2023. 14k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
      После сих происшествий было слово Господа к Авраму
      в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит (ивр. МАГЕН); награда твоя весьма велика
      Бытие 15:1
      
      1) Топонимика
      
      * Ельцино - село в Кольчугинском районе Владимирской обл. в истоке речки Сомша у лесного массива (ель, сосна, береза), в селе церковь 1646 г. Показана на Карте Владимирского наместничества из атласа Горного Училища 1792 г., церковь. На Генеральной карте Владимирской губ. 1802 г. На Карте Покровского уезда Владимирской губ. 1808 г. На Подробной карте Российской Империи 1816 г. На карте Шуберта 1832 г., 32 двора. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г., показан участ. церков. земли. На карте Стрельбицкого 1871 г., 6 дворов. На Подробной довоенной карте окрест. Владимира. Геодезический комитет ВСНХ-СССР 1926-28 гг. На Карте РККА O-37 (Г) N-37 (Б, север). Владимирская, Ивановская, Ярославская обл. 1935 г.
      Краеведение: "В патриарших окладных книгах под 1646 годом отмечена "церковь Воскресение Христово в селе Ельцыне в Малом Рожку, дани два алтына две деньги, десятильничьих и заезда гривна".
      
      * Ельцино - деревня в Бежецком районе Тверской обл. на реке Молога. Показана на Карте Бежецкого уезда 1825 г. На карте Шуберта 1832 г., 28 дворов. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г. На карте Стрельбицкого 1871 г. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
      Скорее всего, монастырское землевладение, имя связано с Богом. Примерно в 2-х км к западу расположен Погост Спас Талица (дер. Михайлово), где была Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне в разрушенном состоянии), построена в 1808-16 гг., в погост входило 22 деревни.В 4-х км к югу село Присеки (упом. с XIV в.) , двухэтажная каменная церковь 1793 г. Перепись 1710 года: Санкт-Петербургская губерния: Бежецкий уезд: Переписная книга переписи Саввы Михайловича Ушакова (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.11448. Л.1-1294): "За монастыри в вотчинах вотчина Троицы Сергиева монастыря село Присеки з деревнями 116 (в вотчине)".
      
      * Ельцино - деревня в Молоковском районе Тверской обл. на реке Могоча. Показана на Карте Весьегонского уезда 1825 г. На карте Шуберта 1832 г. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г., 5 дворов. На карте Стрельбицкого 1871 г. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г. В 1,5 км к северу находится село Михайловское в котором на карте Менде 1853 г. указана церковь (постр. в 1801 г.).
      
      * Ельцыно - деревня в Вологодском районе Вологодской обл. на краю болотистого и лесного массива на речке Лоста. Показана на ПГМ Вологодского уезда Вологодской губ. 1789 г. На Карте Вологодской округи конца XVIII в. 1794 г. - Елцына. На карте Стрельбицкого 1871 г. - Ельцина. На Карте Вологодского уезда 1906 г. издания уездного земства - Ельцино. На Карте района гор. Вологды 1936 г. На Карте РККА O-37 (северная часть). Вологодская и Ярославская обл. 1938 г. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
      
      * Ельциновская - деревня в Вельском районе Архангельской обл. в лесном массиве на реке Вель в 4-х км к западу от города Вельск (изв. с 1137 г.). Показана на карте Стрельбицкого 1871 г. На P-38 карты СССР. Котлас, Великий Устюг 1970 г.
      + ЭСБЕ/Вельск
      Вельск - уездный город Вологодской г., лежит в 267 вер. на сев.-восток от г. Вологды... Город расположен на левом берегу р. Ваги, при впадении в нее р. Вель, на возвышенной равнине, богатой ключами. Он принадлежит к числу старинных поселений губернии; впервые о нем упоминается, как о селении, еще в 1137 году, в уставе о сборе церковной дани в пользу новгородского владыки. Основан он, без сомнения, новгородскими выходцами.
      + Устав князя Святослава Ольговича, 1137 г.: "А зде в Новегороде что есть десятина от дании, обретох уряжено преже мене бывъшими князи, толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжи и в клеть его. Нужа же бяше пискупу, нужа же князю в томъ, в десятои части божии. Того деля уставил есмь святои Софьи, ать емлеть пискун за десятину от вир и продажь 100 гривен новых кун ...". Далее упоминается ВЕЛЬ (Вели), cледовательно, бассейн реки и погост Вельск (7 погостов на реке на карте 1871 г.) принадлежал в XII-XV вв. Новгородской Святой Софии - т.е. Богов = ивр. В в. внутри, среда действия + ЕЛЬ Бог; т.е. Вельск - Богов.
      * Ельцыново - деревня в Талдомском районе Московской обл. Показана на Генеральной карте Владимирской губ. 1802 г. На карте Шуберта 1832 г. - Ельцыно. На Карте Менде Владимирской губ. 1850 г. На Карте Александровского уезда Владимирской губ. 1900 г. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г. Краеведение: "В "Списке населённых мест" 1862 года - владельческая деревня 2-го стана Александровского уезда Владимирской губ. по правую сторону реки Дубны, к северу от Нушпольского болота, в 90 верстах от уездного города и 40 верстах от становой квартиры, при прудах и колодцах, с 17 дворами и 113 жителями".
      
      2) Библейская теология. Имена Божьи и личные имена
      
      а) ЕЭБЕ/ Имена Божии/Эль
      Эль, אל‎. - Имя Эль встречается, как обычное и общее обозначение Бога не только у евреев, но и у ассирийцев и финикийцев; как и в еврейском языке, оно встречается также в южно-арабских диалектах, арамейском, арабском и эфиопском языках в качестве ингредиента или части собственных имен. Это имя употребляется в единственном и множественном числе и применяется как к Господу Богу Израиля, так и к чужестранным богам. В качестве имени Бога Израильского, Эль встречается преимущественно в поэтических отрывках и пророческой речи, редко в прозаической литературе, притом всегда с эпитетом, рисующим Его, как "ревнивого, но милосердного Бога". Чаще всего это имя употребляется со следующими эпитетами: Эль Элион, אל עליון‎ - Господь всевышний, Эль Шаддай, אל שדי‎ - Господь всемогущий (?), Эль Олам, אל עולם‎ - Предвечный, Вечносущий Бог, Эль Хай, אל הי‎ - Бог живой, Эль Раи, אל ראי‎ - Господь видения, Эль Элоге Израиль, אל אלהי ישראל‎ - Господь Бог Израиля, Эль Гиббор, אל גבור‎ - Господь витязь. Общепринятое в науке образование этого имени от еврейского корня אול‎ - "быть могучим" - весьма сомнительно; ...
      
      б) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона/Имена личные
      Характерною чертою библейской ономатологии служит частое появление имен сложных, иногда представляющих целые фразы; ... В огромном большинстве случаев подобные сложные И. имеют религиозное значение, состоя в связи с названиями Божества יהוה‎, или Эль. Имя Бога принимает здесь форму либо Ио - יה‎, или Иего - יהו‎ (в начале слова), либо Ия, יה‎, или Иагу, יהו‎ (в конце его); так, напр., Ионатан то же, что Эльнатан ("Господь дал"), а Иоезер ("Господь помощь") то же, что Элиезер ("Бог мой помощь").
      Из множества личных имен, имеющих известное отношение к сущности, действиям и атрибутам Божества, можно было бы конструировать целую систему библейской теологии (ср., напр., Эльнатан, Элиасаф, ...).
      
      3) Библейские имена в старорусских актах
      
      а) Материалы для словаря древнерусского языка. Труд И. И. Срезневского. Санкт-Петербург, 1893; https://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijE-K.pd...
      
      * ЕЛОИ - различьны мьнеша боги суща: адонаи, елои, саваофь. Избор. 1073 г.
      * Защититель. "Не предай мене в руце врагов, тако ты еси, защититель мой, Ги (Гасподи), и в руци твои предаю дхъ (дух) мой. Нест. Бор. Гл. 22; Панд. Анд. XI в.
      * Защититися. "Надеждою и верою ... защищьшеся", Минея 1097 г.
      
      б) С.Б. Веселовсий. Ономастикон... М., 1974 г.; "Ельчанинов Афанасий, землевладелец, 1504 г., Звенигород и Дмитров. Ельчин Иван, дьяк, 1609 г., Москва".
      
      в) Национальный корпус русского языка
      
      * С. Есипов. Есиповская летопись по Погодинскому списку (1636): " а подъ горою по рекѣ Иртишу луги великие Є озера все благополучные, Богомъ строенное место, плавающимъ же защита ту бури и пристанЄще тихо и покойно; и на семъ же прекрасномъ месте поставиша градъ Є нарекоша имя ему Тоболескъ...".
      * Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (первая половина XV в.): "Защитил бо есть Господь сию блаженую Олгу от противника и супостата диавола".
      
      4) Обобщение и выводы
      
      а) Поселения Ельцино и подобные зафиксированы на картах XVIII-XIX вв., некоторые известны с XVII века. Средствами русского языка определить содержание (смысл) топонима невозможно.
      
      б) Библейский образ, терминология
      
      "Азъ защищю тя", Бытие 15:1, по списку XIV в. (И.И. Срезневский, Материалы...).
      В стихе Бытия 15:1 ("Я твой щит", см. эпиграф) прямое указание на теологическое Всемогущее Верховное Существо (Бог) управляющее миром и предмет, которым Господь будет защищать Аврама от всех бед - щит. Всевышний (авторы Бытия) использовал этот термин (щит) для наглядности, согласно уровню сознанию и мышления древнего Аврама, иносказательно. Использовал всем знакомый предмет защищающий физическое тело человека от летящих в него предметов (камней, стрел, копий) и иносказательно, как защиту "духа" (морали) человека от проблем неустроенного древнего общества.
      
      в) ЕЭБЕ/Вооружение и оружие: "Щиты и панцири. - Среди предметов вооружения первое место занимали щиты, которых было две категории: малый щит, מג (clipeus), употреблявшийся также стрелками (I кн. Хрон., 5, 18; II Хрон., 14, 7; 17, 17), и большой щит (ЦИНА, צנה, scutum), закрывавший, по-видимому, всего человека (ср. I Цар., 10, 16 и сл.; II Хрон., 9, 15 и сл.)".
      
      Вывод
      Целесообразно рассмотреть топоним Ельцино (Ельцина) в связи с теофорными (содержащих имя Бога) библейскими именами.
      
      5) Терминология иврита и библейский образ
      
      а) Терминология
      
      ЕЛЬЦИНО, ЕЛЬЦЫНА = ЕЛЬ+ЦИНА = ЕЛЬ אֵל Бог + ЦИНА צִּנָּה щит; Бог - мой щит (защита).
      
      б) Источник
      
      * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
      Hомер Стронга: H410. Оригинал: אֵל. Произношение: эль. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: shortened от H352 - 1. сила, мощь; 2. Бог, бог.
      * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
      Hомер Стронга: H6793. Оригинал: צִּנָּה. Произношение: цинна. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H6791 - 1. щит (большой щит, полностью прикрывающий всего воина); 2. прохлада, охлаждение; 3. крюк.
      * Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; с. 25 - ЕЛЬ Бог, с. 407 - ЦИНА кольчуга, броня, латы.
      
      в) Библейский образ
      
      * Бытие 14:22: "Аврам ответил: "Я клянусь, воздев руку к Господу (ЙАХВЕ), Богу (ЕЛ) Вышнему, Создателю неба и земли".
      * Исаия 46:9: "Вспомните, что было прежде, в древности. Я - Бог (ЕЛ), и другого нет, Я - Бог (ЕЛОХИМ), и нет подобного Мне".
      
      * 1 Царств 17:7: "Древко его копья было как ткацкий навой, а железный наконечник был в шестьсот шекелей весом. Перед ним шел щитоносец (дословно "носящий щит ЦИНА")".
      * Иезекеииль 23:24: "И придут на тебя с оружием, с конями и колесницами и с множеством народа, и обступят тебя кругом в латах, со щитами (ЦИНА) и в шлемах, и отдам им тебя на суд, и будут судить тебя своим судом.
      
      г) Библейская топонимика
      ЕЭБЕ/Бет-Эль; "Бет-Эль (Вефиль), בית אל - древнеханаанейский город (Иош., 8, 17; 12, 16), называвшийся первоначально Лузом, לוז (см. Быт., 28, 19; 35, 6; Иош., 18, 13; Суд., 1, 23) и получивший название "Бет-Эль" - "дом Божий" лишь после того, как Якову явились во сне ангелы Божии (Быт., 28, 17, 19; ср. 35, 15)".
      
      Таким образом в библейском иврите было два термина обозначавших разные по размеру щиты - МАГЕН (маленький) и ЦИНА (большой, закрывающий все тело). Топоним ЕЛЬЦИНА составлен из двух терминов иврита ЕЛЬ Бог + ЦИНА щит, что составляет фразу - Бог - мой щит (защита).
      Скорее всего, топонимы монастырского или церковного землевладения, составлены деятелями церкви и Государственного межевания. В начале XIX века фамилии были введены для большинства подданных Российской Империи, в том числе и для крестьян. Обычно фамилии давали по месту проживания, по имени деревни или села, откуда и произошла русская фамилия - Ельцин.
      
      Кишинев, 29.6. 2023 г.
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Колибаба Сергей Николаевич
  • Обновлено: 30/06/2023. 14k. Статистика.
  • Статья: Молдавия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка