а) Елец - город (с 1146 г.), Елецкого района Липецкой обл. на реке Быстрая Сосна, местность безлесная. Показан на Карте Орловской провинции сер. 18 в. как транспортный узел, церковь. На Генеральная карта Орловской губернии 1801 г. крупный транспортный узел. На карте Шуберта 1832 г., 1849 дворов. На Трехверстовке Курской обл. Военно-топограф. карте 1864 г. На Карте РККА N-37 (В). Орловская, Липецкая и Тульская обл. 1935 г.
ЭСБЕ/Елец
Елец - уездный город Орловской губернии, на реке Сосне... Старый город, почти весь каменный, расположен на высоком левом берегу Сосны. Узкие улицы, высокие каменные ограды; отсутствие леса сказывается на каждом шагу. ... Церквей 16, все каменные; два монастыря и 7 часовен...
Река Быстрая Сосна служила пограничной чертой древней Руси; ею отделялись владения русских князей от земель кочевников. Степь (или "поле"), лежавшая к югу, заселена была половцами. ... Имя Е. впервые упоминается в летописи под 1146 годом. Он принадлежал тогда рязанским князьям. Будучи пограничным городом, основанный и укрепленный с военными делами, Е. часто подвергался нападениям половцев. В Батыево нашествие Е. был разрушен. В 1395 г. Тамерлан "прииде близ предел Рязанския земли и взя град Е. и князя елецкого изнима и многы люди помучи"... в последующие 100 лет город вовсе не упоминается. В 1591 г. город Е. возобновился в качестве сторожевого пункта... Лесная площадь весьма незначительна: всего 20180 десятин ... В уезде 82 каменных и 6 деревянных церквей.
б) Новые Ельцы (стар. Ельци)- деревня в Осташковском районе Тверской обл. на озере Селегер в лесном массиве (сосна, ель, береза). Показана на карте Шуберта 1832 г. - Ельци, церковь. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г., участок церковной земли. На карте Стрельбицкого 1871 г. На Батиметрической (подводный рельеф) карте озера Селигер 1895 г. На Карта РККА O-36 (В). Новгородская, Псковская и Тверская обл. 1923-41 гг. - Новые Ельцы. На O-36 карты СССР. Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1970 г.
+ Примечание
* 1671 г., января 13. Жалованная грамота царя Алексея Михайловича патриарху Московскому Иоасафу на рыбные ловли в озере Селигер, в Ржевском уезде".
* См. Описание Осташковскаго мужскаго Житеннаго монастыря Тверской епархии. 1863 г.; https://docs.tverlib.ru/kraevedenie/opis_ostashko...
* Озерецковский, Николай Яковлевич (1750-1827). Путешествие на озеро Селигер / [соч.] Н. Озерецковского. - СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1817; "Село Ельцы господ Толстых, при коем церковь богатая каменная, дом каменный в трех этажах, полотняная фабрика на 70 станах, кожевенный завод - тут были прежде всего театр, музыка духовая, роговая, певчии и перевоз на противолежащую сторону".
* XLIII. Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г.: "Ельцы, село вл., при колодце и оз. Селигере. Осташковский уезд / 2. На Валдайском тракте. Дворов 5, население 198 чел. Церковь православная 1. Ярмарка 1".
в) Ельцы - село в Селижаровском районе Тверской обл. в лесном (ель, береза) и болотистом массиве на реке Волга. Показано на Подробной карте Российской Империи 1801-16 гг. - Елец, тож Княжое, церковь. На Карте Ржевского уезда 1825 г. На карте Шуберта 1832 г. - Елец Княжое. На Карте Менде Тверской губ. 1853 г. - Ельцы (Княжое), 82 двора. На карте Стрельбицкого 1872 г. - Ельцы. На Карте РККА Валдайской возвышенности, двухкилометровка 1931 г. На O-36 карты СССР. Санкт-Петербург (Ленинград), Великий Новгород, Тверь 1970 г.
Краеведение: "Упом. в летописях с 1477 г. В грамоте Бориса Волоцкого в 1477 году в числе селений, отказанных им его супруге Ульянии. В конце XVI века оно было очень населенное; на местности его, кроме села, находились еще: слобода Елецкая, на реке Волге, ...; в селе и двух слободках было до пяти церквей... в начале XX века, пережив разорение, село Старые Ельцы, именно так оно называлось в официальных документах до революции, поражает своей многонаселённостью - более пяти тысяч прихожан Благовещенского храма, к которому относилась 31 деревня".
г) Ельцы - деревня в Киржачском районе Владимирской обл. в лесном массиве (сосна) на реке Шерна, в 5 км от г. Киржач и в 1 км от Погоста Покровского.. Показана на Генеральной карте Владимирской губ. 1802 г., церковь. На карте Шуберта 1832 г., 27 дворов. На Карта Менде Владимирской губ. 1850 г. и на карте Стрельбицкого 1871 г. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
Краеведение, Киржач: "Село на реке Киржач впервые упоминается в 1328 году в завещании Ивана Калиты. Оно было завещано Александровскому монастырю в Суздале. По другой версии Киржач возник в середине XIV в. как слобода при основанном в 1358 году Сергием Радонежским Благовещенском монастыре. Период расцвета Киржачского монастыря приходится на XV-XVIII вв. По переписным книгам 1678 года владения Киржачского монастыря, кроме подмонастырской слободки и села Селиванова Гора, только в Переяславском уезде, куда входил в то время Киржач, состояло из 26 деревень, в которых насчитывалось 354 двора крестьянских и 42 бобыльских". См. Православная энциклопедия. Киржачский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь; https://www.pravenc.ru/text/1840171.html
д) Ельцы - село в Юрьев-Польском районе Владимирской обл. на речке Вещур при слиянии с речкой Выкрос, рощи. Показано на ПГМ Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. 1785 г. - Село Ельцы. На Генеральной карте Владимирской губ. 1802 г., церковь. На карте Шуберта 1832 г., 69 дворов, церковь и Стрельбицкого 1871 г., 6 дворов. На Карте РККА O-37 (Г) N-37 (Б, север). Владимирская, Ивановская, Ярославская обл. 1935 г., роща, 2 родника на окраинах. На O-37 карты СССР. Ярославль, Кострома, Владимир, Иваново, Вологда 1970 г.
Краеведение: "Церковь в селе Ельцах существовала уже в XV столетии, в книгах патриаршего казенного приказа 1654 года значится церковь Воскресения Христова с приделом Пресвятой Богородицы Казанской. В 1692 году, при патриархе Адриане, Суздальским митрополитом Илларионом дан был новый освященный антиминс. В селе существовала каменная двухэтажная церковь, время построения ее неизвестно".
2) Исторические и этимологические сведения
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1978, с. 45: "Елецъ. Род кушания, "блюдо елецъ"; Рыба, "несено рыбы... ельцов на 10 денег", Кн. изд. Тот., 1691. Елица - ель (уменш.), 1664".
б) Национальный корпус русского языка
* Повесть о Темир Аксаке (1402-1418): "И собра все вое свое, проиде всю орду и всю землю Татарьскую, прииде близъ предѣлъ Резаньския земля, вся градъ Елечь, и князя елечьскаго изима, и многи люди помучи".
* Никоновская летопись (859-1176 гг.) (1526-1530): "Князь же Святославъ Олговичь иде въ Рязань, и бывъ во Мченскѣ, и въ Тулѣ, и въ Дубкѣ на Дону, и въ Елцѣ...".
* Роспись елецким сторожам (1592). Все примеры - 15: "7100 года июля въ 29 день писали къ государю царю ... Федору Ивановичю всеа Русии съ Ельца воевода князь Ондрей Звенигородцкой, да голова Иванъ Мясной, да прислали Елецкимъ сторожамъ роспись. 1 сторожа отъ Ельца особная верхъ по Быстрой Соснѣ отъ города шесть верстъ усть Воргла стоитъ 4 человѣка, а проѣзжаютъ отъ сторожи верхъ по Соснѣ до Волчьево броду, а съѣзжаютца съ Радушкиными сторожи...".
* Записная книга Московского стола 7147 года (1638, сентябрь - 1639, август) (1638.09.01-1639.08.31): "По отписке и по росписи съ Елца Ѳедора Олябьева, июня въ 15 день, 147 году, на Елцѣ по городовой осыпи поставленъ стоячей острогъ, а въ острогѣ проѣзжихъ 4 башни да 7 башенъ глухихъ; а около всего острогу съ башнеми по мѣрѣ 770 сажень.".
* Записная книга Московского стола 7157 года (1648, сентябрь - 1649, август) (1648.09.01-1649.08.31): "Да въ прошломъ... на Елецъ государева царева... ели Михаиловича всеа Русии грам... за приписью дьяка Григорья ЛарЄо... челобитью елецкихъ соборныхъ поповъ вел... на Елцѣ строить соборную церковъ... Христова зъ двѣмя пре... и на церковное... и плотникомъ отъ дѣла велѣно имать на Елцѣ... моженново головы и у цѣловалниковъ изъ кабацкихъ изъ таможенныхъ доходовъ".
3) Обобщение и вывод
а) В древнерусских летописях топоним Елецъ, Ельцы зафиксирован с нач. XV в., показан на картах XVIII-XIX вв. Во всех населенных пунктах отмечены ранние церкви, деревни и села расположены вблизи крупных старых монастырей. Скорее всего, топоним относится к монастырскому и Церковному землевладению, треть земель в Русском государстве принадлежала Церкви, церковная вотчина (наследственное земельное владение).
Следовательно, в топонимах могла содержатся мысль о Божьей Земле. Для прокормления, архирейским домам, церквям и монастырям назначались пахотные земельные участки, луга и лесные участки, а также рыбные ловли. Псалтырь 23:1,2: "Псалом Давида. Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее".
б) Топонимика
+ На русском культурно-религиозном пространстве множество топонимов содержащих имя БОГ: Богдановка (Богом данная) - более 250; Богово - 3; Богодаровок (Божий дар) - 10; Богодуховок (Божий дух) - 6; Боголюбок - 23; Богомоловых (Бога молящие), Богородских (Богом рожденное) - более 140; Богослово (по Божьему слову) - 45 и т.д. Вся жизнь человека была связана с Богом вплоть до 1917 года.
+ Библейская топонимика и имена
* ЕЭБЕ/Бет-Эль; "Бет-Эль (Вефиль), בית אל - древнеханаанейский город (Иош., 8, 17; 12, 16), называвшийся первоначально Лузом, לוז (см. Быт., 28, 19; 35, 6; Иош., 18, 13; Суд., 1, 23) и получивший название "Бет-Эль" - "дом Божий" лишь после того, как Якову явились во сне ангелы Божии (Быт., 28, 17, 19; ср. 35, 15)".
* ЕЭБЕ/Имена личные: "В огромном большинстве случаев подобные сложные И. имеют религиозное значение, состоя в связи с названиями Божества יהוה, или Эль. Имя Бога принимает здесь форму либо Ио - יה, или Иего - יהו (в начале слова), либо Ия, יה, или Иагу, יהו (в конце его); так, напр., Ионатан то же, что Эльнатан ("Господь дал"), а Иоезер ("Господь помощь") то же, что Элиезер ("Бог мой помощь")".
в) Библейский метод обсуждения проблем и принятия решений, 3 Царств 22:5,6
Мышление и сознание современного европейского человека заложено в ходе христианизации, христианской формы религиозной и культурной жизни. Многовекового процесса изучения Святого Писания в семье и в Церкви; мыслим словами-образами описанными в Библии. "Оригиналы" предпочитают называть современный образ жизни - "европейскими демократическими ценностями", и откуда эти "ценности" взялись???
В древнем мире государственные деятели для выработки решений по какой-либо проблеме, привлекали пророков (3 Царств 22), которые вопрошали Бога (Высший Авторитет) о предстоящем мероприятии царя, например, будет ли война удачной или нет.
Царь Иудейский и царь Израильский обсуждают предстоящую войну с Сирией: "И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси сегодня, что скажет Господь. И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя". Один из пророков предсказал поражение, за что был заключен в тюрьму.
В русском средневековье функцию пророков, выполняли деятели Церкви, епископы, митрополиты, руководители епархий (церковно-админ. округ), многочисленных церковных приходов; обладали административной, духовной и хозяйственной властью на местах, осуществляли контроль за моралью (представления о хорошем и плохом, добро-зло) населения.
Вывод
Топонимы Елец, Ельцы содержат корни иврита - ЕЛ+ЕЦ = ЕЛ Бог+ЕЦА совет, замысел; т.е. поселение основано согласно Божьему Замыслу. Целесообразно рассмотреть топонимы в связи с образами и терминологией библейского иврита.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем топонимы в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни.
ЭСБЕ: "Корень - главная часть слова, повторяющаяся неизменно. Для нахождения К. из слова надо отбросить все приставки в начале слова и окончания (префиксы, суффиксы и флексии)".
Отметим, что в иврите корень (образ, идея) - обычно 1,2,3 согласных знака, между которыми вставляются гласные. Гласные знаки - комбинация точек и черт создана масоретами (ученые) Тверии (Израиль) в VI-VII вв. для сохранения правильного произношения библейских текстов. И сегодня израильтяне пишут без гласных знаков, гласные применяются только для обучения и в священных текстах.
ЕЛЕЦ = ЕЛ+ЕЦ, ЕЛ+ЬЦЫ, очевидно, что основным корнем является сочетание знаков ЕЛ (ЕЛЬ), в библейском иврите - одно из имен Бога. Сочетание знаков ЕЦ, ЬЦЫ определение - что Бог-наставник решил, Божий замысел.
Библейская терминология
* ивр. ЕЛ אֵל Бог; т.е. - Богово (земля, земельный участок), принадлежащее церкви или монастырю (Богу).
* ивр. ЕЦА עֵצָה совет: замысел, намерение, умысел; исполнитель намерения (Бога), рассудительность, благоразумие; великий в совете (о Боге).
Общий вид
* ЕЛЕЦ = ЕЛ+ЕЦ = ивр. ЕЛ אֵל Бог + ЕЦА עֵצָה в общем - совет: замысел, намерение; т.е. строительство поселения связано с Божьим замыслом (советом); Бог посоветовал.
* ЕЛЬЦЫ = ЕЛ+ЬЦЫ = ивр. ЕЛ אֵל Бог + ЕЦА עֵצָה совет: замысел, намерение; т.е. строительство поселения связано с Божьим замыслом (советом) - Бог - наставник.
б) Источник
+ Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
+ См. Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого завета, Вильно, 1878 г., ЕЛ с. 25; ЙАЦА с. 188; ЕЦА с. 363.
в) Библейский образ
* Псалтырь 23:1,2: "Псалом Давида. Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее".
* Исаия 46:9: "Вспомните, что было прежде, в древности. Я - Бог (ЕЛ), и другого нет, Я - Бог (ЕЛОХИМ), и нет подобного Мне".
* Исаия 14:24: "Господь Воинств поклялся: "Все будет, как Я задумал, Мой замысел (ЙААЦТИ от ЙААЦ) осуществится!".
* Иеремия 50:45: "Слушайте, что решил (АЦАТ от ЕЦА) Господь о Вавилоне, что задумал Он против страны халдеев! И ягнят утащат из стада, вместе с ними и пастбище Он погубит!
* 2 Царств 16:23: "В ту пору к Ахито́фелу шли за советом (ЙААЦ) так, словно вопрошали Бога. Так ценили любой совет (АЦАТ от ЕЦА) Ахитофела и Давид, и Авессалом".
Таким образом, топонимы ЕЛЕЦ и ЕЛЦЫ содержат корни библейского иврита ЕЛ Бог и ЕЦА совет, замысел, наставление (Бога). Скорее всего, имена образованы в ходе монастырской и церковной колонизации XV-XVII вв. на неосвоенных ранее земельных участках.
См. Игорь Корнильевич Смолич. Русское монашество, 1952; https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/russkoe-mo...